Методологическая роль социальной информатики.

Методологическая роль социальной информатики.

Информатика – это система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (т.е. в единстве и взаимосвязи естественных и искусственных систем).

Социальная информатика – междисциплинарная наука, специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.

Её основной метод – системно - деятельностный подход.

Функции (=роль?):

1. Теоретико-методологическая;

2. Фундаментально-мировоззренческая;

3. Прикладная.

Методологические основания:

Подходы – социокультурный, системный, эволюционизма.

Объект – социум на стадии развития информационного общества.

Предмет – информатизация.

Социальная информатика как инструмент анализа информационного общества

Социальная информатика - специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.

Изучает:

- условия и предпосылки информатизации общества;

- феномены и процессы информатизации общества;

- последствия информатизации общества.

=

- Влияние информации на общество, его состояние и структуру,

- проблемы, связанных с прохождением информационных процессов в обществе,

- темпы и способы информатизацииобщества,

- закономерности взаимодействия общества и информатики,

- информационные технологии и их взаимосвязь со средой и т.д.

Структура социальной информатики как научного знания.

1. Теоретико-методологический блок (объект, предмет, общая концепция, основные категории, понятия и закономерности информационных процессов в обществе);

2. Блок отраслевых специальных теорий (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, педагогических, антропологических, экологических и др. аспектов информатизации общества, а также понятия информационной социодинамики);

3. Эмпирический блок (понятия, связанные с общими проблемами методики исследования процессов информатизации, а также социальными аспектами разработки и внедрения современных технологий в экономике, праве, психологии, социологии, социальной работе и др. предметных областях).

Базовые понятия предметного поля социальной информатики

Информация – знание, включённое в коммуникативный процесс, общий объём представлений об окружающей действительности.

Информационная средаобщества – единство социальной информации и средств осуществления информационного обмена. единство социальной информации и средств осуществления информационного обмена.

Информационный ресурс– вся накопленная информация об окружающейдействительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (= все включенные в информационный обмен знания в любой форме).

Информационный комфорт личности: комплекс условий для интеллектуальных связей и доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам) + состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом;

Информационная культура – новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступа к информации как на локальном, так и на глобальном уровнях; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, её формирования, использования и развития в интересах граждан, организаций, государства.

Информационный потенциал – совокупность средств, методов, технологий и условий для эффективного использования информационных ресурсов.

Характеристика информационного потенциала общества.

Единство процессов технических (компьютеризация и медиатизация) и социальных (интеллектуализация).

Информационный образ жизни

1 - образ жизни людей в грядущем информационном обществе, где все стороны пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;

2 - информационный аспект современного образа жизни.

Наличие средств телекоммуникации, СМИ и технической инфраструктуры; интернета. Система образования информатизирована (виртуальное образование?); рынок информационных продуктов и услуг; внедрение компьютеров в профессиональную деятельность и использование их в домашних условиях; развитие электронной коммерции. Внедрение компьютерных технологий в органы управления. + Увеличение потребности в заниях и общего интеллекта человека.

Методологическая роль социальной информатики.

Информатика – это система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (т.е. в единстве и взаимосвязи естественных и искусственных систем).

Социальная информатика – междисциплинарная наука, специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.

Её основной метод – системно - деятельностный подход.

Функции (=роль?):

1. Теоретико-методологическая;

2. Фундаментально-мировоззренческая;

3. Прикладная.

Методологические основания:

Подходы – социокультурный, системный, эволюционизма.

Объект – социум на стадии развития информационного общества.

Предмет – информатизация.

Наши рекомендации