Базовые виды двигательной активности
Лыжный спорт
(Учебно-методическое пособие)
Санкт-Петербург
Печатается по решению Учёного Совета Института специальной педагогики и психологии
Рецензенты: к.п.н., доц. Григорьев Д.В.
.п.н., доц. Михайлов А.В.
Базовые виды двигательной деятельности: Лыжный спорт: Учебно-методическое пособие/Перераб., стереотип.//Под общей редакцией проф. С.А.Луценко. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. - с.
Пособие написано коллективом авторов кафедры Адаптивной физической культуры: докт. пед. наук, профессором Луценко С.А. (введение, главы 1, 2, 6, заключение, приложение 1; ст. преподователями Тухто С.В. (главы 3 – 5, приложение 2.), Заходякиной К.Ю. (главы 3 и 6 Оно написано в соответствии с ФГОС по направлению подготовки 034400- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) для студентов дневной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения – классификация бакалавр, в рамках дисциплины «Базовые виды двигательной деятельности».
Введение
Лыжный спорт – один из важных и самых массовых видов физического воспитания населения, в том числе и студентов. На занятиях лыжным спортом решаются следующие задачи:
- формирование навыков передвижения на лыжах по равнинной и
пересечённой местности, с преодолением подъёмов и спусков различной крутизны;
- развитие и совершенствование основных физических качеств
(способностей) таких как выносливости, силы, быстроты и координации;
- воспитание морально-волевых качеств: смелости и решительности,
настойчивости и упорства, дисциплинированности и организованности, трудолюбия и ответственности;
- укрепление здоровья и закаливание, что ведёт к улучшению работы
функциональных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной.
Обучение студентов факультета АФК лыжному спорту начинается с формирования у них знаний об истории его развития, видах лыжного спорта, лыжном инвентаре, организации занятий по лыжам. Только после этого приступают к изучению способов передвижения на лыжах, которые составляют основу обучения в лыжном спорте.
Студенты должны уметь ходить на лыжах разными способами в зависимости от рельефа местности, погоды и состояния снега. Это особенно важно при преодолении длинных дистанций, так как передвижение одним способом приводит к быстрому утомлению. При смене же лыжных ходов, умелых подъёмах, спусках, поворотах и торможениях достигается правильное распределение сил и экономичное их расходование. Большое значение в этом случае имеет и техника их выполнения.
Техника передвижения на лыжах – система движений, с помощью которой занимающийся добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показателями качества техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.
Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, подъёмы в «горы» и спуски с них, торможения и повороты на лыжах.
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковые. В данном пособии мы рассмотрим технику и методику обучения классическим ходам, поскольку они в большей степени распространены среди населения из-за своей простоты, доступности, практичности и предусмотрены учебной программой обучения студентов факультета. Кроме того, будут изложены технические и методические аспекты обучения способам преодоления подъёмов и спусков, поворотов и торможений, а также содержание некоторых подвижных игр и игровых упражнений на лыжах.
В пособии раскрывается: роль и значение лыжного спорта в системе физического воспитания населения; история его развития; виды лыжного спорта и их краткая характеристика (в том числе среди лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья); организация занятий по лыжам; техника и методика обучения способам передвижения на лыжах; проведение подвижных игр и игровых упражнений на лыжах.
В процессе его написания использованы рекомендации специалистов физической культуры и тренерского состава по лыжному спорту, изложенных в литературе, а также собственный спортивный и педагогический опыт авторского коллектива.