Шаг № 3. Определение целей и задач проекта

Основные задачи Ожидаемые результаты
Определить «аудиторию» про­екта, т. е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект Список лиц и организаций — но­сителей проблемы, с которыми будет' проходить основное взаимо­действие в рамках реализации проекта
Сформулировать основную цель социального проекта Четкая формулировка цели про­екта
В соответствии с определенной целью сформулировать конкрет­ные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы Перечень конкретных задач, ре­шение которых приведет к дости­жению поставленной цели

Шаг№ 4. Изучение возможностей молодежной организации

Основные задачи Ожидаемые результаты
Изучить возможности молодеж­ной организации, регионально­го клуба Представление о возможностях организации молодежного клуба в реализации социального про­екта
Изучить возможности своей ко­манды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта Точное представление о возмож­ностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи Ожидаемые результаты
Определить перечень основных мероприятий по осуществле­нию цели и задач проекта Письменно оформленный доку­мент — план работы
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта Точный график выполнения плана




Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Проектные технологии обучения старшеклассников



Шаг № 3. Определение целей и задач проекта - student2.ru Окончание таблицы

Окончание таблицы



Основные задачи Ожидаемые результаты
Определить ответственных за каждый пункт плана Список ответственных за реали­зацию каждого пункта плана
Указать необходимые ресурсы и источники их получения Перечень необходимых ресурсов и источников их получения

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Основные задачи Ожидаемые результаты
Составить график выполнения всех пунктов плана Рабочий график
Оформить график в виде таб­лицы Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в группе


Основные задачи Ожидаемые результаты
Составить список источников получения ресурсов Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета



Основные задачи Ожидаемые результаты
Определить источники поступ­ления денежных средств (доходов) Конкретньй перечень источников доходов с указанием сумм по каж­дому из них
Составить список предстоящих расходов Перечень предполагаемых рас­ходов с указанием их величины
Определить разницу между доходами и расходами Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами)


Основные задачи Ожидаемые результаты
Продумать обязанности, необхо­димые для реализации плана Перечень обязанностей
Описать основное содержание каждой обязанности Описание обязанностей
Распределить обязанности между членами команды, кото­рые будут непосредственно за­ниматься реализацией проекта Список членов команды с указа­нием обязанностей каждого

Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта

Основные задачи Ожидаемые результаты
Определить основные критерии, подлежащие оценке Перечень основных оцениваемых критериев
Описать показатели оценки каждого критерия Перечень показателей
Описать способы оценки каждого показателя Перечень способов оценки


Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи Ожидаемые результаты
Составить список необходимых ресурсов (материальных, финан­совых и людских) Список необходимых ресурсов
Определить объем необходимых ресурсов Перечень ресурсов с указанием объема

Существуют требования к описанию проекта:

• Название.

• Актуальность.

• Цель.

• Задачи.

• Замысел.

• Формы реализации.

• Ресурсы.

Раздел III. Сквозные технологии современной школы

• Результат.

• Календарный план.

Основными требованиями к использованию технологии проек­тирования являются:

• наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;

• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельная деятельность учащихся;

• структурирование содержательной части проекта (с указа­нием поэтапных результатов);

• использование исследовательских методов, предусматрива­ющих определенную последовательность действий.

Рекомендуем!

Создавать в школе, районе банк данных по проектной деятель­ности школьников на основе информационных карт проекта, кото­рые могут включать:

• Название проекта. • Автор(ы) проекта.

• Класс.

• Ведущая кафедра.

• Научный руководитель проекта.

• Консультанты.

• График работы над проектом.

• Краткое описание (аннотация к проекту).

• Вид проекта (исследовательский, прикладной, информаци­онный, ролевой).

• Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд, др.).

• Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту.
• Оценка содержания проекта (отзыв).

• Оценка оформления проекта (отзыв).

• Оценка презентации проекта.

Проектные технологии обучения старшеклассников

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Важным этапом при выполнении проектов является их оцени­вание.

