Таинственная судьба мартина бормана
Среди тех, кто оставался с фюрером до последнего момента, был Мартин Борман. Рейх рушился, снаряды русских пушек рвались вокруг имперской канцелярии, все самолеты в небе над Берлином несли красные звезды на крыльях. А прагматичный рейхсляйтер не покидает Гитлера, твердо решившего стоять до конца. Почему? Не проще ли было бы спасаться бегством, пока не поздно, наплевав на фюрера?
Казалось бы, именно так поступил бы прагматик, Геринг и Гиммлер, два самых верных паладина, уже бросили обреченного фюрера. За это они были публично прокляты и смещены со всех постов, но для них это не имело никакого значения. Рейхсмаршал и рейхсфюрер хотели спасти свои шкуры, на все остальное им было наплевать.
Борман не хотел быть проклятым. Ему было что терять – в Антарктиде действовало новое нацистское государство, в котором он рассчитывал занять ведущую позицию. Если бы он навлек на себя гнев Гитлера в последние дни, сделать это было бы гораздо сложнее. Потому Борман играет ва-банк – рискуя не выбраться из Германии, он все-таки остается в окруженном Берлине рядом со своим повелителем. И в качестве благодарности удостаивается титула «самого преданного из всех». Кроме того, именно Бормана в своем завещании Гитлер назначает новым руководителем партии.
Кто же, согласно этому завещанию, становится главой государства? Гросс-адмирал Дениц, некогда командующий субмаринами, а нынче – всем военно-морским флотом рейха. Это решение Гитлера историки называют парадоксальным и пытаются найти ему объяснение вот уже более полувека. Почему именно Дениц, не занимавший первые строки в нацистской «табели о рангах»? Почему не кто-то из старых сподвижников?
Очевидно, здесь нужно вспомнить, что именно подводный флот обеспечивал строительство колонии в Новой Швабии. Именно от подводников, иначе говоря – от Деница, зависела эвакуация в Антарктиду нацистской верхушки после поражения Германии. Есть свидетельства, что инициатором назначения Деница новым фюрером выступил Борман. Возможно, у рейхсляйтера была договоренность с гросс-адмиралом: Борман добивается назначения Деница фюрером, а тот в качестве благодарности молчит о Новой Швабии. Если так, то адмирал свое слово сдержал. Ни на Нюрнбергском процессе, ни в своих мемуарах Дениц не скажет ни звука о ледовой базе.
Итак, 30 апреля Гитлер, обвенчавшись с Евой Браун, ушел из жизни. За ним последовала семья Геббельсов. Теперь Борман мог подумать о бегстве из Берлина. Это оказалось непростой задачей: бои с русскими шли уже на улицах города. Вместе с другими обитателями бункера он выбрался на поверхность. А далее показания свидетелей, которых опрашивали после войны, расходятся. Одни говорили, что Борман был застрелен русскими при попытке пересечь их позиции. Другие – как, например, шофер Гитлера Эрих Кемпка – утверждали, что рейхсляйтер погиб от разорвавшегося рядом с ним снаряда. Руководитель Гитлерюгенда Артур Аксман заявлял, что лично видел, как Борман проглотил капсулу с цианистым калием после того, как выяснилось, что прорваться через русские боевые порядки не получится.
Одним словом, факт смерти Бормана однозначно установить не удалось. Более того – с разных концов земного шара начали приходить сообщения о том, что бывшего рейхсляйтера видели живым и невредимым. В 1947 году его якобы встречали в Северной Италии, где в одном из монастырей ему было предоставлено убежище. Дальнейшие сообщения приходили из Южной Америки. От дяди Олафа я точно знаю, что Борман в 1947 году прибыл в Антарктиду. Как ему удалось спастись?
Решение было простым и изящным. В небольшом, заранее заготовленном бомбоубежище Борман провел почти месяц, не выходя на поверхность. Несколько его агентов передавали своему шефу информацию о том, что происходит в стране. Спустя две недели после капитуляции Германии Борман вышел из своего убежища. Скрываясь в рядах беженцев, никем не узнанный (три недели он специально практически ничего не ел и в результате исхудал до неузнаваемости), он сумел добраться до Австрии, а затем перейти итальянскую границу. В одном из итальянских монастырей, настоятель которого был известен своими профашистскими симпатиями, Борман и скрывался, пока организация «ОДЕССА» (о ней пойдет речь далее) не решилась вывезти его в Новую Швабию.
