Последующее сенсибилизирующее событие
События, которые впоследствии дополнительно вызывают эмоциональную и/илифизическую боль на протяжении нескольких лет, могут усиливать проблему клиента. К примеру, низкая самооценка ребенка с лишним весом, которого эмоциональнотретировали родители, может идалее падать, если его будут задирать или обзывать одноклассники, а он ничего не сможет с этим поделать.
Если с помощью ГРТ должным образом обнаружены ПСС и АС, то с последующими сенсибилизирующими событиями, как правило, делать ничего не нужно. Однако, к сожалению, некоторые недостаточно квалифицированные терапевты, не умеющие помочь клиенту правильно провести эмоциональное высвобождение и подсознательное переобучение, применяют регрессию для того, чтобы пройти по «обратной цепи» через все ПоСС за период в несколько месяцев. Одна клиентка Роя, проблемой которой была боязнь птиц, обнаружила, что ее фобия даже ухудшилась после того, как ее терапевт применил «обратную цепь» и вывел ее из гипноза при первых признаках абреакции (Хантер, 2010b). Результатом этого стало то, что она несколько раз снова пережила свою травму на подсознательном уровне, после чего ее боязнь птиц только увеличилась.
Если ПСС и АС должным образом обнаружены и высвобождены, установить, нужно ли работать и с ПоСС, поможет соответствующий тест на идеомоторную реакцию. Эта процедура будет детально описана в Главах 4 и 5, наряду с многочисленными техниками выполнения пяти фаз ГРТ. Обратите внимание: некоторые инструкторы считают любой ПоСС, который следует за АС, событием, усиливающим симптомы – СУС (Истбурн, 2007). Опять-таки, авторы предпочитают подходить ко всему проще, так как зачастую все ПоСС отпадают, когда обнаружены и высвобождены и ПСС, и АС. Если же одно или более ПоСС остаются и с ними нужно работать, подсознание клиента, как правило, сообщает об этом гипнотерапевту – при условии, что у специалиста установлен с клиентом хороший раппорт и он следует процедурам, описанным в Главе 5 данной книги.
Первичная оценка
Очень важно выполнить тщательную оценку для каждого нового клиента, чтобы собрать информацию о его текущейпроблеме, а также сопутствующую информацию о клиенте. Я (Эймер), как правило,в рамках первичной встречи с каждым клиентом задаю ему стандартный набор вопросов. Эти вопросы составляют «психодинамическое интервью». Происхождение этого подхода к первичной оценке подробно описывается у Эвина и Эймера (2006).
1. После сбора демографической информации, что помогает разбить лед, я говорю клиенту: «Расскажитемне о своей проблеме». Многие клиенты отвечают на этот вопрос таким образом, что если рассматривать их слова буквально, то они описывают подсознательный диагноз. Я даю клиенту возможность выговориться, слушаю и делаю записи.
2. Мой следующий вопрос направлен на источник проблемы. Я спрашиваю: «Когда это началось?» Если клиент отвечает на этот вопрос, называя конкретную дату, я спрашиваю: «Что в то время происходило в вашей жизни?».Если же на первый вопрос «когда это началось?» клиент отвечает, рассказывая, что происходило в то время, я делаю записи, задаю уточняющие вопросы и обязательно добиваюсь того, чтобы получить какую-то дату или период времени.
3. В соответствии с нашим разделением на ПСС, АС и ПоСС затем я задаю вопрос: «Когда это стало проблемой?». Этот вопрос особенно важен в случае заядлого курения или проблем с весом. То, как клиент отвечает на этот вопрос, может дать нам важную информацию о мотивации, которая может заставить его прекратить – а затем это можно будет обогатить и оживить в процессетранса.
4. «Отчего вам становится лучше?». Я записываюлекарства, обстоятельства, время, даты и т.д.
5. «Отчего вам становится хуже?». Если ничто не влияет на состояние клиента, я пытаюсь обратиться к околосмертным переживаниям. Ничто не улучшает или не ухудшает состояние тех клиентов, которые эмоционально «мертвы».
