II. Эвристические (субъективные) методы
1. Органолептический метод – это метод, основанный на определении свойств и качества продуктов с помощью органов чувств (органолептическое исследование нельзя проводить, если есть сомнения в безопасности пищевого продукта). С помощью данного метода определяют:
· вкус;
· запах (аромат);
· цвет;
· текстура (консистенция, внешний вид).
2. Экспертные методы – это методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Применяются как для решения отдельных вопросов экспертизы, так и для проведения ее в целом. Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, состоящие из 2 групп: экспертной и рабочей. Экспертные методы подразделяются на 3 подгруппы:
· методы группового опроса экспертов (метод Дельфи, метод ПАТТЕРН и комбинированный метод);
· математико-статистические методы обработки экспертных оценок (ранжирование, непосредственная оценка, последовательных предпочтений и парных сравнений);
· методы экспертной оценки показателей качества.
3. Социологический метод – метод, основанный на изучении и обобщении мнений о товаре фактических и ожидаемых потребителей.
Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем интервьюирования, анкетирования при организации выставок смотров или продаж, дегустаций, покупательских конференций и др.
III. Статистические методы
Статистические методы основаны на определении значений показателей качества продукции с использованием методов теории вероятности и математической статистики.
Область применения статистических методов чрезвычайно широка и охватывает весь жизненный цикл товара (проектирование, производство, использование и т.д.). Статистические методы применяются в системах качества, при сертификации продукции и систем качества.
При проведении статистического контроля принимается решение о приемке или браковке всей партии продукции по результатам контроля выборки.
Использование статистических методов нашло отражение в стандартах. Так, в стандартах на правила приемки продукции устанавливаются объемы выборки в зависимости от количества единиц продукции в партии.
Вопрос 3.
Понятие о дефектах и уровне дефектности. Классификация дефектов
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Дефектная единица продукции – это единица продукции, имеющая хотя бы один дефект.
Уровень дефектности показывает содержание дефектных единиц продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции.
Классификация дефектов
1. По степени значимости:
а) критические дефекты – это дефекты, при наличии которых использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо, т.к. они могут нанести вред жизни, здоровью, окружающей среде или привести к большому материальному ущербу (бомбаж консервов, яйца с пороком «тумак»; плоды и овощи, у которых гнилью поражено более 50% мякоти, и др.).
б) значительные дефекты – это дефекты, которые существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и окружающей среды; с этими дефектами продукция может быть использована для других пищевых целей – на промышленную переработку (лопанец и скисание соленой рыбы, колбасные изделия с «недоваром», с подтеками бульона или жира под оболочкой, с большими слипами и наплывами фарша над оболочкой, а также поломанные батоны или с лопнувшей оболочкой).
в) малозначительные дефекты – это дефекты, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров (на назначение, надежность и безопасность); к таким дефектам относят царапины на поверхности товара, слабая горечь в сметане, твороге, незначительные отклонения от формы, размера, окраски и др.
2. По степени наносимого вреда:
а) допустимые дефекты – дефекты, ухудшающие качество товаров, но при этом товары не утрачивают безопасность (например, наличие сбитости чешуи на поверхности рыбы, наличие незначительных сколов у посуды и т.д.).
Допустимый для низшей градации качества дефект для высшей градации устанавливается как недопустимый. Возникновение допустимых дефектов может явиться одной из причин перевода стандартного товара в более низшую градацию или нестандартную продукцию;
б) недопустимые дефекты – несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности (например, содержание в пищевых продуктах токсичных элементов в пределах установленных норм является допустимым, а сверх норм – недопустимым дефектом).
3. По возможности выявления:
а) явные дефекты – это дефекты, для обнаружения которых в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила, методы и средства обнаружения; явные дефекты устанавливаются, как правило, визуально.
Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром; плесневение колбасных изделий, сыра, пожелтение тканей соленой рыбы и др.
б) скрытые дефекты – это дефекты, для выявления которых в нормативной документации не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства обнаружения (консервы на начальной стадии бомбажа или с большой концентрацией ботулинистического токсина могут на вид ничем не отличаться от доброкачественных продуктов).
4. По возможности устранения:
а) устранимые дефекты – это дефекты, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно (удаление пожелтевшей кромки (штаффа) с монолита сливочного масла при подготовке его к продаже, устранение незначительного налета плесени с поверхности полукопченых колбас и др.).
б) неустранимые дефекты – это дефекты, устранение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно (бой стеклянной тары в процессе хранения, транспортирования и реализации товаров, течь молочных пакетов, полностью гнилые плоды и овощи и др.).
5. По времени выявления:
а) технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при разработке продукции, использованием некачественного сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции;
б) предреализационные дефекты – это дефекты, которые возникают при нарушении условий транспортирования, хранения, подготовке к продаже и реализации товара (бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации
и т.п.);
в) послереализационные дефекты – это дефекты, которые возникают при хранении и использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
· нарушение потребителем правил хранения, транспортирования или потребления;
· проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, не подлежат реализации.
Вопрос 4.