Сроки и правила проведения преддипломной практики и дипломного проектирования.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студента в вузе. Цель дипломного проектирования состоит в том, чтобы предоставить студенту возможность самостоятельно выполнить инженерный проект в рамках специальности 230101.65 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", закрепить и расширить теоретические знания, привить навыки творческой, исследовательской и организаторской работы. Дипломный проект служит квалификационной работой, подтверждающей готовность студента к самостоятельной работе в качестве инженера.
Дипломный проект является выпускной работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера - системотехника по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".
К дипломному проектированию допускаются студенты, сдавшие все экзамены и зачеты в соответствии с учебным планом по данной специальности.
К руководству дипломными проектами привлекаются профессорско-преподавательский состав кафедры “Вычислительные системы и сети” (ВСС), сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и ВЦ, занимающиеся проектированием и эксплуатацией средств вычислительной техникив, компьютерных сетей, систем программного обеспечения, разработкой устройств микропроцессорных систем, устройств цифровой автоматики т. п.
Руководитель и консультанты должны иметь высшее образование и обладать высокой квалификацией.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1 Распределение студентов на преддипломную практику и дипломное проектирование.
На одном из первых заседаний кафедры нового учебного года в соответствии со списками студентов пятого курса производится обсуждение кандидатур студентов с целью оценки возможности прохождения преддипломной практики и дипломного проектирования в организациях или непосредственно на кафедре, а также в других подразделениях института. Количество студентов, направляемых в другие организации, определяется на основании поступающих запросов и целевых направлений. Количество студентов, оставляемых на кафедре, определяется нагрузкой преподавателей на текущий учебный год.
В результате обсуждения, составляется предварительный список по распределению, который вывешивается на доске объявлений кафедры.
Начиная с этого момента и до 1 ноября, студенты должны уточнить условия прохождения преддипломной практики или внести свои предложения по вопросу о месте ее проведения. Со всеми вопросами по изменению мест прохождения преддипломной практики они должны обращаться к преподавателю, ответственному за распределение на преддипломную практику, а изменения обязательно зафиксировать у секретаря кафедры.
По завершении данного срока проводится заседание кафедры, на котором окончательно утверждается список распределения. Все преподаватели, выполняющие непосредственное руководство дипломным проектированием на кафедре и преподаватели, курирующие данный вопрос в сторонних организациях должны представить, к данному заседанию темы дипломных проектов ответственному за распределение.
На заседании кафедры оглашается список по распределению студентов на места преддипломной практики и предварительные темы дипломных проектов. Обсуждается актуальность работ, которые предполагается выполнять на кафедре, вносятся окончательные изменения и дополнения в список по распределению.
После этого окончательно определяются темы дипломных проектов и оформляются договора со сторонними организациями. Утверждение тем дипломных проектов и подписание договоров должно быть выполнено до 15 декабря текущего года.
Преддипломная практика.
Студент, вышедший на этап преддипломной практики и дипломного проектирования, получает статус «дипломник».
Дипломному проектированию предшествуют преддипломная практика, имеющая своей целью сбор и изучение материалов по теме проекта.
Преддипломная практика проводится в специальных конструкторских бюро, н/и институтах, вычислительных центрах, лабораториях кафедры и местах работы дипломника, техническая база которых и тематика работ отвечают требованиям, предъявляемым кафедрой к темам и содержанию дипломных проектов.
Руководство преддипломной практикой осуществляется специалистом той организации, в которой она проходит. Данный специалист должен иметь диплом о высшем образовании в «специальной» области. По завершении преддипломной практики этот специалист может выполнять руководство дипломным проектом. Руководитель дипломного проектирования согласовывает с кафедрой тему проекта, выдает дипломнику задание на проектирование.
Для контроля выполнения проекта и соответствия требованиям дипломного проектирования, из числа штатных преподавателей кафедры ВСС, назначается консультант по основному разделу.
Если в организации нет соответствующего специалиста или выполняется только руководство преддипломной практикой, то кафедра ВСС назначает руководителя дипломного проектирования из числа штатных преподавателей.