Борман был не одинок. После поражения страны целые полчища нацистских деятелей провалились как сквозь землю. Очевидно, их путь лежал в одном направлении – в Антарктиду.
ИСХОД
Среди загадок Третьего рейха есть еще одна, непосредственно связанная с ходом нашего повествования. Дело в том, что весной сорок пятого, когда немецкие фронты трещали по всем швам, а солдаты антигитлеровской коалиции повсюду стояли на территории Германии, в руках немцев оставалось большинство французских портов! Запертые там гарнизоны оборонялись фанатично, до последней капли крови, и американцы с англичанами понимали, что штурм этих портов-крепостей обойдется очень дорого. Они предпочитали обходить немецкие гарнизоны стороной, не ввязываясь в боевые столкновения. А те, казалось, были этому только рады.
Почему же солдаты не были своевременно выведены из портов? Ведь десятки тысяч пехотинцев оказались бы совсем не лишними в обороне рейха. Историки дают на это стандартный ответ: Гитлер не хотел, чтобы порты достались союзникам и через них можно было бы организовать снабжение наступающих армий. Но для этого не нужно было оставлять гарнизоны – достаточно попросту основательно разрушить портовые сооружения. К тому же, если бы эти гавани были критически важны для союзников, они бы взяли их любой ценой. В чем же причина столь странного упорства?
Дело в том, что нацисты понимали: переход французских портов в руки союзников позволил бы установить тесную блокаду германских гаваней. А это существенно помешало бы деятельности эскадры «А». Конечно, можно было использовать долгий окружной путь – через Норвегию, грузы в которую можно было бы доставлять из Дании или по Балтийскому морю. Но на Балтике в начале 45-го хозяйничали русские подлодки, угробившие несколько крупных транспортов – «Гойю», «Гуетлофф», «Штойбен» – и множество кораблей помельче. Оставалось отправлять караваны напрямую из гаваней побережья Северного моря. Последний такой конвой – притом самый крупный – ушел в мае 1945 года.
Я уже рассказывал о подводных лодках, пропавших без вести в массовом порядке. Речь идет приблизительно о сотне субмарин, три четверти которых относились к новейшей XXI серии. Все они направились в Антарктиду. Лишь около десятка подлодок попали в порты Южной Америки. Почему?
Нацистские лидеры понимали, что исчезновение такого большого количества судов не может пройти бесследно. Союзники обязательно начнут расследование, и лучше замести следы. Для этого несколько старых, совершенно изношенных подводных лодок благополучно сдались бразильцам и аргентинцам. Судя по всему, еще пара-тройка субмарин попросту не дошла до Южного континента, потерпев в пути аварии.
Отбирать экипажи и персонал для эвакуации за океан начали еще в апреле. Ведал этим лично Денниц. К 1 мая, когда фюрер уже был мертв, а судьба рейха не вызывала сомнений, все проблемы были решены. Среди людей, готовившихся к долгому плаванию, был и Олаф Вайцзеккер. В своих записях он приводит речь, которую произнес гросс-адмирал перед отправкой первой партии лодок.
Друзья! Товарищи по оружию! Германия переживает непростое время, мы проигрываем эту войну. Но идеи невозможно убить, и в другой части света вам предстоит построить новый, великий. Четвертый рейх. Мои подводники обнаружили там настоящий рай, идеально приспособленный для жизни и деятельности людей. На sac смотрят наши предки, на вас смотрят грядущие поколения. Идите же и докажите, что наша борьба была не напрасной, что немецкий дух не сломлен! Зигхайль!
Всего для великого исхода было подготовлено около 150 лодок, включая субмарины из эскадры «А». Треть из них были транспортными, достаточно большой вместимости. Всего на борту подводного флота могли разместиться более 10 тысяч человек. Кроме того, за океан отправлялись реликвии и ценные технологии.
С 1 по 5 мая субмарины отправлялись в путь – по 30 лодок в день. Прекрасная организация перехода привела к тому, что потери оказались на удивление невелики. Практически все подводные лодки благополучно достигли ледового континента.
Собственно говоря, называть майские конвои «эвакуацией» не совсем правильно. Это была последняя, хотя и наиболее значительная, часть исхода. Стараниями Бормана многое уже было переправлено в Антарктиду. Это, например, относилось к новейшим моделям самолетов, в том числе реактивных, которые только-только начали поступать на вооружение Люфтваффе. Конечно же, рейхсляйтер не заикался о необходимости сохранить лучшие образцы техники – упаси бог, за подобное пораженчество он был бы мгновенно отправлен в концлагерь! Речь шла о модернизации авиагруппы «Рихтгофена» и об исследованиях внутренних районов Антарктиды, не более того. Правда, для этих целей на юг было направлено почти три сотни самолетов – этого хватило бы, чтобы укомплектовать «Рихтгосрен» авиагруппой пять раз.
