Типы роботов и манипуляторов
На предприятиях для выполнения погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ широкое применение получили специальные ПР (роботокары, робототележки, сбалансированные подъемники и манипуляторы, роботизированные конвейерные линии).
Универсальным и массовым средством механизации ручного труда являются сбалансированные манипуляторы (СМ), которые обладают значительными достоинствами по сравнению с традиционными грузоподъемными машинами типа тельферов, кран-балок, талей и т.д.: жесткая подвеска груза, исключающая его раскачивание; наличие механизированного или автоматического грузозахватного устройства, не требующего стропальных операций; простота управления; малая масса; невысокая стоимость; универсальность.
Манипуляторы с ручным управлением изготовляются в виде шарнирно-рычажного механизма, устанавливаемого на стационарной колонне или тележке. Как правило, такие манипуляторы выполняют по кинематической схеме с двумя вращательными парами. Особенности управления М с ручным управлением определяют области их применения, прежде всего в индивидуальном мелкосерийном производстве: передача деталей с конвейера на конвейер; укладка изделий на стеллажи; перемещение их на складах.
К недостаткам М с ручным управлением можно отнести их ограниченную грузоподъемность (до 500 кг).
На рис. 8.29 показан наиболее характерный представитель группы подъемно-транспортных манипуляторов - манипулятор типа МП-100. Манипулятор установлен на тележке, устойчивость М обеспечивается выносными опорами; привод - электромеханический. Уравновешенность М обеспечивается устройством пружинного типа. Максимальное горизонтальное и вертикальное перемещение М - 1500 мм, скорость подъема - 0,2 м/с. Манипулятор имеет несколько вариантов исполнения: для установки на полу (рис. 8.29, а, б), на передвижной балке (рис. 8.29, в), стационарно на потолочном перекрытии (рис. 8.29, г).
ПР такого типа занимают небольшие производственные площади, что является их преимуществом.
Машины для складских работ
Подъемники
Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути.
Подъёмники классифицируют по следующим признакам:
Классификация подъемников
- По принципу действия
- прерывного (циклического);
- непрерывного действия.
- По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам
- канатные;
- цепные;
- реечные;
- винтовые;
- плунжерные.
· Подъемники, предназначенные для перемещения массовых грузов в саморазгружающихся ковшах (скипах) по жестким направляющим, называют ковшовыми или скиповыми (рис. 14). Большое применение находят ковшовые подъемники для загрузки доменных печей, вагранок и т. п.
· По способу уравновешивания ковша различают три типа ковшовых подъемников.
· К первому типу (рис. 4.17, а) относятся подъемники с противовесом, уравновешивающим массу пустого ковша и половину массы груза. В этом случае двигатель развивает одинаковую мощность как при подъеме, так и при спуске ковша, необходимую для подъема половины массы груза. Эти подъемники применяются для средних и больших грузоподъемностей и средних значений производительности.
· Ко второму типу (рис. 4.17, б) относятся подъемники с двумя ковшами, движущимися в противоположном направлении. Нагрузка на двигатель равна нагрузке от массы груза в одном ковше. Такие ковшовые подъемники применяют при больших высотах подъема и большой производительности.
· К третьему типу относятся неуравновешенные ковшовые подъемники (рис. 4.17, в). В этом случае нагрузка на двигатель составляется из масс груза и ковша. Эти подъемники применяются для небольших производительностей, при малых и средних грузоподъемностях и редкой работе.
Рисунок 4.17 - Схемы ковшовых подъемников
Мачтовые подъемники применяют для подъема штучных грузов по вертикали на строительных площадках (рисунок 4.18).
