Клиентоориентированная гипнотическая регрессивная терапия
Гипнотическая регрессивная терапия, которой я обучаю, является клиентоориентированной. Регрессивной терапии посвящена целая глава моей книги «Искусство гипнотерапии» (Хантер, 2010; первоначально публиковалась в 1994), а в остальном тексте повсюду встречаются отсылки на регрессию. Помимо того, что с 1987 года я обучаю ГРТ, янаписал еще и множество статей. Мой подход базируется на концепции, что все ответы на проблемы клиента можно найти в его внутреннеммире:
Вот мое объяснение разницы между клиентоориентированным гипнозом и направляемой специалистом работой в трансе. В ходе клиентоориентированного гипноза клиент сам приходит к ответам – если гипнотизер искусно применяет гипноз дляполучения им этих ответов. А это требует досконального обучения гипнозу.
Директивный (направляемый) гипноз встречается гораздо чаще и требует меньшего обучения, так как сам гипнотизер решает, что, по его мнению, является для клиента лучшим решением. Зачастую гипнотизер попросту пользуется готовыми скриптами, проучившись всего несколько дней и подбирая скрипт, который соответствует жалобам клиента. Подобные готовые скрипты могут помочь некоторым людям в некоторых случаях – но зачастую очень многое остается несделанным. (Хантер, 2005:24).
Это верно вне зависимости от того, применяет ли фасилитатор регрессивную терапию или терапию частей. Мой подход к ГРТ исходит из того, что сессия состоит из пяти фаз:
Фаза 1. Подготовка клиента.
Фаза 2. Применение регрессивной техники для обнаружения причины.
Фаза 3. Абреакция и высвобождение.
Фаза 4. Подсознательное переобучение (или перепрограммирование).
Фаза 5. Завершение сессии.
Подобный фазовый протокол или процесс облегчает и изучение, и преподавание гипнотическойрегрессивной терапии. В главах этой книги будет глубоко раскрыта каждая фаза ГРТ, а также описаны эффективные техники. В первых главах мы обсудим важную основную информацию, поговорим о разнице между ведением и направлением, об озабоченности по поводу ложной памяти и других проблемах.
Одна из важнейших целей этой книги – дать профессиональному гипнотерапевту рабочую базу для эффективного применения клиентоориентированной ГРТв каждой фазе процесса. Опытный профессионал в области ГРТ может владеть несколькими эффективными техниками, не описанными на этих страницах. Но наша цель – не обсуждение всех возможных техник. Мы хотим дать профессионалам достаточно информации для того, чтобы каждый читатель мог начать собственное исследование и пользоваться этой информацией таким образом, чтобы она работала.
Предлагаемые нами образцы скриптов подобны тренировочным колесам: они призваны служить вам, клиницистам – а не наоборот. Если вынайдете другойэффективный способ получения результатов – пользуйтесь им. Есть множество способов добраться из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Пункт назначения важнее, чем конкретные подробности путешествия.
То, что излагается в последующих главах – это, возможно, далеко не единственный способ работы по модели клиентоориентированной регрессивной терапии. Но практика показывает нам ценность данного направления для клиентов. В следующейглаве мы исследуем то, что я считаю основой для успешной клиентоориентированной гипнотерапии: четыре гипнотерапевтическихшага для достижения изменений. Я называю их также «четыре задачи гипнотерапии» или «четыре краеугольных камня успешной гипнотерапии». Достижение всех этих четырех целей повысит возможность длительного результата терапии для клиентов (Хантер, 2005, 2010). Если у вас уже есть одна из двухупомянутых выше книг, можете пропустить Главу 1 или просто пользоваться ею по мере надобности. Но, пожалуйста, прочитайте приведенный ниже обзор.
Обзор Брюса Эймера
В своей психотерапевтической практике я применяю гипноз в качестве одного из инструментов уже 25 лет. Ранее мое применение гипноза было ограничено формальной индукцией и директивным внушением. Поначалу я полагалсяна скрипты, но быстро понял: «скрипто-терапия» является весьма ограниченной. А потому я читал скрипты несколько раз – а затем во время сессии с клиентами пользовался своими словами. Это позволило мне сконцентрироваться на клиенте и наблюдать за его реакцией. Именно на этом и должно быть сосредоточено внимание терапевта – на клиенте, а не на листочке бумаги. Вот что значит «клиентоориентированная».
