Состав функциональных блоков
и содержание задач по управлению персоналом*
Функциональный блок | Содержание задач в функциональном блоке |
I. Определение потребности в персонале | Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале |
II. Обеспечение персоналом | Получение и анализ маркетинговой информации по персоналу. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка |
III. Развитие персонала | Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения |
IV. Использование персонала | Определение содержания и результатов работы на рабочих местах. Производственная социализация. Адаптация к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала |
V. Мотивация труда и поведения персонала | Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени |
VI. Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом | Правовое регулирование трудовых отношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики |
Приложение 12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
Воспользуйтесь таблицами 12.1 и 12.2. Источник: Управление персоналом организации. Практикум / под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 76.
Таблица 12.1
Общая численность персонала | Доля численности, приходящаяся на специалистов по управлению персоналом. | ||
1-й вариант | 2-й вариант | 3-й вариант | |
100% | 0,3 – 0,5% | 1,0 – 1,5% | 1,9 – 2,3% |
4785 человек | 14 – 24 | 47 – 70 | 90 – 110 |
Численность на выбранном предприятии | ? | ? | ? |
Таблица 12.2
Возмож–ные вариан–ты | Подразделения службы управления персоналом | ||||||
Найма и увольнения | Плани- рования | Развития персонала | Мотивации труда | Юриди- ческие услуги | Социаль-ные льготы и выплаты | ||
Доля трудоемкости от общего объема работ | |||||||
1-й вариант | 10 % | 40 % | 30 % | 5 % | 10 % | 5 % | |
2-й вариант | 15 % | 25 % | 15 % | 20 % | 10 % | 15 % | |
3-й вариант | 15 % | 15 % | 50 % | 12 % | 3 % | 5 % | |
Для нашего примера с ОАО «Прогресс»: Выбираем 2-й вариант по табл. 12.1 и 2-й вариант по табл.12.2.
Численность отдела «Управление персоналом» будет составлять от 47 до 70 человек.
Расчетное распределение численности по подразделениям:
Руководитель службы………….1
Наем и увольнение персонала…7–11
Планирование персонала……..12–17
Развитие персонала…………….7–11
Мотивация труда……………….9–14
Юридические услуги…………..5–7
Социальные льготы и выплаты..7–10
ВСЕГО…………………………47–70
Приложение 13
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ КАДРОВ*
I. Общие положения
Отдел кадров является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется заместителю директора по кадрам.
II. Задачи
Организация работы по обеспечению подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов, участие в формировании стабильного коллектива, создание кадрового резерва и работа с ним; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает заместитель директора предприятия по кадрам в соответствии со структурой аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав отдела входят подразделения (секторы, бюро, группы) приема, увольнения, учета, по работе с рабочими и служащими, руководящими работниками и специалистами.
IV. Функции
1. Разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами с учетом изменения состава работающих в связи с изменением внешней и внутренней среды предприятия.
2. Анализ состава, деловых и других качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия, создания соответствующих условий для творческой деятельности, повышения образовательного и квалификационного уровня.
3. Организация работы по изучению деловых качеств и других индивидуальных особенностей специалистов с целью подбора кадров в резерв на движение, осуществление контроля за его обновлением и пополнением.
4. Контроль за расстановкой и правильным использованием руководящих работников и специалистов в подразделениях предприятия.
5. Представление руководству предприятия предложений по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров.
6. Подготовка и систематизация материалов на работников при собеседовании и реализация совместно с соответствующими подразделениями
Продолжение прил.13
предприятия решений аттестационной комиссии.
7. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, выдача различного рода справок работникам предприятия.
8. Учет личного состава предприятия.
9. Хранение и заполнение трудовых книжек, ведение установленной документации по кадрам.
10. Ведение учета стажа работников предприятия.
11. Подготовка материалов для представления рабочих, специалистов и служащих к поощрениям и награждениям.
12. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, представление их в органы социального обеспечения.
13. Контроль за исполнением руководителями подразделений постановлений, приказов и распоряжений по вопросам работы с кадрами.
14. Изучение движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению.
15. Принятие мер по трудоустройству высвобождающихся рабочих и служащих.
16. Осуществление систематического контроля и инструктажа работников по учету кадров.
17. Организация контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.
18. Составление всей установленной отчетности по вопросам кадров.
V. Взаимоотношения отдела кадров
с другими подразделениями предприятия
1. С цехами, отделами и другими подразделениями предприятия
Получает: заявки на рабочих и специалистов; характеристики на работников, представляемых к поощрению и награждению; материалы на нарушителей трудовой дисциплины; ответы на нарушителей общественного порядка; графики отпусков работников подразделения.
Представляет: сведения о нарушителях трудовой и производственной дисциплины; копии приказов, связанных с приемом, перемещением и увольнением работников; копии приказов по вопросам трудовой дисциплины, изменения правил внутреннего трудового распорядка.
2. С юридическим отделом
Представляет: приказы на визирование.
3. С комиссиями профкома и цеховыми комитетами профсоюза
Получает: материалы и предложения, поступившие в ходе обсуждения на
Окончание прил. 13
рабочих собраниях в цехах, отделах, на производственных участках случаев нарушений правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины; предложения по совместной подготовке и проведению рабочих собраний в цехах, отделах, на производственных участках для обсуждения фактов антиобщественных поступков, прогулов и т. п.; сведения о нарушителях общественного порядка; материалы на увольнение за нарушение трудовой дисциплины, по сокращению штатов, по инвалидности.
4. С отделом организации труда и заработной платы
Получает: штатное расписание на руководителей, специалистов, служащих, рабочих-повременщиков и других категорий работающих, а также все изменения штатного расписания; расчеты потребности рабочей силы по подразделениям.
Представляет: сведения о списочной численности работников; прогулах, нарушениях общественного порядка; данные о текучести рабочих кадров по цехам.
5. С бухгалтерией
Получает: справки о заработной плате для оформления пенсии по возрасту и инвалидности.
Представляет: табель учета рабочего времени; больничные листы для оплаты; сведения о приеме, увольнении, очередных отпусках работников предприятия; проекты приказов о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных лиц.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия предоставления материалов (сведений, планов, отчетов и т. п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.
2. Осуществлять связь с другими организациями по вопросам подбора кадров.
3. Принимать трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, правильности использования специалистов и др.
4. Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, является обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
Приложение 14