Если дипломный проект выполняется на кафедре, то руководитель дипломного проекта и консультант по основному разделу - одно лицо.
Для руководства дипломным проектированием и консультирования по основному разделу от кафедры назначается преподаватель, специализирующийся на тематике соответствующего проекта.
Кроме этого, кафедра ВСС назначает для каждого дипломника, консультантов со своей и других кафедр по отдельным специальным разделам дипломного проекта: по конструкции и технологии, по экономике и организации производства, по информационной безопасности, а в случае необходимости и по другим вопросам.
Во время преддипломной практики дипломник, помимо изучения производства, проводит по указанию руководителя предварительный анализ темы проекта, сбор материала к проекту, экспериментальные исследования и т. д.
В процессе прохождения преддипломной практики студент готовит отчет в виде реферата, в котором содержится информация об актуальности тематики дипломного проекта, а также об уже существующих способах решения данной задачи и их недостатках.
Преддипломная практика завешается дифференцированным зачетом, на котором дипломник, используя подготовленный графический материал, докладывает кафедральной комиссии, состоящей из трех преподавателей кафедры, о тематике своей работы и направлении, в котором он должен выполнить разработку или провести исследования.
Дипломное проектирование.
После завершения преддипломной практики начинается этап дипломного проектирования.
На этом этапе дипломник занимается непосредственно решением задач, связанных разработкой проекта.
В процессе разработки проекта дипломник должен решить вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности, определяемые тематикой проекта, а также провести оценку предполагаемой экономической эффективности от реализации данного проекта.
В процессе выполнения дипломного проекта дипломник должен получить в учебном отделе титульный лист на дипломный проект. Титульный лист выдается в обмен на зачетную книжку.
Тематика дипломных проектов
Тематика дипломного проектирования должна отражать основные направления современного развития средств вычислительной техники.
При выборе темы дипломного проекта следует исходить из следующих положений:
- тема должна соответствовать профилю специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети";
- тема должна быть актуальной с точки зрения развития и применения вычислительной техники;
- тема должна быть конкретной и соответствовать современному уровню задач по созданию новых средств вычислительной техники, эффективных методов ее использования и расширения сферы ее применения;
- тема должна представлять практический интерес для предприятия, где выполняется проект;
- темой дипломного проекта может служить разработка вычислительной системы (комплекса), либо ее отдельных частей, либо средств программной поддержки процессов.
Предусматривается четыре типа дипломных проектов:
А) проект, ориентированный преимущественно на схемотехническую разработку аппаратной части проектируемого изделия;
Б) проект, ориентированный на разработку сети передачи данных;
В) проект, ориентированный на перспективные научные разработки в области вычислительной техники;
Г) проект, ориентированный преимущественно на разработку или применение средств программного обеспечения вычислительных систем и сетей.
Наличие различных типов дипломных проектов позволяет организовать комплексное проектирование несколькими студентами некоторого объекта.
В дипломных проектах типа «А» преобладает разработка аппаратной части устройства или системы. Примерами подобных тем могут служить:
- разработка контроллеров внешних устройств, подключаемых к ЭВМ;
- разработка контроллеров для управления системами безопасности движения, производственными процессами, комплексными климатическими системами и т.д.
При этом разработка может выполняться как с использованием стандартных микропроцессорных комплектов, предоставляемых различными производителями, так и с использованием средств программируемой логики.
Проект типа «Б» ориентирован на разработку физической и логической структуры сетей передачи данных. Примерами подобных тем могут служить:
- разработка или модернизация сети передачи данных офиса;
- разработка сети передачи данных компании;
-разработка сети передачи данных сервис-провайдера.
При этом в процессе разработки разрабатывается не только структура сети, но производится выбор необходимого сетевого оборудования, рассматриваются вопросы его конфигурации и обеспечения безопасности.
Проект типа «В» ориентирован на детальную системотехническую проработку и анализ функционирования вычислительной системы, комплекса или сети и соответствует системному этапу проектирования на стадиях технического предложения или эскизного проекта.