По мереполучения клинического опыта, работы с клиентами и применения гипноза я начал видеть ограничения, присущие директивному внушению. Я обучился эриксоновскому и нео-эриксоновскому гипнозу, недирективномуи разговорному гипнозу, а также НЛП Бэндлера и Гриндера – и начал применять эти техники в своей работе. В результате я обнаружил, что улучшился мой раппорт с клиентами – улучшились и результаты. Однако так как я постоянно ищу новые и более совершенные методы помощи клиентам, я не был удовлетворен.
Когда я заканчивал обучение, меня учили когнитивно-поведенческой терапии – КПТ (Бек, 1979; Эллис и Харпер, 1975; Лазарус, 1989), а также психоаналитически-ориентированной психотерапии. Оба этих подхода делают акцент на важности ключевых и блокирующих убеждений, лежащих в основе поведения клиента ивызывающих проявления тревожности идругих симптомов. К сожалению, психоаналитически-ориентированная терапия – это, как правило, длительный процесс, в ходе которого для создания рабочих отношений между психотерапевтом и клиентом, анализа и применения его результатов по отношению к невротическим симптомам и ключевым проблемам в отношениях могут потребоваться годы. В настоящее время мы редко можем позволить себе роскошь потратить подобное количество времени, чтобы помочь клиенту. КПТ была создана как инновационный метод, позволяющий сделать терапию более эффективной и менее утомительной.
Первоначально предполагалось, что с помощью КПТ можно установить и оспорить автоматические мысли клиента и его убеждения – и с помощью определенных методов, базирующихся на поведенческих принципах, можно будет изменить его дисфункциональные эмоции и поведение. Однако основателями первого поколения техник КПТ были клиницисты – и вскоре они осознали, что требуется нечто более глубокое. Впсиходинамическойпсихиатриииклиническойпсихологииестьстараяпоговорка: Axis II, the personality disorder spectrum of the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, that Axis I, the presenting clinical psychiatric disorders such as depression and anxiety disorders, “live.” Если говорить простым языком, то это означает: мы не лечим расстройства. Мы лечим всего человека: личность клиента, его сильные и слабые стороны, нарушения здоровья и патологии – все это оказывает влияние на эмоциональные и поведенческие нарушения и симптомы клиента.
Исходя из этого осознания, основатели КПТ, желавшие улучшить ситуацию, начали все ближе и ближе двигаться в направлении психодинамических техник. Круг замкнулся. Однако первые терапевты, практиковавшие КПТ, а также новое поколение инноваторов КПТ, всеже видят, что их набору инструментов свойственны определенные ограничения. КПТ основывается на активно-директивном стиле работы терапевта, и на активном и управляемом клиенте. Это противоположность более пассивной и недирективной позиции терапевта и клиента, применяющих традиционный психоанализ. В связи с этим сторонники КПТ начали применять в своей работе такие близкие к гипнозу техники, как управляемое воображение и техникирелаксации. Проблема заключается в том, что КПТ начала все более зависеть от готовых скриптов и прямого внушения. Все это я наблюдал лично, будучи студентом во времена развития КПТ.
В результате в своей практике я начал экспериментировать, интегрируя КПТ и гипноз директивного внушения, пытаясь нащупать корневые автоматические мысли клиента и блокирующие утверждения в состоянии бодрствования – а затем найти альтернативную функциональную замену этим мыслям и убеждениям. Затем эти позитивные убеждения «инсталлировались» путем внушения в гипнозе, то есть закреплялись в подсознании клиента. Я полагаю, что именно подобным образом действовала Франсин Шапиро, создавшая одно из направлений гипноза в состоянии бодрствования в 90-е годы прошлого века: ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз) (Шапиро, 2011).