Раз уж речь зашла о самолетах, стоит приоткрыть завесу тайны над еще одним якобы нереализованным проектом – транспортным самолетом «Юнкерс-390». Эта шестимоторная машина обладала чудовищной дальностью; с территории Германии «Юнкерс» с бомбами на борту достигал берегов США, а другой экземпляр смог, пролетев над территорией всего СССР и Китая, доставить немецкую делегацию в Японию. Все историки наперебой твердят, что «Юнкерс-390» был построен в двух опытных экземплярах. При этом никто из них не может объяснить тот факт, что с лета 1944 года производством этих гигантов занимался целый, пусть и небольшой, авиационный завод, расположенный в Чехии! Документация этого завода, к слову сказать, была уничтожена в последние дни войны.
Если мы начнем раскапывать историю «Юнкерса-390» еще глубже, то обнаружим более интересные вещи. Например, тот факт, что проект этот курировал лично Борман, обычно авиацией не интересовавшийся, чем вызвал немалое недовольство Геринга. Рейхсляйтер в категоричной норме требовал от конструкторов обеспечить максимально возможную дальность полета. Получившийся в итоге самолет мог без труда достичь базы «Хорст Вессель», стартовав из Мюнхена. Лететь, правда, приходилось почти по прямой, что создавало определенные трудности, зато и «оборачиваться» эти лайнеры могли гораздо быстрее, чем подводные лодки. Регулярное воздушное сообщение между Германие и Антарктидой было, похоже, открыто не позднее сентября 1944 года. С тех пор парк шестимоторных гигантов постоянно увеличивался. Его точные размеры мне не известны, но рискну предположить, что он составлял не меньше 30–40 машин. Самолеты, по всей видимости, пролетали над Швейцарией, затем по кратчайшей прямой уходили в воздушное пространство франкистской Испании, пролетали над Западной Африкой и продолжали свой путь над океаном. Точными данными я, понятное дело, не располагаю, а реконструировать маршрут мне помогли здравый смысл и один малоизвестный факт: в 1989 году в африканской пустыне были с воздуха сфотографированы обломки гигантского самолета, почти полностью занесенные песком. Организовать экспедицию к этому месту не удалось – в Западной Сахаре идет вполне реальная гражданская война – но, судя по снимку, разбившийся самолет был именно «Юнкерсом-390».
Что же увозили субмарины гибнущей империи?
Во-первых, весьма ценный персонал. Не секрет, что после поражения в войне Германия недосчиталась многих известных ученых. В основном это были те, кто крепко связал себя с нацистским режимом и не ждал от победителей ничего хорошего. Среди эмигрировавших были биологи, специалисты по ракетной технике, ядерной физике, самолетостроению. В числе этих людей было немало фанатичных нацистов. С ними ехали квалифицированные рабочие, которым предстояло расширять производство в Новой Швабии. Во-вторых, к новым берегам отправилось множество нацистских функционеров, в том числе специалистов «Аненэрбе». Эти последние везли с собой множество мистических реликвий, собранных за годы существования Третьего рейха. А гораздо большее практическое значение, нежели все эти музейные экспонаты, имели новейшие технологии, которыми владели нацисты.
МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ – «ОДЕCCA»
Слово «ОДЕССА» ничего не говорит большинству из нас. Только русский, услышав его, уверенно скажет: «Это крупный порт на Черном море». И редкий человек, подумав немного, ответит: «Какая-то эсэсовская организация».
В общем-то именно он и будет прав. Далеко не все успели выехать в Антарктиду; многим не удалось попасть на самолет или подводную лодку, и они остались в Германии, где им грозило судебное преследование и даже – вполне возможно – смертная казнь. Поэтому уже в 1946 году в Мадриде, где правил союзник Гитлера Франко, была создана организация «ОДЕССА» – в расшифровке эта аббревиатура звучит как «Общество бывших членов СС». Но члены СС, как мы знаем, бывшими не становятся. И всю Европу накрывает тонкая сеть под кодовым названием «Паук», через которую из Германии в безопасные страны бегут десятки и сотни бывших эсэсовцев. Приоритет отдается тем, кто запятнал себя кровью, и сотрудникам «Аненэрбе», таким, как мой отец. Во главе «Паука» стоял известный диверсант Отто Скорцени. В распоряжении Скорцени находились крупные финансовые средства – нацистские вклады никуда не делись – а также множество чистых бланков паспортов других государств. Одна только Аргентина передала ему 7000 бланков.
