Защита от глобальных воздействий.

Содержание

5.4.68. Защита от терроризма……………………………………………….. 3

5.4.69. Защита от глобальных воздействий………………………………… 4

5.4.70. Защита от механического травмирования…………………………. 9

5.4.71. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды………… 16

5.4.72. Мониторинг источника опасностей……………………………….. 19

5.4.73. Мониторинг здоровья работающих и населения………………... 24

5.4.74. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

Структура управления………………………………………………………. 29

5.4.75. Безопасность труда………………………………………………….. 30

5.4.76. Охрана окружающей среды………………………………………… 35

5.4.77. Защита в чрезвычайных ситуациях………………………………... 37

5.4.78. Классификация трудовых процессов………………………………. 39

5.4.79. Энергетические затраты организма человека…………………….. 40

Защита от терроризма.

Террор (терроризм)— насильственные действия устра­шения конвентов и населения, подавление государствен­ной воли.

Непосредственное совершение террористического пре­ступления в условиях техносферы возможно в следующих формах:

— захват, повреждение или уничтожение объекта эконо­мики, транспортного средства и т.п.;

— организация взрыва и поджога или применение радиоак­тивных, биологических и химических отравляющих веществ;

— причинение вреда жизни, здоровью или имуществу людей путем создания условий для аварий техногенного характера;

— иные действия, создающие опасность жизни людей и причинения значительного материального ущерба.

По виду применяемых средств, используемых при орга­низации терроризма, различают:

— ядерный терроризм, при котором наиболее масштаб­ным источником преступления могут быть объекты атомной промышленности и АЭС, а также пункты захоронения радио­активных отходов. Однако многоуровневая система техни­ческих, административных и иных мер защиты делают эти объекты малоуязвимыми. Большую опасность представляют изотопные источники стронция, цезия, кобальта, которые применяют в медицине и других отраслях промышленно­сти. Изотопы из них, распыленные на большой территории, могут вызвать панику и потребуют больших материальных затрат на дезактивацию;

— химический терроризм, при котором могут быть исполь­зованы многие промышленные и бытовые токсические веще­ства. Весьма доступны хлор, аммиак, ртуть и др. Эффективными мерами защиты являются контроль и учет использования этих веществ на предприятиях, их производящих и использующих, а также соблюдение нормативных требований при их транс­портировании;

— биологический терроризм — наиболее опасный вид тер­роризма. Обнаружить факт применения опасных биологиче­ских веществ можно только после начала заболевания, на что уходят дни или недели. При заражении животных вспышки болезни можно отнести к условиям их природного обита­ния.

Местами проведения химического и биологического террора могут стать объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, системы водоснаб­жения больших городов, партии продуктов питания;

— технический терроризм — повреждения объектов эконо­мики, транспортных средств, гидротехнических сооружений и т.п., которые могут приводить к высвобождению веществ и энергии, значительно более опасных, чем их первичное воз­действие. Так происходит при подрыве зданий и сооружений, нефте- и газохранилищ, плотин, мостов и т.п.

Защита от технического терроризма основана на повы­шении взрывопожарозащищенности объектов экономики, широком применении предохранительных и контрольных устройств, а также на неукоснительном соблюдении режима эксплуатации и охранных мероприятий;

— информационный терроризм — нападение на компьютер­ные сети. Наиболее уязвимыми являются телекоммуникации, авиационные диспетчерские, финансовые и правительствен­ные информационные системы, компьютерные сети в энер­гетике, а также автоматизированные системы управления в вооруженных силах.

Комплекс мероприятий, направленных на противодей­ствие терроризму, на объектах экономики:

— правовые (доведение до персонала объекта требований федеральных законов и постановлений);

— информационные (издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, назначении ответствен­ных лиц за проведение защитных мероприятий);

— технические (установка сигнализаций, аудио-, видео­записи, шлагбаумов, мест парковки автомобилей не ближе 100 м от мест массового пребывания людей и т.п.);

— организационные (определение объема предупредитель­ных мер; назначение круга лиц, ответственных за соблюде­ние пропускного режима, обходы территории объекта и т.д.; проверка поступающего имущества; проведение тщатель­ного подбора сотрудников, особенно в подразделения охраны, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, убор­щиков и т.д.); составление инструкций; организация обучения персонала и планирование его действий при угрозе соверше­ния терактов).

Важными мерами защиты от терроризма являются регу­лярные осмотры территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних пожаро- и взры­воопасных предметов.

