Лабораторная работа «Разработка презентации проекта»
Студенты, используя презентационную программу «MS Power Point» или редактор сайтов «MS Front Page» создают мультимедиа слайды, сайты, отображающие материалы разработанного проекта информатизации управленческой задачи, функции. Презентационная программа MS Power Point позволит студентам проявить свои способности в мультимедийных технологиях, комбинируя текст, звук, анимацию и видео.
Литература
1. Астахов В.И., Федосеев А.И. Информационные системы управления.– Часть 1.: Учебное пособие. Н.Новгород: ВГИПИ, 2000.–108с.
2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента - М. ГУВШЭ. 2000.–244с.
3. Балдин К.В и др. Информационные системы в экономике. Учебник для студ. высш. уч. завед. – М.: Академия. 2007.–228с.
4. Безруков Н.Н. Компьютерная вирусология. Спр. р-во Киев УРЕ 1990.
5. Жук А.И., Кондратьев Г.Г. Железо ПК. Общие вопросы. Аппаратные средства, Издательский дом Питер, СПб, 2006.–208с.
6. Информационные технологии управления. Под редакцией Ю.М. Черкасова – М.: ИНФРА – М, 2001.
7. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник – СПб. Из-во Михайлова В.А., 2000.
8. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. М.: ИНФРА, 2001.
9. Автоматизация управления предприятием. Под ред. Баронова В.В. – М. ИНФРА. 2000.
10.Дж. Ульман. Основы систем баз данных. М.: Финансы и статистика, 1983.
11. Федосеев А.И., Астахов В.И. Информационные системы управления: Учебное пособие – Часть II. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. – 209 с.
Приложение 1
Пример разработки задания №1 «Постановка задачи»
Рассмотрим этапы разработки системы информатизации работы кассира продовольственного магазина.
1. Характеристика объекта информатизации:
- ассортимент продуктов – до 3000 наименований;
- пропускная способность – до 2000 покупателей в день;
- режим работы – магазин работает без выходных;
- срок хранения информации – до 1 года;
- количество рабочих мест кассира – до 20 мест.
2. Автоматизируемые функции:
- формирование контрольного чека покупателя;
- формирование базы данных, регистрирующей поступление продуктов в магазин и их реализацию через торговые секции магазина;
- формирование справок о наличии продуктов в магазине, о количестве проданных продуктов в объемном и стоимостном выражении.
3. Компьютеры должны быть расположены у директора магазина, заведующих секциями, кассиров и кладовщика склада. Эти компьютеры объединены в локальную сеть с одним выходом в Internet.
4. Технология информатизации работы кассира.
Локальная сеть компьютеров включается в начале рабочего дня. На экране у кассира перечень групп товаров, находящихся в магазине. Покупатель, выбрав продукты и погрузив их в тележку, направляется к кассиру.
Кассир визуально определяет, к какой группе относятся продукты покупателя и на экране выбирает соответствующую группу. На экран выводится перечень продуктов выбранной группы.
Кассир поочередно выбирает на экране наименование продуктов. На экран выводится стоимость продуктов и запрашивается их количество в соответствующих единицах измерения. На экран выводится стоимость каждого продукта и нарастающим итогом стоимость всей покупки.
Покупатель визуально с экрана кассира контролирует правильность ввода кассиром информации о продуктах, находящихся в корзине. О завершении работы с очередным покупателем кассир сообщает компьютеру нажатием специальной функциональной клавиши.
Покупателю выдается чек, в котором указывается перечень покупаемых продуктов, цена, количество, стоимость каждого вида продукта и покупки в целом. Чек заканчивается фразой «Спасибо за покупку».
Информацию о продуктах, поступающих на склад магазина, вводит в систему кладовщик склада с транспортных документов через компьютер, установленный на складе. При этом используется следующий сценарий диалога:
- на экране перечень различных функций;
- кладовщик выбирает функцию «Поступление продуктов в магазин»;
- на экран выводится список групп продуктов;
- кладовщик осматривает сопроводительные документы, поступившей партии товаров и на экране выбирает очередную группу товара;
- на экран выводится список продуктов, относящихся к выбранной группе;
- кладовщик выбирает наименование очередного продукта;
- на экран выводится сообщения «Введите количество» и «Единицу измерения»;
- кладовщик вводит запрашиваемые данные.
О завершении работы с очередным поставщиком кладовщик сообщает компьютеру нажатием специальной функциональной клавиши.
По запросу директора магазина и заведующих секциями система выводит справки о наличии продуктов в магазине, об объеме продаж за рабочий день, месяц, квартал, год в абсолютных единицах и денежном выражении.
В случае уменьшения наличия какого-либо продукта меньше предельного уровня его запаса система выводит на экран компьютера у директора магазина сообщение о необходимости своевременного заказа и организации завоза продукта в магазин. Данное сообщение выводится в импульсном режиме яркого цвета при первом включении компьютера.
5. Информационная модель задачи.
| |||||||
|
|
Рис.2. Информационная модель задачи «Информатизация работы кассира продовольственного магазина»
Приложение 2
Пример выполнения задания №2 «Информационное обеспечение»
1.Входная информация.
1.1. Структура и форма входных документов.
Таблица 7
А) сведения о покупке
Дата | Наименование продукта | Количество продукта |
Таблица 8
Б) новые поступления продуктов
Дата | Поставщик | Наименование продукта | Количества продукта | Единица измерения |
1.2. Описание входной информации.
