Шаг № 3. Определение целей и задач проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить «аудиторию» проекта, т. е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект | Список лиц и организаций — носителей проблемы, с которыми будет' проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта | |
Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта | |
В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
Шаг№ 4. Изучение возможностей молодежной организации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Изучить возможности молодежной организации, регионального клуба | Представление о возможностях организации молодежного клуба в реализации социального проекта | |
Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта | Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект |
Шаг № 5. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ — план работы | |
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Проектные технологии обучения старшеклассников
Окончание таблицы
Окончание таблицы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана | |
Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения |
Шаг № 6. Составление рабочего графика
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Составить график выполнения всех пунктов плана | Рабочий график | |
Оформить график в виде таблицы | Письменно оформленный график работ |
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в группе
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
Шаг № 9. Составление бюджета
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить источники поступления денежных средств (доходов) | Конкретньй перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них | |
Составить список предстоящих расходов | Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины | |
Определить разницу между доходами и расходами | Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами) |
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей | |
Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей | |
Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить основные критерии, подлежащие оценке | Перечень основных оцениваемых критериев | |
Описать показатели оценки каждого критерия | Перечень показателей | |
Описать способы оценки каждого показателя | Перечень способов оценки |
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) | Список необходимых ресурсов | |
Определить объем необходимых ресурсов | Перечень ресурсов с указанием объема |
Существуют требования к описанию проекта:
• Название.
• Актуальность.
• Цель.
• Задачи.
• Замысел.
• Формы реализации.
• Ресурсы.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
• Результат.
• Календарный план.
Основными требованиями к использованию технологии проектирования являются:
• наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;
• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельная деятельность учащихся;
• структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
• использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Рекомендуем!
Создавать в школе, районе банк данных по проектной деятельности школьников на основе информационных карт проекта, которые могут включать:
• Название проекта. • Автор(ы) проекта.
• Класс.
• Ведущая кафедра.
• Научный руководитель проекта.
• Консультанты.
• График работы над проектом.
• Краткое описание (аннотация к проекту).
• Вид проекта (исследовательский, прикладной, информационный, ролевой).
• Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд, др.).
• Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту.
• Оценка содержания проекта (отзыв).
• Оценка оформления проекта (отзыв).
• Оценка презентации проекта.
Проектные технологии обучения старшеклассников
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Важным этапом при выполнении проектов является их оценивание.
Критериями оценки разработанного проекта могут выступать:
• значимость и актуальность выдвинутых проблем;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для ее решения знаний из разных областей науки и практики;
• полнота, содержательность и внутренняя согласованность частей представленного проекта;
• реалистичность проекта. При оценке письменной части:
• актуальность и важность поставленных проблем;
• социальная значимость проблемы;
• самостоятельность разработки проекта;
• новизна и неординарность подхода;
• оригинальность предложений;
• реалистичность, экономичность;
• перспективность;
• результаты, прогнозы (согласно собственному видению).
Литература
Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. М.: Сентябрь, 2002.
Заир-Бек Е. С, Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 199.5.
Новикова Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Внешкольник. 2001. № 12.
Прутченков А. С. Шаг за шагом, технология разработки и реализации социального проекта. М., 2001.
Презентация. Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. М., 2004.
Технология игрового обучения
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Мы все привыкли, что игры — удел маленьких детей. Иногда, однако, сами в них участвуем, занимаясь достаточно серьезными делами. Например, проводя педсовет или подготавливая программу развития своей школы. Правда, тогда эти игры называются деловыми. Должны ли играть на уроках наши великовозрастные дети, которые учатся теперь не в простой школе, а в профильной?
Историческая справка
Феномен игры состоит в том, что это явление, появившееся еще в первобытном обществе и сопровождающее человечество весь пе риод его развития, является во многом парадоксальным и продолжает изучаться разными научными дисциплинами. Подробные обоснования и разработки теории игры осуществляются в психологии, педагогике и социологии. Мнения специалистов в данной области порой разнятся и могут находиться на крайних полюсах, но представления о данном явлении постоянно обновляются, а его полифункциональные характеристики заставляют различные группы ученых интересоваться передовыми и наиболее перспективными исследованиями в данной области.
Значение игры с педагогических позиций освещалось многими выдающимися мыслителями прошлого и нашими современниками. Значение игры в обучении отмечал еще Ян Амос Коменский «Спеши в школу, как на игру (она есть такова)».
В XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, видя в игре «свободную деятельность дитяти», полагали, что посредством игры можно готовить ребенка к жизни.
Значительный вклад в теорию игры внесли К. Д. Ушииский, В. Н. Вахтеров, П. Н. Каитерев, П. Ф. Лесгафт.
А. С. Макаренко и его соратники и последователи доказали, что игры имеют большую обучающую и воспитательную значимость, зависят от руководства учителя.