Однако я столкнулся с той же проблемой, с которой в 1890-е годы столкнулся Зигмунд Фрейд и которая привела к тому, что он отказался от применения гипноза. И эта проблема заключалась в сопротивлении клиента. Стоит заметить, что термин «сопротивление» несколько ошибочен. Все потому, что оно реально. Оно существует – но причины его не лежат на поверхности. Многие клиенты не «не хотят» улучшений. Они просто боятся изменений и всего неизвестного. Осознайте, что два негатива (не-не) приводят к позитиву. Следовательно, нашим рабочим предположением будет такое: большинство клиентов хотят улучшений – но они боятся неизвестного. Именно поэтому и нужен хороший терапевт, который проведет их через сопротивление и страх оказаться в такой позиции, когда они не смогут справиться с изменениями. А это – настоящее искусство.
По моему мнению, проблема возникает тогда, когда терапевт начинает полагать: он/она лучше знает, что будет правильным для клиента. Такое может происходить, когда терапевт, воодушевленный самыми лучшими намерениями и применяющий скрипты, к примеру, какпри определенных формах КПТ и традиционного гипноза директивного внушения, дает клиенту «ответы» или «ведет» клиента к «ответам». В случае с КПТ такое может происходить в форме описанных в скриптах способах установки и «оспаривания» дисфункциональных мыслей и убеждений. В случае сгипнозом это происходит в форме внушений и образных скриптов. Даже гипнотерапевты, применяющие эриксоновский и нео-эриксоновский гипноз, предполагают: применяя метафоры и встроенные внушения, они точно знают, что лучше для клиента.
Когда я познакомился со своим соавтором Роем Хантером и его разновидностью гипнотерапии, я с облегчением убедился: он работает совсем не так. Он не претендует на знание того, что будет лучше для клиента. Именно это, как я полагаю, он подразумевает под термином «клиентоориентированный». Имеется в виду, что все ответы должны исходить от самого клиента – из его внутреннего разума.
Прежде чем я встретился с Роем Хантером, мои поиски более эффективных методов гипнотерапии привели меня к доктору Дэвиду Чику, акушеру-гинекологу, профессиональному гипнотерапевту, пионеру гипноза, современнику Милтона Эриксона. Доктор Чик был щедрым и заботливым человеком, обладавшим гигантским интеллектом. Он вдохновлял своих учеников и уделял им много времени. Он поддержал меня при написании моей первой книги: «Психотерапия управления болью: практическое руководство» (Эймер и Фриман, 1996), придал мне уверенностив своей работе и своих силах. Он прочел первый вариант рукописи и дал мне конструктивные советы. Я несколько лет учился у доктора Чика по телефону, и мы общались по обычной почте с 1994 по 1996 год. Когда я готовился к операции на спине в 1996 году, он провел со мной по телефону сессии идеомоторного психоанализа и помог справиться со страхами и тревожностью перед операцией. Результат операции оказался успешным.
Доктор Чик был смелым пионером использования гипнотической регрессивной терапии. Он не боялся исследовать новые и непопулярные идеи, делая выводы об их пригодности к использованию и ценности. Хотя он не был последователем определенной системы, он получил хорошее образование в области медицинских наук и владелнаучными методами. Он сотрудничал с психологом, профессиональным психотерапевтом и автором Лесли ЛеКроном, написав вместе с ним книгу «Клиническая гипнотерапия» (1968). Он много путешествовал вместе с ЛеКроном, проводя семинары по гипнозу для врачей и дантистов по всей стране. Чик и ЛеКрон создали модель семи динамических причин или «ключей» психосоматических симптомов, и применяли идеомоторный опрос для их исследования, о чем будет говориться в Главе 4.