На открытой территории, кроме специфических мест для каждого конкретного объекта, в обязательном порядке необ­ходимо осматривать следующие точки возможной закладки взрывчатых веществ: канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники и урны, закрытые киоски, сараи, распределительные теле­фонные и электрощиты, водосливные трубы и посторонние машины. Перед осмотром помещений необходимо иметь план помещения и знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канали­зации, чтобы заранее предположить места возможных закла­док взрывчатых веществ.

Тщательного осмотра в помещениях требуют такие места, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за бата­реями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусо­ропроводов, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства, места хранения пожарного инвентаря (огнету­шители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникацион­ные линии.

На современном этапе развития общества реализация эффективных средств защиты от терроризма — важнейшее условие обеспечения безопасности людей, объектов эконо­мики и систем государственного управления.

Безопасность труда.

Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в обла­сти охраны труда.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:

— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

— возмещение вреда, причиненного ему увечьем, про­фессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязан­ностей;

— получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии усло­вий и охраны труда на рабочем месте работника, о сущест­вующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопас­ных производственных факторов;

— отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до устра­нения этой опасности;

— обеспечение средствами коллективной и индивидуаль­ной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

Права работников на охрану труда детализированы в Тру­довом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных

и (или) опасных работах, организационных мероприятий по про­филактике профессиональных заболеваний и травматизма.

В разделе «Общие положения» констатируется, что работ­ник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых; обязательное социальное страхование; возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; судебную защиту своих трудовых прав и др.

При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела «Трудовой договор», согласно которым в указанном документе должны быть представлены характе­ристики ожидающих вас условий труда, компенсации (в слу­чае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общих принятых в орга­низации), виды и условия социального страхования, связан­ные с вашей трудовой деятельностью.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех посту­пающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организо­вывать обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными усло­виями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажи­ровкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также про­ведение вашего периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

В этом же разделе зафиксированы обязанности работ­ника и работодателя в области охраны труда. Каждый дол­жен знать, что работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

— правильно применять средства индивидуальной и кол­лективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчаст­ных случаях пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожаю щей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при поступ­лении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если это предусмот­рено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения при­годности их к поручаемой работе и предупреждения профес­сиональных заболеваний.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отме­чается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.

Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Осо­бенности регулирования труда отдельных категорий работ­ников», где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для дан­ной возрастной категории.

Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или трав­моопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работ­ников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и рабо­там в выходные дни.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее

31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.

В условиях рыночных отношений значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Феде­ральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно федеральному законодательству обусловлена классом профессионального риска отраслей эко­номики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством вы должны быть застрахованы незави­симо от формы собственности предприятия (организации), где вы работаете и, таким образом, имеете право на возмеще­ние ущерба, причиненного вашему здоровью, при исполне­нии вами трудовых обязанностей.

Нормативные подзаконные акты по охране труда вклю­чают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 19.3). Наиболее информативно емким видом указанной норматив­ной документации является система стандартов безопасно­сти труда (ССБТ).

Защита от глобальных воздействий. - student2.ru

ССБТ — одна из систем государственной системы стан­дартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нор­мативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасно­сти и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой мно­гоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направ­ленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники без­опасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускае­мую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем, которые представлены ниже:

Защита от глобальных воздействий. - student2.ru

Защита от глобальных воздействий. - student2.ru

Государственное управление охраной труда осуществ­ляется органами законодательной и исполнительной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах испол­нительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправле­нии в Российской Федерации» обеспечивают соблюдение сани­тарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Межведомственная комиссия по охране труда координи­рует работу по охране труда министерств и ведомств, опре­деляет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные спе­циалисты по охране труда.

Важнейшей функцией системы управления является кон­троль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основ­ным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет над­зор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, при­чиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собст­венности.

Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуа­тации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, источ­ников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности строительных сооружений, электрических и теплоисполь-зующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полез­ных ископаемых возложен на Федеральную службу по эколо­гическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организа­циями гигиенических и санитарных норм и правил осуще­ствляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территори­альному принципу.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот кон­троль осуществляют также службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов органи­заций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномочен­ного работниками органа.

Охрана окружающей среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране состав­ляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», в соответствии с которымвведено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Тре­бование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здо­ровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Важнейшим законодательным актом, направленным на обес­печение экологической безопасности, является Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Этот закон устанав­ливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регули­рование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Раз­мер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответ­ствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство при­родных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государ­ственной экологической экспертизы, экологические требова­ния к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; прин­ципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмеще­ния причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окру­жающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нормативные правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздравсоц-развития России, обеспечивающие необходимое качество при­родных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в экс­плуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госком­экологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. (в настоящее время разработка указанных нор­мативных актов осуществляется Минприроды России).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС. Струк­тура системы представлена ниже:

Защита от глобальных воздействий. - student2.ru

С 1999 г. в Российской Федерации введены в качестве стандартов международные стандарты ИСО серии 14 000 «Система управления качеством окружающей среды», в которых важнейшим принципом является выявление воз­можности внедрения безотходных и малоотходных техноло­гий, а также технологий по обезвреживанию и утилизации отходов либо возможности их использования в технологи­ческих процессах (рециклинг). Это является важнейшим рычагом обеспечения экономической эффективности систем управления окружающей средой. Основной формой оценки эффективности систем управления качеством окружающей среды является экологический аудит.

