Традиционная система современного рабовладения. Что делать?
Но самое отвратительное то, что система капитализма продолжает закручивать гайки. Дабы мои слова не были пустым звуком, аргументирую их уже другой цитатой из того же «Антикопирайта», т.к. Вербицкий, прорабатывая данную тему, по-видимому, в отличии от меня нашел более конкретные примеры, в т.ч. и касательно книг.
Цитирую:
«С другой стороны, победа движения свободного программирования будет значить конец экономического принуждения и капитализма, что еще более неприемлемо для статуса кво. Поэтому введение наиболее жесткой формы копирайтного законодательства – необходимое условие выживания капитализма как системы. Чем большая часть общественного продукта является продуктом информационным, то есть свободно копируемым на (сравнительно дешевый) материальный носитель, тем строже должны быть копирайтные уложения; вплоть до полного запрета на копирование текста для любых целей. И к этому дело идет; с 13 лет в XVIII веке, срок действия копирайта увеличился до 70 лет после смерти автора в конце XX–го, и увеличивается еще и еще; в сводках Майкрософт, компьютерное пиратство приравнивается к международному терроризму, и новые законы о борьбе с тем и другим пекутся, как горячие пирожки или слойки. Столлман написал об этом восхитительный рассказ–антиутопию «Право читать».
...Нельзя было не помочь, но если одолжить свой компьютер, Лиза могла бы читать его книги. Помимо того, что за это можно было сесть в тюрьму на много лет, шокировала сама идея. С первого класса в школах внушали, что поделиться книгой – ужасное преступление, сравнимое с морским пиратством.
Шансов ускользнуть от бдительного ока SPA – Software Protection Authority (службы защиты программного обеспечения) – практически не было. Изучая программирование, Дэн узнал, что каждая книга имела контрольный монитор, который сообщал, кто и когда ее читает, в Центр Лицензирования (Central Licensing). (Центр использовал эту информацию не только для поимки «пиратов», но и продавал книготорговцам сводки личных пристрастий читателей.) Как только компьютер войдет в сеть, Центр немедленно это обнаружит, а Дэн, как владелец компьютера, понесет самое тяжелое наказание.
...Позднее Дэн узнал, что было время, когда каждый мог пойти в библиотеку и бесплатно получить журнальную статью и даже книгу. В те годы существовали независимые студенты, которые могли читать тысячи страниц, не прибегая к правительственным библиотечным грантам. Но в 1990–х годах как коммерческие, так и бесприбыльные издатели журналов начали взимать плату за доступ. В 2047 библиотеки, которые бесплатно предоставляли учебную литературу всем желающим, были историей.
FSF следует долгой традиции американского конституционалистского либертинажа (тж. ACLU), психоделии и хипповского прямого действия 1960–х. Достаточно характерно, что никакого взаимовлияния нет между свободным программированием с одной стороны и французским пост–структурализмом либо ситуационизмом – с другой. На сети нет даже страниц, где ситуационизм и Столлман упоминались бы вместе – это при том, что колоссальные фигуры Дебора и Столлмана в равной степени отвечают за одну и ту же революционную идею антикопирайта.» К.Ц.
Повторюсь, не люблю художественную литературу.Но для таких рассказов как «Право читать», Столлмана, сделаю исключение. Очень надеюсь.Тем более что рассказ не большой. Видать по этой фантастике как раз-таки и создают нашу реальность, делая упор на онлайн книги и онлайн услуги, уже сейчас следя за каждым чихом пользователя и используя как его голову, так и его компьютер. А самое интересное это то, что еще и требуют за это деньги и обвиняют людей в выдуманных, но узаконенных преступлениях. И все уже к этому привыкли. Многие даже не замечают. Вот это действительно дожились. Стоит приклонить не только колени (на которых многие уже стоят), но и голову перед такими манипуляторами.