Критериями оценки разработанного проекта могут выступать:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в про­блему и привлечение для ее решения знаний из разных обла­стей науки и практики;

• полнота, содержательность и внутренняя согласованность ча­стей представленного проекта;

• реалистичность проекта. При оценке письменной части:

• актуальность и важность поставленных проблем;

• социальная значимость проблемы;

• самостоятельность разработки проекта;

• новизна и неординарность подхода;

• оригинальность предложений;

• реалистичность, экономичность;

• перспективность;

• результаты, прогнозы (согласно собственному видению).

Литература

Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности шко­лы. М.: Сентябрь, 2002.

Заир-Бек Е. С, Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 199.5.

Новикова Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятель­ности в образовании. Внешкольник. 2001. № 12.

Прутченков А. С. Шаг за шагом, технология разработки и реализации социального проекта. М., 2001.

Презентация. Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. М., 2004.



Технология игрового обучения

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Мы все привыкли, что игры — удел маленьких детей. Иног­да, однако, сами в них участвуем, занимаясь достаточно се­рьезными делами. Например, проводя педсовет или подго­тавливая программу развития своей школы. Правда, тогда эти игры называются деловыми. Должны ли играть на уроках наши великовозрастные дети, которые учатся теперь не в простой школе, а в профильной?

Историческая справка

Феномен игры состоит в том, что это явление, появившееся еще в первобытном обществе и сопровождающее человечество весь пе риод его развития, является во многом парадоксальным и продол­жает изучаться разными научными дисциплинами. Подробные обо­снования и разработки теории игры осуществляются в психоло­гии, педагогике и социологии. Мнения специалистов в данной области порой разнятся и могут находиться на крайних полюсах, но представления о данном явлении постоянно обновляются, а его полифункциональные характеристики заставляют различные груп­пы ученых интересоваться передовыми и наиболее перспективны­ми исследованиями в данной области.

Значение игры с педагогических позиций освещалось многими выдающимися мыслителями прошлого и нашими современника­ми. Значение игры в обучении отмечал еще Ян Амос Коменский «Спеши в школу, как на игру (она есть такова)».

В XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, видя в игре «свобод­ную деятельность дитяти», полагали, что посредством игры мож­но готовить ребенка к жизни.

Значительный вклад в теорию игры внесли К. Д. Ушииский, В. Н. Вахтеров, П. Н. Каитерев, П. Ф. Лесгафт.



А. С. Макаренко и его соратники и последователи доказали, что игры имеют большую обучающую и воспитательную значимость, зависят от руководства учителя.

Анализ природы игр, ее сущности имел место в трудах филосо­фов Д. Бойтендека, Г. В. Плеханова, Ф. Шиллера, Й. Хейзенга. Так, Ф. Шиллер указывал, что игра предоставляет человеку возможность осуществить свои желания, которые он не смог реализовать в обыч­ной жизни. И. Хейзенга видел смысл игровой деятельности в за­рядке человека духовной энергией, необходимой для культурного развития и творчества.

Г В. Плеханов одним из первых показал роль игры в развитии и воспитании подрастающего поколения, в социализации личности ребенка. Он отметил роль воспитания в передаче накопленного обществом опыта через игру.

Большое внимание феномену игры уделял в своих работах оте­чественный философ М. В. Демин, который рассматривал игру как специфический вид человеческой деятельности, тесно связанной с трудом.

В России дидактические игры появились уже в конце XVIII в.

В 1793 г. была издана игра Хамова но освоению детьми азбуки в процессе игры.

В 1886 г. появилась игра капитана Н. А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии.

Однако значение игровой деятельности чаще всего в школе рас­сматривалось важным для учащихся младших классов, при том что широкое внедрение деловых игр при обучении взрослых доказало, что игры - это не только дело маленьких детей, а технология бо­лее активного включения обучающихся в процесс обучения, где получаемые знания тут же непосредственно используются. Так что признание важной роли технологии игрового обучения на старшей ступени в школе произошло в 70-80-е гг. XX в. после массового распространения игр в высшей школе и системе профессиональ­ного обучения в целом.





Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология игрового обучения



Характеристика технологии игрового обучения

Игра - это такой вид деятельности, в процессе которого в иг­ровой ситуации решается учебная задача. Под учебной задачей понимается постановка определенной проблемы, подсказанной учебной ситуацией или ситуацией, созданной учителем, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навы­ков учащихся.

Игра — необходимый вид деятельности, В процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобрета­ются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельно­сти, воспитываются организаторские способности.

Игра — свободная от контроля и оценки со стороны учителя деятельность, регулируемая правилами. В ней происходит вклю­чение теоретического материала в деятельность, обеспечивается наиболее легкое и быстрое его осознание.

Каждая игра носит элемент соревновательности. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В сорев­нованиях возникает активность ученика, воля к победе. Элемент соревновательности повышает эмоциональный накал, самоконтроль учащихся, активизирует их деятельность. В соревновании дети срав­нивают результат своей работы и одноклассников, стараются улуч­шить свои показатели.

Таким образом, игра — путь к познанию обучающегося самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Са­мопроверка всегда пробуждает к совершенствованию. Поэтому игры являются важным средством самовоспитания. В играх пере­ход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутренне­му побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положи тельных привычек и приобретению необходи­мых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей.

Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мыслей, появляется не всегда и не у всех учеников сразу, и поэто-

му предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на учеников. Природа игры такова, что при отсутствии абсолют­ной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно ув­лечь, заставить играть нельзя.

Таким образом, одной из педагогических технологий, реали­зующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидак­тических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компонентного выбора альтернативных вариантов. Ис­пользование игры в процессе обучения связано с ее большими возможностями, с ролью игровой деятельности в развитии лич­ности.

При анализе возможностей игровой технологии можно выде­лить общие показатели: стремление ученика к активному участию в познавательной деятельности; осознание им уникальности, не­повторимости своей личности как субъекта деятельности; приня­тие школьником возможности свободного выбора видов деятель­ности.

Перечислим признаки игровой технологии: наличие игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможности альтерна­тивных решений, предполагаемых результатов, критериев их оцен­ки, наличие управляемого эмоционального напряжения.

Существуют различные подходы к классификации игр: по ха­рактеру моделируемой ситуации; по характеру игрового процес­са; по способам передачи обработки информации. Применяют­ся игры познавательные, занимательные, театрализованные, ро­левые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.

Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотне­сенными с особенностями дидактической задачи. Как указывает В. П. Беспалько, в структуре дидактической задачи отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности. Технология же включает разработку и использование трех компо­нентов: организационной формы, дидактического процесса и ква­лификации педагога.





Раздел 111. Сквозные технологии современной школы

Технология игрового обучения



В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, пси­хотехнические и др.

По дидактическим задачам урока игры следует разделить на обучающие, контролирующие и обобщающие. Необходимо заме­тить, что цели дидактических игр следующие: расширение кру­гозора, познавательная деятельность; формирование определен­ных умений и навыков, необходимых в практической деятельно­сти; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Обучающая игра - это игра, в которой учащиеся приобретают

новые знания, умения, навыки. При усвоении новых знаний воз­можности игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому обучающие игры используются сравнительно редко.

Контролирующие игры — это игры, дидактическая цель кото­рых состоит в повторении, закреплении и проверке ранее получен­ных знаний (см. «Рекомендуем!»).

Интересными но своему содержанию и форме проведения яв­ляются обобщающие игры, которые требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, на­правлены на приобретение умений действовать в различных си­туациях.

Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимуще­ства. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависи­мости от содержания материала вводить в игру не просто занима­тельный материал, но и весьма сложный. В этом основная педаго­гическая ценность и преимущество игр соревновательного типа перед другими. Как высказался один петербургский школьник при опросе, проводимом для выявления отношения старших школьни­ков об использовании игр на уроках: «В игре узнаешь больше, чем

знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие ба­рьеров, которые возникают у многих учащихся в условиях тради­ционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны учи­теля, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание.

В условиях профильного обучения на уроках целесообразно применять также различные модификации деловых игр: имита­ционные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Рассмотрим сущность перечисленных выше игр.

