Защита от глобальных воздействий.
Содержание
5.4.68. Защита от терроризма……………………………………………….. 3
5.4.69. Защита от глобальных воздействий………………………………… 4
5.4.70. Защита от механического травмирования…………………………. 9
5.4.71. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды………… 16
5.4.72. Мониторинг источника опасностей……………………………….. 19
5.4.73. Мониторинг здоровья работающих и населения………………... 24
5.4.74. Государственное управление в БЖД и ЗОС.
Структура управления………………………………………………………. 29
5.4.75. Безопасность труда………………………………………………….. 30
5.4.76. Охрана окружающей среды………………………………………… 35
5.4.77. Защита в чрезвычайных ситуациях………………………………... 37
5.4.78. Классификация трудовых процессов………………………………. 39
5.4.79. Энергетические затраты организма человека…………………….. 40
Защита от терроризма.
Террор (терроризм)— насильственные действия устрашения конвентов и населения, подавление государственной воли.
Непосредственное совершение террористического преступления в условиях техносферы возможно в следующих формах:
— захват, повреждение или уничтожение объекта экономики, транспортного средства и т.п.;
— организация взрыва и поджога или применение радиоактивных, биологических и химических отравляющих веществ;
— причинение вреда жизни, здоровью или имуществу людей путем создания условий для аварий техногенного характера;
— иные действия, создающие опасность жизни людей и причинения значительного материального ущерба.
По виду применяемых средств, используемых при организации терроризма, различают:
— ядерный терроризм, при котором наиболее масштабным источником преступления могут быть объекты атомной промышленности и АЭС, а также пункты захоронения радиоактивных отходов. Однако многоуровневая система технических, административных и иных мер защиты делают эти объекты малоуязвимыми. Большую опасность представляют изотопные источники стронция, цезия, кобальта, которые применяют в медицине и других отраслях промышленности. Изотопы из них, распыленные на большой территории, могут вызвать панику и потребуют больших материальных затрат на дезактивацию;
— химический терроризм, при котором могут быть использованы многие промышленные и бытовые токсические вещества. Весьма доступны хлор, аммиак, ртуть и др. Эффективными мерами защиты являются контроль и учет использования этих веществ на предприятиях, их производящих и использующих, а также соблюдение нормативных требований при их транспортировании;
— биологический терроризм — наиболее опасный вид терроризма. Обнаружить факт применения опасных биологических веществ можно только после начала заболевания, на что уходят дни или недели. При заражении животных вспышки болезни можно отнести к условиям их природного обитания.
Местами проведения химического и биологического террора могут стать объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания;
— технический терроризм — повреждения объектов экономики, транспортных средств, гидротехнических сооружений и т.п., которые могут приводить к высвобождению веществ и энергии, значительно более опасных, чем их первичное воздействие. Так происходит при подрыве зданий и сооружений, нефте- и газохранилищ, плотин, мостов и т.п.
Защита от технического терроризма основана на повышении взрывопожарозащищенности объектов экономики, широком применении предохранительных и контрольных устройств, а также на неукоснительном соблюдении режима эксплуатации и охранных мероприятий;
— информационный терроризм — нападение на компьютерные сети. Наиболее уязвимыми являются телекоммуникации, авиационные диспетчерские, финансовые и правительственные информационные системы, компьютерные сети в энергетике, а также автоматизированные системы управления в вооруженных силах.
Комплекс мероприятий, направленных на противодействие терроризму, на объектах экономики:
— правовые (доведение до персонала объекта требований федеральных законов и постановлений);
— информационные (издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий);
— технические (установка сигнализаций, аудио-, видеозаписи, шлагбаумов, мест парковки автомобилей не ближе 100 м от мест массового пребывания людей и т.п.);
— организационные (определение объема предупредительных мер; назначение круга лиц, ответственных за соблюдение пропускного режима, обходы территории объекта и т.д.; проверка поступающего имущества; проведение тщательного подбора сотрудников, особенно в подразделения охраны, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и т.д.); составление инструкций; организация обучения персонала и планирование его действий при угрозе совершения терактов).
Важными мерами защиты от терроризма являются регулярные осмотры территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних пожаро- и взрывоопасных предметов.
На открытой территории, кроме специфических мест для каждого конкретного объекта, в обязательном порядке необходимо осматривать следующие точки возможной закладки взрывчатых веществ: канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники и урны, закрытые киоски, сараи, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы и посторонние машины. Перед осмотром помещений необходимо иметь план помещения и знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации, чтобы заранее предположить места возможных закладок взрывчатых веществ.
Тщательного осмотра в помещениях требуют такие места, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства, места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникационные линии.
На современном этапе развития общества реализация эффективных средств защиты от терроризма — важнейшее условие обеспечения безопасности людей, объектов экономики и систем государственного управления.
Безопасность труда.
Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в области охраны труда.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:
— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
— возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
— получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
— отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
— обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.
Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных
и (или) опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.
В разделе «Общие положения» констатируется, что работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых; обязательное социальное страхование; возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; судебную защиту своих трудовых прав и др.
При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела «Трудовой договор», согласно которым в указанном документе должны быть представлены характеристики ожидающих вас условий труда, компенсации (в случае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общих принятых в организации), виды и условия социального страхования, связанные с вашей трудовой деятельностью.
Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение вашего периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.
В этом же разделе зафиксированы обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый должен знать, что работник обязан:
— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожаю щей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если это предусмотрено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.
Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для данной возрастной категории.
Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее
31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.
В условиях рыночных отношений значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно федеральному законодательству обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством вы должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации), где вы работаете и, таким образом, имеете право на возмещение ущерба, причиненного вашему здоровью, при исполнении вами трудовых обязанностей.
Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 19.3). Наиболее информативно емким видом указанной нормативной документации является система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем, которые представлены ниже:
Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах исполнительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Межведомственная комиссия по охране труда координирует работу по охране труда министерств и ведомств, определяет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные специалисты по охране труда.
Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.
Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, источников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности строительных сооружений, электрических и теплоисполь-зующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа.
Охрана окружающей среды.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которымвведено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).
Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Нормативные правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздравсоц-развития России, обеспечивающие необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. (в настоящее время разработка указанных нормативных актов осуществляется Минприроды России).
Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС. Структура системы представлена ниже:
С 1999 г. в Российской Федерации введены в качестве стандартов международные стандарты ИСО серии 14 000 «Система управления качеством окружающей среды», в которых важнейшим принципом является выявление возможности внедрения безотходных и малоотходных технологий, а также технологий по обезвреживанию и утилизации отходов либо возможности их использования в технологических процессах (рециклинг). Это является важнейшим рычагом обеспечения экономической эффективности систем управления окружающей средой. Основной формой оценки эффективности систем управления качеством окружающей среды является экологический аудит.
Управление охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Минприроды России. Федеральное агентство по недропользованию рассматривает и согласовывает проектную документацию на разработку месторождений полезных ископаемых, выдает и регистрирует лицензии на пользование недрами, а Федеральное агентство водных ресурсов — на водопользование. Это же агентство разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет охрану лесов. Федеральная таможенная служба предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.
Управление охраной окружающей среды в субъектах РФ, краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т.п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т.п.). Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов РФ имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.
Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств, а на предприятиях службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпи-демических мероприятий.
Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общественные организации и объединения.
Содержание
5.4.68. Защита от терроризма……………………………………………….. 3
5.4.69. Защита от глобальных воздействий………………………………… 4
5.4.70. Защита от механического травмирования…………………………. 9
5.4.71. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды………… 16
5.4.72. Мониторинг источника опасностей……………………………….. 19
5.4.73. Мониторинг здоровья работающих и населения………………... 24
5.4.74. Государственное управление в БЖД и ЗОС.
Структура управления………………………………………………………. 29
5.4.75. Безопасность труда………………………………………………….. 30
5.4.76. Охрана окружающей среды………………………………………… 35
5.4.77. Защита в чрезвычайных ситуациях………………………………... 37
5.4.78. Классификация трудовых процессов………………………………. 39
5.4.79. Энергетические затраты организма человека…………………….. 40
Защита от терроризма.
Террор (терроризм)— насильственные действия устрашения конвентов и населения, подавление государственной воли.
Непосредственное совершение террористического преступления в условиях техносферы возможно в следующих формах:
— захват, повреждение или уничтожение объекта экономики, транспортного средства и т.п.;
— организация взрыва и поджога или применение радиоактивных, биологических и химических отравляющих веществ;
— причинение вреда жизни, здоровью или имуществу людей путем создания условий для аварий техногенного характера;
— иные действия, создающие опасность жизни людей и причинения значительного материального ущерба.
По виду применяемых средств, используемых при организации терроризма, различают:
— ядерный терроризм, при котором наиболее масштабным источником преступления могут быть объекты атомной промышленности и АЭС, а также пункты захоронения радиоактивных отходов. Однако многоуровневая система технических, административных и иных мер защиты делают эти объекты малоуязвимыми. Большую опасность представляют изотопные источники стронция, цезия, кобальта, которые применяют в медицине и других отраслях промышленности. Изотопы из них, распыленные на большой территории, могут вызвать панику и потребуют больших материальных затрат на дезактивацию;
— химический терроризм, при котором могут быть использованы многие промышленные и бытовые токсические вещества. Весьма доступны хлор, аммиак, ртуть и др. Эффективными мерами защиты являются контроль и учет использования этих веществ на предприятиях, их производящих и использующих, а также соблюдение нормативных требований при их транспортировании;
— биологический терроризм — наиболее опасный вид терроризма. Обнаружить факт применения опасных биологических веществ можно только после начала заболевания, на что уходят дни или недели. При заражении животных вспышки болезни можно отнести к условиям их природного обитания.
