Организационно-управленческое обеспечение
Этот тип обеспечения конкретизируется: а) разработкой разноуровневой инновационной сети, в рамках которой происходит развитие исследовательской деятельности (можно выделить следующие уровни такой сети: уровень отдельного учебного подразделения, организованного по предметно-тематическому признаку; уровень учебного подразделения; региональный уровень; федеральный уровень; уровень межгосударственных контактов); б) разработкой и координацией системы проектов по всем уровням обеспечения исследовательской деятельности учащихся; в) разработкой нормативной документации, регламентирующей развитие исследовательской деятельности на всех уровнях.
Рекомендуем!
А. Оценивание учебно-исследовательской деятельности старшеклассников Классификации исследовательских умений
Классификация 1
1. Видеть противоречия.
2. Формулировать проблему.
3. Ставить цель и задачи исследования.
4. Выдвигать гипотезу исследования.
5. Определять предмет и объект исследования.
6. Выбирать и использовать методы исследования.
7. Собирать и анализировать информацию.
8. Самостоятельно планировать деятельность по этапам.
9. Апробировать гипотезу.
10. Оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия.
11. Обосновывать собственную точку зрения.
12. Оценивать свою деятельность.
13. Рефлексировать.
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
Классификация 2
• Умение работать с рекомендованной литературой.
Умение работать с литературными источниками — основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, досконально изучить все термины и понятия. Для того чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
• Умение правильно выработать методологию исследования.
• Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.
Для того чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо научить детей ставить себе следующие вопросы:
• Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
• Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
• Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.
Классификация 3
1. Умение выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы.
2. Читать графическую информацию о явлении, планировать проведение эксперимента.
3. Использовать научные методы познания и описания явлений, характерные для естественнонаучного цикла дисциплин: моделирование, реальный и мысленный эксперименты.
4. Читать графическую информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).
5. Планировать свою деятельность, связанную с изучением цикла естественнонаучных дисциплин, планировать проведение эксперимента.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
6. Высказывать гипотезы о возможных причинах несовпадения результатов эксперимента с тем, что предсказывает теория.
7. Формулировать вопросы но существу обсуждаемой проблемы, участвовать в дискуссии.
8. Интерпретировать полученные результаты своей интеллектуальной деятельности, делать выводы о совпадении (или несовпадении) результатов эксперимента с тем, что предсказывает модель.
9. Высказывать гипотезы о возможных причинах несовпадения результатов эксперимента с тем, что предсказывает теория.
10. Производить приближенные оценки величин, характерные для
различных разделов естествознания. 11: Представлять результаты работы в удобной для восприятия
форме.
Б. Методики оценивания исследовательских умений школьника Методики самоанализа исследовательских умений школьника (О. Б. Даутова)
Оцените, как вы владеете исследовательскими умениями по 7-балльной шкале.
