Порядок разработки монтажной электрической схемы
Практикуется несколько способов разработки схем данного типа, выбор того или иного из них зависит как от типа монтажа элементов, так и функционального назначения оборудования. Например, для описания коммутации вторичной цепи используется адресная маркировка. Поскольку данный способ наиболее распространен, распишем порядок его разработки.
В первую очередь на чертеж наносится контур устройства, в который вписаны используемые в оборудовании элементы, например, клемники или рейки с зажимами. Масштаб при этом можно не соблюдать. Сверху чертежа (над контуром) указывается вид, в приведенном ниже примере это надпись «Задняя стенка ящика».
Каждый задействованный в схеме элемент получает уникальный адрес. Для его отображения чертят окружность (диаметр которой от 10 до 12мм.), разделенную горизонтально напополам. В верхнюю часть разделенной окружности заносится номер компонента, а в нижнюю условное обозначение, в соответствии с элементной схемой. Например, для клеммной колодки, состоящей из 10 зажимов, в монтажной схеме каждому из них допускается присвоить уникальный адрес.
Заметим, что элементам, коммутирующим силовые цепи, присваивается только условное обозначение, то есть без номера компонента.
Разработка схемы начинается с составления заготовки, согласно описанным выше правилам. Когда она готова, приступают к обозначению соединений, при этом используются адреса, а не линии. Такой принцип маркировки позволяет легко определять направления проводов, что существенно упрощает процесс монтажа.
Управление электроприводами одиночных конвейеров, не связанных с другими механизмами, производится посредством магнитных пускателей. Защита осуществляется автоматами с максимальной и тепловой защитой.
Более сложны схемы управления совместно работающими конвейерами или поточно-транспортными системами ПТС. В основе проектирования схем управления такими транспортными системами лежат следующие требования:
1. Пуск двигателей конвейеров должен производиться в направлении, обратном технологическому потоку, чтобы на конвейерах не образовывалось завала транспортируемого груза.
2. При остановке одного из конвейеров двигатели других конвейеров, подающих материалы на останавливаемый, сразу отключаются, двигатели остальных конвейеров могут продолжать работать.
3. При общей остановке транспортной линии первым должен отключаться двигатель того конвейера, с которого поступает материал на другие конвейеры, а затем поочередно отключаются остальные двигатели.
4. Для предотвращения большого снижения напряжения в питающей сети двигатели конвейеров значительной мощности должны пускаться поочередно.
5. Для опробования и наладки конвейеров следует обеспечить возможность пуска и остановки любого из них независимо от других конвейеров (обычно пуск и остановка при наладке производятся с рабочего места).
6. В схемах необходимо предусматривать предпусковую (световую и звуковую) и аварийную сигнализацию, а также сигнализацию о работе всех агрегатов.
7. Конвейеры большой протяженности оснащаются кнопками управления, позволяющими остановить его с любого места.
8. В схемах автоматизации промышленных транспортных систем к типовым видам защит относятся:
· контроль исправного состояния тягового элемента (ленты, канаты, цепи) и отключение установки при чрезмерной вытяжке тягового элемента, слабом натяжении, сходе с направляющих роликов, отводных барабанов и шкивов;
· отключение установки при превышении скорости;
· отключение установки при затянувшемся пуске;
· предупреждение завалов бункеров загрузочных и перегрузочных устройств;
· обеспечение требуемой последовательности пуска и остановки технологического комплекса.
Монтажно-коммуникационная схема ящика управления
Контрольные вопросы и задания
1 Режимы управления в системах управления электроприводами конвейеров?
2 Что отличает монтажную схему от принципиальной?
3 Какие блокировки применяются в схемах управления электроприводами конвейеров?
4. Составить монтажную схему соединений электропривода конвейера?
Лабораторная работа № 1.