Подсознательное переобучение (или перепрограммирование)
Если благодаря гипнозу курильщику удалось успешно бросить курить, то даже после обнаружения и высвобождения причин(ы) этой привычки его подсознательные убеждения все еще продолжают оказывать влияние на результат. Клиенты, которые верят, что они снова начнут курить потому, что уже терпели поражение в прошлом, могут действительно снова зажечь сигарету, если будут достаточно часто представлять себе это действие.
Вспомните, что воображение и эмоции – это язык подсознания: привычкакурить контролируется подсознательно, а привычки становятся таковымив результате повторения (Заррен и Эймер, 2002). Один из кардинальных законов гипноза –это Закон доминирующего эффекта, который утверждает: если воля (сила воли) находится вконфликте с воображением (или эмоцией), то победит всегда воображение. Следовательно, чтобы обеспечить устойчивые результаты гипнотерапии, клиенту необходимо поверить в то, что эти результаты будут долгосрочными. В противном случае он будет уязвим и снова может сорваться.
Мы можем применить множество клиентоориентированных техник, чтобы добиться взрослого понимания на подсознательном уровне – именно там взрослое понимание встречается с детскими знаниями и эмоциями. Чтобы получить длительные результаты, терапевтические «инсайты» должны базироваться на эмоциях. Интеллектуального (левополушарного) понимания недостаточно. Как только подсознательный разум поверит, что проблема решена, и освободится от причин(ы), которая была обнаружена и эмоционально высвобождена, клиент освободится, получит силу и сможет добиться желанной цели. Тогда мы можем попросить клиента представить себе исполнение его цели и дать ему добавочные внушения на тему ожидания длительного успеха.
После выполнения третьей задачи (эмоциональное высвобождение), мы можем снова направить клиента в его спокойное место и попросить его вербализировать то, чемуон теперь заново научился. Затем мы перефразируем слова клиента в форме внушения иобразов – это поможет найти место новому знанию в подсознании клиента (перепрограммирование).
Обратите внимание, что стрелки между номерами 1 и 4 на Рисунке 1 идут в обе стороны. Внушения и образы усиливают и улучшают процессы подсознательного переобучения. Они становятся более мощными, как только подсознаниеобнаружит и высвободит причину проблемы. Они могут способствовать закреплению на подсознательном и эмоциональном уровне той когнитивной перестройки, которая произошла в сознательном разуме клиента.
Добавочные комментарии
Количество и разнообразие гипнотических техник продолжает расти: изобретаются новые, обновляются или модифицируются старые. Некоторые техники предназначены исключительно для высвобождения проблемы, в то время как другие призваны помочь обнаружить причины и выполнить подсознательное переобучение.
Ученики на курсах по гипнозу Хантера учатся оценивать эффективность любой гипнотической техники на основе оценки того, какие из четырех гипнотерапевтических задач она может решить. Это позволяет создать надежный фундамент для практики мультимодального клиентоориентированного гипноза идостижения результатов без необходимости спрашивать у кого-то мнение о чужих техниках. Если техника может работать без риска для клиента – применяйте ее: но научитесь понимать, какую из четырех гипнотерапевтических задач она помогает решить.
В то время как нет необходимости непременно изучать каждую вновь изобретенную технику, компетентный мастер искусства гипнотерапии должен расширять и углублять свои знания. Не существует техники, которая была бы эффективнойв работе со всеми людьмии все время. Даже регрессия не может считаться подходящей для всех и всегда. За многие годы клиенты не раз говорилиХантеру или его ученикам, что им не смог помочь другой терапевт, считая причиной неудачи то, что они не могли или не хотели реагировать на гипноз. Многие гипнотерапевты задействуют только одну модальность (или программу), которую они пытаются применить по отношению ко всем или к большинству своих клиентов. Подобные гипнотерапевты нередко получают свой «сертификат» в ходе одно- или двухнедельной программы – а этого слишкоммало, чтобы обучить мультимодальному подходу к терапии. Эта проблема стала особенно заметной в 80-е и 90-е годы, когда гипноз получил широкое распространение и привлек большой интерес и стали популярными трехдневные обучающие программы.
Однонедельные или двухнедельные сертификационные программы, тем не менее, популярны у потенциальных учеников, которые хотят обучиться быстро. Так как применение внушения и использование образов иногда помогают некоторым людям, выпускники коротких курсов, у которых есть способности к маркетингу, нередко зарабатывают хорошие деньги. Как и те, кто проводят семинары в отелях, они работают с достаточно большим количеством людей, чтобы получить внушительные отзывы от тех, кто смог получить хорошие результаты только за счет внушения и образов.
Когда гипнотизеры применяют свои излюбленные методы и им удаетсяиногда помогать некоторым людям, их процент успеха обычно бывает завышенным. Авторы этой книгихотели бы, чтобы эти люди называли себя не гипнотерапевтами, а гипнотизерами – и самых сложных клиентов направляли бы к настоящим специалистам. Компетентный гипнотерапевт способен помочь большинству людей и почти всегда, так как он применяет различные методы мультимодального клиентоориентированного гипноза.