Голос педагога как инструмент воздействия
Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агент разлагающего воздействия.
Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, Волнующим... Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим...
Выделим основные характеристики профессионального голоса педагога. Подчеркнем: «основные» характеристики — те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога.
Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы, органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.
Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с группой, с аудиторией, это чрезвычайно важно, так как открывает возможность не говорить громко, но быть услышанным всеми; не напрягая органы речи, свободно и без микрофона
Ученица пришла домой и сообщила маме, что она теперь знает, как звучит по-английски слово «дети». И произнесла так, как услышала от учителя английского языка - «чалдоны».
Интонационная широкая палитра голоса, обусловленная интонационной насыщенностью, позволяет педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся или произвести лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношениями. Интонационное ударение, выделяющее определенные слова и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью.
...До сих пор помню правило постановки двоеточия в сложном предложении, - заявляет взрослый человек, - потому что до сих пор слышу голос учительницы, которая нам объясняла так: «...а именно!...- открываем ворота-двоеточие и описываем то, что скрывается за воротами»...
Умение ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного, обеспечивают выразительность педагогической речи, так как в ее строении очевидны связи между словами, значимость произносимых слов, а также выявленная суть описываемого явления.
Попробуем произнести одни и те же строчки при поочередной смене интонационного ударения. Например, стихотворение Р. Бернса:
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек при сохранении лексического набора.
Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта детей, обеспеченной интонационным богатством речи педагога.
Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие детей. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.
Данная характеристика порождается при опоре на гласные звуки. Именно гласные несут на себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную мысль, вовлекая группу детей в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется экспрессией, сообщает всему Ходу деятельного взаимодействия с детьми разнообразную палитру эмоций и тем самым служит одним из самих сильных способов развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Простым способом можно проверить влияние мелодики голоса на восприятие сказанного: надо лишь избрать какое-то слово и сначала произносить его, выделяя голосом согласные звуки, а потом, вторично произнося слово, — ставить опору на гласные звуки. Скажем, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил» — затем «крокодил». Не перестаешь удивляться, как меняется восприятие слова - одиозное преобразуется в положительное.
В качестве дополнительной характеристики отметим способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие звуки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызывают раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.
Вот педагог говорит таинственно: «Однажды...» - дети замерли в ожидании событий удивительных. Голос педагога звучит на нижнем регистре...
А теперь педагог произносит бытовую фразу о расположении учебных принадлежностей на столе учащихся... Голос звучит на верхних регистрах... (СНОСКА: О способности переводить звучание голоса на нижние регистры см. в книге «Практикум по педагогической технологии». М., 2000.)