Имитационные игры

На уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут собы­тия, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в ко­торых происходит событие или осуществляется деятельность. Сце­нарий имитационной игры кроме сюжета события содержит опи­сание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Пять составляющих имитационной игры:

• Игроки.

• Эксперты.

• Организаторы игры.

• Материал по изучаемой проблеме.

• Экспериментальная ситуация. Этапы имитационной игры:

1. Подготовительный — знакомство с материалом, инструктаж, те­стирование.

2. Игровой состоит из отдельных периодов.

3. Заключительный - межгрупповая дискуссия, с защитой перед комиссией проекта или решения проблемы.

Необходимо отметить, что в условиях профильного обучения имитационным играм можно отдать предпочтение из имеющегося спектра игрдля профильного обучения. Они повышают интерес к изучаемому материалу, позволяют ученику профильной школы увидеть его значимость при решении конкретных практических проблем и задач, дают возможность примерить на себя «взрослую» профессиональную деятельность.




6 Зак. 687



Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология игрового обучения



Операционные игры

Эти игры помогают отрабатывать выполнение конкретных спе­цифических операций. В операционных играх моделируется соот­ветствующий рабочий процесс. И1ры этого типа проводятся в ус­ловиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры

Ролевая игра — способ расширения опыта участников посред­ством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предла­гается принять позицию кого-либо из участников и затем вырабо­тать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.

В данных играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для про­ведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязатель­ным содержанием».

Формы проведения ролевой игры:

• Совещание.

• Ролевой диалог участников.

Данный вид игр в условиях профильного обучения и предпро-фильной подготовки являются востребованными при организации «профессиональных проб» и психологических элективных курсов.

Деловой театр

В нем разьнрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную ли­нию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить старшеклассника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возмож­ности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составля­ется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама

Они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отраба­тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в про­дуктивный контакт.

Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:

• развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;

• умение позитивно мыслить;

• организовать взаимодействие;

• принимать решение и организовывать его выполнение.

Средства обучения, используемые на уроках в рамках техноло­гии игрового обучения:

• система учебных проблем и подпроблем;

• учебные задания, моделирующие профессиональную деятель­ность.

Этапы технологии игрового обучения

1 - й этап. Введение в игру:

• определение содержания данной игры;

• анализ полученной информации;

• формирование игровых групп;

• распределение ролей.

2-й этап. Конструирование описания разрабатываемого объекта: •ролевое общение в группах;

• форматное описание объекта изучения. 3-й этап. Оценка проектов групп:

• обсуждение представленных проектов (дискуссия).

4-й этап. Экспериментальная реализация представленных про­ектов:

• оценка проектов и деятельности игроков;

• анализ игры.

Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология игрового обучения



Шаг № 3. Определение целей и задач проекта - student2.ru Рекомендуем!

Данные примеры могут помочь учителю сформулировать ди­дактические и воспитательные задачи, которые могут быть реше­ны на уроке-игре.

Дидактические задачи:

• Выработка навыков и умений по конструированию...

• Совершенствование навыков принятия коллективных решений.

• Обмен опытом создания...

• Развития навыков и умений по использованию различных ти­пов коммуникаций.

• Закрепление знаний в области конструирования. Воспитательные задачи:

• Активизация творческого мышления.

• Реализация индивидуального человеческого общения.

• Выработка установки на активное практическое использо­вание...

• Преодоление психологического барьера к методам активно­го обучения...

Примеры игр-конкурсов но усвоению различных терминов и по­нятий, которыемогут быть использованы на разных уроках.

Конкурс по терминам № 1 «Переводчик»

Данную игру хорошо использовать при работе с терминами. Трудность усвоения различных дефиниций определяется слож­ностью научного языка, который широко применяется в условиях профильного обучения. Зачастую учащиеся зазубривают опреде­ления, не понимая их смысла. А по статистике по существующим образовательным стандартам каждый выпускник школы должен знать определения 1600 понятий. В процессе игры учащимся пред­лагается перевести фразу с научного языка на доступный учени­ку бытовой язык.