Анализ природы игр, ее сущности имел место в трудах философов Д. Бойтендека, Г. В. Плеханова, Ф. Шиллера, Й. Хейзенга. Так, Ф. Шиллер указывал, что игра предоставляет человеку возможность осуществить свои желания, которые он не смог реализовать в обычной жизни. И. Хейзенга видел смысл игровой деятельности в зарядке человека духовной энергией, необходимой для культурного развития и творчества.
Г В. Плеханов одним из первых показал роль игры в развитии и воспитании подрастающего поколения, в социализации личности ребенка. Он отметил роль воспитания в передаче накопленного обществом опыта через игру.
Большое внимание феномену игры уделял в своих работах отечественный философ М. В. Демин, который рассматривал игру как специфический вид человеческой деятельности, тесно связанной с трудом.
В России дидактические игры появились уже в конце XVIII в.
В 1793 г. была издана игра Хамова но освоению детьми азбуки в процессе игры.
В 1886 г. появилась игра капитана Н. А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии.
Однако значение игровой деятельности чаще всего в школе рассматривалось важным для учащихся младших классов, при том что широкое внедрение деловых игр при обучении взрослых доказало, что игры - это не только дело маленьких детей, а технология более активного включения обучающихся в процесс обучения, где получаемые знания тут же непосредственно используются. Так что признание важной роли технологии игрового обучения на старшей ступени в школе произошло в 70-80-е гг. XX в. после массового распространения игр в высшей школе и системе профессионального обучения в целом.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология игрового обучения
Характеристика технологии игрового обучения
Игра - это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. Под учебной задачей понимается постановка определенной проблемы, подсказанной учебной ситуацией или ситуацией, созданной учителем, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
Игра — необходимый вид деятельности, В процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Игра — свободная от контроля и оценки со стороны учителя деятельность, регулируемая правилами. В ней происходит включение теоретического материала в деятельность, обеспечивается наиболее легкое и быстрое его осознание.
Каждая игра носит элемент соревновательности. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возникает активность ученика, воля к победе. Элемент соревновательности повышает эмоциональный накал, самоконтроль учащихся, активизирует их деятельность. В соревновании дети сравнивают результат своей работы и одноклассников, стараются улучшить свои показатели.
Таким образом, игра — путь к познанию обучающегося самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда пробуждает к совершенствованию. Поэтому игры являются важным средством самовоспитания. В играх переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положи тельных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей.
Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мыслей, появляется не всегда и не у всех учеников сразу, и поэто-
му предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на учеников. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Таким образом, одной из педагогических технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компонентного выбора альтернативных вариантов. Использование игры в процессе обучения связано с ее большими возможностями, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
При анализе возможностей игровой технологии можно выделить общие показатели: стремление ученика к активному участию в познавательной деятельности; осознание им уникальности, неповторимости своей личности как субъекта деятельности; принятие школьником возможности свободного выбора видов деятельности.
Перечислим признаки игровой технологии: наличие игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможности альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев их оценки, наличие управляемого эмоционального напряжения.
Существуют различные подходы к классификации игр: по характеру моделируемой ситуации; по характеру игрового процесса; по способам передачи обработки информации. Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, ролевые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.
Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. Как указывает В. П. Беспалько, в структуре дидактической задачи отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности. Технология же включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации педагога.
Раздел 111. Сквозные технологии современной школы
Технология игрового обучения
В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По дидактическим задачам урока игры следует разделить на обучающие, контролирующие и обобщающие. Необходимо заметить, что цели дидактических игр следующие: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Обучающая игра - это игра, в которой учащиеся приобретают
новые знания, умения, навыки. При усвоении новых знаний возможности игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому обучающие игры используются сравнительно редко.
Контролирующие игры — это игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении и проверке ранее полученных знаний (см. «Рекомендуем!»).
Интересными но своему содержанию и форме проведения являются обобщающие игры, которые требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных ситуациях.
Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимущества. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложный. В этом основная педагогическая ценность и преимущество игр соревновательного типа перед другими. Как высказался один петербургский школьник при опросе, проводимом для выявления отношения старших школьников об использовании игр на уроках: «В игре узнаешь больше, чем
знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие барьеров, которые возникают у многих учащихся в условиях традиционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны учителя, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание.
В условиях профильного обучения на уроках целесообразно применять также различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Рассмотрим сущность перечисленных выше игр.
Имитационные игры
На уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Пять составляющих имитационной игры:
• Игроки.
• Эксперты.
• Организаторы игры.
• Материал по изучаемой проблеме.
• Экспериментальная ситуация. Этапы имитационной игры:
1. Подготовительный — знакомство с материалом, инструктаж, тестирование.
2. Игровой состоит из отдельных периодов.
3. Заключительный - межгрупповая дискуссия, с защитой перед комиссией проекта или решения проблемы.