Читатель может подумать, что я ярый коммунист и ошибётся. Увы, наше общество, да и многие люди очень часто любят бросаться в крайности, и действительно отыскать золотую середину бывает довольно непросто. Уже молчу о том, чтобы найти что-то третье. Или грамотно взять с каждой системы самое лучшее, устранив огрехи. Очевидно, что и в коммунистической системе было масса огрехов, а тем более если учесть то, что по сути, как такового коммунизма у нас и не было. Были, как и сейчас двойные стандарты, и лицемерные правила. По сути, многие, как и 200-500 лет назад живут в крепостном государстве. Просто за это время рабство развивалось и принимало все более и более изощренную форму. У современных рабов уже нет явных кандалов, но при несоблюдении тех или иных правил в любой момент на вас их могут надеть. У многих, как и у меня, нет возможности покинуть страну. Да и если бы была такая возможность – куда ехать? В моей стране созданы такие условия что, честному человеку, в отличии от воров, взяточников и всех, кто прогибается под систему, по меньшей мере заработать себе свободу крайне сложно, сколько бы он не работал. У государства есть тысяча законных и легальных способов отобрать у вас деньги. К тому же сделать это так, чтобы даже этого не заметите: с помощью инфляции, игре на курсах валют, повышении тарифов и многом другом. Поэтому поводу вспоминаются стихи Т. Г. Шевченко, всю жизнь боровшегося за свою свободу. Наверно они еще долго будут актуальными. Как бы не позиционировали наш социальный строй кукловоды, будь то капиталистический или коммунистический, но, по сути, мы до сих пор живем в феодализме и рабовладении. Впрочем, это все отдельная большая тема, которая конечно касается и книг, и свободы слова, и информационного шума. Что-то я отвлекся, вернусь к Вербицкому.
Как видим, он довольно четко провел параллели, между книгами и программным обеспечением. Увы, у них общие проблемы. Конечно, он не затронул далеко все, но остановился на наиболее явной, и вопиющей. Очень странно что, не смотря на всю её актуальность, трудов подобных Вербицкому почти нет. Возможно, это потому что люди просто не хотят плыть против течения. Они хотят жить по законам продиктованным убогим законодательством. Поэтому такие книги и не создают. К тому же вряд ли Вербицкий, по законам алчного капитализма, что-либо заработал бы на подобной книге. Её продажа противоречила бы самой идеи и философии такого труда. Добровольно, платить авторам, мало кто захочет, в виду отсутствия проработанных механизмов оплаты, и культуры общества. Из-за этого сами авторы и не пишут бесплатных книг. На этом порочный круг закрывается. Их тоже можно понять. Вот я сейчас пишу, стараюсь, трачу кучу времени, а возможно прочтут этот труд от силы 5-10 человек. Из них 4 со мной не согласятся, 5 согласятся, но не чего не предпримут т.к. понимают, насколько сложно бороться с общеустоявшимися мифами, просвещать неблагодарный народ и идти против коррупционной системы. И может 1, что-то предпримет (проделает тетанические усилия, дотянется до кнопочки «поставить лайк» или даже «поделиться»). Но не факт, что его действия не утонут в море из дерьма, которое нас окружает, являясь родной стихией и благодатной почвой для разных паразитов. Море, в котором тонут (и еще долго будут, тонут) и книги, подобно моей и Вербицкого, и почти все светлые идеи и начинания. Начинания, которые способны изменить этот Мир, сделав его лучше. Вот это основная проблема. Любая другая упирается, как правило, именно в неё.
5 § ПАЛКИ В КОЛЕСА
Как объяснить людям, что времена Средневековья прошли, читать книги и изучать науки вполне безопасно для жизни?
В данной главе речь пойдет о проблемах и сложностях.
У читателя, осилившего вышеописанное, может возникнуть резонный вопрос:
-- почему же тогда все еще живы бумажные книги и все, в т.ч. и образование, не перешло на электронные? Раз все так очевидно, и проблема только в архаичных староверах со смешными доводами. К сожалению, проблема не только в них. Хочу перефразировать одно выражение – «раз звезды тухнут, значит это кому-то нужно».