Лыжный инвентарь и лыжные мази
Умелая подгонка лыжного инвентаря и экипировка занимающихся, а также правильное использование лыжных мазей для смазки лыж имеют большое значение для качественного проведения учебных занятий и успешных выступлений в спортивных соревнованиях.
Выбор лыж и лыжных палок.Рассмотрим выбор лыж и палок для передвижения на лыжах классическим стилем.
Выбор лыж. Они выбираются с учётом роста и веса лыжника. Длина лыж должна быть равна росту обучаемого с поднятой вверх рукой согнутой в лучезапястном суставе. Для подбора лыж в соответствии с весом необходимо сначала сложить их скользящими поверхностями друг к другу. Между ними должен быть просвет 6-8см для деревянных лыж и 4-6см для пластиковых лыж. После этого сжать лыжи кистью руки. Если лыжи сжимаются у грузовой площадки с некоторым усилием до исчезновения зазора между ними, или он находится в пределах 1-2см, то они соответствуют весу занимающегося и они нормальной жёсткости. Если зазор исчезает при лёгком сжатии, то лыжи мягкие.
Проверкой правильности весового прогиба лыж служит равномерное стирание лыжной мази по их скользящей поверхности при передвижении по снегу. При наличии более значительного прогиба лыжная мазь стирается преимущественно с носков и пяток и это свидетельствует о «жёсткости» лыж и малом весе занимающегося для них. Если весовой прогиб меньше нормы, то лыжная мазь стирается больше под грузовой площадкой и это свидетельствует о «мягких» лыжах и большом весе занимающегося. В обоих случаях такие лыжи плохо скользят и в момент отталкивания может происходить проскальзывание лыжи (отдача).
При выборе деревянных лыж необходимо тщательно проверить, нет ли на них сучков, трещин, перекосов и изгибов вдоль продольной оси - желобка. При наличии этих дефектов лыжи будут непрочными и могут сломаться при передвижении. В этом случае возрастает вероятность получения травмы, особенно при спусках с гор.
Если вы подбираете пластиковые лыжи, то необходимо обратить внимание прежде всего на целостность верхнего и скользящего слоёв, которые делается из специального пластика. Они не должны отслаиваться от каркаса лыж (он делается обычно из дерева) к которому крепятся с помощью клея. Ну и обязательно посмотрите лыжи на предмет перекосов и изгибов вдоль продольной оси.
Выбор лыжных палок. Они также выбираются в зависимости от роста лыжника. Длина палок соответствует росту занимающихся в том случае, если её верхняя часть доходит до середины плеча или чуть выше. В этом случае вы будете находиться в оптимальной стойке лыжника, а значит более рационально и с меньшими усилиями передвигаться по дистанции. В противном случае вы будете или сгибаться ниже оптимального уровня, или постоянно находится в положении высокой стойки. В обоих случаях, а в первом особенно, вы быстро будете уставать и постоянно терять равновесие, а, следовательно, и скорость передвижения. Петли на палках делаются такими, чтобы рука в рукавице могла довольно легко проходить в неё.
Установка креплений. Перед установкой креплений надо правильно определить место для их размещения на лыже. Для этого с помощью предмета круглой формы небольшого диаметра и длиной около 10см (это могут быть отвёртка или обыкновенный карандаш) определяется центр тяжести лыжи и это место помечается по её ширине. Затем эта линия делится пополам и в этом месте делается гнездо для шурупа. Берётся рантовое крепление и его верхнее отверстие для крепления совмещается с гнездом для шурупа после чего вворачивается сам шуруп. После этого по пятке лыжного ботинка (она не должна свешиваться на одну сторону, т.е. быть точно посредине лыжи) выравнивают рантовое крепление и крепят его оставшимися шурупами. Правильно установленным крепление считается в том случае, если носок и каблук ботинка находятся точно на середине продольной оси лыжи. Порядок установки лыжных креплений может быть описан в инструкции, которая к ним прилагается.
Экипировка. Одежда должна быть свободной, лёгкой и теплой. Одеваться необходимо в соответствии с погодой и характером занятий. Если мороз, то одеваться нужно теплее, но так, чтобы организм не потел. В этом случае вниз рекомендуем одеть футболку из хлопчатобумажной ткани, затем нетолстый шерстяной свитер (желательно с горлом) и не толстую утеплённую куртку. Обязательно иметь лёгкую, но тёплую лыжную шапочку. Если температура на воздухе плюсовая, то одеваться необходимо легко, но в тоже время, чтобы не простыть. В ветреную погоду желательно надеть куртку из прочной не продуваемой ткани. Индивидуальных рекомендаций дать трудно, каждый обучаемый лучше знает свой организм и должен ориентироваться прежде всего на своё состояние. На руки в мороз лучше надевать рукавицы, а не перчатки. Желательно кожаные с байковой прокладкой внутри, они лучше держат тепло и, в этом случае, руки не будут мёрзнуть даже в сильный мороз.