Необходимо отметить, что в условиях профильного обучения имитационным играм можно отдать предпочтение из имеющегося спектра игрдля профильного обучения. Они повышают интерес к изучаемому материалу, позволяют ученику профильной школы увидеть его значимость при решении конкретных практических проблем и задач, дают возможность примерить на себя «взрослую» профессиональную деятельность.
6 Зак. 687
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология игрового обучения
Операционные игры
Эти игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. И1ры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Ролевые игры
Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.
В данных играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Формы проведения ролевой игры:
• Совещание.
• Ролевой диалог участников.
Данный вид игр в условиях профильного обучения и предпро-фильной подготовки являются востребованными при организации «профессиональных проб» и психологических элективных курсов.
Деловой театр
В нем разьнрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить старшеклассника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама
Они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:
• развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;
• умение позитивно мыслить;
• организовать взаимодействие;
• принимать решение и организовывать его выполнение.
Средства обучения, используемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:
• система учебных проблем и подпроблем;
• учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.
Этапы технологии игрового обучения
1 - й этап. Введение в игру:
• определение содержания данной игры;
• анализ полученной информации;
• формирование игровых групп;
• распределение ролей.
2-й этап. Конструирование описания разрабатываемого объекта: •ролевое общение в группах;
• форматное описание объекта изучения. 3-й этап. Оценка проектов групп:
• обсуждение представленных проектов (дискуссия).
4-й этап. Экспериментальная реализация представленных проектов:
• оценка проектов и деятельности игроков;
• анализ игры.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология игрового обучения
Рекомендуем!
Данные примеры могут помочь учителю сформулировать дидактические и воспитательные задачи, которые могут быть решены на уроке-игре.
Дидактические задачи:
• Выработка навыков и умений по конструированию...
• Совершенствование навыков принятия коллективных решений.
• Обмен опытом создания...
• Развития навыков и умений по использованию различных типов коммуникаций.
• Закрепление знаний в области конструирования. Воспитательные задачи:
• Активизация творческого мышления.
• Реализация индивидуального человеческого общения.
• Выработка установки на активное практическое использование...
• Преодоление психологического барьера к методам активного обучения...
Примеры игр-конкурсов но усвоению различных терминов и понятий, которыемогут быть использованы на разных уроках.
Конкурс по терминам № 1 «Переводчик»
Данную игру хорошо использовать при работе с терминами. Трудность усвоения различных дефиниций определяется сложностью научного языка, который широко применяется в условиях профильного обучения. Зачастую учащиеся зазубривают определения, не понимая их смысла. А по статистике по существующим образовательным стандартам каждый выпускник школы должен знать определения 1600 понятий. В процессе игры учащимся предлагается перевести фразу с научного языка на доступный ученику бытовой язык.
Конкурс по терминам № 2 «Отгадай термин» Группа загадывает понятие и пытается его изобразить. Можно задавать вопросы уточняющего характера, для пояснения действий.
Конкурс по терминам № 3 «Взаимоопрос»
По парам проводится взаимоопрос.
Учет в тетради и оценка или подсчет правильных ответов.
Данная игра является хорошим средством повторения необходимых определений. Снимается психологический барьер контроля учителя.
Конкурс по терминам № 4 «Стенка на стенку»
Группы по 3-4 человека.
2 группы друг напротив друга. Сначала одна команда опрашивает другую, а потом наоборот. Если много терминов, то один человек опрашивает всех из другой группы, и так по очереди. Если терминов мало, то можно опрашивать по одному человеку из другой группы.
Кто отвечает неправильно, тот отсеивается.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Пример данной игры может быть организован на уроке биологии, естествознания, элективного курса.
Игра «Лесотехническая академия»
Имитационная модель
Содержания этапов деловой игры «Лесотехническая академия»:
Этап | Время, мин. | Содержание этапа |
Распределите роли: 1. Начальник отдела (организует работу отдела). 2. Научные сотрудники (выполняют конкретные задания). 3. Инженер (готовит рассказ об инструментах, ме тодах исследования, приборах и материалах, с помощью которых исследуется проблема о вы рубке леса на лесных участках). 4. Эксперт (задает вопросы после выступления других отделов — по одному вопросу каждому отделу). |
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология игрового обучения
Окончание таблицы
Этап | Время, мин. | Содержание этана |
Организуйте работу отдела по подготовке научного доклада но избранной теме. Для этого изучите материал в папке, используйте подготовленный дома материал. Не забудьте проиллюстрировать доклад (в этом вам поможет независимый эксперт). | ||
Прорепетируйте выступление, договоритесь о его форме. | ||
Перемена. | ||
По 7 | Доклады отделов. Не забудьте заполнить таблицу! | |
+ 3 | Ответы на вопросы. | |
Начальники отделов заполняют рейтинговые листы. Подведение итогов игры. |
Оценка доклада
(С) (до 5 баллов) — содержание доклада (научность, качество подачи материала).