Примерная тематика проектов:
- разработка элементов высокопроизводительных вычислительных систем;
- моделирование вычислительной системы, использующей перспективные технологии обработки информации;
- разработка элементов нейронных сетей;
- реализация алгоритмов повышения скорости обработки информации.
Проект типа «Г» ориентирован на использование программных средств для решения поставленных задач. Примерная тематика проектов типа Г:
- разработка баз данных с клиент-серверной архитектурой;
- разработка драйверов операционной системы для новых периферийных устройств;
- разработка мультимедийных учебных пособий;
- разработка WEB сайтов со сложной структурой и возможностями интерактивной работы с пользователями;
- разработка проблемно-ориентированных программных систем для интеллектуальных терминалов;
- разработка систем программного обеспечения для специализированных микроконтроллеров;
При этом в процессе разработки могут использоваться различные средства программирования. Разрабатывается не только сама программа, решающая конкретные задачи, но и решаются вопросы, связанные с разработкой пользовательского интерфейса и обеспечения безопасности.
В соответствии с выбранной темой определяется план работы дипломника во время преддипломной практики. Ему выдается задание по сборуматериалов к дипломному проекту. Результаты указанной работы представляются студентом в виде презентации на зачете по преддипломной практике.
Задание на дипломный проект
Задание на дипломный проект является основным документом, определяющим требования к параметрам и характеристикам проектируемой системы, машины, устройства или программы.
Пример оформления задания на дипломный проект приведен в приложении 2.
В пункте 1 задания «Исходные данные к проекту» должны быть отражены следующие вопросы:
- назначение всей системы, машины или устройства (перечень решаемых задач);
- состав аппаратуры устройства (системы);
- частные технические требования, определяющие функциональные особенности проектируемого устройства (режимы работы, форматы машинных слов, система синхронизации, емкость памяти, система команд, адресность, длительность операций, параметры интерфейса, точность преобразования, электрические характеристики и диаграммы внешних сигналов, требования к элементной базе, требования по надежности, помехозащищенности);
- специальные требования (ограничения массы, потребляемой мощности, защита от вредных воздействий и т. п.);
- общие технические требования, определяющие условия эксплуатации, хранения, транспортировки, характер производства (единичный, мелкосерийный, серийный).
Подобные технические требования могут быть приведены в отдельном разделе расчетно-пояснительной записки или в приложении к заданию.
В пункте 2 задания должен быть приведен перечень конкретных вопросов, подлежащих разработке в дипломном проекте.
Приводится содержание проекта с вопросами, подлежащими разработке:
а) системотехнические;
б) схемотехнические;
в) конструкторские:
г) технологические;
д) системного программного обеспечения;
е) проблемно-ориентированного программного обеспечения;
ж) эксперименты с макетами устройств, моделями устройств и программами;
з) технико-экономические;
и) информационной безопасности.
В пункте 3 задания на дипломный проект перечисляют названия слайдов, выносимых на презентацию.
Примерный перечень иллюстративного материала следующий:
алгоритм функционирования устройства;
схема структурная системы или устройства;
схемы функциональные и принципиальные;
временные диаграммы работы, схемы алгоритмов;
конструкторская часть;
технологическая часть;
экспериментальная часть;
раздел информационной безопасности;
экономическая часть.
В дипломных проектах, ориентированных на разработку комплекса программно-аппаратных вопросов, содержание иллюстративного материала может быть изменено за счет введения материала по программному обеспечению, схем алгоритмов отдельных программ, подпрограмм, результатов контрольных прогонов и т. п.
ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Основные правила.
1.1 Пояснительная записка (далее - ПЗ) оформляется в текстовом редакторе и предоставляется на проверку в формате .doc (MS Office 2003).
1.2 Перед сдачей на проверку следует самостоятельно проверить ПЗ на соответствие приведенным правилам в редакторе Microsoft Office Word или Open Office Writer.
1.3 Ориентация страниц: книжная.
1.4 Поля документа:
· Верхнее – не менее 2 см;
· Нижнее – не менее 2 см;
· Левое – не менее 3,5 см;
· Правое – не менее 1 см.
