Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности
Группа | Геометрическая форма | Сигнальный цвет | Смысловое значение |
Запрещающие знаки | Круг с поперечной полосой | Красный | Запрещение опасного поведения или действия |
Предупреждающие знаки | Треугольник | Желтый | Предупреждение о возможной опасности. Осторожность. Внимание |
Предписывающие знаки | Круг | Синий | Предписание обязательных действий во избежание опасности |
Знаки пожарной безопасности | Квадрат или прямоугольник | Красный | Обозначение и указание мест нахождения средств противопожарной защиты, их элементов |
Эвакуационные знаки и знаки медицинского и са-нигарного назначения | Квадрат или прямоугольник | Зеленый | Обозначение направления движения при эвакуации, спасении, первая помощь при авариях или пожарах. Надпись, информация для обеспечения безопасности |
Указательные знаки | Квадрат или прямоугольник | Синий | Разрешение. Указание. Надпись или информация |
Безопасность эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин обеспечивается следующими методами:
— определением размера опасной зоны ПТМ;
— расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств;
— определением устойчивости кранов;
— применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
— применением специальных устройств обеспечения безопасности;
— регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.
Эксплуатация грузоподъемных кранов определяется нормативным документом ПБ 10-382—2000 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности R, в пределах которой может упасть груз, определяется по формуле
R = rc + 0,5 lг + 0,3 H
где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов rс = 0); lг — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину); Н — высота подъема груза.
Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле
K >P/S,
где К — коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии; Р — допустимое разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату на канат; S — наибольшее натяжение каната (без учета динамических нагрузок), Н.
Величина К определяется правилами Ростехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ, условий его работы. Так, для промышленных кранов в зависимости от условий работы каната К= 3,5...6, для грузовых лифтов без проводника К= 8...1З, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами К = 9...15.
Для защиты от механических травмирований человека
механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и т.п.) применяются средства, аналогичные средствам защиты, используемым для технологического оборудования. Прежде всего для защиты человека от травмирования используются ограждения.
К специальным устройствам безопасности ПТМ относятся ограничители грузоподъемности. Они автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, учитывающие не только массу поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы. Имеется много видов ограничителей, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению.
Противоугонные устройства предназначаются для удержания крана, работающего на открытом воздухе, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств являются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредством которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.
Применяются и другие специальные устройства безопасности, такие, как блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах, измерители крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др.
Рис. 11.61. Грузозахватные приспособления:
а — крюк; б — электромагнитная шайба: 1 — электромагнит, 2 — корпус; в — грейфер; г, д, е — клешневые захваты для валов, слитков, рулонов
Такие грузозахватные устройства, как крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты (рис. 11.61) являются особо ответственными деталями ПТМ и изготавливаются под форму перемещаемых с их помощью грузов. При их использовании необходим периодический контроль за состоянием рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов).
Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ является важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъемно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Ростехнадзор. Регистрация объектов, где эксплуатируются краны, должна производиться в соответствии с Правилами регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371. Каждая изготовленная заводом-изготовителем грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля и снабжена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической документацией, предусмотренной ГОСТ или ТУ. До пуска в работу грузоподъемная машина подлежит регистрации в органах Ростехнадзора, которые выдают разрешение на ввод ее в эксплуатацию. Регистрация кранов в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорта крана. Грузоподъемная машина подлежит перерегистрации после проведения реконструкции машины, ремонта, передачи машины другому владельцу, перестановки на новое место.
Все вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Первичное освидетельствование проводится отделом технического контроля предприятия-изготовителя перед отправкой кранов потребителю. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому частичному освидетельствованию через каждые 12 месяцев, а полному — через три года. Редко используемые машины (например, краны, обслуживающие производственные помещения только при ремонте) подвергаются полному техническому освидетельствованию через пять лет.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям; при частичном техническом освидетельствовании — только осмотру. При осмотре устанавливается надежность каждого узла и элемента машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормозов, аппаратов управления и других устройств, определяется работоспособность приборов и устройств безопасности, крепление канатов, наличие и исправность заземления и электрических блокировок, состояние ограждений, перил, лестниц и т.п.
Статическое испытание грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности в целом и прочности отдельных элементов. У стреловых кранов проверяют грузовую устойчивость под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную. Испытание стреловых кранов проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в положении, отвечающим наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100—200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а также при осмотре крана и грузозахватных устройств не обнаружено трещин, деформации и других повреждений.
Грузоподъемная машина, выдержавшая статическое испытание, подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механизмов, тормозов, устройств безопасности. При динамическом испытании масса груза должна превышать номинальную на 10%.
Требования к операторам средств транспорта и ПТМ.При эксплуатации средств транспорта и ПТМ необходимо обеспечивать:
— соответствие квалификации оператора уровню требований, предъявляемых к ведению безопасной эксплуатации ПТМ;
— тестирование операторов на их профессиональную пригодность перед началом конкретного вида деятельности;
— медицинский контроль состояния оператора перед началом его взаимодействия с технической системой.