(У) (до 3 баллов) — уровень подачи доклада (речь, коллективность участия в докладе, иллюстративность).
(О) (до 3 баллов) — ответы на вопросы.
Рейтинг = С+У+О.
Комментарий: каждый участник игры должен в ходе докладов заполнить в своей тетради таблицу, где кратко отразить содержание доклада соседнего отдела.
Пример таблицы для заполнения учеником:
Лесозаготовительная деятельность участка №1 | Лесозаготовительная деятельность участка №2 | Лесозаготовительная деятельность участка №3 |
Пример рейтингового листа отдела:
Рейтинговый лист отдела _____
Организация доклада
1.Доклад должен быть представлен как отчет по теме исследования отдела за год. Тему можете выбрать произвольно, однако она должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. Организуйте работу по подготовке доклада. Поручите всем представителям отдела разработать и написать отдельную часть доклада, а начальнику отдела все обобщить и представить как целостный доклад.
2. Доклад должен длиться не более 7 минут. Поручите одному из научных сотрудников проиллюстрировать доклад (подобрать слайды, рисунки).
3. Предупредите докладчика, что после доклада ему будут заданы вопросы.
4. Подготовьте заранее учащихся, которые должны будут задавать вопросы.
№ | Ф.И.О. | Роль | а — | К1 — | Э — | П — | А — | R= |
п/п | коэф- | качест- | эруди- | подго- | актив- | аК1+ | ||
фици- | во на- | ция | товка | ность | Э+П+ | |||
ент сложности работы 1-3 | учной работы 1-5 | 1-3 | дома 1-3 | 1-3 | А |
Оценочный лист отдела
Лесозаготовительная деятельность участка №1 | Лесозаготовительная деятельность участка №2 | Лесозаготовительная деятельность участка №3 |
Оценка: | Оценка: | Опенка: |
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Отметьте главные достижения отделов, представленные в ходе деловой игры, дайте оценку работе отделов по пятибалльной системе.
Литература
КавтарадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, изд-во «Флинта», 1998.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НИЦ «Эксперимент», 1998.
Крылова О. Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения. Автореф. СПб., 1995.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000.
Минскин Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1982.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000.
Савина Ф. К. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1993.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.
Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп, учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001.
Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. М.: Просвещение, 1966.
Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
ЧилингироваЛ., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя / Пер. с болгарского. М.: Просвещение, 1993.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Все наше достоинство — в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно —
в этом основа нравственности.
Б. Паскаль
Школьные учебники становятся все толще. Количество учебных предметов, которые изучают современные ученики, все больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей и преподавателей высшей школы, все ниже.
Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?
Историческая справка
Американские педагоги Дж. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.
Она является относительно новой для России (с ней впервые некоторые педагоги познакомились около 13 лет назад). С тех пор началось ее шествие но российским школам и вузам.
Характеристика технологии развития критического мышления
Еще Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Но как к этому прийти, когда чаше всего учителю не важно, что именно думает ученик но тому или иному вопросу, а важно только то, насколько точно он воспроизвел его слова или текст параграфа учебника?
Раздел III, Сквозные технологии современной школы
Технология развития критического мышления
Такое положение дел перестало устаивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела.
Осталось дело за малым — ответить на вопрос: «Как этого добиться?». Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, может дать технология развития критического мышления, или, как многие специалисты-технологи сокращенно говорят, — «ТРКМ», которая является одной из педагогических технологий, способной решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в условиях профильного обучения.
Конечно, технология развития критического мышления не является технологией, которая может быть востребована только на ступени профильной школы. Учиться работать с информацией необходимо и на более ранних ступнях обучения. Однако данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, еще в начальной школе, а продолжать использовать и при обучении взрослых
Зачем же нужна технология развития критического мышления именно в профильной школе?
1. Навыки критического анализа, развиваемые посредством приемов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника средней школы.
2. ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе, повысить самостоятельность учащихся. Эти и многие другие задачи стоят перед Российской высшей школой и обозначены в «Концепции профильного обучения».
3. Исследования, проведенные с выпускниками школ Санкт-Петербурга, показывают, что при применении ТРКМ в учебном процессе происходит активное развитие умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей, т. е. данная технология обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.
4. Данная технология «не привязана» к предметной области — ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным.
Название данной технологии не является привычным для нашего менталитета, потому что критика у каждого из нас ассоциируется с чем-то неприятным. Но разработчики данной технологии определили, что критическое мышление не означает критиканство, а связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [Халперн] и предполагает проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения (Линдсей).
На сегодняшний день нет единого взгляда на данное понятие «критическое мышление». Представим еще подход Д. Брауса и Д. Вуда, которые полагали, что критическое мышление — разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возм