Классификация и основные параметры ГПМ

Грузоподъёмные машины (ГПМ)

Классификация и основные параметры ГПМ

ГПМ – подъёмное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа. ГПМ применяются для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной зоны обслуживания в другую. ГПМ делятся по конструктивным признакам, по назначению и по характеру выполняемой работы.

Основные характеристики ГПМ:

1. Грузоподъёмность Q – это максимальная масса номинального рабочего груза, на подъём которого рассчитана ГПМ. В величину грузоподъёмности включается масса сменных грузозахватных приспособлений, вспомогательных устройств, подвешиваемых к грузозахватному органу. Для ГПМ, работающих с электромагнитом, бадьёй, грейфером, учитывается их масса. Величина грузоподъёмности должна соответствовать ГОСТ 1575.

2. Скорость движения V выбирается в зависимости от требований технологического процесса, в котором участвует ГПМ. Величина скорости движения должна соответствовать ГОСТ 6711, ГОСТ 3332, ГОСТ 7464.

3. Относительная продолжительность включения

Режимы работы ГПМ – лёгкий, средний, тяжёлый, весьма тяжёлый. Режим работы для всей ГПМ устанавливается по режиму работы механизма главного подъёма груза.

Режимы работы ГПМ характеризуется:

1. коэффициентом использования механизма по грузоподъёмности;

2. коэффициентом годового использования механизма;

3. коэффициентом суточного использования механизма;

4. относительной продолжительностью включения механизма (%):

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru ,

где tц – время работы механизма в течение цикла;

Тц – время цикла: это суммарное время операций – захват груза и его подъём, передвижение ГПМ, опускание груза и его отцепка, возврат грузозахватного устройства в исходное положение.

Продолжительность включения вычисляют:

v для электрооборудования - для промежутка времени не более 10 мин (учитывают время включения двигателя);

v для механизма – в течение 60 мин.

Так же учитываются температура окружающей среды и число включений механизма в час.

К механизмам ГПМ относятся:

1. механизм подъема груза;

2. механизм передвижения крана;

3. механизм изменения вылета;

4. механизм вращения поворотной части крана.

Каждый из этих механизмов включает:

а) привод– от электродвигателя или ручной;

б) тормозные устройства – используются для стопорения рабочего органа и для регулирования скорости движения перед стопорением;

в) зубчатые или червячные передачи;

г) рабочий орган – это элемент, непосредственно осуществляющий рабочий процесс механизма.

Различают нагрузки рабочего и нерабочего состояния машин.

В рабочем состоянииГПМ с грузом или без него может совершать рабочие движения собственными механизмами.

Нерабочим состоянием считается такое, при котором эксплуатация ГПМ не допускается по условиям внешней среды (ураган, землетрясение и т.д.) или из-за необходимости проведения ремонтных работ. К нагрузкам нерабочего состояния относятся повышенные ветровые, монтажные и испытательные нагрузки.

Ветровую нагрузку рабочего состояния крана учитывают при расчете металлоконструкции на прочность и выносливость, при проверке грузовой устойчивости крана против опрокидывания.

Механизмы и металлоконструкции ГПМ рассчитывают для трех предельных случаев нагружения.

1 случай –действуют максимальные нагрузки рабочего состояния. Используется для расчета прочности, а при необходимости и деформаций всех элементов машины с учетом характера нагружения.

2 случай -действуют эквивалентные нагрузки рабочего состояния. Используется для расчета переменно нагруженных элементов машины на ограниченную выносливость по заданной долговечности. Расчет производится по эквивалентной нагрузке.

3 случай- действуют нагрузки нерабочего состояния. Используется при расчете прочности и деформации всех элементов машины при нагрузках нерабочего состояния, если их воздействие создает большую нагруженность.

Типы ГПМ

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.6

Домкраты

Применяются для подъема грузов на небольшую высоту при выполнении монтажных работ. Домкрат устанавливают под грузом и упирают в него выдвижной частью. Высота рабочего хода домкрата невелика, поэтому подъем груза на высоту, превышающую ход домкрата, производят в несколько приемов. В этих случаях под груз подкладывают отдельные брусья или доски. Скорость подъема домкратами незначительна.

Домкраты выпускаются с различной грузоподъемностью - от 0.5 до 300 т и в большинстве своем имеют ручной привод.