Впрочем, Аргентина и другие страны третьего мира не всегда становятся конечным пунктом назначения. Наиболее надежные проверенные люди переправлялись дальше – на Ледовый континент. По оценкам Вайцзеккера, население Новой Швабии к 1946 году превысило 60 тысяч человек. Размещались они на нескольких «наземных» станциях, в первую очередь в так называемом «Райском саду», а также в пещерном городе Вальгалла. Здесь же, в Вальгалле, находились основной производственный центр и база подводных лодок. Полторы сотни субмарин требовали постоянного ухода. Кроме того, в это время началась переделка подводных лодок серии UF в так называемые «подводные крейсера» – субмарины, несшие на борту огромный запас торпед и баллистические ракеты «Фау-2». Немцы опять, как и в случае с реактивной авиацией, опередили всех. Впрочем речь сейчас не об этом.
За несколько лет своего существования «ОДЕССА» вывезла из Германии около 20 тысяч человек, и не менее 5 тысяч из них попали в Антарктиду. Организация действовала следующим образом: в Германии у нее имелась развитая агентурная сеть, располагавшая крупными финансовыми средствами. Деньги шли, в первую очередь, на подкуп оккупационных властей, которые (по крайней мере в западных зонах оккупации) были готовы за приличную мзду сквозь пальцы смотреть на то, как бывшие преступники уходят от ответственности. В распоряжении организации «ОДЕССА» имелись также небольшие боевые отряды, которые могли в случае необходимости устраивать силовые акции. Впрочем, их действиями старались не злоупотреблять, используя только в крайних случаях.
«Спасаемого» обычно переправляли через границу в Швейцарию или в Италию. Идеальным вариантом было попасть в Испанию, где нацисты действовали, практически не скрываясь. Попав за границу, человек тут же получал иностранный (как правило, аргентинский или египетский) паспорт и начинал новую жизнь. У Скорцени были весьма обширные связи: «спасенные» были обязаны ему жизнью, поэтому автоматически становились его агентами. Так ткалась сеть, которой суждено было вскоре опутать весь мир.
Деятельность «ОДЕССА» пытались расследовать многие журналисты, но практически все они потерпели поражение. Организация, созданная Скорцени, была гораздо мощнее и дисциплинированнее знаменитой сицилийской мафии, а с отступниками поступала не менее жестоко. Англичанин Томас Кроувель, посвятивший несколько лет жизни изучению деятельности Скорцени и в итоге погибший при невыясненных обстоятельствах, писал о ней так:
Эта система действует как прекрасно отлаженный механизм. У него есть свой центр, свои руководители, но, даже если вы ликвидируете «голову», все «конечности» все равно будут двигаться и выполнять свою роль. Существование такой организации, как «ОДЕССА», заставляет нас всерьез усомниться в том, что Третий рейх был уничтожен в мае сорок пятого. Нет, он продолжает существовать, пусть и без определенной географический привязки, пусть в умах ограниченного числа людей. Но если где-нибудь на Земле произойдет всплеск национализма, можно не сомневаться: наследники Гитлера будут тут как тут и помогут основать новый. Четвертый рейх, еще более опасный, чем Третий.
Слова эти действительно оказались пророческими: впоследствии «Паук» возьмет под свою негласную опеку многие расистские и националистические движения в «белых» странах, начнет финансировать и координировать их деятельность. И знаменитый американский Ку-клукс-клан, и европейские «бритоголовые» – все они действовали в рамках одной системы, даже не подозревая об этом.
Отдельно следует сказать об отношениях Отто Скорцени с руководством Новой Швабии. До 1947 года, когда в Антарктиду прибыл Борман, единоличным руководителем колонии являлся Гесс. Человек мистически настроенный и не отличавшийся сильным характером, он не мог оказывать большое влияние на смелого и неукротимого Скорцени. «Паук» пользовался значительной независимостью. Более того: главный диверсант Гитлера всерьез подумывал о том, чтобы взять под свое руководство все остатки нацистской империи, в том числе и антарктическую базу, Новой Швабии тем временем начала угрожать серьезная опасность. Причем исходила она не извне. Большинство населявших ее людей не были фанатичными нацистами – обычные инженеры, квалифицированные рабочие, ученые различных специальностей. Все они страдали от необходимости жить на холодной ледяной земле, вдали от нормального человеческого общества. У них не было никакой общей идеи, ради которой они согласились бы терпеть лишения. Тайное государство нацистов в Антарктиде приближалось к своей кризисной черте.