Местами проведения химического и биологического террора могут стать объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания;
— технический терроризм — повреждения объектов экономики, транспортных средств, гидротехнических сооружений и т.п., которые могут приводить к высвобождению веществ и энергии, значительно более опасных, чем их первичное воздействие. Так происходит при подрыве зданий и сооружений, нефте- и газохранилищ, плотин, мостов и т.п.
Защита от технического терроризма основана на повышении взрывопожарозащищенности объектов экономики, широком применении предохранительных и контрольных устройств, а также на неукоснительном соблюдении режима эксплуатации и охранных мероприятий;
— информационный терроризм — нападение на компьютерные сети. Наиболее уязвимыми являются телекоммуникации, авиационные диспетчерские, финансовые и правительственные информационные системы, компьютерные сети в энергетике, а также автоматизированные системы управления в вооруженных силах.
Комплекс мероприятий, направленных на противодействие терроризму, на объектах экономики:
— правовые (доведение до персонала объекта требований федеральных законов и постановлений);
— информационные (издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий);
— технические (установка сигнализаций, аудио-, видеозаписи, шлагбаумов, мест парковки автомобилей не ближе 100 м от мест массового пребывания людей и т.п.);
— организационные (определение объема предупредительных мер; назначение круга лиц, ответственных за соблюдение пропускного режима, обходы территории объекта и т.д.; проверка поступающего имущества; проведение тщательного подбора сотрудников, особенно в подразделения охраны, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и т.д.); составление инструкций; организация обучения персонала и планирование его действий при угрозе совершения терактов).
Важными мерами защиты от терроризма являются регулярные осмотры территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних пожаро- и взрывоопасных предметов.
На открытой территории, кроме специфических мест для каждого конкретного объекта, в обязательном порядке необходимо осматривать следующие точки возможной закладки взрывчатых веществ: канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники и урны, закрытые киоски, сараи, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы и посторонние машины. Перед осмотром помещений необходимо иметь план помещения и знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации, чтобы заранее предположить места возможных закладок взрывчатых веществ.
Тщательного осмотра в помещениях требуют такие места, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства, места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникационные линии.
На современном этапе развития общества реализация эффективных средств защиты от терроризма — важнейшее условие обеспечения безопасности людей, объектов экономики и систем государственного управления.
Защита от глобальных воздействий.
Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносферы носит во многом правовой характер. Она основана прежде всего на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регламентацию деятельности мирового содружества по снижению негативного влияния техносферы на природу и человека.
Начиная с 70-х гг. XX в. в мире развернулось движение, направленное на решение проблем, связанных с защитой окружающей среды.
При анализе основных направлений по защите ОС от глобального воздействия техносферы рассматривают следующие процессы:
— перенос загрязнений атмосферного воздуха на большие расстояния;
— закисление окружающей среды, обусловленное кислотными осадками:
— парниковый эффект и потепление климата;
— разрушение озонового слоя;
— воздействие тропосферного озона;
— радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;
— загрязнение околоземного космического пространства. Перенос загрязнений на большие расстояния.Многие
загрязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переносится в атмосфере на большие расстояния.
После чернобыльской катастрофы, показавшей практическую необходимость использования прогностических методов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накопления в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по переносу участвуют МАГАТЭ и Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН.
Для оценки этих событий используются математические модели переноса, трансформации, циркуляции потенциально опасных веществ в атмосфере и их последующего выпадения на поверхность Земли.
С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК была разработана и принята Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния». Она имеет чрезвычайное значение для улучшения экологической обстановки на европейском континенте.
Кислотные дожди.Большое внимание уделяется сокращению выбросов соединений серы как мере борьбы с подкислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков.Обязательства Российской Федерации по Протоколу должны были быть выполнены к 1993 г. Россия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топливно-энергетического комплекса на природный газ.
В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относительно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу предусматривали уменьшение выбросов серы на ЕТР на 38% к 2000 г. и на 40% - в период 2005-2010 гг. по отношению к уровню 1980 г. Эти обязательства были фактически выполнены раньше, чем планировалось, — уже к 1991 г.
В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков.Согласно Протоколу не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Россией досрочно — к 1991 г. за счет спада производства.
Парниковый эффект.Важной вехой в мировой экологической политике, направленной на стабилизацию выбросов парниковых газов, была третья сессия конференции сторон — участников Рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол),явился несомненно значительным событием в мировой экологической политике. Основное содержание Протокола сводится к следующему.
Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциально так же, как и население Земли, их использование должно находиться в состоянии равновесия с возможностями воспроизводства и перерабо