Фаза 3. Абреакция и высвобождение
Комментарий. Когда мы доходим до момента, когда абреакция начинает проявляться или подавляться, мы пересекаем границу между Фазой 2 и Фазой 3.
РХ. И что сейчас происходит?
Донна. Он со мной разговаривает.
Комментарий. Клиентка подавляет абреакцию, а потому язадаю ей следующие вопросы, чтобы побудить к абреакции.
РХ. И что вы чувствуете?
Донна. Я хочу быть его другом… (выражение лица указывает на эмоции во время паузы).
РХ. Что происходит дальше?
Донна. Не знаю, мы просто остаемся там… (длинная пауза).
РХ. Переместитесь во времени вперед к тому моменту, когда происходит что-то важное… что сейчас происходит?
Клиентка бормочет.
РХ. Простите?
Донна. Мы достроили дом.
РХ. Вы построили дом?
Донна. Да, мои родители строят дом.
Комментарий. Так как абреакции нет, клиент отводится в спокойное место для подготовки к технике информированного ребенка и ролевой гештальт-игре для высвобождения события.
РХ. Ок, отправляйтесь в свое спокойное место… оставайтесь в своем спокойном месте (техника информированного ребенка). И имея всю ту мудрость взрослого человека, которая у вас есть сейчас, все понимание, опыт, станьте четырехлетней девочкой – но со своим нынешним взрослым разумом. И теперь вернитесь в гараж к своему брату, и ваш взрослый разум поможет вашему четырехлетнему ребенку. Каким будет ваше новое восприятие и новое понимание этого события?
Донна. Я могла сказать НЕТ. Я могла уйти.
РХ (применяет ролевую гештальт-игру). Представьте себе, что ваш кузен сейчас стоит прямо перед вами, и вы можете сказать ему все, что хотите. Ему придется васслушать. Ему придется слушать до тех пор, покавы не прекратите говорить. Скажите ему, что вы чувствуете по поводу того, что он сделал… какое влияние это оказало на вас тогда и во все последующие годы. «Это заставило меня чувствовать себя…».
Донна. Ты заставилменя почувствовать, что я обязана делать все, что ты говоришь, чтобы ты хорошо ко мне относился.
РХ. А что еще вы хотите ему сказать?
Донна. Я всего лишь маленькая девочка (абреакция становится все более явной), я была всего лишь маленькой девочкой. А ты из-за этого испортил всю мою жизнь (абреакция становится более умеренной).
РХ. Если хотите, возьмите салфетку (клиентка пользуется салфеткой, которую ей дает один из учеников). Вы хотите сказать ему что-то еще до того, как он ответит?
Клиентка отрицательно качает головой.
РХ. А сейчас станьте своим кузеном. Донна сказала, что вы испортили всю ее жизнь. Что вы можете ей сказать?
Донна (говорит за брата). Прости меня. Я всего лишь глупый ребенок. Я не думал о своем поведении. Мне было все равно. Никто обо мне не заботился, и мне тоже было на всех наплевать.
РХ. Снова станьте Донной. Ваш кузен сказал, что ему жаль. Он сказал, что ему было плевать, так как всем было наплевать на него. Теперь вы его понимаете?
Донна. Да.
Комментарий: некоторые люди полагают, что «простить» и «смириться» - это одно и то же, а потому обратите внимание, с помощью каких слов я пытаюсь добиться высвобождения.
РХ (высвобождение). Не мирясь с тем, что он сделал – вы прощаете его илиосвобождаете егоот извинений, которые он был вам должен?
Донна. Да.
РХ. И вы прощаете себя за то, что несли эту боль все эти годы?
Клиентка кивает ишепчет «Да».
РХ. Очень хорошо. Отправляйтесь в свое спокойное место.
Комментарий. Как только клиент высвобождает человека, ему нужно снова укрыться в безопасном месте для подтверждения высвобождения.
РХ (подтверждение высвобождения события). Я бы хотел попросить ваше подсознание отреагировать с помощью соответствующего пальцевого сигнала. Событие с участием вашего кузена было успешно высвобождено?
Шевелится палец ДА.
Комментарий. Если бы шевельнулсяпалец НЕТ или «я не знаю», я бы спросил Донну, нужно ли ей поговорить с кем-то еще, чтобы высвободить это событие. Иногда клиент хочет провести ролевую игру с родителем илис кем-то другим, даже если этот человек ине присутствовал во время события. Когда в событии принимают участие двое или более людей, клиенту часто нужно провести гештальт с более чем одним человеком.
РХ. Есть ли что-то еще, что нужно обнаружить и высвободить?
Движется палец ДА.