Но в 1947 году все изменилось. На сцене вновь появился Мартин Борман.
ОПЕРАЦИЯ «ГЛОРИЯ»
До 1947 года рейхсляйтер отсиживался в монастыре в Северной Италии. Выходить во «внешний мир» было опасно – повсюду шла охота на нацистских преступников, и продолжительность свободной жизни за пределами монастыря могла измеряться для Бормана днями, если не часами. Тем более что его искали: никто не был до конца уверен в смерти «серого кардинала». Даже Нюрнбергский международный трибунал принял решение судить Бормана заочно. Рейхсляйтер был приговорен к смертной казни. После этого у него оставался лишь один путь – в Антарктиду.
Через два года после поражения Германии наконец представился удобный случай для того, чтобы вывезти Бормана из Европы. С помощью Скорцени и его организации бывший рейхсляйтер, снабженный поддельными документами и загримированный до неузнаваемости, садится на корабль, который идет… нет-нет, не в Южную Америку – все подобные рейсы достаточно тщательно проверялись – а в Восточную Африку через Суэцкий канал. Именно так, окружным путем, через Индию и Австралию, Борман и добрался до Новой Швабии.
Застав Гесса в достаточно подавленном состоянии, Борман немедленно и со всей присущей ему энергией взялся за дело. Перед новым руководителем колонии (а Гесс практически безропотно уступил своему давнему сопернику бразды правления) встала важнейшая задача: обеспечить существование «Четвертого рейха», как с той поры стала называться Новая Швабия. А для этого нужно было сделать немало.
Во-первых, Борман – теперь уже с несколько иных позиций – провел переговоры со Скорцени. Завершились они тем, что бывший диверсант № 1 безоговорочно признал главенство Бормана. Причина была проста: именно рейхсляйтер контролировал счета нацистов в швейцарских банках и их разбросанное по всему свету имущество, за счет которого и существовал «Паук».
Затем рейхсляйтер занялся делами колонии. Нужно было вдохнуть новые надежды в людей, начинавших отчаиваться. Для этого следовало «нормализовать» их жизнь. Со свойственной ему проницательностью Борман определил одну из главных причин падения морального духа. Из десяти жителей Новой Швабии девять были мужчинами. Помимо всего прочего, такая ситуация не обеспечивала демографическое выживание колонии. Необходимо было обеспечить жителей Новой Швабии женщинами, причем сделать это как можно быстрее. Уже в конце 1947 года Борман разрабатывает специальный план «Глория», суть которого сводилась к следующему.
Во-первых, Скорцени и его организации «ОДЕССА» было поручено вывезти в Антарктиду как можно больше ясен людей, оказавшихся в Новой Швабии. Впрочем таковых выискалось не так уж много. Дело в том, что изначально ради сохранения тайны в Антарктиду отправлялись люди, не имевшие семьи. А супруга многих из тех, кто бежал в Новую Швабию в последние дни рейха, уже отказались от своих мужей.
Во-вторых, по всему миру, в первую очередь в Европе и в Южной Америке, была создана сеть кадровых агентств под названием «Глория». Мне пришлось провести весьма кропотливую работу, чтобы отыскать их в четырнадцати странах мира. Задача агентств заключалась в том, чтобы отправить в Новую Швабию как можно больше молодых девушек; они были основаны на рубеже 1947–1948 годов и просуществовали до 1952 года, когда после аргентинского скандала одновременно тихо канули в Лету. Судя по всему, опасность разоблачения стала слишком велика, к тому же свою основную задачу они уже выполнили. Подробности их деятельности мне выяснить не удалось; по самым приблизительным оценкам, в Новую Швабию были отправлены от 20 до 30 тысяч девушек.
Впрочем еще до этих событий размеренная жизнь колонии была достаточно грубо нарушена. Власти США решили все-таки осуществить намеченную экспедицию к Ледовому континенту.
ОДИССЕЯ АДМИРАЛА БЕРДА
…Я сижу в мягком кресле на веранде большого коттеджа и пью черный чай. Напротив меня, в таком же кресле, – Джордж Берд, внук знаменитого полярного исследователя, адмирала Ричарда Берда. Это ради встречи с ним я преодолел расстояние в несколько тысяч километров и приехал в США, в штат Коннектикут.