1.5 Соблюдение полей обязательно при размещении любых иллюстраций, таблиц, формул и их подписей.
1.6 Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
1.7 Разрывы текста внутри раздела не допускаются (не должно быть «лишних» пробелов и пустых абзацев, за исключением оговоренных ситуаций).
1.8 Горизонтальное выравнивание:
· Основной текст выравнивается по ширине;
· Все заголовки и подписи к рисункам выравниваются по центру;
· Иллюстрации, таблицы и формулы выравнивают по центру страницы.
1.9 После заголовка раздела или подраздела должен идти текст. Текст раздела не может начинаться с формулы, рисунка, таблицы и т.д.
1.10 Сокращения слов, кроме разрешенных ГОСТ 2.316-2008 ЕСКД и общепринятых (например, ТУ, ТЗ, ОЗУ, ПЗУ, АЛУ и др.) не допускаются. При необходимости сокращенного обозначения сигналов или шин следует привести описок сокращений.
Параметры шрифта.
2.1 Используемый шрифт – Times New Roman.
2.2 Размеры шрифта:
· Для основного текста ПЗ – 14;
· Заголовки первого уровня – 16 полужирный (bold);
· Заголовки второго и ниже уровней – 14 полужирный (bold);
· Подписи к рисункам и таблицам – 10;
· Номера страниц - 12.
2.3 Отступ первой строки абзаца – 1,25 см.
2.4 Интервал между строками – 1,5.
2.5 Интервалы перед и после абзацев – 0 пт.
2.6 Тип и размер шрифта внутри рисунков может быть любым. Для листингов рекомендуется использовать шрифт Courier New, размер 10.
2.7 Размер шрифта в таблицах и междустрочный интервал можно уменьшать.
Заголовки.
3.1 Заголовки подразделов разделяют от предыдущего текста (или заголовка раздела) пустой строкой.
3.2 Заголовки разделов и подразделов пишут с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).
3.3 Абзацного отступа у заголовков быть не должно.
3.4 Точку в конце заголовка не ставят.
3.5 Использование подчеркиваний в заголовке не допускается.
3.6 Заголовок должен содержать текст на русском языке. Он не должен состоять только из аббревиатур и иностранных слов/терминов. Например, нельзя писать название заголовка «1.1 P-CAD». Следует писать «1.1 Система автоматизированного проектирования P-CAD».
3.7 Рекомендуется использование мягкого переноса строки (Shift+Enter) в случае, если длина заголовка такова, что он не умещается в одной строке и первая строка гораздо длиннее второй.
Нумерация
4.1 Пояснительная записка компонуется следующим образом:
Титульный лист
Задание на дипломный проект
Содержание
Введение
1. Название раздела
…
X-1. Раздел информационной безопасности
Х. Экономический раздел
Заключение
Список литературы
Приложение А
…
Таким образом, нумеруются только содержательные разделы диплома после введения и до заключения.
4.2 Страницы пояснительной записки нумеруют арабскими цифрами, начиная с третьей страницы (после задания на дипломный проект, вне зависимости от объема задания). Третья страница – начало содержания.
4.3 Номер страницы проставляют в центре нижней части листа по центру, без точки.
4.4 Все заголовки должны иметь номер (раздела или подраздела).
4.5 Все рисунки, таблицы и формулы нумеруются в пределах раздела (номер подраздела не учитывается).
Иллюстрации.
5.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, распечатки листингов, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
5.2 Исходные коды программ оформляются как рисунки, внутри которых не учитываются правила оформления основного текста ПЗ.
5.3 Крупные листинги (более чем на 2 страницы) переносят в приложения.
5.4 Не допускается оставлять пустое место в конце страницы в случае, если рисунок не умещается. Необходимо продолжать текст, а рисунок в таком случае переносится на следующую страницу.
5.5 На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.
5.6 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
5.7 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах раздела. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например:
Рисунок 1.1.
5.8 Иллюстрации должны иметь наименование (подрисуночный текст). Слово “Рисунок” и наименование располагают следующим образом:
Рисунок 1.1 — Детали прибора.