Управление охраной окружающей среды в Российской Феде­рации осуществляется органами законодательной и испол­нительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Минприроды России. Федеральное агентство по недрополь­зованию рассматривает и согласовывает проектную докумен­тацию на разработку месторождений полезных ископаемых, выдает и регистрирует лицензии на пользование недрами, а Федеральное агентство водных ресурсов — на водопользова­ние. Это же агентство разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты, Феде­ральное агентство лесного хозяйства осуществляет охрану лесов. Федеральная таможенная служба предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах РФ, краях, областях и городах осуществляется органами предста­вительной (законодательные собрания, городские думы и т.п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т.п.). Важ­нейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природо­охранная прокуратура. В ряде субъектов РФ имеется эколо­гическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств, а на пред­приятиях службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпи-демических мероприятий.

Общественный экологический контроль проводится профсо­юзными организациями. В коллективных договорах предусмат­риваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общест­венные организации и объединения.

Содержание

5.4.68. Защита от терроризма……………………………………………….. 3

5.4.69. Защита от глобальных воздействий………………………………… 4

5.4.70. Защита от механического травмирования…………………………. 9

5.4.71. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды………… 16

5.4.72. Мониторинг источника опасностей……………………………….. 19

5.4.73. Мониторинг здоровья работающих и населения………………... 24

5.4.74. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

Структура управления………………………………………………………. 29

5.4.75. Безопасность труда………………………………………………….. 30

5.4.76. Охрана окружающей среды………………………………………… 35

5.4.77. Защита в чрезвычайных ситуациях………………………………... 37

5.4.78. Классификация трудовых процессов………………………………. 39

5.4.79. Энергетические затраты организма человека…………………….. 40

Защита от терроризма.

Террор (терроризм)— насильственные действия устра­шения конвентов и населения, подавление государствен­ной воли.

Непосредственное совершение террористического пре­ступления в условиях техносферы возможно в следующих формах:

— захват, повреждение или уничтожение объекта эконо­мики, транспортного средства и т.п.;

— организация взрыва и поджога или применение радиоак­тивных, биологических и химических отравляющих веществ;

— причинение вреда жизни, здоровью или имуществу людей путем создания условий для аварий техногенного характера;

— иные действия, создающие опасность жизни людей и причинения значительного материального ущерба.

По виду применяемых средств, используемых при орга­низации терроризма, различают:

— ядерный терроризм, при котором наиболее масштаб­ным источником преступления могут быть объекты атомной промышленности и АЭС, а также пункты захоронения радио­активных отходов. Однако многоуровневая система техни­ческих, административных и иных мер защиты делают эти объекты малоуязвимыми. Большую опасность представляют изотопные источники стронция, цезия, кобальта, которые применяют в медицине и других отраслях промышленно­сти. Изотопы из них, распыленные на большой территории, могут вызвать панику и потребуют больших материальных затрат на дезактивацию;

— химический терроризм, при котором могут быть исполь­зованы многие промышленные и бытовые токсические веще­ства. Весьма доступны хлор, аммиак, ртуть и др. Эффективными мерами защиты являются контроль и учет использования этих веществ на предприятиях, их производящих и использующих, а также соблюдение нормативных требований при их транс­портировании;

— биологический терроризм — наиболее опасный вид тер­роризма. Обнаружить факт применения опасных биологиче­ских веществ можно только после начала заболевания, на что уходят дни или недели. При заражении животных вспышки болезни можно отнести к условиям их природного обита­ния.

Местами проведения химического и биологического террора могут стать объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, системы водоснаб­жения больших городов, партии продуктов питания;

— технический терроризм — повреждения объектов эконо­мики, транспортных средств, гидротехнических сооружений и т.п., которые могут приводить к высвобождению веществ и энергии, значительно более опасных, чем их первичное воз­действие. Так происходит при подрыве зданий и сооружений, нефте- и газохранилищ, плотин, мостов и т.п.