Умения | Самооценка | |
Я умею выдвигать идеи | ||
Мыследеятельностные | Я умею определить проблематику | |
Я умею ставить цель и формулировать задачи | ||
Я умею выдвигать гипотезы | ||
Я умею подобрать способ или метод исследования | ||
Я умею планировать свою деятельность | ||
Я умею провести самоанализ работы | ||
Информационные | Я умею структурировать информацию, выделять главное | |
Я умею находить информацию в различных источниках | ||
Я умею представлять информацию в различных формах | ||
Я умею упорядочивать информацию |
Окончание таблицы
Умения | Самооценка | |
Презентационные | Я умею построить устное сообщение о проделанной работе | |
Я умею выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности | ||
Я умею наглядно представить свои результаты работы | ||
Я умею подготовить письменный отчет о проделанной работе | ||
Я умею слушать и понимать других | ||
Я умею выражать себя |
Экспертиза исследовательских умений школьника (О. Б. Даутова)
Экспертный лист № 1
ФИ_____________________________________________
Класс
Умения | Не владеет — 0 баллов | Владеет не в достаточной степени — 1 балл | Владеет в полной мере — 2 балла | |
Мыследеятельностные | Выдвижение идеи | |||
Проблематизация | ||||
Целеполагание и формулирование задачи | ||||
Выдвижение гипотезы | ||||
Постановка вопроса (поиск гипотезы) |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
Окончание таблицы
Умения | Не владеет — 0 баллов | Владеет не в достаточной степени — 1 балл | Владеет в полной мере — 2 балла | |
Формулировка предположения (гипотезы) | ||||
Обоснованный выбор способа или метода | ||||
Планирование своей деятельности | ||||
Самоанализ и рефлексия | ||||
Информационные | Структурирование информации, выделение главного | |||
Прием и передача информации | ||||
Представление информации в различных формах | ||||
Упорядоченное, хранение и поиск информации | ||||
Презентационные | Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе | - | ||
Выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности | ||||
Подготовка письменного отчета о проделанной работе | ||||
Коммуникативные | Слушать и понимать других | |||
Выражать себя | ||||
Общее количество баллов |
Экспертный лист № 2
Оцените работу по следующим критериям.
Каждый критерий оценивается до 2 баллов: не владеет — 0 баллов; владеет не в достаточной степени — 1 балл; владеет в полной мере — 2 балла:
1) степень самостоятельности;
2) степень осмысления использованной информации;
3) уровень сложности и степень владения использованными методиками;
4) оригинальность идеи, способа решения проблемы;
5) осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
6) уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
7) творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
8) социальное и прикладное значение полученных результатов.
№ | ФИ | Итого | ||||||||
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Пример урока — исследования «Белковая пища с точки зрения химии».
Учебная цель урока: на основе приобретенных знаний по химии и биологии и результатов, полученных в ходе исследовательской работы, сделать вывод о роли аминокислот для полноценного белкового питания.
1. Учитель формулирует проблему, подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования, направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы.
2. Ученики самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу, консультируются с учителем. На каждом этане исследовательской работы получают оценку учителя (правильно или неправильно).
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
Полезные советы
Рекомендуем ознакомиться с журналом «Исследовательская работа школьников». Журнал адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности. Учащиеся — это не определенный ограниченный возраст, а жизненная позиция. Исследование — универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. Основная цель журнала — содействие проникновению исследования и исследовательской технологии в массовую образовательную практику. Важно, чтобы журнал смог стать объединяющим звеном для всех педагогов, ученых-специалистов, учащихся, для которых продуктивная деятельность в области творческого исследования стала ценностью. Журнал нацелен на развитие взаимодействия между академической и вузовской наукой, системой базового и дополнительного образования, центрами развития исследовательской деятельности учащихся.
Литература
Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. СПб: Изд-во ОИ НМЦ ВРОО, 2000.
Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.
Додгодворова Е. Ю., Пригодич Е. Г., Ходос Е. А. Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие // Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обшествознание». М:, 2004.
Зайченко О. М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Метод, рекомендации. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
Исследовательская работа школьников. Научно-мегодический и информационно-публицистический журнал. http://www.issl.dnttm.ru/
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Декабрь 2002 г.
Образовательные результаты / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Специальная литература, 1999.
Подготовка ученического реферата по истории: Метод. рекомендации. СПб.: СПбГУПМ, 2000.
Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М., 1985.
Скаткин М. Н. Советская педагогика. 1968. № 7; 1973. № 6.
Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей. СПб., 2005.
Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001.
Чернякова Н. С. Наука как феномен культуры: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
Кейс-технология
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А.Дистервег
в профильном обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза, имеющему даже «красный» диплом, руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнем учиться заново!». И каждый начинает задумываться: «А зачем тогда все это было? Зачем бессонные ночи перед экзаменами? Зачем многочасовые лабораторные и практические работы, результатами которых я так гордился!». Многие педагоги, придя в школу, также задумываются над этим, столкнувшись с проблемами своих учеников и не имея на них ответа.