РХ. Вы готовы сделать это сейчас?
Снова палец ДА.
Комментарий. Если вы проводите индивидуальную сессию, следите за временем. Чаще всего вторую регрессию стоит планировать на следующую сессию – просто с точки зрения использования времени (с момента начала сессии с Донной прошло менее 20 минут). Однако если время позволяет провести вторую регрессию, прежде чем продолжить, я спрашиваю разрешения клиента, так как иногда клиенту требуется обработать первую регрессию, прежде чем перейти ко второй.
РХ (попытка второй регрессии). А теперь из этого гаража переместитесь или вперед, или назад во времени к очень значимому событию – двигайтесь либо вперед, либо назад во времени к очень значимому событию, которое включает в себя желание быть идеальной… очень важному событию. 3,2,1. БУДЬТЕ там. Что происходит? Где вы находитесь?
Длинная пауза… нет ответа; изменение техники регрессии на технику аффективного моста, так как во время первой регрессии наблюдались эмоции.
РХ. Вы можете ощутить чувство, которое появляется у вас, когда вы хотите быть идеальной, когда вы хотите быть хорошей? Войдите в это чувство. Вы знаете, как вы себя чувствуете, когда добиваетесь совершенства от себя или от другого человека. Когда я буду считать от 1 до 10, войдите в эти чувства. 1 – вы все больше погружаетесь в этичувства. 2,3 – позвольте себе ощутить эти чувства настолько сильно, насколько позволяет безопасность. 4,5 – вы знаете, каково это, когда вы требуете совершенства от себя или кого-то другого. 6 – принимаете чувства, входите в эти чувства настолько сильно, насколько позволяет безопасность, когда я дойду до 10.
Комментарий. Клиентка начинает демонстрировать абреакцию, а потому я ускоряю счет.
РХ. 7,8,9,10. Когда я закончу обратный счет, вернитесь в тот первый раз, когда вы ощущали этичувства.10,9,8, ДАЛЕКО назад, 7,6,5,4 – туда, куда нужно отправиться вашему подсознанию. 3,2,1 – будьте там. Что происходит, где вы?
Донна (шевелит пальцем ДА и говорит). Это так важно…
РХ. Что важно?
Донна (бормочет, а затем продолжает). Они думают, что были правы.
РХ. Где вы сейчас?
Донна. Дом бабушки и дедушки.
РХ. Ваши бабушка и дедушка?
Донна (проявляет признаки абреакции и продолжает). Я ничего не могу сделать правильно. Они говорят, что работали так усердно.
РХ. Сколько вам сейчас лет?
Донна. Девять.
РХ. И где вы?
Донна. В доме.
РХ. В каком доме?
Донна. В новом доме.
РХ (подтверждает). В новом доме?
Комментарий. Если вы не полностью уверены в том, что сказал клиент, приемлемо повторить то, что, по вашему мнению, сказал клиент, чтобы подтвердить, что вы услышали правильно.
Донна. Они плохие.
РХ. Простите?
Комментарий. Зачастую клиент говорит очень тихо. Если вы не можете понять, что он говорит, приемлемо либо попросить клиента повторить ответ, либо сказать «простите?».
Донна. Они плохие.
РХ(подтверждает). Они плохие?
Донна. Ага.
РХ. Что они делают?
Донна. Они говорят плохие вещи.
РХ. Вы знаете, почему они говорят вам плохие вещи?
Донна. Потому что они не могут меня контролировать.
РХ (подтверждает). Они не могут вас контролировать?
Донна. И это им не нравится.
РХ. Как они пытаются вас контролировать?
Донна. Они хотят, чтобы я делала то, что они хотят – а я не делаю. Они говорят, что я огрызаюсь, и я плохо себя веду – и никто меня не любит, и мои родители меня не любят, поэтому…
РХ. И что вы чувствуете?
Донна. Мне больно!
РХ. Возвращайтесь в свое спокойное место. И как и раньше, пусть ваша лучшая мудрость, все ваши знания, все понимание, обучение и опыт помогут 9-летней девочке. Через минуту я попрошу вас вернуться обратно в этот дом, будучи 9-летней девочкой – но со всей своей нынешней мудростью, знанием, пониманием, обучениеми опытом. С этим взрослым разумом – станьте 9-летней девочкой. Каким будет ваше новое восприятие того, как с вами обращались?
Донна. Они просто не понимают меня. Они не слишком умные.
РХ. Представьте себе, что они сидят прямо перед вами – но на этот раз им придется выслушать все, что вы хотите им сказать. С кем вы хотите поговорить в первую очередь?
Донна. Я хочу говорить с ними обоими одновременно.
РХ (подтверждает). Одновременно? Ок.
Донна (говорит с бабушкой и дедушкой). Я думала, что вы должны меня защищать. Я думала, я смогу прийти к вам и поговорить, если у меня возникнут проблемы. Я думала, вы меня хотите… но вы не хотите. Вам был нужен идеал. Вы хотите, чтобы я была тем, чем я не являюсь. Вы не хотели принимать меня такой, какаяя есть. И вы не должны были говорить мне, что мои родители меня не любят. Вы этого не знали. Вы просто хотели, чтобы яоставалась здесь, с вами – а сами так плохо со мной обращались. И вы не защищали меня, когда мне нужна была ваша защита. Из-за вас я оказывалась в плохих ситуациях. И я так старалась быть такой, какой вы хотите. Но у меня никогда не получалось… так как вы и сами не знали, чего хотите. А я так старалась!
РХ. Вы хотите еще что-то сказать им, прежде чем они ответят?
Донна. Нет.
РХ. Чей ответ вы хотели бы выслушать?
Донна. Моей бабушки.
РХ. Хорошо. Будьте своей бабушкой. Ваша внучка сказала, что вы ее не хотели и что вы хотели заставить ее стать перфекционисткой. Она говорила и о том, какую боль вы ей причиняли. Как вы хотите ей ответить?
Донна (говорит за бабушку). Прости меня! Я не знала, что причиняю тебе боль. Я просто была старой женщиной, и я за тебя отвечала. Я не хотела, чтобы ты от меня уехала и начала искать маму и папу. Я хотела, чтобы ты оставалась со мной. Я любила тебя и до сих пор люблю – и мне очень жаль. У меня не было хороших родительских навыков. Я обращалась с тобой так же, как обращались со мной. И мне очень жаль, что я не смогла тебя защитить. Я не знала, что нужно было делать. Имне очень жаль, что все это случилось с тобой.
РХ. А сейчас станьте Донной. Вашей бабушке очень жаль. Вы готовыпростить ее или освободить от тех извинений, которые она была вам должна?
Донна. Да.
РХ. И вы прощаете себя за то, что носили эту боль все эти годы?
Донна. Да.
РХ. Очень хорошо. Хотите поговорить и с дедушкой?
Донна. Да… плохой человек, очень плохой человек. Таким не место на земле. Он делал очень плохие вещи, плохие, очень плохие. Со мной и со всеми остальными женщинами в семье (теперь разговаривает с дедушкой). Ты ударил мою бабушку. Она не могла от тебя уйти. Она так плохо слышит. Ты очень плохой человек.
РХ. Что еще вы хотите ему сказать?
Донна. Из-за тебя я прожила всю эту жизнь, пытаясь найти любовь… пыталась найти любовь и всегда искала не так. Из-за тебя меня бросила сестра… а я думала, что это я виновата. А она пыталась всего лишь убежать оттебя.
РХ. Хотите сказать ему еще что-то, прежде чемон ответит?
Донна. Нет.
РХ. Ок, станьте дедушкой. Ваша внучка только что сказала, что вы делали очень плохие вещи и что обижали ее. Как вы ответите своей внучке?
Донна (говорит за дедушку). Прости меня. Я не умею любить – никогда не умел. Я так и не научился. Я был плохим родителем, и мне не стоило делать то, что я делал с тобой и твоей сестрой.
РХ. Станьте Донной. Ваш дедушка сказал, что ему жаль и что он не умел любить. Вы хотите еще что-то сказать ему, прежде чем простить или отпустить его?
Донна. Нет.
РХ. Вы хотите отпустить или простить его, не смиряясь, или освободить его от извинений, которые он был вам должен?
Донна. Да.
РХ. (возвращает клиента в спокойное место, чтобы подтвердить высвобождение). Очень хорошо. Возвращайтесь в свое спокойное место (пауза). А теперь вы высвободили это событие, а также ваших бабушку и дедушку? Пожалуйста, ответьте спомощью пальцевого сигнала.
Двигается палец ДА.
РХ. Очень хорошо. Есть и что-то еще, что нужно обнаружить и высвободить?
Двигаются пальцы Да и Нет.
РХ. Пошевелились оба пальца. Пожалуйста, ответьте еще раз: эта проблема и ее причины были успешно высвобождены?
Двигается палец ДА.
РХ. Очень хорошо.
Комментарий. Когдамы подтверждаем высвобождение ипроблемы, и ее причин, мы можем перейти в Фазу 4 – подсознательное переобучение (или репрограммирование) с применением внушений и образов и/или метафор, НЛП, EFT или других техник для репрограммирования подсознания.