Вопрос №30 Локальные, отраслевые и общегосударственные классификаторы экономической информации
Классификатор— это систематизированный перечень наименований объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код. Систематизация экономической информации вызывает необходимость применения самых разнообразных классификаторов.
Общегосударственные , разрабатываемых в централизованном порядке и являющихся едиными для всей страны. Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам . Общероссийские классификаторы должны соответствовать требованиям Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) ТЭСИ. Общегосударственные классификаторы (ОК) начали создаваться в стране по постановлению Правительства в 1970-х годах и в настоящее время их создано около четырех десятков. Условно Общегосударственные классификаторы делятся на 4 группы:1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.2. Классификаторы структуры отраслей (ОК отраслей народного хозяйства), органов управления, административно-территориального деления, предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности. 3. Классификаторы продукции (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК строительной продукции). 4. Классификаторы технико-экономических показателей, управленческой документации, системы обозначений единиц измерения и др.
Отраслевые , единые для какой-то отрасли деятельности. Как правило, отраслевые классификаторы разрабатываются в типовых проектах автоматизированной обработки. В них конкретизируются общегосударственные классификаторы . В частности, по системе общегосударственного классификатора в торговле разработан отраслевой « Классификатор товаров и тары», в котором все товары сгруппированы в 99 групп, отражающих специализацию торговых предприятий. Аналогичную конкретизацию имеют другие отраслевые классификаторы экономической информации , действующие в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. п.
Локальные , которые составляются на номенклатуры, характерные для данного предприятия, организации, банка. Разработка локальных кодов ведется на местах. Локальные классификаторы , которые разрабатываются объединениями и предприятиями, предусматривают информационную и методическую совместимость с классификаторами высших рангов. Например, « Классификатор бухгалтерских проводок» содержит кодовое обозначение всех хозяйственных операций по дебету и кредиту корреспондирующихся счетов бухгалтерского учета на предприятии. Вместе с тем содержание и структура счетов соответствуют общегосударственному классификатору «План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий». Локальный классификатор продукции, выпускаемой объединением, взаимосвязан системой кодирования с общегосударственным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции. Аналогичные информационные связи существуют между классификаторами разных уровней и назначения. При использовании общегосударственных и отраслевых классификаторов ревизоры, аудиторы должны руководствоваться инструкциями к их ведению, которые содержатся в отдельном разделе каждого классификатора .
Вопрос № 31 Состав общегосударственных классификаторов экономической информации их роль и назначение в автоматизированных системах бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Общегосударственные , разрабатываемые в централизованном порядке и являющиеся едиными для всей страны. Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам . Общероссийские классификаторы должны соответствовать требованиям Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) ТЭСИ. Общегосударственные классификаторы (ОК) начали создаваться в стране по постановлению Правительства в 1970-х годах и в настоящее время их создано около четырех десятков. Условно Общегосударственные классификаторы делятся на 4 группы: 1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 2. Классификаторы структуры отраслей (ОК отраслей народного хозяйства), органов управления, административно-территориального деления, предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности. 3. Классификаторы продукции (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК строительной продукции). 4. Классификаторы технико-экономических показателей, управленческой документации, системы обозначений единиц измерения и др.
Общегосударственные классификаторы применяются в основном для кодирования сводной бухгалтерской отчетности, предоставляемой во внешние организации. Классификаторы имеют двоякое применение.
Первое — для ручного проставления кодов в документах. В этом случае классификаторы оформляются в виде справочников и используются экономистами для подготовки первичных и сводных документов к машинной обработке. Для проверки правильности проставленных кодов вводится строка «Контрольная сумма», которая представляет собой искусственный итог по всем кодам. Машинная программа осуществляет контроль по контрольным суммам и позволяет обнаружить неверно проставленные коды. На основании кодов происходит свод и группировка поступивших бухгалтерских отчетов в вышестоящей организации, органах налоговой инспекции и др.
Во втором случае применения кодов предусматривается хранение всех классификаторов в памяти машины, на машинных носителях в банке данных, в качестве словарного фонда или условно-постоянной информации . Коды счетов бухгалтерского учета широко применяются как при ручной обработке, так и в условиях компьютеризации. При существующей системе учета код счетов бухгалтерского учета составляет четыре знака: первых два — балансовые счета, вторых два — субсчет, который устанавливается на предприятии, организации. Система балансовых счетов, используемых в международном учете, предусматривает для выделения субсчетов четыре разряда. В проектах компьютерной обработки бухгалтерского учета встречаются различные подходы к построению кода аналитического учета. Построение кода счетов бухгалтерского учета имеет большое значение в тех программах, которые не предусматривают локальную обработку отдельных участков учета, где весь учет выполняется на основании ведения журнала хозяйственных операций, что характерно для небольших предприятий. Гибкая система построения кода позволяет при этом выполнять аналитические разработки с различной степенью детализации.
Вопрос № 32 Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Содержание ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей.
Экономическая информация- совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
Современная экономика немыслима без информации . Мы будем понимать информацию , характеризующую производственные отношения в обществе . К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах. К экономической информации предъявляются следующие требования:
· Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.
· Достоверностьопределяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.
· Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов.
ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач.
Информационные ресурсы– это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.)
ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.