Пожалуйста, ответьте с помощью пальцев. Это СОБЫТИЕ успешно высвободилось?
Причина, по которой мы применяем идеомоторный ответ, заключается в том, что иногда клиенты могут вербально отвечать «да», но при этом двигать пальцем «нет» или «не знаю». В таком случае за правильный ответ мы принимаем идеомоторную реакцию.
Когда клиент не подтверждает высвобождение события, обычно так происходит потому, что существует и другой виновник(человек или животное), принимавший участие в инциденте, которого также необходимо простить или высвободить. И потому нам нужно спросить клиента, с кемеще ему необходимо поговорить. У одного из авторов в 2010 году был клиент, которому потребовалась ролевая гештальт-игра с родителем, который не присутствовал во время стычки клиента с братом. В другом случае клиент в фазе гештальт-терапии разговаривалс учителем, который должен быть вести наблюдение на той перемене, когда клиента дразнили одноклассники.
Если клиент не дает четкого ответа, когда вы спрашиваете его, с кем еще он хочет поговорить, но все же не спешит высвобождать событие, то нужно спросить:
Что нужно, чтобы вы могли полностью высвободить событие?
Работайте с тем, что появится. У одного из авторов была клиентка, которая такответила на этот вопрос: она сказала, что хочет отдать свое бремя ангелу. Высвобождение прошло с применениемпредметной проекции(то есть проблеме была придана форма, цвет и размер, а затем она была спроецирована внетела). Это сопровождалось визуализацией священного места, где клиентка могла в своем воображении передать этот предмет ангелу. Другая клиентка сказала, что ей нужно похоронить проблему в земле, удобрить эту землю, чтобы на ней вырос лотос. После того, как у себя в уме она переместилась во времени и смогла увидеть, как растет этот лотос, она подтвердила высвобождение.
Если у вас мало времени, на этом моменте регрессию можно остановить и продолжить ее во время следующей сессии, даже в том случае, если клиент хочет провести ролевую гештальт-игру с участием другого виновника. Однако, по мнению авторов, прерывать сессию раньше, чем произойдёт высвобождение по меньшей мере одного виновникасобытия, нецелесообразно с точки зрения интересов клиента. Так можно поступать только в том случае, если сессию действительно необходимо завершить. Если мы останавливаем регрессию либо после высвобождения события, либо после высвобождения виновника (по причине отсутствия времени или в силу неожиданности), на следующей сессии регрессию можно начать с этого же места. В противном случае продолжайте.
Обнаружение других событий
Как только клиент подтверждает полное высвобождение события, мы можем перейти к тому, чтобы подтвердить, нужно ли искать и высвобождать другие события. Задайте вопрос следующим образом:
Пожалуйста, позвольте своему подсознанию или вашему внутреннему разуму ответить на следующий вопрос с помощью соответствующего пальцевого сигнала: «Есть ли какие-либо другиесобытия, которые необходимо найти и высвободить?»
Если на этот вопрос будет получен ответ «да» или «я не знаю», то для обнаружения и высвобождения еще одного события потребуется как минимум еще одна регрессия. Вне зависимости от того, будет ли эта регрессия происходить в тот же день (при наличии времени) или на следующей сессии, необходимо быть готовым, если нужно, применить другую технику, чтобы должным образом отправить клиента обратно к другому событию. К тому же зачастую мы можем не знать, является ли уже очищенное нами событие АС или ПСС, до тех пор, пока во время гипноза не будет обнаружено второе событие.
Даже после того, как клиент подтвердит высвобождение второго события во время второй регрессии, мы все равно должны задать вопрос о других событиях. Иногда подсознание возвращает клиента к одному или более ПоСС, чтобы полностью высвободить проблему.
Несколько лет назад одна из учениц, обучавшихся гипнотерапии у Роя Хантера, пожаловалась на боязнь змей. Ее фобия была настолько сильной, что она даже не могла смотреть на картинки с изображением змеи. Хантер применил технику аффективного моста, проводя демонстрацию в классе, и вернул ее обратно в случай, который произошел, когда ей было три года и который оказался ее ПСС.
После того, как она взяла в рукизмею, которую нашла на заднем дворе, ееотец запаниковал и приказал ей бежать, чтобы спасти свою жизнь. Она видела, как с помощью лопаты он превратил змею в кровавое месиво. В результате произошел реимпринтинг страха змей от отца к дочери. Все это наблюдал с крыльца ее старший брат. АС произошло всего через несколько часов, когда брат бросит ей на колени ужа и сказал: «Змея тебя укусит! Беги, спасайся!».
Ее подсознание указало на то, что есть и другие события, которые необходимо обнаружить и высвободить. Первым ПоСС, которое необходимо было очистить, оказался случай в школе, когда ее брат понял, что может привести ее в ужас, просто показав фотографию змеи. И последним последующим сенсибилизирующим событием, которое нуждалось в высвобождении, стала вечеринка в колледже, когда ее бойфренд решил пошутить, повесив ей на шею живую змею. Она закричала и выбежала за дверь, побежала по улице, где ее чуть не сбила машина, когда она пыталась стряхнуть с себя змею.
После сессии она сказала классу, что избавилась от бойфренда практически так же быстро, как и от змеи. Через несколько недель после сессии в классе она рассказала, что теперь она может смотреть на фотографии змей, хотя и продолжает опасаться ядовитых представителей этого вида.