6. «Если бы вы излечились, что вы смогли бы делать такого, что не можете делать сейчас?».Этот вопрос позволяет выявить, что не позволяет клиенту делать его симптом или проблема, или какие другие проблемы, как ему кажется, они решают. Это вопрос «вторичной выгоды». Если упоминаются несколько вещей, самой важной будет последняя.
Далее прежде чем задать несколько более сложных с точки зрения эмоций вопросов, я спрашивают клиента: «Каким именем, которое вам нравится, вас обычно зовут друзья? Могу ли я тоже так васназывать?»Затем я продолжаю задавать вопросы, ставя в начале каждого предпочитаемое клиентом имя.
7. «(Имя), за всю вашу жизнь (пауза) что было самым худшим из того, что с вами случалось?» Этот вопрос позволяет выявить беспомощность. Беспомощность оставляет очень тяжелый эмоциональный отпечаток, который зачастую является причиной симптомов.
8. «(Имя), за всю вашу жизнь (пауза) что было самым худшим из того, что вы совершили?» Этот вопроспозволяет выяснить, за что клиент испытывает чувство вины. Позже с помощью идеомоторного опроса можно будет выяснить, не являются ли текущие симптомы клиента одной из форм самонаказания.
9. «(Имя), за всю вашу жизнь (пауза) что напугало вас больше всего?». Этот вопрос позволяет выявить травму и ощущения, которые могли привести к развитию фобии как защиты против того, чтобы это произошло с человеком снова.
10. «(Имя), за всю вашу жизнь (пауза) что разозлило вас больше всего?». Эмоциональнаяэнергия ярости зачастую преобразуется из страха или ужаса, так как нам обычно более комфортно бывает испытывать злость, нежели страх. Мы хотя бы можем нецензурно выражаться!
11. «(Имя), за всю вашу жизнь (пауза) что вызвало самый сильный стыд?». Этот вопрос позволяет выявить стыд как противоположность чувства вины. Дети очень часто бывают жестоки друг к другу. Если ребенок хромал, заикался, был толстым и т.д., подобный случай может иметь катастрофические последствия.
12. «(Имя), вам знаком кто-то, у кого такие же или похожие проблемы?». Клиенты могут кого-то моделировать, особенно эмоционально близкого и нередко умершего человека. Поддерживая эти симптомы, они тешатся фантазией, что их отношения все еще живы.
13. «(Имя), что самое лучшее из всего, что случалось в вашей жизни?».«Ничего» - это показатель серьезной депрессии. Здоровые текущие отношения – это полезный предвестник хорошего результата.
14. «Если бы у меня была волшебная палочка и я мог бы исполнить одно ваше желание, чего бы выпожелали?». «Излечиться» - это идеальный ответ. После трех попыток я спрашиваю: «Сколько желаний мне нужно вам дать, чтобы вы захотели излечиться?». Этот вопрос позволяет нам получить представление о силе мотивации.
15. «Если ли что-то еще, что я, по-вашему, должен знать?» Это самый важный вопрос из всех. Если клиент отвечает на него – это и есть проблема. Если клиент говорит «Нет», надеюсь, что вы добросовестно вели свои записи, так как это подсознаниеговорит вам «Яуже все сообщил».
В дополнение к этому я (Эймер) спрашиваю клиента, принимает ли он какие-то лекарства, интересуюсь его сном, аппетитом, настроением, отношениями, уровнем дискомфорта, который доставляет ему текущая проблема, личной жизнью, образованием и карьерой. Я спрашиваю, проходил ли он ранее лечение и какое, были ли у него операции, есть ли психические и иные заболевания, были ли у него проблемы с законом, не злоупотребляет ли он алкоголем и другими веществами.
И наконец я как психолог оцениваю и документирую умственное состояние пациента, что включает в себя: внешность, способность проявлять внимание, речь, язык, настроение, память, понимание, суждение, контроль импульсов, мыслительный контент и любые признаки или симптомы психических заболеваний, умственную стабильность, отношение к задающему вопросы, уровень интуиции, непредвзятость и личностные особенности.