По конструкции домкраты разделяются на реечные (рис.1), винтовые (рис.2) и гидравлические (рис.3).

Реечный домкрат

Состоит из корпуса 1 (рис. 4.7), в котором по направляющим перемещается рейка 2, имеющая поворотную головку 3 и лапу 4, Рейка с грузом поднимается или опускается вращением рукоятки 5 через зубчатые передачи 6. Для безопасной работы домкрат оборудован грузоупорным тормозом, который действует следующим образом. Вал 7 и зубчатое колесо 8 имеют винтовую нарезку. Между торцевыми поверхностями втулки и рукоятки расположено храповое колесо 9 с собачкой. При подъеме груза рукоятка перемещается по резьбе влево, заклинивает храповое колесо и через зубчатую передачу выдвигает рейку вверх, поднимая груз. По окончании подъема груза вал рукоятки фиксируется собачкой храпового колеса, препятствующей вращению вала в обратную сторону. При опускании груза рукоятка вращается в обратную сторону и одновременно перемещается по резьбе вправо, освобождая храповое колесо. Под действием момента от силы тяжести груза через зубчатую передачу втулка зубчатого колеса ввинчивается в рукоятку, зажимает храповое колесо и препятствует свободному падению груза.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.7 - Реечный домкрат: а - общий вид; б - грузоупорный тормоз.

Процесс опускания груза состоит из чередующихся падений и остановок. В отрегулированном тормозе (минимальном зазоре между храповиком и рукояткой) неравномерность опускания груза практически не ощущается. Усилие Р .на рукоятке при подъеме груза 0(Н) определяется из уравнения моментов относительно оси шестерни, связанной с рейкой:

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

где Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru - диаметр начальной окружности шестерни, м; Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru - длина рукоятки, м; Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru -общее передаточное число зубчатой передачи; Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru = 0,65 .0.85 - КПД передачи.

При ручном приводе и кратковременной работе усилие на рукоятке допускается не более 200 Н, а при непрерывной - не более 80 Н. Грузоподъемность реечных домкратов - до 6 т., высота подъема - до 0,6 м.

Винтовой домкрат

Он состоит из корпуса 1 (рисунок 4.8) с бронзовой гайкой 8, винта 2 с прямоугольной или трапецеидальной резьбой, грузовой головки 3 и рукоятки 6 с трещоткой. Рукоятка свободно надета на круглую часть винта. Трещотка представляет собой колесо 4 с зубьями, надетое на квадратную часть винта, и собачку 7, В зависимости от направления винта собачку поворачивают на оси 5 в одно из крайних положений, где собачка удерживается стопором 9 с пружиной 10. Винтовые домкраты не требуют дополнительных устройств для удержания груза, так как винтовая пара (винт - гайка) - самотормозящаяся. В самотормозящихся передачах( угол подъёма винтовой линии К меньше угла трения р) (обычно 4 .6). Это одновременно является и недостатком таких передач, так как у них КПД всегда меньше 0,5. Грузоподъёмность винтовых домкратов - до 50 т., высота подъёма до 0,35 м. При грузоподъёмности более 20 т. усилие на рукоятке становится значительным и поэтому рукоятка с трещоткой заменяется червячной передачей, а ручной привод - машинным.

Усилие Р (Н) на рукоятке при ручном вращении винта, нагруженного силой Q(H) при среднем радиусе винта г, длине рукоятки R и КПД домкрата Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru определяется из выражения:

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.8

Гидравлический домкрат

Домкрат (рисунок 4.9) состоит из цилиндра 6, являющегося одновременно его корпусом, поршня 5, насоса 1, всасывающего 3, нагнетательного 4 и спускного 7 клапанов. При ручном приводе насос и бак 2 с жидкостью объединены с корпусом домкрата.

Рабочей жидкостью служит минеральное масло или незамерзающая смесь (вода, смешанная со спиртом или глицерином). Рукояткой 8 плунжеру насоса сообщается возвратно — поступательное движение. При движении плунжера вправо цилиндр насоса через всасывающий клапан заполняется жидкостью, а при движении влево жидкость под давлением через нагнетательный клапан поступает под поршень основного цилиндра.