Конкурс по терминам № 2 «Отгадай термин» Группа загадывает понятие и пытается его изобразить. Можно задавать вопросы уточняющего характера, для поясне­ния действий.

Конкурс по терминам № 3 «Взаимоопрос»

По парам проводится взаимоопрос.

Учет в тетради и оценка или подсчет правильных ответов.

Данная игра является хорошим средством повторения необхо­димых определений. Снимается психологический барьер контро­ля учителя.

Конкурс по терминам № 4 «Стенка на стенку»

Группы по 3-4 человека.

2 группы друг напротив друга. Сначала одна команда опраши­вает другую, а потом наоборот. Если много терминов, то один че­ловек опрашивает всех из другой группы, и так по очереди. Если терминов мало, то можно опрашивать по одному человеку из дру­гой группы.

Кто отвечает неправильно, тот отсеивается.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Пример данной игры может быть организован на уроке биоло­гии, естествознания, элективного курса.

Игра «Лесотехническая академия»

Имитационная модель

Содержания этапов деловой игры «Лесотехническая академия»:

Этап Время, мин. Содержание этапа
Распределите роли: 1. Начальник отдела (организует работу отдела). 2. Научные сотрудники (выполняют конкретные задания). 3. Инженер (готовит рассказ об инструментах, ме­ тодах исследования, приборах и материалах, с помощью которых исследуется проблема о вы­ рубке леса на лесных участках). 4. Эксперт (задает вопросы после выступления других отделов — по одному вопросу каждому отделу).

Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология игрового обучения



Окончание таблицы

Этап Время, мин. Содержание этана
Организуйте работу отдела по подготовке науч­ного доклада но избранной теме. Для этого изу­чите материал в папке, используйте подготовлен­ный дома материал. Не забудьте проиллюстриро­вать доклад (в этом вам поможет независимый эксперт).
Прорепетируйте выступление, договоритесь о его форме.
Перемена.
По 7 Доклады отделов. Не забудьте заполнить таб­лицу!
+ 3 Ответы на вопросы.
Начальники отделов заполняют рейтинговые листы. Подведение итогов игры.

Оценка доклада

(С) (до 5 баллов) — содержание доклада (научность, качество подачи материала).

(У) (до 3 баллов) — уровень подачи доклада (речь, коллектив­ность участия в докладе, иллюстративность).

(О) (до 3 баллов) — ответы на вопросы.

Рейтинг = С+У+О.

Комментарий: каждый участник игры должен в ходе докладов заполнить в своей тетради таблицу, где кратко отразить содержа­ние доклада соседнего отдела.

Пример таблицы для заполнения учеником:

Лесозаготовительная деятельность участка №1 Лесозаготовительная деятельность участка №2 Лесозаготовительная деятельность участка №3

Пример рейтингового листа отдела:
Рейтинговый лист отдела _____



Организация доклада

1.Доклад должен быть представлен как отчет по теме исследова­ния отдела за год. Тему можете выбрать произвольно, однако она должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. Орга­низуйте работу по подготовке доклада. Поручите всем предста­вителям отдела разработать и написать отдельную часть докла­да, а начальнику отдела все обобщить и представить как целост­ный доклад.

2. Доклад должен длиться не более 7 минут. Поручите одному из научных сотрудников проиллюстрировать доклад (подобрать слайды, рисунки).

3. Предупредите докладчика, что после доклада ему будут заданы вопросы.

4. Подготовьте заранее учащихся, которые должны будут задавать вопросы.


Ф.И.О. Роль а — К1 — Э — П — А — R=
п/п     коэф- качест- эруди- подго- актив- аК1+
      фици- во на- ция товка ность Э+П+
      ент слож­ности работы 1-3 учной работы 1-5 1-3 дома 1-3 1-3 А

Оценочный лист отдела

Лесозаготовительная деятельность участка №1 Лесозаготовительная деятельность участка №2 Лесозаготовительная деятельность участка №3
     
Оценка: Оценка: Опенка:
     




Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Отметьте главные достижения отделов, представленные в ходе деловой игры, дайте оценку работе отделов по пятибалльной сис­теме.

