Билет №4: Формирование и развитие информационного общества в России
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1. формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
2. повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
3. совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
4. развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
5. повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
6. развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
7. сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
8. противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1. партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
2. свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
3. поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
4. содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
5. обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Для решения поставленных задач государство:
1. разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
2. определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
3. обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
4. создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
5. обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
6. создает условия для равного доступа граждан к информации;
7. использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Создание в России информационного общества, а соответственно информационной экономики, сопряжено и с рядом ключевых проблем. Анализ западного опыта, а также состояния развития информатизации в России, позволил нам выделить следующие ключевые проблемы формирования информационного общества.
Первой комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества, для любой страны, в том числе и для России, является проблема формирования и ведения единого информационного пространства формализованных данных.
Отсутствие же в настоящее время у нас в стране условий для практической реализации информационной экономики детерминирует тем самым вторую комплексную ключевую проблему формирования и развития информационного общества, а именно - создание всех необходимых условий для использования в производственном оборудовании и промышленных технологиях современных средств и методов цифровой обработки информации, на основе которых может быть создана в Российской Федерации информационная экономика.
Третьей комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества в нашей стране является проблема создания и развертывания во всех регионах Российской Федерации и во всей стране в целом необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет. При этом, в рамках решения этой комплексной ключевой проблемы, необходимо решить также проблему преодоления "цифрового разрыва" различных регионов Российской Федерации.
Данная проблема имеет две стороны своего проявления. Первая - это развертывание в стране всех необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет.
А вторая сторона - это преодоление цифрового разрыва различных групп населения, городов и регионов Российской Федерации, и связана она, во-первых, с различными их возможностями доступа к информационным технологиям и информационным ресурсам и использованием последних при реализации процессов своей жизнедеятельности, и, во-вторых, с разрывом информационного пространства взаимодействующих между собой автоматизированных и информационных систем различных объектов и субъектов информационного взаимодействия (разрыв информационного пространства взаимодействующих автоматизированных и информационных систем, представляющий собой по своей сути фактически разрыв внутреннего содержания баз и банков данных этих систем в местах размещения их баз и банков данных, подробно и детально рассмотрен в работе[1]).
Главной причиной цифрового разрыва различных социальных групп населения (а практически основной массы социально и производственно активного населения страны) с различными возможностями доступа к информационным технологиям и их использованию при реализации процессов своей жизнедеятельности, является, прежде всего, чрезвычайно низкий уровень жизни большинства населения нашей страны в целом. И для преодоления этой стороны проблемы цифрового разрыва должно быть обеспечено, в качестве главного фактора и условия, существенное повышение жизненного уровня большинства социально и производственно активного населения страны до уровня, на котором оно будет способно стать активным субъектом информационного общества.
Четвертой же ключевой проблемой становления и развития информационного общества для любой страны, и для нашей в том числе, является проблема разработки принципиально новой технологии формирования новых знаний - как базовой фундаментальной основы информационного общества.
Билет №5: Определения маркетинговой, учётно-отчётной, финансовой, внутренняя, экономическая информации. Требования, предъявляемые к экономической информации.
Маркетинговая информация -представляет собой факты, сведения, слухи, оценки, цифры и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности, то есть для управления создания товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом. Маркетинговая информация позволяет предприятию:
- снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы;
- получить конкурентные преимущества;
- следить за маркетинговой средой;
- координировать стратегию;
- оценивать эффективность деятельности;
- подкреплять интуицию менеджеров.
Обычно маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований. Достоинства первичной информации:
- сбор в соответствии с точно поставленной целью;
- известна и контролируема методология сбора;
- результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов;
- известна надежность.
Недостатки:
- большое время на сбор и обработку;
- дороговизна;
- сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные.
Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.
Основными источниками внешней вторичной информации являются:
- публикации национальных и международных официальных организаций;
- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
- публикации торгово-промышленных палат и объединений;
- сборники статистической информации;
- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
- книги, сообщения в журналах и газетах;
- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;
- материалы консалтинговых организаций.
Достоинства вторичной информации:
- дешевизна по сравнению с первичной информацией;
- возможность сопоставления нескольких источников;
- быстрота получения по сравнению со сбором первичной информации.
Недостатки:
- неполнота;
- устареваемость;
- иногда неизвестна методология сбора и обработки;
- невозможность оценить достоверность.
Финансовая информация -это любые сведения о производственных, кадровых, сбытовых, кредитных, налоговых и прочих процессах предприятия, содержащие в качестве измерителей денежные выражения, а также сведения об условиях и порядке формирования, распределения, обращения и использования денежных средств.
Финансовая информация является информацией документированной, то есть зафиксированной на материальных носителях, имеющих определенные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность такой информации к данному предприятию. К материальным носителям относятся также информационные системы и технологии на базе электронной вычислительной техники.
Таким образом, под категорию финансовой на предприятии подпадает достаточно большой массив информации о таких объектах, как:
- деньги как о самостоятельном платежном средстве;
- ценные бумаги (государственные облигации, векселя, чеки, акции и т.д.);
- любые имущественные и неимущественные ценности, имеющие определенное документированное стоимостное денежное выражение.
Кроме документированной информации о состоянии этих объектов, к финансовой информации можно отнести также сведения о правилах, условиях, порядке и осуществлении следующих сторон жизнедеятельности предприятия:
- финансовое планирование и анализ;
- ценообразование;
- финансовый (управленческий) учет и отчетность;
- кредитование, прочие отношения с кредитными учреждениями;
- бухгалтерский учет и отчетность;
- оплата труда;
- налогообложение;
- инвестирование;
- финансовый контроль;
- использование информационных систем и технологий управления финансовыми средствами и обработки бухгалтерского документооборота;
- материально-техническое снабжение и другие административно-хозяйственные вопросы, связанные с движением финансов предприятия.
Внутренняя информация -Информация о компании, позитивная или негативная, которая может оказать значительное влияние на котировки ее акций, если станет известна широкой общественности. Лица, владеющие "внутренней" информацией, такие, как работники корпорации и члены правления, не имеют права вести торговые операции с использованием подобной информации до тех пор, пока она не станет открытой, поскольку в этом случае они будут иметь преимущества перед другими инвесторами. Некоторыми примерами "внутренней" информации могут служить принятые решения относительно объявления о поглощении компании, подготовленный к публикации отчет о доходах, являющийся более благоприятным, чем ожидает большинство аналитиков или внезапное увольнение ключевого работника корпорации.
Данный информационный блок обычно включает:
1. ретроспективные данные об истории компании;
2. описание маркетинговой стратегии предприятия;
3. характеристику поставщиков;
4. производственные мощности;
5. рабочий и управленческий персонал;
6. внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет);
7. прочую информацию.
Экономическая информация – это преобразованная и обработанная совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических процессов. Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации.
Экономическая информация может быть:
· управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и т.д.);
· осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи).
Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы – совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач.
Требования, предъявляемые к экономической информации.
1. Понятность
2. Уместность- информация уместна лишь в том случае, если она оказывает влияние на решение экономического характера ее пользователей.
3. Существенность — информация существенна, если ее отсутствие, пропуск могут привести к неправильному выводу пользователя
4. Достоверность
5. Нейтральность — чтобы быть достоверной информация должна быть нейтральной, то есть свободной от отклонений, выводы, которые делает пользователь на основе экономической информации не должны зависеть от инициативы организации, предоставляющей информацию
6. Полнота, то есть информация должна охватывать весь спектр деятельности предприятия
7. Сопоставимость — сравнение экономических показателей через определенное время
8. Своевременность — экономическая информация теряет, утрачивает актуальность в случае не предоставления ее в заданный срок.