Объём годовой нагрузки: 600-900 часов.

4) Спортивного совершенствования (максимальная реализация индивидуальных возможностей): от 2-х и более лет (2-4года)

задачи:

1) достижение максимального уровня СФП

2) невелирование функциональной подготовленности

3) совершенствование технического мастерства

4) достижение максимального результата

соотношение тренировочных средств:

СП -60%

вспомогательная – 25%

ОФП – 15%

Общий годовой объём: 900-1400 часов.

5) Сохранения достижений (бесконечно):

задачи:

1) невелирование технического мастерства

2) поддержание уровня физических и функциональных возможностей

3) невелирование психологической готовности

соотношение средств:

СП – 65-70%

вспомогательная 20%

ОФП 10-15%

РЕзЮМЕ:

Основные методические положения оптимизации тренировки в процессе многолетнего совершенствования:

1) основным критерием эффективности многолетней подготовки является максимальный спортивный результат, достигнутый для реальных возрастных границ

2) на начальных этапах подготовки установка на высшие достижения носит характер отдалённой перспективы

3) соразмерность различных сторон подготовленности

4) учёт эффекта утилизации физических качеств (периоды развития двигательных качеств в онтогенезе)

5) рост объёма средств СП, с учётом соблюдения принципа постепенности).

Основные методические подходы построения средних циклов подготовки:

мезоцикл – представляет собой целостный, относительно-законченный этап спортивной подготовки, в рамках которого, в соответствии с главной задачей, формируется упорядоченность средств и методов, обеспечивающий оптимальную динамику кумулятивного эффекта в развитии двигательных качеств и способностей.

Лекция 9

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование: психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают эффективное выполнение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Различают общую и специальную псих. подготовку.

Общая псих. подготовка:

направлена на развитие и совершенствование тех функций и качеств, которые необходимы для избранного вида спорта

Специальная псих. подготовка:

направлена на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.

Психологическая готовность характеризует:

а) уверенность в своих силах

б) оптимальный уровень эмоционального возбуждения

в) высокая степень устойчивости к неблагоприятным внешним и внутренним факторам

г) способность произвольно управлять своими действиями, включая поведение в постоянно меняющихся условиях спортивного соперничества.

Компоненты псих. подготовки:

а) психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой.

б) свойства личности, объясняющие стабильность выступления в соревнованиях.

в) высокий уровень работоспособности в усложнённых условиях тренировки

г) стабильные положительные психические состояния, применяемые в условиях соревнований.

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и тактикой, относят:

а) мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения (чувство времени, ритма, темпа, расстояния)

б) способность ориентироваться в пространстве

в) степень развития качества внимания (концентрация, переключение, распределение)

г) совершенная идеомоторика

д) оперативная память

е) быстрота и точность простых и сложных реакций (выбора, переключения, предугадывания, на движущийся объект).

Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества:

а) способность к анализу поступающей информации о действиях соперника.

б) принятие адекватного решения в изменившейся обстановке

в) гибкость мышления

Виды преобладающей психической деятельности в спорте:

а) сенсомоторный вид (стрельба из лука)

б) мобилизирующе-функциональный (плавание, лёгкая атлетика)

в) коардинационно-эстетический (фигурное катание)

г) индивидуально-эврестический (фехтование)

д) коллективно-эврестический (футбол)

Волевые качества в спорте:

целеустремлённость

настойчивость

упорство

решительность

инициатива

самостоятельность

выдержка

самообладание

В каждом волевом действии ра3личают:

а) интеллектуальную основу

б) моральную

в) эмоциональную

Психологическая подготовка к соревнованиям:

1) Ранняя соревновательная:

а) получение информации об условиях предстоящих соревнований и конкурентах;

б) информация об уровне тренированности спортсмена и особенностях его личности;

в) определение цели выступления и конкретной программы действий

2) Непосредственно подготовка к соревнованиям.

Основная задача – психическая настройка и управление психическим состоянием перед соревнованиями.

4 Вида психологического состояния спортсмена:

1) оптимальное возбуждение (боевая готовность)

2) перевозбуждение (предстартовая лихорадка)

3) недостаточное возбуждение (апатия)

4) полное торможение (перегорел)

Средства, методы и приёмы воздействия на психику спортсмена:

1) основное воздействие тренера

2) самоприказы

3) переключение внимания

4) фиксация мыслей

5) аутотренинг

6) специальные зрительные упражнения

интеллектуальная подготовка в спорте

2 Раздела:

1) Интеллектуальное образование (теория).

а) знания мировоззренческого, мотивационного характера;

б) знания, составляющие научный базис спортсмена;

в) спортивно-прикладные знания (правила, основы спортивной техники).

Наши рекомендации