Таблица 9
А) Сведения о покупке
Наименование реквизита | Диапазон изменения | Справочник | Длина, зн. |
1. Дата - число - месяц - год | 1-31 1-12 | - - - | |
2. Наименование продукта | - | №1 | |
3. Количество продукта | 1-99999 | - | |
Итого длина записи |
Таблица 10
Справочник №1 «Наименование продукта»
Код | Стандартное наименование | Цена, руб. | Полное наименование |
ХХХХ | Конф. Белочка СКФ | Конфеты «Белочка» Сормовской кондитерской фабрики | |
Провансаль НМЖК | Майонез Провансаль Нижегородского масло-жир комбината | ||
Мак. изд. Ракушки | Макаронные изделия «Ракушки» | ||
… | … | … | |
4 зн. | 20 зн. | 6 зн. | Всего до 3000 наименований |
В справочник № 1 необходимо ввести реквизит «Цена», имеющего длину 6 знаков (3 знака – цена в рублях, 2 знака – цена в копейках и 1 знак разделитель).
Таблица 11
Справочник №2 «Единица измерения»
Код | Стандартное наименование | Полное наименование |
ХХ | Гр Кг Шт Л … … | Грамм Килограмм Штук Литр … … |
2 зн | 2 зн | Всего до 15 наименований |
Таблица 12
Б) Новые поступления продуктов
Наименование реквизита | Диапазон изменения | Справочник | Длина, зн |
1.Дата - число - месяц - год | 1-31 1-12 | - - - | |
2. Поставщик | - | №3 | |
3. Наименование продукта | - | №1 | |
4. Количество продукта | 1-99999 | - | |
5. Единица измерения | - | №2 | |
Итого длина записи |
Таблица 13
Справочник №3 «Поставщик»
Код | Стандартное наименование | Полное наименование |
ХХХ | ОЗФ Геркулес | Оптово – закупочная фирма «Геркулес» |
СКФ Н.Новгород | Сормовская кондитерская фабрика г. Н. Новгород | |
… … | … … | … … |
3 зн. | 15 зн. | Всего до 200 наименований |
Таблица 14
1.3. Объем входной информации
Наименование документа | Длина записи, зн. | Количество записей | Объем, зн. |
1. Сведения о покупке 2. Новые поступления продуктов | 3,65*106 1,5*106 | 127,8*106 75*106 | |
Итого объем входной информации | 202,8*106 |
Количество записей рассчитывается исходя из необходимой продолжительности хранения данных.
Так как в рассматриваемой задаче должны выдаваться справки в разрезе года, то объемы информации, будем рассматривать исходя из ее хранения в течение года. Тогда количество записей документа «Сведения о покупке» будет рассчитываться как КЗ1=365 дней работы магазина в течение года * 2000 покупателей в день *5 видов продуктов у одного покупателя = 3,65*106.
Количество записей документа «Новые поступления продуктов».
КЗ2=200 поставщиков продуктов * 150 поступлений продуктов от одного поставщика *50 видов продуктов в одной поставке = 1,5*106.
Расчет объема входной информации в байтах
Qвх=202,8*106 зн. = 202,8*106 байт = 198,05*103 Кб=193,4 Мб.
2. Выходная информация.
Методика разработки выходной информации аналогична методики разработки входной информации. В результате рассчитывается объем выходной информации – Qвых.
3. Нормативно – справочная информация.
Рассчитывается объем нормативно – справочной информации – Qнси на базе разработанных справочников (см. табл. 15). В графе 1 перечисляются все разработанные справочники. В графе 2 указывается количество знаков, содержащихся в коде и стандартном наименовании. Так, как в справочник № 1 «Наименование продукта» введен реквизит «Цена продукта», имеющего длину 6 знаков, тогда длина записи справочника №1 определяется как 4 зн. (код) + 20 зн. (стандартное наименование) + 6 зн. (цена)=30 зн.
Тогда объем нормативно – справочной информации (см. табл. 15).
Таблица 15
Расчет объема нормативно-справочной информации
Наименование справочника | Длина записи, зн. | Количество записей | Объем, зн. |
Наименование продукта | |||
Единица измерения | |||
Поставщик | |||
Итого объем нормативно – справочной информации |
Количество записей (графа 3) берется из последней строки последней графы соответствующего справочника.
Тогда Qнси=93660 зн.=93660 байт = 91,5 Кб.
4. Расчет объема дисковой и оперативной памяти производится по формулам (2) – (6) п. 4 методики.
5. Разработка классификаторов
а) иерархического типа – код секции магазина
|
б) фасетного типа – код продукта
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
6. Разработка базы данных.
База данных содержит два файла.
Файл №1 «Поступление, наличие продуктов»:
- дата поступления продуктов;
- поставщик;
- партия продуктов;
- наименование продукта;
- единица измерения;
- цена;
- количество поступившего продукта;
- количество проданного продукта;
- количество продукта в наличии;
- стоимость партии.
Файл №2 «Реализация товара»:
- дата реализации;
- наименование продукта;
- единица измерения;
- цена по реализации;
- количество продукта;
- стоимость реализации.
Приложение 3
Пример разработки задания №3 «Разработка алгоритма решения задачи»
Рассмотрим алгоритм расчета стоимости покупки, используя возможности табличного процессора:
Таблица 16
Наименование продукта | Цена, руб. | Количество | Стоимость продукта, руб. |
… … | … … | … … | … … |
Итого стоимость покупки | Σ… |
Значения граф (столбцов) 1,2,3 принимаются из файла №2 «Реализация товара» базы данных.
Графа 4 содержит формулу гр. 4 = гр. 2 * гр. 3.
Итоговая строка представляет собой сумму значений графы 4.
Приложение 4