Литература

КавтарадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обу­чения. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, изд-во «Флинта», 1998.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НИЦ «Экспери­мент», 1998.

Крылова О. Н. Дидактические игры как средство формирования целост­ных знаний школьников об объекте изучения. Автореф. СПб., 1995.

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000.

Минскин Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1982.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000.

Савина Ф. К. Инновационные технологии в учебно-педагогическом про­цессе школы и вуза: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1993.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. посо­бие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное об­разование, 1998.

Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп, уч­реждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001.

Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досу­га школьников. М.: Просвещение, 1966.

Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности уча­щихся. М.: Педагогика, 1979.

ЧилингироваЛ., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя / Пер. с болгарского. М.: Просвещение, 1993.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Все наше достоинство — в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно —

в этом основа нравственности.

Б. Паскаль

Школьные учебники становятся все толще. Количество учебных предметов, которые изучают современные ученики, все больше. А уровень знаний и уровень общеучебных уме­ний современных учеников, по мнению многих учителей и преподавателей высшей школы, все ниже.

Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?

Историческая справка

Американские педагоги Дж. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уол­тер разработали технологию развития критического мышления.

Она является относительно новой для России (с ней впервые некоторые педагоги познакомились около 13 лет назад). С тех пор началось ее шествие но российским школам и вузам.

Характеристика технологии развития критического мышления

Еще Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Но как к этому прийти, когда чаше всего учителю не важно, что именно думает ученик но тому или иному вопросу, а важно только то, насколько точно он воспроизвел его слова или текст параграфа учебника?

Раздел III, Сквозные технологии современной школы

Технология развития критического мышления



Такое положение дел перестало устаивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, кото­рое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем уста­ревшей информации, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела.

Осталось дело за малым — ответить на вопрос: «Как этого до­биться?». Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, может дать технология развития критического мышления, или, как многие спе­циалисты-технологи сокращенно говорят, — «ТРКМ», которая яв­ляется одной из педагогических технологий, способной решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в усло­виях профильного обучения.

Конечно, технология развития критического мышления не яв­ляется технологией, которая может быть востребована только на ступени профильной школы. Учиться работать с информацией не­обходимо и на более ранних ступнях обучения. Однако данную технологию можно отнести к так называемым сквозным техноло­гиям, которую можно начинать использовать на самых ранних сту­пенях обучения, еще в начальной школе, а продолжать использо­вать и при обучении взрослых

Зачем же нужна технология развития критического мышления именно в профильной школе?

1. Навыки критического анализа, развиваемые посредством при­емов данной технологии, являются неотъемлемыми характери­стиками современного выпускника средней школы.

2. ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизи­ровать образовательный процесс в школе, повысить самостоя­тельность учащихся. Эти и многие другие задачи стоят перед Российской высшей школой и обозначены в «Концепции про­фильного обучения».

3. Исследования, проведенные с выпускниками школ Санкт-Петер­бурга, показывают, что при применении ТРКМ в учебном про­цессе происходит активное развитие умений критического ана­лиза учащихся всех познавательных стилей, т. е. данная техноло­гия обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.

4. Данная технология «не привязана» к предметной области — ее мож­но использовать при изучении самого широкого комплекса пред­метов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраи­вать изучение учебного курса практически целиком в рамках дан­ной технологии, делая ее использование системным и методичным.

Название данной технологии не является привычным для наше­го менталитета, потому что критика у каждого из нас ассоциируется с чем-то неприятным. Но разработчики данной технологии опреде­лили, что критическое мышление не означает критиканство, а связа­но с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного резуль­тата [Халперн] и предполагает проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения (Линдсей).

На сегодняшний день нет единого взгляда на данное понятие «кри­тическое мышление». Представим еще подход Д. Брауса и Д. Вуда, которые полагали, что критическое мышление — разумное, рефлек­сивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть но­вые возм

Наши рекомендации