Налицо одна из проблем нашей системы образования, причем не только высшего, но и среднего. Высокая теорети-зированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности.
На помощь приходит технология анализа конкретных ситуации или, как говорят на Западе, технология case-study или кейс-метод.
Задачи, которые призвана решать школа в условиях профильного обучения, характеризуются тем, что уже в средней школе вводятся технологии, используемые в высшей школе, обеспечивая подготовку выпускников к следующей ступени образования. Однако актуальность технологии анализа конкретной ситуации для профильной школы определяется еще и тем, что данная технология предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя ученику «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение
Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Характеристика кейс-технологии
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности.
Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учеников, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать очень важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
4 Зак. 687
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность, данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
3; Обеспечение обучающихся широким набором наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает очень важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением ее использовать и анализировать и делать выводы.
4. Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически структурирован и тем самым затрудняет его усвоение, к тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной информации для усвоения и так называемой «воды», а обучающийся редко может самостоятельно «отделить зерна от плевел». При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
5. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
6. Самоменеджмент, т. е. умение работать с информацией.
7. Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.
8. Проблемность, проявляющаяся в опоре на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.
Функции, типы и примеры кейсов
Название доминирующей функции кейса | Тип кейса | Характеристика функций кейса | Примеры |
Тренинг | Тренировочный | Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях | Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в химических реакциях в зависимости от разных условий |
Обучение | Обучающий | Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов | Анатомия: организм человека и животного |
Анализ | Аналитический | Выработка умений и навыков аналитической деятельности | Анализ явлений и объектов любой науки и практики |
Исследование | Исследовательский | Получение нового знания относительно развивающихся объектов | Исследовательский проект |
Систематизация | Систематизирующий | Систематизация ситуационного знания | Разнообразные статистические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе |
Прогнозирование | Прогностический | Получение сведений о развитии данной системы | Прогноз событий. Литература: прогноз развития событий в литературном произведении. Экология: возможные последствия решения экологических проблем |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Условия эффективного применения технологии кейс-стадии
Наличие у учащихся | Профессиональная готовность преподавателя |
Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии | К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения |
Каковы требования к хорошему кейсу?
Требования к хорошему кейсу | Развернутая характеристика хорошего кейса |
Фабула, история, ситуация | Реальная, интересная, жизненная |
Конфликт | Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность |
Проблема | Сложность и скрытый характер проблемы |
Концепция | Должна быть основой кейса |
Действия | Многовариантность, реальность, напряженность |
Персонажи | Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами |
Решения | Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность, наличие риска |
Опыт | Концентрируется в содержании |
Информация | Информативность и многоплановость |
Объем | Краткость |
Как найти ситуацию для кейса?
Виды ситуаций
1.Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не более одной страницы.
2. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т. д.
3. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
4. Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность же таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции.
Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в зависимости от способа оформления текста, содержащего проблему, скрытые вопросы.
1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информациидля обучаемых. Данный способ предполагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заострения внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) данная информация (факты) и т. п.?».
2-й способ создания проблемной ситуации — рассмотрение противоречивой информации,разные взгляды на один и тот же вопрос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3-й способ состоит в создании проблемной ситуации через неполное представление содержания,причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно найти его части и синтезировать их в единое целое.
Примечание: речь может идти не о полноте всего объекта или системы в целом, а лишь о неполноте одной из характеристик, функций или одного из условий и т. п.
4-й способ заключается в построении своеобразных загадочных ситуаций, когда определенная информация отсутствует,не указаны субъекты или объекты данной ситуации, но даны их характеристики, условия и т. п., или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики, условия, функции и т. п. Понимание данной проблемной ситуации заключается в обнаружении того, что предмет мысли не выражен в ответе на вопрос: «О чем здесь говорится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия протекании данного процесса и т. п.?».