Обувь должна быть на размер больше, чем обычный размер вашей обуви. Носки должны быть внизу простые (лучше всего из хлопчатобумажной ткани), а сверху шерстяные. Завязывая шнурки не нужно их сильно затягивать. В противном случае вы передавливаете сосуды и капиляры свода стопы, в результате чего затрудняется кровоснабжение и нога быстро мёрзнет, особенно в морозную погоду.
Лыжные мази. Лыжи смазываются лыжной мазью для лучшего скольжения, для препятствия проскальзывания (отдачи) лыж назад в момент отталкивания и для предохранения скользящей поверхности от преждевременного изнашивания. Лыжные мази наносятся на сухие и чистые лыжи при комнатной температуре, затем лыжи охлаждают на воздухе. Лыжные мази бывают жидкие, полутвёрдые и твёрдые.
Жидкие мази применяются при мокром снеге и оттепели – температура +2۫ С и выше. Полутвёрдые – при влажном и талом снеге или для переходной погоды от мороза к оттепели (температура +1 до минус 2˚С). Твёрдые – при сухом или слегка влажном снеге (температура –2˚С и ниже).).
Для лучшего скольжения лыж чаще всего применяют комбинацию мазей. В этом случае, как правило, носки и пятки лыж смазываются лыжной мазью, соответствующей более низкой температуре, а под грузовой площадкой – мазью, соответствующей температурным условиям. Чем ниже температура, тем твёрже подбирается мазь и тем тоньше слой мази наносится на лыжи, и, наоборот, чем теплее погода, тем более мягкие применяются мази и наносятся они более толстым слоем. Лыжную мазь рекомендуется растирать специальным предметом - растиркой, которую можно приобрести в спортивном магазине.
При подготовке лыж к передвижению по твёрдой лыжне и на большие расстояния в целях лучшего сохранения мазей для них применяется грунт, в качестве которого могут быть использованы как твёрдые, так и жидкие мази. На подготовленный грунт наносится мазь, соответствующая погодным условиям и состоянию снега.
Для определения эффективности смазки опробуйте смазанные лыжи, пройдя на них не менее 1км, желательно по пересечённой местности. Если они проскальзывают, положите ещё слой. Если и это не помогает, необходимо воспользоваться мазью для более высокой температуры. В то же время, если лыжи плохо скользят, добавьте более твёрдую мазь.
Глава 2. Организация учебного процесса по лыжному спорту
Эффективность обучения лыжному спорту во многом зависит от хорошей организации учебного процесса, в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним, а также от качественного их проведения.
Планирование занятий
Планирование включает в себя разработку и оформление учебной документации тематического характера: учебные программы (для средних и высших учебных заведений), годовые планы прохождения программного материала и поурочные планы или планы учебно-воспитательного процесса на четверть (для общеобразовательных учреждений), расписание занятий и план–конспекты занятий.
При распределении учебного материала по урокам необходимо обеспечить его последовательность и взаимосвязь между отдельными занятиями, тем самым создать стройную систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах и развитию физических качеств. В каждом уроке должно предусматриваться изучение, закрепление или совершенствование лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов, а также развитие физических качеств. Кроме того, при планировании процесса обучения важно, чтобы содержание, формы и методы работы соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности.
Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план-конспект урока. Он являются завершающим звеном планирования в деятельности преподавателя, непосредственно предшествующим реализации задуманного. Разработка преподавателем планов-конспектов - это не что иное, как организация собственной деятельности, ориентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения и воспитания.
Подготовка конспекта начинается с разработки основной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания и намеченных нагрузок, - подготовительная и заключительная. В конспекте указываются средства и методы обучения и тренировки, примерная дозировка упражнений (время выполнения каждого упражнения, количество повторений, величина дистанций и т.д.), предусматриваются методы организации занимающихся при выполнении различных упражнений при обучении, повторении материала и развитии физических качеств, исходя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники (лыжных ходов, поворотов, спусков и др.), на закрепление полученных навыков, на воспитание выносливости, скорости, равновесия и других качеств, необходимых лыжнику.
Подготовка к занятиям
Подготовка к занятиям включает в себя: подготовку преподавателя, выбор и подготовка мест занятий.