5.9 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
5.10 При ссылках на иллюстрации следует писать “... в соответствии с рисунком 1.2”.
5.11 Перед рисунком и после подписи должна быть одна пустая строка.
5.12 Слово «рисунок» сокращать нельзя.
5.13 Иллюстрации располагаются в тексте так, чтобы их можно было читать без поворота записки или с поворотом по часовой стрелке на 90°.
5.14 В случае вертикального расположения рисунка подпись также располагается вертикально, номер страницы остается на месте – внизу страницы.
Таблицы.
6.1 Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается над текстом самой таблицы по центру, а над таблицей справа - надпись «Таблица» с указанием ее номера.
6.2 Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
6.3 Заголовок и слово «Таблица» начинаются с заглавной буквы.
6.4 Перед заголовком таблицы и после нее вставляется пустая строка.
6.5 Заголовки полей таблицы выравнивают по центру.
6.6 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист.
6.7 При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над ее первой частью. Над всеми остальными частями справа помещается надпись «Таблица» с указанием ее номера и в круглых скобках пишется слово «продолжение».
6.8 При переносе таблицы под строкой заголовков полей указываются их номера (1, 2, …). На других страницах вместо заголовков указываются номера полей.
6.9 Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.
6.10 Пример оформления таблицы приведен в приложении 3.
Формулы.
7.1 Нумерацию формул проводят последовательно в пределах раздела арабскими цифрами.
7.2 Использование формул (расчеты) можно не нумеровать. В таком случае оформлять как основной текст ПЗ.
7.3 Номер формулы должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.
7.4 Номер расчетной формулы, на которую есть ссылка в тексте, помещается в круглых скобках у правого поля страницы на строке самой формулы.
7.5 Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка.
7.6 Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
7.7 При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак “Х”.
7.8 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
7.9 Пояснения оформляются как основной текст ПЗ.
7.10 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
7.11 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример: "... в формуле (1)".
Список литературы.
8.1 Ссылка на литературный источник в тексте оформляется в виде его порядкового номера по библиографическому списку, выделенного квадратными скобками. Например: «[5]» (книга, статья и т.д., имеющая порядковый номер 5 в «Списке литературы»).
8.2 Список литературы формируется в порядке появления ссылок на источники в тексте. Работы и нумеруется арабскими цифрами с точкой, например,
1. Никонов О.И. Методическое указание ..
8.3 Примеры библиографического описания литературных источников (ГОСТ 7.1—84) приведены в приложении.
Содержание.
9.1 Содержание включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов).
9.2 В «Содержание» включают также все приложения (если они имеются) с указанием их номеров и заголовков.
9.3 Номера страниц указываются у правого поля страницы. Между пунктом содержания и его номером ставятся точки. Пример оформления содержания приведен в приложении к данным правилам.
Приложения.
10.1 Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
10.2 Заголовки приложений оформляют как заголовки разделов.
10.3 Заголовок приложения состоит из слова «Приложение» и заглавной буквы русского алфавита, обозначающей его очередность, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, 0, Ч, Ь, Ы, Ъ.
10.4 После порядковой буквы в заголовке через точку указывается название приложения без точки в конце. Например:
Приложение А. Листинг исходного кода программы
10.5 В случае полного использования букв русского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
10.6 Если в документе одно приложение, оно обозначается “Приложение А”.
10.7 Текст приложения может иметь форматирование, отличное от форматирования основного текста ПЗ (например, для листингов рекомендуется использовать шрифт Courier New, размер – 10, междустрочный интервал – 1).
Расчетно-пояснительная записка должна быть переплетена в твердую папку. Первой страницей записки является титульный лист (прил. 1). Вслед за титульным листом помещается задание на дипломный проект (прил. 2).
Во введении должна быть приведена оценка современного уровня того вида аппаратных и программных средств, которые могут быть использованы для решения поставленной задачи; показана актуальность и необходимость новой разработки и экономический выигрыш, который может быть получен. Именно в этом разделе дипломник должен показать, как и насколько конкретная разработка отвечает задачам развития вычислительной техники. Объем введения — не более 10 страниц.