Усилие на рукоятке (Р), необходимое для подъёма груза Q (рисунок 4.9, а). Из формулы следует, что выигрыш в силе пропорционален соотношению квадратов диаметров поршней и плеч рукоятки. Гидравлические домкраты с ручным приводом имеют грузоподъемность до 200 т., и высоту подъема до 0,18 - 0.2 м. При машинном приводе жидкость в цилиндр домкрата подается от отдельного гидравлического насоса, а грузоподъемность одиночного домкрата может достигать 500 т. при машинном приводе несколько домкратов могут быть приведены в действие от одной насосной станции и осуществлять подъем крупных сооружений.

Для натяжения стержней или канатов при монтаже предварительно напряженных конструкций применяют тянущие домкраты (рисунок 4.9, б). Такой домкрат состоит из цилиндра 11, штока 10 с поршнем 12, стоики 13 и упорной плиты 14. на конце штока имеется гайка 9 для соединения его со стержнем. Домкрат закрепляют в стойке, служащей упором. При подаче масла в домкрат шток вместе с поршнем перемещается, производя натяжение стержня. Тянущие домкраты развивают усилие 630 и 1000 кН при ходе штока 315 и 400 мм., и работают от насосной станции с рабочим давлением 40 МПа.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.9 - Гидравлический домкрат: а - с ручным приводом; б - тянущий для натяжения стержней

Таль– это ГПМ, смонтированная в одном корпусе с приводом. Привод – ручной, электрический или пневматический.

Таль с ручным приводом подвешивают к опоре на крюк. Привод тали – от бесконечной сварной цепи, соединённой с приводным колесом. Тяговый орган – пластинчатая или сварная цепь. Q = 0, 25-0,5 т.

Электроталь (рисунок 4.10) подвешивается к тележкам с ручным или электроприводом, может управляться рабочим снизу или из кабины управления.

Q = 0, 25-15 т.

Эл.таль, прикреплённая к тележке с механическим приводом, называется тельфер (рисунок 3). Ходовыми колёсами тележка тельфера опирается на нижнюю полку двутавровой балки.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.10 - Электрическая таль с тяга­чом:

а — тягач; б — таль

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.11 - Тельфер

Краны

Это машины циклического действия, предназначенные подъёма и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом (рисунок 4.12).

Классификация кранов:

а) по конструкции:

1. мостового типа – мостовой, козловой, полукозловой;

2. кабельного типа – кабельный, кабельно – мостовой;

3. стрелового типа – стреловой, башенный, консольный.

К консольным кранам относятся консольные на колонне, настенные и велосипедные краны.

б) по виду грузозахватного органа: крюковые, грейферные, магнитные, краны-штабелёры;

в) по возможности перемещения: стационарные, переставные, передвижные, самоподъёмные;

г) по способу опирания: опорные и подвесные;

д) по степени поворота: поворотный, неповоротный.

Привод крана может быть ручной, механический, электрический (чаще всего) и гидравлический.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.12

Кран мостовой.Применяется для обслуживания цехов и складов производственных и ремонтных предприятий. Представляет собой конструкцию из мостовых балок, передвигающуюся по уложенным на колоннам цеха подкрановым путям. Мостовые краны бывают с ручным и электроприводом, однобалочные и двухбалочные, подвесные и опорные. Кран имеет мост с механизмом передвижения и тележку с механизмом передвижения и подъёма. Механизмы мостового крана обеспечивают три движения: подъём груза, передвижение тележки и передвижение моста. Механизм подъёма – это лебедка. Используются захваты: крюковые, грейферные и магнитные. Грузоподъёмность – до 500 т.

Козловые краны применяются на открытых площадках звеносборочных баз, погрузочных площадках дистанций пути, шпалопропиточных заводах для погрузки, выгрузки и транспортирования в пределах площадки различных материалов.

Независимо от конструкции козловой кран (рисунок 4.13) состоит из моста в виде фермы 1 (балка, труба), опирающейся через опоры 2 с тележками 3 на подкрановые пути. На мосту козлового крана установлена и может перемещаться по нему крановая тележка 4 или тельфер, оснащенные грузоподъемным механизмом, к которому подвешивается груз 5.

Мост (ферма) козлового крана может иметь одну или две консоли, но может быть и без них. В связи с этим краны разделяются на консольные и бесконсольные. Кабина управления краном размещается на опорах или ферме, что обеспечивает крановщику хороший обзор.

К основным параметрам козлового крана относятся: грузоподъемность Q, пролет L, т. е. расстояние по горизонтали между осями подкрановых путей; длина консоли Lк — расстояние между осью рельса подкранового пути и центром зева крюка грузоподъемного механизма, находящегося в крайнем положении; максимальная высота подъема крюка Я. Скорость подъема груза козловыми кранами находится в пределах 8—16 м/мин, а скорость передвижения крана— 20—100 м/мин.

Козловые краны пролетом 32 м и выше называют перегрузочными мостами. Они предназначены для обслуживания больших площадей, например открытых складов сыпучих грузов. Козловой кран обслуживает площадь, ограниченную пролетом моста, консолями и длиной подкранового пути. Пролет козлового крана может перекрывать два и более железнодорожных пути.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru Рисунок 4.13 – Схема козлового крана

ВЕЛОСИПЕДНЫЙкран (рисунок 4.14)- стреловой поворотный подъемный кран на колонне, которая установлена на 2-4-колесных тележках, перемещаемых по одному рельсу. Верхняя часть колонны удерживается роликами в двух балках. Велосипедный кран предназначен для подъёма и горизонтального перемещения грузов. Используется для механизации грузоподъёмных и погрузочно-разгрузочных работ в производственных цехах и закрытых складах. Грузоподъемность до 10 т, вылет стрелы 3-7 м, привод электрический.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.14 - Велосипедный кран:

1 - тележка; 2 - колонна; 3 - стрела; 4 - потолочная балка; 5 - верхний ролик

Кран кабельный

Выполнен в виде расчлененных мачт или башен, между которыми натянут стальной канат, называемый несущим. По нему тяговым канатом передвигается тележка с механизмом подъёма. Тяговая и подъёмная лебёдки обычно с индивидуальным электроприводом, размещенным в одной из башен. Кабельные краны применяются на складах сыпучих материалов и как монтажное оборудование при строительстве на сильно пересеченной местности или при необходимости преодоления водного пространства или ущелья. Используются захваты: крюковые, грейферные.

Опоры стационарных кабельных кранов устанавливаются на фундаментах. Рельсовые пути для опор передвижных кранов выполняют в виде эстакад

Типы кабельных кранов в зависимости от способа установки:

1. стационарные,у которых обе башни неподвижны и поддерживаются в рабочем положении главными и боковыми вантами. Краны G≤5 т используются для реконструкции складов и цехов. Краны G=5-15 т – для монтажа тяжелых конструкций

2. качающиеся– обе башни могут быть наклонены под углом до 8°. Этот наклон образуется изменением длин боковых вант при помощи ручных лебедок. Такие краны обслуживают рабочую зону в виде прямоугольника.

3. передвижные– обе башни расположенына ходовых тележках, передвигающихся по ходовым путям.

4. радиальные.- одна из башен крана неподвижна, а вторая передвигается по дуге окружности. Кран обслуживает площадь сектора круга.

Грузоподъёмность кабельных кранов – до 15 т. Средний пролет 250-400 м. Высота подъёма зависит от рельефа местности и габаритов обслуживаемого сооружения (рисунок 4.15).

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.15 - Кран кабельный

Портальный кран

Это свободно стоящий полноповоротный кран стрелового типа, опирающийся на жесткий, передвигающийся по рельсам П-образный помост (портал). Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать железнодорожные пути, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава. Высота портала до 10 м (рисунок 4.16).

Наверху портала установлен цевочный барабан, несущий круговой рельс. По рельсу катятся заключенные в сепаратор катки. На катки опирается поворотная рама, которая является основной несущей конструкцией всей поворотной части крана. К задней части рамы подвешен неподвижный противовес, уравновешивающий поворотную часть.

Классификация портальных кранов по назначению:

1. портовые– для погрузо-разгрузочных работ;

2. судостроительные и судоремонтные– устанавливаются на набережных и плавучих доках;

3. строительные портальные– для механизации строительных работ.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.16 - Портальный кран

РОБОТЫ И МАНИПУЛЯТОРЫ

Промышленные роботы (ПР) представляют собой универсальное средство автоматизации производственных процессов. ПР - это авто­мат для выполнения действий по соответствующей программе. Они успешно применяются в различных сферах производства.