С работами доктора Чика меня познакомил доктор Дабни Эвин – это произошло в 1991 году на ежегодной конференции Американского общества клинического гипноза в Филадельфии. Доктор Эвин был хирургом, специалистом по профессиональным заболеваниям и врачом скорой помощи в Новом Орлеане. Как и доктор Чик, доктор Эвин в прошлом был президентом Американского общества клинического гипноза. Он учился у доктора Чика. Доктор Эвин был пионером в применении гипноза в работе скорой помощи, в лечении ожогов и при управлении болью идругимипсихосоматическими симптомами. Доктор Эвин разработал собственный блестящий стиль выполнения регрессивной гипнотерапии, и он является одним из величайших мастеров в области клинического гипноза. У меня с доктором Эвином сложились дружеские отношения, и благодаря его щедрости я учился у него на протяжении последних 20 лет. Я помогал доктору Эвину в написании книги, где описан его метод: «Идеомоторные сигналы для быстрого гипноанализа» (Эвин и Эймер, 2006).
Техники доктора Чика и доктора Эвина в своей психотерапевтической и гипнотерапевтическойпрактике я применяю на протяжении уже 20 лет. Я обнаружил, что «искусство», как сказал бы Рой, подобной работы лежит в том, каким образом гипнотерапевт использует материал, полученный в результате возрастной регрессии и работы с идеомоторными сигналами. Проблемы здесь зачастую сходныс теми, которые обсуждаются на хороших курсах обучения базовому гипнозу, где возникает вопрос: «Я ввел клиента в гипнотический транс – а что делать дальше?». Безусловно, ввести клиента в гипноз- это настоящее искусство. Но еще более сложная задача – применение материала, который при этом может быть получен. Ответом будет оптимальное сочетание клинического опыта, здравого смысла и эмпатии по отношению к клиенту.
На практике применение ГРТ позволяет клиницисту установить эмпатию с клиентом. Вы сможете увидеть мир, в котором жил и живет клиент, с его собственной точки зрения. И это имеет очень большое значение, так как обычно никто не в состоянии почувствовать вашу боль. Выполнение ГРТ дает вам увеличительное стекло, через которое выможете взглянуть на мир клиента – и эмпатия является обязательным ингредиентом компетентной и эффективной психотерапии.
Работа Роя дает нам азы – пошаговыйпротокол работы с клиентом, в ходе которой мы помогаем ему с помощью материала, появляющегося в результате гипнотического исследования его внутреннего мира. Скрипты здесь не помогут. Однако не стоит думать, что здесь можно действовать методом научного тыка или «стрелять с бедра». Как и протоколы доктора Эвина и доктора Чика –идеомоторный опрос – так и разговор с клиентом в процессе сессии возрастной регрессии дают вам как терапевту информацию о том, что спрашивать дальше и что говорить. Однако вы не можете начинать сессию, заранее имея предвзятое мнение или предположения о том, что будет происходить. Готовьтесь к сюрпризам. И это – часть того огромного удовольствия, которое приносит подобная работа.
Гипнотическая регрессивная терапия в том виде, в каком оназдесь представлена и в каком Рой преподает ее на своих многочисленных семинарах для профессиональных гипнотерапевтов – это не скрипто-терапия или скрипто-гипноз. К сожалению, слишком большая часть контролируемых исследований в сфере психотерапии и гипноза, которые проводятся сегодня и направлены на создание и проверку основанных на доказательствах методов лечения, концентрируются на применении жестких руководств, фиксированных скриптов, и протоколов. Причем эти методы применяются по отношению к тщательно отобранным клиентам. Это ограничивает возможность обобщить подобные исследования и сделать на их основе какие-то выводы. В реальном мире большинство из нас принимают клиентов такими, какие они есть – какими они приходят внаши кабинеты. Мы не можем позволить себе роскошь отвергнуть неподходящих кандидатов. Кроме того, нам приходится приспосабливать терапию к клиенту, а не наоборот. В наших офисах нет никакого прокрустова ложа – и слава богу!
Как я уже писал ранее (Заррен и Эймер, 2002), жесткие и принудительные терапевтические ритуалы зачастую усиливают дисфункциональное поведение, если они не несут в своей основе адекватную концептуализацию реальных прецедентов. Хороший анализ прецедентов, или концептуализация, всегда будет «клиентоориентированной», как выражается Рой. Хороший гипнотерапевт помогает клиенту поднять материал, который дремлет в его подсознании – хотя на самом-то деле он не дремлет, так как не полностью усвоился и обработался, а потому блокирует клиента и не дает ему вести нормальную жизнь.