Джордж Берд – мой ровесник, поэтому мы достаточно хорошо понимаем друг друга. Правда, истинную тему своего исследования я ему не открываю – чего доброго, сочтет за сумасшедшего или охотника за дешевыми сенсациями. Нет, для Джорджа Берда я – человек, занимающийся историей полярных исследований. Тех самых, которым посвятил всю свою жизнь его дед. Может быть, поэтому он так охотно согласился встретиться со мной и рассказать о жизни адмирала Ричарда Берда.
Имя адмирала Берда трудно найти в книгах, посвященных истории Второй мировой войны. Однако именно у него была возможность поставить точку в этой войне, уничтожив Новую Швабию. Адмирал Берд возглавил экспедицию, отправленную американским правительством в 1946 году к берегам Антарктиды.
Но для начала я терпеливо выслушиваю историю жизни будущего адмирала. Она действительно заслуживает того. Родившийся в конце XIX века, Берд с детства мечтал о великих географических открытиях. Ему следовало бы жить в эпоху Колумба, но, к его несчастью, Ричард появился на свет в то время, когда все – или почти все – уже было открыто и изучено. Оставался один неисследованный континент – Антарктида, которой Берд и посвятил всю свою жизнь. Он организовал ряд полярных экспедиций в 1930-е годы, причем убедил государственное руководство США, что эти исследования имеют не умозрительно-научную, а чисто практическую ценность. Вот что писал Берд в одной из своих докладных записок:
Антарктида, на сегодняшний день, – единственная свободная территория на всем земном шаре, над которой не установило свою власть ни одно правительство. Всех отпугивает ее слава Ледового континента. Однако весьма вероятно, что в недрах этого материка скрываются неисчислимые природные сокровища, а также следы древней и могущественной цивилизации. Поэтому в скором времени должна развернуться настоящая «гонка за Антарктиду», в которой Соединенным Штатам было бы весьма желательно изначально занять первые позиции.
Любопытно, что в своих докладных записках Берд ссылается, в частности, на произведение Готта, которое уже давно стало его настольной книгой. Неизвестно, обратили бы внимание чиновники на эти призывы или нет, если бы семья Бердов не была тесно связана с кланом Рузвельтов, к которому принадлежал действующий президент США. Военно-морской флот США также высказал заинтересованность в антарктических базах. Берд получает все более высокие звания, успехи его экспедиций известны всему миру. Именно он должен был в конце 1941 года вести американскую эскадру на поиски немецких баз. Но не сложилось.
– Что ваш дед рассказывал вам об экспедиции 1946 года? – спрашиваю я Джорджа.
– Честно говоря, он не любил об этом говорить, – помедлив, отвечает мой собеседник. – Уж слишком много слухов и домыслов роилось вокруг этого злополучного плавания.
– Например?
– Например, что дед обнаружил там гнездо инопланетян или убежище беглых нацистов. Одним словом, болтовни было много.
– Но вы сами не верите в это?
– Конечно нет! Какой разумный человек в это поверит?! Мой дед всегда поднимал подобные статьи на смех;
– Но почему же он не требовал опровержений? Ведь страдала его репутация!
– Не знаю, – Джордж задумался. – Может, просто не хотел связываться с «желтыми» газетенками? Отвращение моего деда к журналистам всегда было огромным. Взять у него интервью считалось в газетных кругах настоящим подвигом.
– Известно, что экспедиция вернулась гораздо раньше положенного срока, – продолжал я свои расспросы. – Что же случилось? Как объяснял это ваш дед?
– Понятия не имею, – Джордж беспокойно заерзал в кресле. – Он никогда не говорил на эту тему.
Я понял, что разговор лора заканчивать. И задал напоследок всего один вопрос:
– Скажите, а ваш дед не оставил дневники или письма?
– Нет, – сказал Джордж, отводя глаза.
Немного позднее, изучая жизнь Ричарда Берда по другим источникам, я понял причины замешательства моего собеседника. Было одно обстоятельство, о котором Джордж умолчал. После возвращения из антарктической экспедиции Берд был посажен в сумасшедший дом и провел там пять долгих лет.
Что же известно об этой таинственной экспедиции?