Защита от технического терроризма основана на повы­шении взрывопожарозащищенности объектов экономики, широком применении предохранительных и контрольных устройств, а также на неукоснительном соблюдении режима эксплуатации и охранных мероприятий;

— информационный терроризм — нападение на компьютер­ные сети. Наиболее уязвимыми являются телекоммуникации, авиационные диспетчерские, финансовые и правительствен­ные информационные системы, компьютерные сети в энер­гетике, а также автоматизированные системы управления в вооруженных силах.

Комплекс мероприятий, направленных на противодей­ствие терроризму, на объектах экономики:

— правовые (доведение до персонала объекта требований федеральных законов и постановлений);

— информационные (издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, назначении ответствен­ных лиц за проведение защитных мероприятий);

— технические (установка сигнализаций, аудио-, видео­записи, шлагбаумов, мест парковки автомобилей не ближе 100 м от мест массового пребывания людей и т.п.);

— организационные (определение объема предупредитель­ных мер; назначение круга лиц, ответственных за соблюде­ние пропускного режима, обходы территории объекта и т.д.; проверка поступающего имущества; проведение тщатель­ного подбора сотрудников, особенно в подразделения охраны, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, убор­щиков и т.д.); составление инструкций; организация обучения персонала и планирование его действий при угрозе соверше­ния терактов).

Важными мерами защиты от терроризма являются регу­лярные осмотры территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних пожаро- и взры­воопасных предметов.

На открытой территории, кроме специфических мест для каждого конкретного объекта, в обязательном порядке необ­ходимо осматривать следующие точки возможной закладки взрывчатых веществ: канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники и урны, закрытые киоски, сараи, распределительные теле­фонные и электрощиты, водосливные трубы и посторонние машины. Перед осмотром помещений необходимо иметь план помещения и знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канали­зации, чтобы заранее предположить места возможных закла­док взрывчатых веществ.

Тщательного осмотра в помещениях требуют такие места, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за бата­реями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусо­ропроводов, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства, места хранения пожарного инвентаря (огнету­шители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникацион­ные линии.

На современном этапе развития общества реализация эффективных средств защиты от терроризма — важнейшее условие обеспечения безопасности людей, объектов эконо­мики и систем государственного управления.

Защита от глобальных воздействий.

Защита человека и природы от глобального негативного воз­действия техносферы носит во многом правовой характер. Она основана прежде всего на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регла­ментацию деятельности мирового содружества по снижению негативного влияния техносферы на природу и человека.

Начиная с 70-х гг. XX в. в мире развернулось движение, направленное на решение проблем, связанных с защитой окружающей среды.

При анализе основных направлений по защите ОС от гло­бального воздействия техносферы рассматривают следу­ющие процессы:

— перенос загрязнений атмосферного воздуха на боль­шие расстояния;

— закисление окружающей среды, обусловленное кис­лотными осадками:

— парниковый эффект и потепление климата;

— разрушение озонового слоя;

— воздействие тропосферного озона;

— радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;

— загрязнение околоземного космического пространства. Перенос загрязнений на большие расстояния.Многие

загрязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переносится в атмосфере на большие расстояния.

После чернобыльской катастрофы, показавшей практиче­скую необходимость использования прогностических методов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накоп­ления в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по переносу участвуют МАГАТЭ и Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН.

Для оценки этих событий используются математические модели переноса, трансформации, циркуляции потенциально опасных веществ в атмосфере и их последующего выпадения на поверхность Земли.

С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК была разработана и принята Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстоя­ния». Она имеет чрезвычайное значение для улучшения эко­логической обстановки на европейском континенте.

Кислотные дожди.Большое внимание уделяется сокра­щению выбросов соединений серы как мере борьбы с подкислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансгра­ничных потоков.Обязательства Российской Федерации по Протоколу должны были быть выполнены к 1993 г. Рос­сия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топ­ливно-энергетического комплекса на природный газ.

В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относи­тельно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу предусматривали уменьшение выбро­сов серы на ЕТР на 38% к 2000 г. и на 40% - в период 2005-2010 гг. по отношению к уровню 1980 г. Эти обязательства были фактически выполнены раньше, чем планировалось, — уже к 1991 г.

В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков.Согласно Протоколу не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Россией досрочно — к 1991 г. за счет спада производства.

Парниковый эффект.Важной вехой в мировой экологи­ческой политике, направленной на стабилизацию выбросов парниковых газов, была третья сессия конференции сторон — участников Рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол),явился несомненно значитель­ным событием в мировой экологической политике. Основное содержание Протокола сводится к следующему.

Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциально так же, как и население Земли, их использование должно находиться в состоянии равновесия с возможностями воспро­изводства и перерабо

Наши рекомендации