4.5.1. Область применения робототехнических устройств и требования, предъявляемые к ним

Основной задачей, возлагаемой на промышленные роботы (ПР) при автоматизации транспортно-складских работ, является обеспечение связи между транспортными потоками и технологическими опера­циями; основными же источниками экономической эффективности является повышение производительности технологического обору­дования, обслуживаемого ПР, или производительности труда на ряде вспомогательных операций: загрузке, выгрузке, транспортирова­нии и т.п.

Так, например, при мелкосерийном и индивидуальном произ­водстве применение промышленных роботов (ПР) и манипуляторов (М) с автоматическим управлением часто экономически нецелесообразно, выгоднее применять М с ручным управлением. На складах роботы и манипуляторы могут эффективно использоваться при загрузке и разгрузке ячеек стеллажей, различных транспортных средств, штабе­лировании, укладке грузов в тару и т. п. Робототехнические устройст­ва, оснащенные дистанционным управлением и микропроцессорной техникой, дают наибольший эффект при пакетных перевозках.

Машины для складских работ

Подъемники

Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути.

Подъёмники классифицируют по следующим признакам:

Классификация подъемников

  • По принципу действия
    • прерывного (циклического);
    • непрерывного действия.
  • По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам
    • канатные;
    • цепные;
    • реечные;
    • винтовые;
    • плунжерные.

· Подъемники, предназначенные для перемещения массовых грузов в саморазгружающихся ковшах (скипах) по жестким направляющим, называют ковшовыми или скиповыми (рис. 14). Большое применение находят ковшовые подъемники для загрузки доменных печей, вагра­нок и т. п.

· По способу уравновешивания ковша различают три типа ковшо­вых подъемников.

· К первому типу (рис. 4.17, а) относятся подъемники с противовесом, уравновешивающим массу пустого ковша и половину массы груза. В этом случае двигатель развивает одинаковую мощность как при подъеме, так и при спуске ковша, необходимую для подъема половины массы груза. Эти подъемники применяются для средних и больших грузоподъемностей и средних значений производительности.

· Ко второму типу (рис. 4.17, б) относятся подъемники с двумя ков­шами, движущимися в противоположном направлении. Нагрузка на двигатель равна нагрузке от массы груза в одном ковше. Такие ковшовые подъемники применяют при больших высотах подъема и большой производительности.

· К третьему типу относятся неуравновешенные ковшовые подъем­ники (рис. 4.17, в). В этом случае нагрузка на двигатель составляется из масс груза и ковша. Эти подъемники применяются для небольших производительностей, при малых и средних грузоподъемностях и редкой работе.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.17 - Схемы ковшовых подъемников

Мачтовые подъемники применяют для подъема штучных грузов по вертикали на строительных площадках (рисунок 4.18).

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.18 - Мачтовые подъемники

· Клетьевые подъёмники (так называемые лифты) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих (рисунок 4.19). Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъёмники разделяются на грузовые и пассажирские. Грузовые в свою очередь делятся на собственно грузовые, товаро-пассажирские (грузовые с проводником) и малые товарные (для пищевых предприятий и торговых учреждений). По роду привода они разделяются на электрические, гидравлические и подъёмники с ручным приводом. Наибольшее применение имеют подъёмники с электроприводом. Скорость движения грузовых подъёмников колеблется в пределах 0,1-1,5 м/сек. Обычные пассажирские подъёмники имеют скорость v = 0,5-3,5 м/сек. Основные данные пассажирских и грузовых электрических подъёмников нормированы по ГОСТ 5745-51. Грузоподъёмность пассажирских подъёмников обычно рассчитывается на подъём 0,25-1,5 т; грузовые подъёмники поднимают 0,25-15 т, а малые товарные — 50-100 кг. Основные части клетьевого электрического подъёмника следующие: клеть или кабина, направляющие устройства для клети, шахта, противовес, органы подвешивания, лебёдка, предохранительные устройства, электроуправление.

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Рисунок 4.19-Лифт:

1 — кабина; 2 — направляющие проти­вовеса; 3 — направляющие кабины; 4 — противовес; 5 — канатоведущий шкив; 6 — механизм подъема; 7 -| канаты: 8 - буферное устройство

· Пневматические переносные подъемники используются вместо талей.

· Передвижные подъемники применяются главным образом на складах для укладывания в штабели массовых штучных грузов. Кроме того, они используются также и для некоторых погрузочных работ. Передвижные подъемники подразделяются на несамоходные (штабелеукладчиками) и на самоходные.