ЗАГАДКИ ОФФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ
Итак, залпы Второй мировой войны отгремели. Однако существование возможной нацистской полярной станции не давало американцам спать спокойно. Сорвавшаяся экспедиция 1941 года должна быть повторена. Уже в дни капитуляции Японии, в августе 1945 года, Берд начал забрасывать руководство флота и страны новыми докладными записками. В них он говорил о необходимости глубокой разведки ранее не освоенных территорий, о возможном пребывании на них «недобитых немцев», глухо намекал на то, что часть германских подлодок могла уйти именно в Антарктиду. В конце концов санкция на проведение экспедиции, получившей название «Высокий прыжок», была дана.
В кратчайшие сроки сформировали сравнительно небольшую эскадру в составе 14 кораблей во главе с авианосцем «Филиппинское море». На борту этого корабля находилось почти 100 различных самолетов и вертолетов. Предпочтение было отдано разведчикам и противолодочным бомбардировщикам. Кстати, и в составе кораблей эскадры преобладали именно противолодочные – очевидно, американцы всерьез боялись встречи с германскими субмаринами.
В конце 1946 года эскадра отправилась к берегам Антарктиды. Всего в ней участвовали около 4 тысяч человек. Запасов горючего и продовольствия должно было хватить на восемь месяцев. Новый год участники экспедиции встретили на экваторе. В январе 1947-го они наконец подошли к берегам Земли Мэри Бэрд. Началось тщательное исследование прибрежных районов. Самолеты вылетали на разведку и фотографирование местности ежедневно – всего за полтора месяца работ было сделано свыше 50 тысяч снимков, составлены подробные географические карты района. А потом произошло нечто неожиданное. 3 марта 1947 года только что начатую экспедицию срочно свернули, и корабли поспешно взяли курс домой. Причины этого решения не раскрываются до сих пор; максимум, на что оказались способны официальные власти США, – это заявить, что экспедиция достигла основных поставленных целей.
Впрочем Берд придерживался несколько иной точки зрения. В одной из своих бесед он рассказывал о достаточно странных вещах. О том, что экспедиция встретила ожесточенное сопротивление на море и в воздухе, о множестве загадочных и пугающих явлений, наблюдавшихся в районе Земли Элсуэрта. «Создавалось впечатление, – говорил адмирал, – что мы столкнулись с технически значительно превосходившей нас цивилизацией».
Эта информация окольными путями попала в прессу. В мае 1948 года британский журнал «Бри-зант» опубликовал статью «Неведомые силы в Антарктиде», в которой пытался ответить на вопрос: что же нашла экспедиция Берда? Журналисты обратили внимание на еще несколько странных фактов: на то, что со всех участников экспедиции была взята строжайшая подписка о неразглашении; что отправились в полярные широты 14 кораблей, а вернулись только 13; что новенький авианосец «Филиппинское море» – сразу после своего возвращения встал на длительный капитальный ремонт, и рабочие с верфи рассказывали о серьезных повреждениях корабля, как если бы он побывал в морском сражении.
После того как «Бризант» сослался на слова Берда, заслуженного адмирала немедленно упрятали в сумасшедший дом. Впрочем, через пять лет его совершенно спокойно выпустили оттуда и назначили на ответственную должность; следовательно, реальных сомнений в здравом рассудке адмирала у чиновников не возникало никогда. Власти позаботились о том, чтобы шумиха в прессе была замята, применяя все возможные рычаги воздействия.
Почему американцы решили замолчать итоги экспедиции Берда? И почему они не стали больше предпринимать никаких попыток отправить военную эскадру к антарктическим берегам?
Попробуем разобраться в этой загадке…
НОВАЯ ШВАБИЯ В ОПАСТНОСТИ
О приближении вражеской эскадры Гесс получил сообщение по своим каналам еще до того, как она вышла из гавани. Нацистская разведка действовала безупречно. Реакция главы Новой Швабии была вполне адекватной. 7 января 1947 года появляется его распоряжение, текст которого я нашел в бумагах дяди Олафа. Там говорится следующее:
Новая Швабия в опасности!
Согласно сообщениям из достоверных источников, в течение ближайших недель к берегам Новой Швабии прибудет эскадра флота США. Целью этой эскадры является обнаружение и уничтожение нашей базы. В связи с этим приказываю:
1. Реализовать полный комплекс работ по маскировке объектов с воздуха и с моря.
2. Установить наблюдение за неприятельской эскадрой силами подводного флота. Перевести вооруженные силы в готовность номер один.
3. Отправить крейсер «Вестфален» к восточному побережью США для нанесения возможного предупредительного удара.