В первой главе конкретизируется техническое задание на дипломный проект, уточняются эксплуатационные характеристики и различные требования. Рассматриваются аналогичные системы, если они есть, с определением их недостатков и указанием необходимости данной разработки, определяются направления разработки.
Последующие разделы содержат материалы, посвященные необходимости выбора средств реализации проекта, структурные функциональные, логические и принципиальные схемы и алгоритмы, описывающие функционирование системы и взаимодействие ее элементов.
При необходимости должны быть приведены расчеты, подтверждающие правильность функционирования устройства (синтез и анализ схем, выбор синхронизации, временные расчеты, подтверждающие соответствие спроектированного устройства требованиям технического задания); конструктивные расчеты (компоновка устройства, размещение элементов, расчет теплового режима, паразитных электромагнитных связей, оценка надежности и др.).
В этих разделах приводятся результаты моделирования, использования САПР, пакетов прикладных программ.
В общем случае данный материал, должен составлять не менее половины объема расчетно-пояснительной записки. Разумеется, сюда относятся расчеты всех разделов.
В заключении делаются краткие выводы по результатам проектирования с указанием соответствия технических характеристик спроектированного устройства заданным в техническом задании. Объем заключения — не более 2—3 страниц.
Графическая часть проекта
На защите проекта дипломник делает доклад по слайдам презентации, которые являются иллюстративной частью дипломного проекта. Таких слайдов должно быть не менее десяти.
Слайды дублируют частично или полностью графический материал, приведенный в пояснительной записке: структурные, функциональные и принципиальные электрические схемы, временные диаграммы, блок-схемы алгоритмов и т.п.
Это требование должно является обязательным, так как содержание расчетно-пояснительной записки должно быть завершенным и понятным и без демонстрационных слайдов.
Содержание демонстрационных слайдов и их последовательность при защите проекта должны соответствовать порядку изложения материала, помогать докладчику в представлении своей работы, а комиссии в ее объективной оценке.
Графическая часть проекта является технической и эксплуатационной документацией. Она по своему формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должна соответствовать требованиям ГОСТ, ЕСКД и ЕСПД.
Чертежи могут выполняться карандашом, черной тушью или на плоттере, но при этом все чертежи дипломного проекта должны выполняться однотипно: или карандашом, илитушью или на плоттере.
При оформлении структурных, функциональных и принципиальных схем следует уделить особое внимание выбору масштаба изображения и добиться, с одной стороны, хорошей заполняемости листа, а с другой стороны - удовлетворительной читаемости схемы. В случае необходимости два или четыре листа формата А1 могут составлять один чертеж.
В проектах, ориентированных на разработку аппаратно-программного комплекса изделия, состав графического материала может быть видоизменен по согласованию с руководителем проекта за счет введения структурных схем программного обеспечения, реализуемых программами алгоритмов, результатов моделирования и тестирования программ.
В иллюстративном материале по конструкторской части проекта следует показать разрабатываемую конструкцию устройства (электрическую принципиальную схему устройства с перечнем элементов, разводку печатных плат, сборочный чертеж, общий вид, компоновку из отдельных блоков). При работе над конструкцией устройства следует уделить внимание и эргономическим вопросам, а также вопросам контроля и наладки устройства.
Все сборочные чертежи должны иметь спецификации, выполненные на отдельных листах формат А4 согласно ГОСТ 2.106-96. Листы спецификации должны быть подшиты в конце расчетно-пояснительной записки.
На листах должны быть подписи студента, консультантов и руководителя с указанием дат.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТА
Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю проекта.
Руководитель дипломного проекта проводит окончательный просмотр проекта, составляет письменный отзыв, в котором оцениваются:
соответствие разработанного материала заданию;
объем выполненной работы;
способность дипломника применять теоретические и практические навыки для разработки вопросов проектирования, выполнения технико-экономических расчетов;
умение пользоваться технической, справочной литературой и нормативными материалами;
качество выполненной работы, положительные и отрицательные стороны и практическая ценность.
