Возрастная регрессия в безопасное и комфортное время
С клиентами, которые жалуются на боль, я нередко применяю технику возрастной регрессии в то время, когда они чувствовали себя в безопасности, им было комфортно и они ощущали себя сильными. Затем я выполняю «импринтинг» (закрепление в подсознании) тех приятных чувств и телесных ощущений, которые они испытывают, а также определенных физических движений и видов деятельности, которые ассоциируются у них с этими приятными чувствами и ощущениями. Когда я затем провожу с клиентом возрастную регрессию в будущее (то есть обратно в настоящеевремя), я внушаю, чтобы клиент взял «все эти чувства ителесные ощущения» с собой и говорю:
Вы увидите, что и сейчас подсознательно ощущаете себя точно так же и даже двигаетесь так, как вам было безопасно и комфортно тогда. Но ваш подсознательный разум позволит вам совершать только те движения, которые сейчас для вас возможны. Вы не сможете двигаться таким образом, который будет для вас небезопасным или сможет вызвать повторную травму.
Техника разделенного экрана
Этатехника позволяет выделить компоненты определенных травматических воспоминаний и оттитровать восприятие их содержания. Однажды я работал с клиенткой, которая была изнасилована, когда согласилась пойти с мужчиной, с которым она только что познакомилась в баре, в другой бар.Я смог помочь ей сначала обработать каждое воспоминание в последовательности событий, которые привели к изнасилованию – а затем она обработала само изнасилование и его последствия. Следуя процедуре, которая описана Шпигелем и Шпигелем (2004), после того, как клиентка вошла в гипноз на достаточную глубину, я сказал следующее:
Здесь, в моем офисе, вы в безопасности. Применяя силу своего разума и инструменты гипноза, позволяющие вамконтролировать, на чем фокусировать внимание, я хочу, чтобы вы представили перед собой гигантский плоский телевизионный экран. А сейчас спроецируйте на этот экран то, что произошло сначала – вы встретили Х в баре. Осознайте, что сейчас вы контролируете ситуацию. Вы можете менять размер образов, цвет, четкость и контраст, яркость и громкость. Если захотите, вы даже можете и вовсе выключить телевизор. Вы можете также проигрывать, перематывать вперед, ставить на паузу, останавливать или перематывать фильм назад. А сейчас проиграйте на этом экране первое случившееся свами событие, и как только вы начнете проигрывать эту сцену, подайте сигнал «да» своим пальцем.
Я подождал пальцевого сигнала, а затем сказал:
Хорошо, расскажите мне, что вы наблюдаете…
Я применил ту же процедуру по очереди к каждому воспоминанию в последовательности событий, которая привела к изнасилованию. Затем я сказал клиентке разделить экран пополам. На левой половине экрана она сначала спроецировала лицо мужчины, который «обрабатывал» еебаре как жертву. А на правую сторону экрана она спроецировала образ себя, которая его игнорирует и выражает отсутствиеинтереса.
Дальнейшая работа показала, что мужчина был очень убедителен и соблазнителен, и показался клиентке безопасным и симпатичным человеком, который по-настоящему ею заинтересовался. Затем мы подобным образом обработали всю последовательность событий, которые привели к изнасилованию. Все зловещие события проецировались на левую половину экрана, а эффективные и сознательные аспекты того, что делала клиентка, зная только ту информацию, которая была ей доступна в то время, проецировались на правую сторону экрана.
Подобный процессинг позволил клиентке осознать, что она вовсе не была такой глупой и безрассудной, и ей не за что было винить себя. На самом деле она стала жертвой очень умелого злоумышленника. Когда я помог клиентке изменить восприятие себя с «глупой жертвы» до «простодушной женщины, которой не повезло», она была более склонна простить себя, а такжеэмоционально отпустить виновника, чтобы она могла, наконец, «убрать воспоминания подальше» и продолжать жить нормальной жизнью.
Примеры сессий Роя Хантера
Сессии, представленные в этом разделе, были проведены в период времени с конца 1983 до 2011 года. Чтобы сохранить конфиденциальность клиентов, все имена, а также определенные личные детали, были изменены.
Выше головы
Анна – умная женщина и хороший профессионал – обратилась ко мне по поводу боязни глубокой воды. Хотя она могла без проблем плавать в водеглубиной до 4 футов (до плеч), она не могла даже ходить рядом с краем воды, если глубина ее была 5 футов (1,5 м) или глубже.
Но на самом деле все было даже еще нелогичнее: она могла легко проплыть несколько раз от одного края бассейна до другого, не касаясь при этом дна, так как ее разум принимал тотфакт, что она может прекратить плыть в любой момент и коснуться дна ногой. Однако даже несмотря на то, что умом она понимала, что может легко проплыть весь путь, не касаясь дна, одна мысль о том, что она находится на глубине «с головой», вызывала у нее панику.
С помощью техники аффективного моста я вернул ее обратно в то время, когда ей было 10 лет и когда она и ее старшая сестра плавали в озере. Ее сестра хотела, чтобы они наперегонки доплыли до платформы, которая находилась примерно в 50 метрах от берега.
После того, как ее сестра вырвалась далеко вперед, хулиган в шутку затянул Анну в воду. Глубина была слишком большой, чтобы она могла просто оттолкнуться от дна и выплыть. Она решила, что тонет, когда начала отбиваться от хулигана, борясь за жизнь в течениенескольких секунд,которые показались ей вечностью. В конце концов ей удалось выплыть на поверхность как раз перед тем, как она уже была готова глотнуть воды. Хулиган смеялся, а она кричала от ярости и ужаса – а потом хулиган снова затянул ее в воду во второй раз, и ужас ее еще больше увеличился. Это происшествие на озере стало для нее и ПСС, и АС.
Я провел ее в спокойное место и воспользовался техникой информированного ребенка. Во время ролевой гештальт-игры она выразила по отношению к хулигану очень много чувств, прежде чем смогла его отпустить. Ее подсознание просигнализировало, что отпускать сестру не обязательно – она уплыла слишком далеко и не смогла бы ничем ейпомочь во время происшествия. В ходе процесса переобучения я попросил ее представить себе, как она плывет через бассейн на глубине 4 футов, потом 5, а потом и 9.
Во время обсуждения сеанса Анна сказала мне, что была поражена, осознав: всего одна детская травма может стать причиной проблемы, которая будет длиться многие годы. Через месяц она связалась со мной и сообщила, что сделала все в точности в соответствии с внушением: проплыла через бассейн, где глубина составляла 9 футов.