· Штабелеукладчики изготовляются не только с электроприводом подъемного механизма, но также и с пневматическим или гидравлическим приводом, а при небольшой грузоподъемности — и с ручным механизмом, подъема. Грузоподъемность штабелеукладчиков находится обычно в пределах 250—1000 кг при высоте подъема до 5 м. В последнее время все большее и большее распространение получают самоходные подъемники, установленные как на универсальных моторных тележках (на так называемых электро-, пневмо- или автокарах), так и на специализированном колесном ходу с использованием ряда стандартных автомобильных узлов и деталей. Грузоподъемность их редко превышает 5 т при высоте подъема до 5 м. Самоходные подъемники (автопогрузчики) изготовляются с различными захватными органами, соответствующими форме поднимаемых грузов (вилочный погрузчик).

Краны-штабелеры

Краны-штабелеры являются основным средством механизации работ на складах тарно-штучных грузов. Краны-штабелеры по конст­рукции разделяют на мостовые и стеллажные. Мостовые краны-шта­белеры бывают в подвесном и опорном исполнении.

Применение кранов-штабелеров в складах при обслуживании напольными погрузчиками позволяет сократить ширину проходов с 2,5...3 м для мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола, до 1,5 м, для мостовых кранов-штабелеров, управляемых из кабины, -до 2,0 м. Для стеллажных кранов-штабелеров ширину проходов обыч­но принимают 1,0...1,3 м. Это позволяет увеличить полезную площадь складов.

Грузоподъемность кранов-штабелеров, выпускаемых нашей про­мышленностью, - 0,125-12,5 т при длине пролета до 30 м. При высоте складов до 6,0 м обычно используют мостовые краны-штабелеры, управляемые с пола (ОП); при высоте до 9,0 м можно использовать краны, управляемые из кабины (ОК); при больших высотах складов рекомендуется использовать стеллажные краны-штабелеры.

Предельные значения ускорений и замедлений в периоды неус­тановившихся процессов движения для механизмов подъема кранов-штабелеров принимают не более 0,5 м/с2, а для механизмов передвиже­ния крана при высоте подъема до 6 м - не более 0,8 м/с2; при большей высоте подъема не более 0,4 м/с2.

Основным узлом мостового крана-штабелера является мост, состоящий из двух главных балок, по которым перемещается тележка с установленными на ней поворотным кругом с платформой, колонной и электрической лебедкой (механизмом подъема). Колонна, пред­ставляющая собой две вертикальные направляющие, предназначена для установки на ней и обеспечения вертикального перемещения грузоподъемной каретки с грузозахватным приспособлением.

Мост крана-штабелера по конструкции не отличается от моста обычного мостового крана. Главные балки его выполнены из двутав­ровых профилей или сварными - коробчатого сечения.

Тележки кранои-штабелеров, как и краны, по способу установки на мосту бывают подвесными (на штабелерах грузоподъемностью до 1,0 т) и опорными.

На рисунке 8.15 показан кран-штабелер ОП-1,0 .

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru

Регистрация ГПМ

Все грузоподъемные средства подлежат регистрации в органах Ростехнадзора по письменному заявлению владельца и паспорту ГПМ. ГПМ подлежат перерегистрации после реконструкции, ремонта (если на машину был составлен новый паспорт), после передачи машины другому владельцу или после перестановки ГПМ на новое место.

ГПМ подлежат снятию с регистрации в органах Госгортехнадзора: а) при ее списании; б) при передаче другому владельцу; в) при переводе ее в разряд нерегистрируемых.

Регистрируемые ГПМ:

а) краны всех типов;

б) экскаваторы;

в) грузовые эл. тележки с кабиной управления, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.

Нерегистрируемые ГПМ:

а) краны всех типов с ручным приводом;

б) краны мостового типа и поворотные консольные краны Q<=10т.;

в) краны стрелового типа Q<=1т.;

г) краны стрелового типа с постоянным вылетом;

д) переставные краны;

е) краны, установленные на экскаваторах и др. технологических машинах;

ж) эл. тали , лебедки для подъема груза или людей.

ГПМ, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а так же съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журнале учета ГПМ и съемных грузозахватных приспособлений.