Рисунок 4.18 - Мачтовые подъемники
· Клетьевые подъёмники (так называемые лифты) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих (рисунок 4.19). Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъёмники разделяются на грузовые и пассажирские. Грузовые в свою очередь делятся на собственно грузовые, товаро-пассажирские (грузовые с проводником) и малые товарные (для пищевых предприятий и торговых учреждений). По роду привода они разделяются на электрические, гидравлические и подъёмники с ручным приводом. Наибольшее применение имеют подъёмники с электроприводом. Скорость движения грузовых подъёмников колеблется в пределах 0,1-1,5 м/сек. Обычные пассажирские подъёмники имеют скорость v = 0,5-3,5 м/сек. Основные данные пассажирских и грузовых электрических подъёмников нормированы по ГОСТ 5745-51. Грузоподъёмность пассажирских подъёмников обычно рассчитывается на подъём 0,25-1,5 т; грузовые подъёмники поднимают 0,25-15 т, а малые товарные — 50-100 кг. Основные части клетьевого электрического подъёмника следующие: клеть или кабина, направляющие устройства для клети, шахта, противовес, органы подвешивания, лебёдка, предохранительные устройства, электроуправление.
Рисунок 4.19-Лифт:
1 — кабина; 2 — направляющие противовеса; 3 — направляющие кабины; 4 — противовес; 5 — канатоведущий шкив; 6 — механизм подъема; 7 -| канаты: 8 - буферное устройство
· Пневматические переносные подъемники используются вместо талей.
· Передвижные подъемники применяются главным образом на складах для укладывания в штабели массовых штучных грузов. Кроме того, они используются также и для некоторых погрузочных работ. Передвижные подъемники подразделяются на несамоходные (штабелеукладчиками) и на самоходные.
· Штабелеукладчики изготовляются не только с электроприводом подъемного механизма, но также и с пневматическим или гидравлическим приводом, а при небольшой грузоподъемности — и с ручным механизмом, подъема. Грузоподъемность штабелеукладчиков находится обычно в пределах 250—1000 кг при высоте подъема до 5 м. В последнее время все большее и большее распространение получают самоходные подъемники, установленные как на универсальных моторных тележках (на так называемых электро-, пневмо- или автокарах), так и на специализированном колесном ходу с использованием ряда стандартных автомобильных узлов и деталей. Грузоподъемность их редко превышает 5 т при высоте подъема до 5 м. Самоходные подъемники (автопогрузчики) изготовляются с различными захватными органами, соответствующими форме поднимаемых грузов (вилочный погрузчик).
Краны-штабелеры
Краны-штабелеры являются основным средством механизации работ на складах тарно-штучных грузов. Краны-штабелеры по конструкции разделяют на мостовые и стеллажные. Мостовые краны-штабелеры бывают в подвесном и опорном исполнении.
Применение кранов-штабелеров в складах при обслуживании напольными погрузчиками позволяет сократить ширину проходов с 2,5...3 м для мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола, до 1,5 м, для мостовых кранов-штабелеров, управляемых из кабины, -до 2,0 м. Для стеллажных кранов-штабелеров ширину проходов обычно принимают 1,0...1,3 м. Это позволяет увеличить полезную площадь складов.
Грузоподъемность кранов-штабелеров, выпускаемых нашей промышленностью, - 0,125-12,5 т при длине пролета до 30 м. При высоте складов до 6,0 м обычно используют мостовые краны-штабелеры, управляемые с пола (ОП); при высоте до 9,0 м можно использовать краны, управляемые из кабины (ОК); при больших высотах складов рекомендуется использовать стеллажные краны-штабелеры.
Предельные значения ускорений и замедлений в периоды неустановившихся процессов движения для механизмов подъема кранов-штабелеров принимают не более 0,5 м/с2, а для механизмов передвижения крана при высоте подъема до 6 м - не более 0,8 м/с2; при большей высоте подъема не более 0,4 м/с2.
Основным узлом мостового крана-штабелера является мост, состоящий из двух главных балок, по которым перемещается тележка с установленными на ней поворотным кругом с платформой, колонной и электрической лебедкой (механизмом подъема). Колонна, представляющая собой две вертикальные направляющие, предназначена для установки на ней и обеспечения вертикального перемещения грузоподъемной каретки с грузозахватным приспособлением.
Мост крана-штабелера по конструкции не отличается от моста обычного мостового крана. Главные балки его выполнены из двутавровых профилей или сварными - коробчатого сечения.
Тележки кранои-штабелеров, как и краны, по способу установки на мосту бывают подвесными (на штабелерах грузоподъемностью до 1,0 т) и опорными.
На рисунке 8.15 показан кран-штабелер ОП-1,0 .