В отзыве делается оценка всей проделанной студентами работы.
Подготовленный и подписанный дипломником и руководителем дипломный проект передается консультанту - преподавателю кафедрыВСС, который знакомится с работой, при необходимости устраивает собеседование со студентом и, убедившись в доброкачественности проекта, подписывает расчетно-пояснительную записку и графическую часть.
Готовый проект направляется на рецензирование в стороннюю организацию, деятельность которой соответствует профилю специальности.
В рецензии должны быть отмечены степень соответствия выполненного дипломного проекта заданию на дипломное проектирование; актуальность и практическая ценность темы проекта; качество выполнения каждого раздела проекта; обоснованность выводов, сделанных дипломником; качество выполнения графической части проекта и пояснительной записки, достоинства и недостатки проекта.
После ознакомления с проектом, отзывом руководителя и рецензией заведующий кафедрой при положительном решении подписывает проект (записку и листы), что является допуском дипломника к защите.
В ГАК предоставляются следующие материалы: дипломный проект с письменным отзывом руководителя дипломного проектирования и рецензией, которые сдаются секретарю ГАК не позднее, чем за один день до защиты, сведения об успеваемости студентов по всем дисциплинам учебного плана, о выполнении ими курсовых проектов и работ, о прохождении производственной практики за время обучения.
При подготовке к защите - студенту следует тщательно продумать план выступления, обсудив его с консультантом от кафедры, и составить конспект с изложением основных положений проекта. Особое внимание при этом должно быть обращено на четкость, последовательность и краткость выступления. Для сообщения содержания дипломного проекта студенту предоставляется не более 10 минут. Выступление дипломника должно опираться на презентационные слайды, отражающие основное содержание проекта.
В процессе подготовки к защите, необходимо составить доклад и продумать ответы на возможные вопросы. Доклад произносить четко, уверенно, обращаясь к членам комиссии.
ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Порядок защиты дипломного проекта следующий:
доклад студента-дипломника;
ответы на вопросы членов ГАК;
оглашение отзыва руководителя и рецензии;
заключительное слово дипломника.
Защита дипломных проектов проводится на открытом заседании ГАК. Решение об оценке результатов защиты дипломного проекта и о присвоении квалификации инженера по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» принимается ГАК на закрытом заседании большинством голосов ее членов.
При оценке учитывается: качество выполнения проекта; степень самостоятельности работы студента и проявленная им инициатива при разработке проекта; оформление проекта, качество расчетно-графических работ, связность изложения и грамотность составления расчетно-пояснительной записки; содержание доклада и ответов на вопросы, умение излагать мысли, владеть научно-технической терминологией; практическая и теоретическая подготовка студента за время обучения в институте; оценка в рецензии и отзыве руководителя проекта.
Решением ГАК студентам, выполнившим все требования учебного плана и защитившим дипломные проекты, вручается диплом об окончании МИИТа с указанием присвоенной квалификации. Студентам, выполнившим полностью учебный план и имеющим по предметам не менее 75% отличных оценок, а по остальным предметам оценки «хорошо» и защитившим дипломные проекты с оценкой «отлично», выдаются дипломы с отличием.
Студенты, не выполнившие в установленный срок дипломный проект или получившие, при защите дипломного проекта неудовлетворительную оценку, считаются окончившими теоретический курс обучения и направляются на работу в установленном порядке. При этом им предоставляется право защиты дипломного проекта в течение трех лет после окончания вуза при представлении положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю подготовки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)
Институт управления и информационных технологий
Кафедра " Вычислительные системы и сети"
Допустить к защите:
Зав. кафедрой _______________
«_____» _______________201 г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: Устройство связи с объектом бортовой локальной
вычислительной сети локомотива
Дипломник | ( ) | |
Руководитель проекта | ( | |
Консультант по техническим вопросам | ( ) | |
Консультант по информационной безопасности | (Цыганов Н.С.) | |
Консультант по экономическим вопросам | (Рощина А.А.) | |
Москва—2011
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВