Понятие педагогической техники
Сознание же человека, желая материализовать отношение, конструирует жесты, пластику позы, интонации, лексику.
Педагог-профессионал владеет своим психофизическим аппаратом и сознательно выстраивает внешние характеристики своих телодвижений, воплощая проживаемые отношения для восприятия этих отношений детьми.
Педагогическая техника — профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом в процессе профессиональной деятельности как средством осознанного педагогического воздействия и, следовательно, как одним из факторов, определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.
Педагогическая техника сродни актерской, поэтому часто говорят о сходстве работы педагога и актера: и тот и другой «лепят» образ воздействия, благодаря средствам пластики, мимики, голоса, темпо-ритма движений. Принципиальная разница данного сходства заключается в том, что актер, перевоплощаясь, создает образ «другого», в то время как педагог выражает образ своего «Я». А если точнее, то следовало бы сказать так: педагог конструирует образ собственного отношения, проживаемого «здесь и сейчас», и предъявляет детям данный образ, вовлекая их в поле личностного влияния.
От того, как звучит голос, какова линия движений, позы, походки, а также что выражает мимика педагога, зависит восприятие детьми ситуации текущей жизни. Профессионал всегда, зная это, осознанно пользуется психофизическим инструментом. Подчеркнем: не притворяется, не лицемерит, но вполне свободно выражает выпукло и ярко протекающее в его душе отношение, чтобы дети видели, как происшедшее расценивается педагогом.
«Я убежден, - писал Макаренко, - что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение свои организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе воспитателя» (СНОСКА: Макаренко А.С. Педагогии, соч. в 8-ми т. М.,1984. Т. 5. С. 172).
Сами по себе, в своей отдельной изолированности от ситуации, технические характеристики профессиональных умений нейтральны, они не имеют социально-педагогических оценок, пока к выявлен содержательный вектор их использования. Так, мелодическим голосом можно оскорбить и унизить, но с помощью мелодики голоса возможно воодушевить, вдохновить, обласкать; выразительность мимики обладает как силой подавления, так и силой возвышения человека; а пластика и темпо-ритм движений либо пугают, либо утешают, либо доставляют наслаждение, либо отвращают.
Балерина, танцуя в спектакле «Лебединое озеро», создает пластические образы Одетты и Одиллии одними и теми же средствами своего психофизического аппарата, а мы при этом воспринимаем два альтернативных образа человека.
О нейтральности технических данных нельзя забывать, чтобы не увлекаться культивированием психофизического аппарата педагога, сводя профессиональную подготовку к упражнениями актерской школы. Но нельзя недооценивать значимости нашего тела в создании «образа воздействия», ибо глухой неразборчивый голос, суетливые жесты, угрожающие позы сами по себе оказывают влияние, не ожидаемое педагогом, а следовательно, не объяснимое им.
Профессиональный имидж педагога как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на детей, действительно оказывает тормозящее либо ускоряющее влияние на взаимодействие педагога с детьми. Поэтому он подлежит профессиональному анализу.
Несомненно, педагоги обладают многообразной палитрой для создания внешнего портрета современного человека. Однако существуют границы этого многообразия. Они достаточно общие, и не ущемляют свободы индивидуальности: педагог не может переступить границы, за которыми располагается поведение, оскорбляющее достоинство человека.
Иногда молодые педагоги в погоне за популярностью среди подростков воспроизводят стиль площадной анархической морали, демонстрируя, как они полагают, единство с подростками. Их развязные манеры, пиво и сидение верхом на стуле, нечистый лексикон, небрежность костюма демонстрируют их ложно-демократическую позицию. Дети очень скоро начинают презрительно относиться к такому педагогу.
Однажды в детском центре «Орлёнок», увидев тип такого педагога-вожатого, мы сказали детям: «Какой необычный у вас педагог!» И вдруг услышали в ответ: «Шут гороховый!»
(Не у Тургенева ли позаимствовали убийственную характеристику школьники?).
Овладение педагогической технологией имеет свою вторую сторону. Педагог не только сам выражает пластически, мимически, интонационно и ритмически проживаемое отношение, но он еще обладает способностью за пластикой, мимикой, действиями, позой ребенка воспринимать проживаемое ребенком отношение.
Такую способность обозначают термином апперцептивной способности — то есть способности профессионально интерпретировать внешний образ поведения человека, обнаруживая за внешней формой внутреннее отношенческое содержание (см. гл. 14). Такое расширительное толкование педагогической техники уже намечается, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.