Подготовка преподавателя.Повышение уровня теоретических знаний и совершенствование методических навыков - основные задачи индивидуальной подготовки преподавателя. Он должен систематически пополнять свои знания, знакомясь с новой литературой по лыжному спорту. Это позволит ему вносить изменения в планирование учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творческий подход преподавателя к урокам, введение новых упражнений и методических приемов в обучение положительно влияют на повышение интереса, сознательного и активного отношения занимающихся к учебной деятельности.
Занятия по лыжной подготовке проходят в различных условиях, поэтому эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя выбрать место занятий, соответствующее его содержанию, предварительной подготовки этого места, целесообразной организации движения на лыжне и на склонах и др.
Выбор и подготовка мест занятий.Для обучения способам передвижения на лыжах необходимо выбрать и соответствующим образом подготовить места занятий. Они должны быть недалеко от учебного заведения и по возможности защищены от ветра.
Для самых первых занятий следует выбрать и подготовить учебную площадку и учебный склон, а в дальнейшем, на этапах закрепления и совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств, выбирают и готовят учебно-тренировочные и тренировочные лыжни.
Учебная площадка - это место, где проводятся занятия по начальному обучению технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра. Её размеры зависят от площади местности, на которой проводятся занятия. Это может быть лесная поляна, школьный стадион или спортивная площадка. Исходя из нашего опыта и других специалистов оптимальные размеры учебного круга (площадки) длиной от 150 до 200м по периметру, если позволяет местность. Если ровной местности такого размера нет, то учебный круг может быть меньше, примерно 40х25м.
На площадке прокладывается одна или две параллельные лыжни (основная и вспомогательная) на расстоянии 3-5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами – см. рис. 1а и б.
Рис. 1. Учебная площадка
Внутри четырехугольника прокладывается также лыжня для преподавателя, на которой он, будет демонстрировать технику лыжных ходов и, продвигаясь по ней, руководит учебным процессом.
Если подготовлены две параллельные лыжни (рис. 1б),то на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или девочки (если группа смешанная). На занятиях с однородной группой преподаватель использует внутреннюю лыжню для тех, кто нуждается в индивидуальной педагогической коррекции техники выполнения отдельных элементов.
Подготовка учебной площадки, как правило, осуществляется самими занимающимися под руководством преподавателя. В этом случае, вначале намечается основной учебный круг, а затем вспомогательный.
Учебный склон - место, на котором изучаются способы спусков, подъемов, торможений и поворотов на лыжах - рис. 2а и б.
Учебным склоном может быть свободный от растительности участок горы с постепенно увеличивающейся крутизной. Самый крутой участок склона не должен превышать 15-20°. Внизу склона должна быть ровная площадка длиной до 50 м. Склоны для занятий подбираются с учетом задач, возраста и подготовленности занимающихся. Длина склонов должна быть от 50 до 150 м. Для удобства организации занятий учебные склоны не должны быть расположены далеко от учебных площадок и лыжни.
Рис. 2. Учебные склоны
Для начального обучения используют склоны, не имеющие препятствий (бугров, впадин и др.). Если снежный покров глубокий, то склоны подготавливают всей группой, проходя их несколько раз способом «лесенка» - рис. 2а.
Учебная лыжня - это замкнутая дистанция протяженностью от 0,6 до 1,5 км с подготовленными в снегу колеями для лыж шириной 18-20 см друг от друга, глубиной 2,5-3 см – см. рис. 3. Она необходима для закрепления навыков передвижения по равнинной и пересеченной местности.
Маршрут учебной лыжни должен быть подобран так, чтобы преподавателю было удобно наблюдать за обучаемыми на дистанции и иметь возможность делать замечания и пояснения о правильности выполняемых способов передвижения на лыжах.
Рис. 3. Учебная лыжня
Тренировочная лыжня - это замкнутая дистанция протяженностью 2, 3, 5 км и более, проложенная на местности с различным рельефом (ровными участками, подъемами и спусками различной длины и крутизны) и служащая для совершенствования навыков, приобретенных и закрепленных на учебной площадке, склоне и учебной лыжне, а также для развития функциональных способностей организма занимающихся.
Занимающиеся в зависимости от рельефа трассы, условий скольжения сами выбирают рациональный способ передвижения, учатся изменять структуру движений, приспосабливая ее к меняющимся условиям местности. Совершенствование техники передвижения осуществляется под контролем преподавателя, который определяет скорость передвижения и объем выполняемой работы. Занятия на тренировочной лыжне позволяют «сопряженным» методом совершенствовать технику и развивать специфические физические качества лыжника.