Разрешение на пуск ГПМ выдается инспектором Ростехнадзора на основании технического освидетельствования в следующих случаях:

а) перед пуском в работу вновь зарегистрированной ГПМ;

б) после монтажа, вызванного установкой ГПМ на новом месте;

в) после реконструкции ГПМ;

г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций.

Разрешение на пуск в работу ГПМ, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора , выдается ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Разрешение на работу ГПМ записывается в их паспорт.

Разрешение на эксплуатацию съемных грузозахватных приспособлений и тары записывается в журнал их учета.

Грузоподъёмные машины (ГПМ)

Классификация и основные параметры ГПМ

ГПМ – подъёмное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа. ГПМ применяются для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной зоны обслуживания в другую. ГПМ делятся по конструктивным признакам, по назначению и по характеру выполняемой работы.

Основные характеристики ГПМ:

1. Грузоподъёмность Q – это максимальная масса номинального рабочего груза, на подъём которого рассчитана ГПМ. В величину грузоподъёмности включается масса сменных грузозахватных приспособлений, вспомогательных устройств, подвешиваемых к грузозахватному органу. Для ГПМ, работающих с электромагнитом, бадьёй, грейфером, учитывается их масса. Величина грузоподъёмности должна соответствовать ГОСТ 1575.

2. Скорость движения V выбирается в зависимости от требований технологического процесса, в котором участвует ГПМ. Величина скорости движения должна соответствовать ГОСТ 6711, ГОСТ 3332, ГОСТ 7464.

3. Относительная продолжительность включения

Режимы работы ГПМ – лёгкий, средний, тяжёлый, весьма тяжёлый. Режим работы для всей ГПМ устанавливается по режиму работы механизма главного подъёма груза.

Режимы работы ГПМ характеризуется:

1. коэффициентом использования механизма по грузоподъёмности;

2. коэффициентом годового использования механизма;

3. коэффициентом суточного использования механизма;

4. относительной продолжительностью включения механизма (%):

Классификация и основные параметры ГПМ - student2.ru ,

где tц – время работы механизма в течение цикла;

Тц – время цикла: это суммарное время операций – захват груза и его подъём, передвижение ГПМ, опускание груза и его отцепка, возврат грузозахватного устройства в исходное положение.

Продолжительность включения вычисляют:

v для электрооборудования - для промежутка времени не более 10 мин (учитывают время включения двигателя);

v для механизма – в течение 60 мин.

Так же учитываются температура окружающей среды и число включений механизма в час.

К механизмам ГПМ относятся:

1. механизм подъема груза;

2. механизм передвижения крана;

3. механизм изменения вылета;

4. механизм вращения поворотной части крана.

Каждый из этих механизмов включает:

а) привод– от электродвигателя или ручной;

б) тормозные устройства – используются для стопорения рабочего органа и для регулирования скорости движения перед стопорением;

в) зубчатые или червячные передачи;

г) рабочий орган – это элемент, непосредственно осуществляющий рабочий процесс механизма.

Различают нагрузки рабочего и нерабочего состояния машин.

В рабочем состоянииГПМ с грузом или без него может совершать рабочие движения собственными механизмами.

Нерабочим состоянием считается такое, при котором эксплуатация ГПМ не допускается по условиям внешней среды (ураган, землетрясение и т.д.) или из-за необходимости проведения ремонтных работ. К нагрузкам нерабочего состояния относятся повышенные ветровые, монтажные и испытательные нагрузки.

Ветровую нагрузку рабочего состояния крана учитывают при расчете металлоконструкции на прочность и выносливость, при проверке грузовой устойчивости крана против опрокидывания.

Механизмы и металлоконструкции ГПМ рассчитывают для трех предельных случаев нагружения.

1 случай –действуют максимальные нагрузки рабочего состояния. Используется для расчета прочности, а при необходимости и деформаций всех элементов машины с учетом характера нагружения.

2 случай -действуют эквивалентные нагрузки рабочего состояния. Используется для расчета переменно нагруженных элементов машины на ограниченную выносливость по заданной долговечности. Расчет производится по эквивалентной нагрузке.

3 случай- действуют нагрузки нерабочего состояния. Используется при расчете прочности и деформации всех элементов машины при нагрузках нерабочего состояния, если их воздействие создает большую нагруженность.

Наши рекомендации