Методика обучения способам преодоления подъемов

При обучении в основном используется целостный ме­тод. Способы подъемов несложны и не создают методиче­ских затруднений при их изучении. Их освоение не требует специальных упражнений. Достаточно преподавателю правильно показать и объяснить технику того или иного способа преодоления подъема, и занимающиеся почти сразу смогут выполнить любой их них. Преподаватель должен лишь внимательно следить за техникой движений при выполнении подъема, вносить коррективы и исправлять ошибки.

При освоении подъема «лесенкой» надо учить зани­мающихся четко ставить лыжи на ребро, параллельно друг другу и параллельно склону. При подъемах «полуелочкой» и «елочкой» обращать внимание на опти­мальное разведение носков лыж (в зависимости от крутиз­ны склона) и достаточную опору на палки.

Подъемы изучаются на учебных склонах, а осваивают­ся на пересеченной местности. Преподаватель должен научить занимающихся правильно выбирать и применять способы подъема в зависимости от местного рельефа; со­четать различные способы (например, подъем «елочкой» с подъемами ступающим и скользящим шагом); рассчиты­вать темп и длину шага на подъемах, допускающих скольжение; взбегать на короткие подъемы легким, сво­бодным шагом.

При обучении различным способам подъема могут встречаться следующие ошибки:

1) при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами;

2) при подъеме «елочкой» недостаточно разводят нос­ки и кантуют лыжи, слабо опираются на палки, чрезмерно наклоняют туловище вперед;

3) при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно кантуют лыжи, плохо опирают­ся на палки.

Все ошибки легко устраняются после нескольких по­вторений, требуется только практика.

Техника и методика обучения преодолению спусков

Техника преодоления спусков

Для преодоления спусков применяются различные стойки: высокая; средняя (основная), низкая, стойка при спуске наис­кось, стойка отдыха. Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны скло­нов, а также наличия неровностей на трассе спуска. Стойки спусков классифицируются в зави­симости от высоты расположения об­щего центра массы тела, что внешне проявляется в степени сгибания туло­вища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах – рис. 21.

 

.

Методика обучения способам преодоления подъемов - student2.ru

а) высокая стойка б) средняя стойка (основная)

 

Методика обучения способам преодоления подъемов - student2.ru

в) низкая стойка г) стойка при спуске наискось

Рис. 21. Способы преодоления спусков

Высокая стойка(рис. 21а) - ноги в ко­ленях согнуты (до 160°), туловище не­значительно наклонено вперед; руки опущены, слегка согнуты в локтях, пал­ки зажаты в кистях рук и отведены на­зад, не касаются снега. Высокая стойка применяется для временного уменьше­ния скорости спуска.

Средняя стойка(рис. 21б) - ноги со­гнуты в коленях (до 140°), туловище наклонено вперед, руки согнуты в лок­тевых суставах, опущены и немного выдвинуты вперед, палки обращены кольцами назад. Средняя стойка при­меняется на сложных склонах с поворо­тами и неровностями. Обеспечивает наибольшую устойчивость.

Низкая стойка(рис. 21в) - ноги лыж­ника согнуты в коленных суставах под углом 120-130°, туловище наклонено до горизонтального положения, руки выдвинуты вперед, кисти сведены, пал­ки взяты под руки и прижаты к туло­вищу. Низкая стойка применяется на прямых, ровных и пологих склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска.

Стойка при спуске наискось(рис. 21г) - боком к склону, одна лыжа занимает положение выше другой с опорой на верхние канты (чтобы избежать боко­вого соскальзывания), большая часть веса тела на нижней лыже, верхняя лы­жа выдвинута вперед на 10-15 см.

Стойка отдыха - туловище наклонено вперед, предплечья опира­ются на бедра. Стойка применяется в основном на соревнованиях на пологих и длинных склонах, чтобы разгрузить мышцы ног и спины, создать благо­приятные условия для восстановления дыхания и сил.

В реальных условиях лыжной трассы на спусках лыжник может переходить из одной стойки в другую для выполнения поворота, торможения, преодоления неровностей, а также с целью увеличе­ния или уменьшения скорости спуска.

При передвижении по пересеченной местности лыжни­кам часто приходится спускаться со склонов с перемен­ным рельефом или преодолевать различные неровности. Главная задача при спусках с таких склонов - сохранить скорость скольжения и исключить потерю равновесия.

К неровностям рельефа на спуске относятся: спады - резкое увеличение крутизны склона; выкаты - уменьшение крутизны склона или резкий переход склона в равнину; встречные склоны, а также бугры, впадины, ус­тупы и выступы. Во всех случаях может быть нарушено динамическое равновесие сил, что может привести не только к снижению скорости, но и к падению лыжника. Поэтому неровности рельефа на спусках требуют специ­альной техники прохождения, в основе которой лежит амортизационная работа (пружинистые сгибание и разги­бание) ног. Рассмотрим технику выполнения некоторых из них, наиболее часто встречающиеся при передвижении по местности.

Преодоление бугров и впадин (рис. 22а и б). Приближаясь к бугру, лыжник выпрямляется и принимает более высокую стой­ку. При наезде на бугор лыжник приседает, проходя его вершину в глубокой группировке. При скатывании с бу­гра, чтобы избежать фазу полета, необходимо быстро вы­прямиться. Глубина приседания и быстрота движений зависят от скорости и размера бугра – рис. 22а.

Методика обучения способам преодоления подъемов - student2.ru

Рис. 22. Преодоление неровностей склона: а - бугра; б - впадины

Приближаясь к впа­дине на склоне, следует принять более низкую стойку (снизить высоту общего центра массы тела). Съезжая в нее, выпрямить ноги, а выезжая из нее, вновь присесть – рис. 22б. Таким образом, обеспечивается плавность прохождения впадины, а общий центр массы тела перемещается почти прямолинейно. С увеличением скорости спуска все движе­ния выполняются быстрее.

Преодоление встречного склона (рис. 23). Из высокой стойки перейти в низкую. При въезде после спуска на встречный склон необходимо для устойчивости, оставаясь в средней стойке, выдвинуть одну ногу вперед и откло­ниться назад. Это поможет избежать падения вперед. По мере остановки лыж туловище снова подается вперед.

Методика обучения способам преодоления подъемов - student2.ru

Рис. 23. Преодоление встречного склона

Рассмотренные способы преодоления спусков, имеющих неровности, наиболее важные и часто встречающиеся в ходе лыжных походов, прогулок и занятий лыжным спортом. Лица, занимающиеся лыжными гонками профессионально или участвующие в соревнованиях, как правило, преодолевают более сложные рельефы местности. Поэтому они должны уметь преодолевать ещё и склоны со спадами и с уступами, преодолевать выкаты после спусков. Технику их выполнения мы рассмотрим ниже лишь в плане ознакомления.

Преодоление склона со спадом. Чтобы не поте­рять соприкосновения лыж со снегом, необходимо в мо­мент спада быстро наклониться вперед и выпрямить ноги. Это поможет мягко преодолеть спад.

Выкат после спуска. Выкат замедляет движе­ние лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

Преодоление уступа. Приближаясь к уступу, необходимо присесть и наклониться вперед, несколько понижая общий центр массы тела. А в момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно вы­полняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем чтобы избежать прыжка. Это помогает спрямить траекторию перемещения общего цен­тра массы тела и не потерять контакт лыж со снегом.

Наши рекомендации