«Искусство» против «науки»
В противоположность тому, во что пытаются заставить вас поверить обитающие в башне из слоновой кости поставщикирасписанных по шагам основанных на фактических данных протоколов лечения, представляющих собой «клинический закон», гипнотерапевты и психотерапевты больше полагаются на искусство, нежели на науку. Искусство гипноза и гипнотерапии, как говорил Рой в своей предыдущей книге (Хантер, 2010а, 2010b), предполагает применение науки гипноза и терапии индивидуально по отношению к каждому клиенту. Это позволяет сочетать элементы различных техник и вмешательств, включая их в последовательный план лечения. Знание о составлении плана лечения – это одно. Его можно получить на основе чтения, обучения, посещения семинаров и клинического опыта. Однако на применении этого плана скажется личность и опыт терапевта, взаимодействующего сличностью, жалобами и скрытыми намерениями клиента.
Искусство – это результат творческого процесса, и два произведения искусства никогда не будут одинаковыми. Это касается и практики работы клинического гипнотерапевта. Каждый клиент уникален. Хотя у клиентов наблюдаются сходные черты и модели, успех или неуспех лечения будет в значительной степени определяться именно их индивидуальными различиями. Искусство гипнотерапии – это искусство совместного создания шедевров всотрудничестве с каждым уникальным клиентом – и при этом вы непрерывно принимаете участие в этом процессе. Чтобы все сложилось, вам как терапевту необходимо сформулировать четкую иоснованную на опыте концепцию, которая позволит вам сознательно и искусно применять различные техники гипнотерапии. А это подразумевает все, что вы делаете, все, что вы говорите и что спрашиваете, когда проводите первоначальную оценку клиента, когда объясняете, что такое гипноз, когда наводите гипноз и когда применяете гипнотический транс для проведения терапии – гипнотерапии.
Ни Рой, ни я не являемся сторонниками шаблонного подхода. Шаблонные подходы работают далеко не всегда – они срабатывают только с очень мотивированными клиентами, которые приходят с простыми проблемами. Как известно любому опытному клиницисту, клиенты, которых мы чаще всего видим в своих офисах, имею достаточно сложную и конфликтную мотивацию. Как говорил Фрейд, у них есть сопротивление излечению, которое необходимо анализировать. Это сопротивление представляет собой их защитный механизм, который взаимодействует с их личностью, с историей их жизни и с их текущими жизненными обстоятельствами.
Регрессия
И Милтон Эриксон (Эриксон, Хершман и Сектер, 1961), и Дэвид Чик верили, что люди «входят вгипноз, когда пересматривают в уме последовательные события». Чик писал: «Гипноидальное состояние наступает, когда мы вспоминаем последовательные события - к примеру, мы вспоминаем мотив песни, припоминаем визуальные образы волн, разбивающихся о берег пляжа, движение огонька свечи и слова стихотворения» (Росси и Чик, 1994:1). Следовательно, базовый механизм наведения измененного гипнотического состояния заключается в пересмотре или выработке последовательности сенсорных впечатлений или воспоминаний (Заррен и Эймер, 2002). Безусловно, краеугольным камнем психоаналитического подхода Фрейда является реконструкция, анализ и интерпретация детства клиента. А это иесть гипноз.
Когда мы вспоминаем события, мы мысленно возвращаемся в прошлое и до определенной степени снова воспринимаем детали этих событий. На степень и интенсивность этого повторного восприятия, или перепроживания, оказывает влияние уровень эмоций, которые ассоциируются с этими воспоминаниями. Следовательно, любая терапия в определенной степени будет задействовать процессыгипноза, транса и регрессии вне зависимости от того, применяет ли терапевт формально все эти техники. Следовательно, хорошая терапия и хорошая гипнотерапия должна включать в себя сознательное и умелое применение терапевтом техник регрессии. А потому давайте перейдем к интересным вещам.