Методологическая роль социальной информатики.
Методологическая роль социальной информатики.
Информатика – это система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (т.е. в единстве и взаимосвязи естественных и искусственных систем).
Социальная информатика – междисциплинарная наука, специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.
Её основной метод – системно - деятельностный подход.
Функции (=роль?):
1. Теоретико-методологическая;
2. Фундаментально-мировоззренческая;
3. Прикладная.
Методологические основания:
Подходы – социокультурный, системный, эволюционизма.
Объект – социум на стадии развития информационного общества.
Предмет – информатизация.
Социальная информатика как инструмент анализа информационного общества
Социальная информатика - специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.
Изучает:
- условия и предпосылки информатизации общества;
- феномены и процессы информатизации общества;
- последствия информатизации общества.
=
- Влияние информации на общество, его состояние и структуру,
- проблемы, связанных с прохождением информационных процессов в обществе,
- темпы и способы информатизацииобщества,
- закономерности взаимодействия общества и информатики,
- информационные технологии и их взаимосвязь со средой и т.д.
Структура социальной информатики как научного знания.
1. Теоретико-методологический блок (объект, предмет, общая концепция, основные категории, понятия и закономерности информационных процессов в обществе);
2. Блок отраслевых специальных теорий (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, педагогических, антропологических, экологических и др. аспектов информатизации общества, а также понятия информационной социодинамики);
3. Эмпирический блок (понятия, связанные с общими проблемами методики исследования процессов информатизации, а также социальными аспектами разработки и внедрения современных технологий в экономике, праве, психологии, социологии, социальной работе и др. предметных областях).
Базовые понятия предметного поля социальной информатики
Информация – знание, включённое в коммуникативный процесс, общий объём представлений об окружающей действительности.
Информационная средаобщества – единство социальной информации и средств осуществления информационного обмена. единство социальной информации и средств осуществления информационного обмена.
Информационный ресурс– вся накопленная информация об окружающейдействительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (= все включенные в информационный обмен знания в любой форме).
Информационный комфорт личности: комплекс условий для интеллектуальных связей и доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам) + состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом;
Информационная культура – новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступа к информации как на локальном, так и на глобальном уровнях; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, её формирования, использования и развития в интересах граждан, организаций, государства.
Информационный потенциал – совокупность средств, методов, технологий и условий для эффективного использования информационных ресурсов.
Характеристика информационного потенциала общества.
Единство процессов технических (компьютеризация и медиатизация) и социальных (интеллектуализация).
Информационный образ жизни
1 - образ жизни людей в грядущем информационном обществе, где все стороны пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;
2 - информационный аспект современного образа жизни.
Наличие средств телекоммуникации, СМИ и технической инфраструктуры; интернета. Система образования информатизирована (виртуальное образование?); рынок информационных продуктов и услуг; внедрение компьютеров в профессиональную деятельность и использование их в домашних условиях; развитие электронной коммерции. Внедрение компьютерных технологий в органы управления. + Увеличение потребности в заниях и общего интеллекта человека.
Методологическая роль социальной информатики.
Информатика – это система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (т.е. в единстве и взаимосвязи естественных и искусственных систем).
Социальная информатика – междисциплинарная наука, специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества.
Её основной метод – системно - деятельностный подход.
Функции (=роль?):
1. Теоретико-методологическая;
2. Фундаментально-мировоззренческая;
3. Прикладная.
Методологические основания:
Подходы – социокультурный, системный, эволюционизма.
Объект – социум на стадии развития информационного общества.
Предмет – информатизация.