Фюрер колонии Новая Швабия Рудольф Гесс
Американцев ждали, и ждали отнюдь не с распростертыми объятиями. У немцев было одно очень важное преимущество: адмирал Берд не представлял себе, с какой внушительной силой ему придется столкнуться. Эскадра в 14 кораблей против полутора сотен подводных лодок, авианосца и трехсот боевых самолетов – это все равно что дробина слону. И все же Гессу очень не хотелось, чтобы базу нашли. Потому что он прекрасно понимал: США ничего не стоит выставить против Новой Швабии флот в 30 авианосцев и сосредоточить 5 тысяч самолетов. А в этом случае крах Четвертого рейха становился неизбежным.
Меры по маскировке объектов были приняты. Над наземными базами натянули белые полотнища либо просто уложили толстый слой снега. В «Райском саду» постарались сделахь как можно менее заметными следы пребывания человека. И начали ждать. Впрочем, ждать пришлось недолго.
Уже в середине января американское соединение было обнаружено на подходах к Антарктиде. С тех пор за ним непрерывно следили, оставаясь на почтительном расстоянии, новейшие подводные лодки, которые американцы обнаружить не могли. Сами того не зная, корабли экспедиции к началу своих исследований уже оказались в ловушке, из которой не было выхода: от родных берегов их отделяла весьма плотная завеса нацистских субмарин.
Но все было спокойно до 15 февраля. В этот день американский пилот, пролетавший в районе базы «Новая Германия», обнаружил на земле какой-то странный объект. Летчик снизился и стал рассматривать необычный участок. Возможно, будь на его месте кто-то другой, он решил бы, что имеет дело с причудливой игрой природы. Однако, на беду своего адмирала, летчик родился в шахтерском районе и прекрасно знал, как выглядят места добычи полезных ископаемых. Сомнений не оставалось: карьер, который он видел под собой, был явно искусственного происхождения.
Это же подтвердили и специалисты, взглянув на снимки, которые сделал пилот. На берег был немедленно высажен отряд численностью около 500 человек, который начал продвигаться по направлению к карьеру. Самолеты с авианосца обеспечивали постоянное прикрытие с воздуха и снабжение. Естественно, за отрядом пристально наблюдали. Вскоре Гессу стало понятно, что, следуя прежним маршрутом, американцы обязательно попадут на территорию «Новой Германии». А тут уже не спасет никакая маскировка.
Реагировать пришлось быстро и решительно. Американские летчики заметили на горизонте несколько точек, стремительно увеличивавшихся в размерах. Удивление быстро сменилось ужасом: стремительные реактивные самолеты с крестами на крыльях приближались явно не для того, чтобы радостно приветствовать дорогих гостей. Не знаю, о чем думали обреченные пилоты в свои последние секунды: в любом случае, не успели те, кого они прикрывали, опомниться, как нацистские истребители уничтожили их все до единого и перешли к ударам по наземной цели.
Множество людей в темной одежде, сани, громоздкая техника на белом снегу – можно ли найти более привлекательную цель для умелого летчика? В считанные минуты большой отряд был частично уничтожен, частично рассеян. Над белоснежной антарктической равниной поднялся черный дым от горевших вездеходов. А потом, словно из-под земли, выросли лыжники в эсэсовской униформе, которые начали брать в плен всех уцелевших. Пытавшихся сопротивляться или бежать убивали на месте. Впрочем, таких было немного. Раненых пристреливали.
Еще до того, как американцы поняли, что с их десантом творится нечто ненормальное, в частоты связи эскадры вклинился неизвестный передатчик. На чистом английском языке незнакомый голос заявил, что адмирал Берд приглашается для переговоров. Срок на раздумья – два часа. Если по истечении этого срока согласие не будет дано, всю эскадру уничтожат. В доказательство серьезности этих намерений сейчас будет потоплен один из эсминцев.
Из оцепенения адмирала Берда и его штаб вывел только раскат взрыва. На месте одного из эсминцев поднимался к небу столб воды. В серьезности намерений противника сомневаться не приходилось. Адмирал попробовал в экстренном порядке связаться со Штабом ВМФ, но кто-то старательно глушил все частоты связи. Принимать решение нужно было самому.
Впрочем разве у Берда была альтернатива?
СДЕЛКА С ДЬЯВОЛОМ
В результате недолгих обсуждений между обеими сторонами был заключен договор, точного текста которого я не знаю. Могу лишь попытаться реконструировать его в основных частях.
Обе стороны обладали достаточно сильными позициями. Берд не мог не понимать, что хотя сам он угодил в ловушку, и ег<