Структура ИС. Основные подсистемы.
В состав ИС входят след подсистемы:
1. Информационное обеспечение.
2. Лингвистическое обеспечение.
3. Техническое обеспечение.
4. Математическое и программное обеспечение.
5. Организационное обеспечение.
6. Правовое обеспечение.
7. Эргономическое обеспечение.
Информационное об-ние – совокупность единой системы предотвращения информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, а так же методология построения баз данных. Лингвистическое об-ние – совокупность языковых средств, используемых для формализации естественного языка, построений и сочетаний информационных единиц в ходе общения персонала со свойствами вычислительной техники (ВТ). Техническое об-ние – совокупность технических средств, обеспечивающих работу ИС, а так же соотв документация к ним. Математическое программное об-ние – совокупность математич методов, моделей, алгоритмов и компьютерных программ вместе с документацией, используемых для решения поставленных задач и для обеспечения нормального функционирования технических средств. Организационное об-ние – совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействия работников организации с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в виде различных методических и руководящих материалов по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС. Правовое об-ние – совокупность правовых норм, обеспечивающих функционирование ИС в соотв с принятыми законами в обществе. Эргономическое об-ние – совокупность методов и средств, предназначенных для создания оптим условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека, а также быстрейшего освоения ИС.
Функционирование ИС. Эффективность работы ИС.
В процессе функционирования ИС происходят преобразования информации. К ним относят: 1. Сбор и регистрация информации. 2. Передача информации.3. Машинное кодирование. 4. Хранение и накопление информации. 5. Поиск данных. 6. Обработка информации. 7. Принятие решения. Выделяют след принципыфункционирования и построения современных ИС: 1. Соответствие, т.е. ИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью (Критерий эффективности – количество). 2. Принцип экономичности: затраты, связанные с обработкой информации ИС должны быть меньше, чем экономический эффект, получаемой при использовании данной информации. 3. Регламентность – основной объём информации поступает в ИС и обрабатывается в ней в соотв с расписанием. 4. Самоконтроль, т.е. ИС постоянно ведет работу по поиску и автоматическому исправлению ошибок данных и в процессах их обработки. 5. Интегральность – один раз введенная информация в ИС может многократно использоваться для достижения целей. 6. Адаптивность, т.е. ИС обладает способностью изменять свою структуру и закон функционирования в целях достижения оптим результата при изменяющихся внешних условиях.
Основные виды ИТ.
Информац технологии это процесс сбора, обработки и передачи информации с целью получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления. В функции ИТ также входит поиск, накопление и защита информации. Новая ИТ – это технология, которая основывается на применении компьютеров и активным участием пользователя в информационном процессе, пользовательском интерфейсе, широком использовании пакетов прикладных программ, доступе пользователя к удобным базам и программам. В зависимости от области автоматизации процессов ИТ можно разделить на несколько видов: 1. ИТ обработки данных. Используется при решении структурированных задач для которых можно разработать точные алгоритмы и процедуры обработки данных. Данная технология используется персоналом низкого уровня с невысокой квалификацией для автоматизации однообразных, часто повторяющихся операций. ИТОД включ в себя: Данные внешней среды-> Сбор данных->Обработка данных (База данных)->Создание отчетов->Выходная информация.2. ИТ управления ориентирована для удовлетворения информац потребности сотрудников ор-ции, принимающих решения (менеджеров, руководителей отделов) Данная технология связана с решением слабо структур задач. Включ в себя след операции: Информация ИТОД->Обработка данных (База данных)->Создание управленч отчетов->Выходная информация. 3. ИТ автоматизации служит для автоматизации управленч труда работников ор-ции. Данная технология обеспечивает коммуникац процессы как внутри так и с внешней средой на базе компьют сетей и других средств связи. Среди программного обеспеч ИТАО можно выделить следующее: текстовый табличный процессор, электр почта, календарь и телеконференции. Данные внеш среды и других ИС-> Обработка данных посредством офисного ПО (База данных) -> Выходная информация. 4. ИТ поддержки принятия решения служит для выработки решения возникшей задачи или проблемы. Особенностями данной технологии явл решения плохо структур задач, использование математического моделирования, направленность на непрофес пользователя ПК, воз-ть приспособления к новым условиям работы. Эта технология использ руководителями как различ подразделений, так и директорами. Данные из внеш среды и других ИС-> (База оделей)Система принятия решения (База данных)->Информация для принятия окончат решений. 5. ИТ экспертных сетей позволяет получать менеджерам или специалистам консультации экспертов по проблемам о которых накоплены большие значения. Работа экспертных систем базируется на основе интеллект систем. Под искусств интеллектом понимается способность комплексных систем моделировать человеческое решение и на его основе решать возникающие задачи. Технология экспертных систем предусматривает получение в качестве выходной информации не только решения но и необходимые пояснения к этому решению. По типу пользовательского интерфейса ИТ делятся на: 1. Пакетные (исключают возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматич режиме). 2. Диалоговые ИТ (предоставляет возможность пользователя взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решения). 3. Сетевые ИТ (предоставляет пользователю средства теледоступа к распределению информационной и вычислительным ресурсам, благодаря развитым средствам связи).
6. Классификация ИС по типу решаемой задачи.
В соответствии с признаком структурированности задач ИС делятся на:
1) ИС для решения структурированных задач;
2) ИС для решения частично структурированных и неструктурированных задач;
Структурированная задача - это такая задача, для которой всегда можно построить математич. модель и найти точный алгоритм решения, т.к. известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.Частично структурированная задача - это такая задача, для которой существуют специальные методы построения моделей и используются специальные методики решения. В такой задаче известна только часть элементов и связи между ними. В ИС, используемых для решения частично структурированных задач, человек либо непосредственно участвует в процессе решения, либо управляет им.
ИС для решения частично структурированных задач подразделяются на:
1) система автоматизации решения;
2) модельные системы;
3) экспертное системы.
ИС автоматизации решения используются для обработки данных (поиск, сортировка, фильтрация и создание различных отчетов).
В модельных ИС могут использоваться математические, статистические финансовые и др. модели, с помощью которых осуществляется выработка и оценка альтернативных решений. В экспортных ИС осуществляется выработка и оценка альтернативных решений с помощью специальных алгоритмов на основе имеющейся базы знаний.
7. Классификация ИС по функциональному признаку.
В соответствии с функциональным признаком ИС делятся на:
1) производственные системы;
2) системы учета кадров;
3) системы маркетинга;
4) финансовые и учетные системы;
5) вспомогательные и прочие системы.
Производственные системы применяются для планирования объемов работ и разработки календарных планов, для оперативного контроля и управления производством, для управления работы складами, для анализа работы оборудования и т.д.
Системы учета кадров применяются для анализа и прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, для анализа и планирования подготовки кадров.
Системы маркетинга используются при исследовании рынков, для прогнозирования продаж, для выработки рекомендаций по производству новой продукции, для выбора ценовой политики и т.д.
Финансовые и учетные системы позволяют управлять портфелями заказов, кредитной политикой организации, разрабатывать финансовые планы, вести бух.учет и расчет зарплаты.
Вспомогательные и прочие системы позволяют решать задачи, связанные со специфич. деятельностью предприятия.
8. Классификация ИС по иерархическому признаку.
В соответствии с иерархич. признаком ИС делятся на:
1) ИС оперативного уровня - обрабатывают непосредственные данные в ходе работы;
2) ИС специалистов - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. К этому классу относятся ИС офисной автоматизации и ИС обработки знаний;
3) ИС для менеджеров среднего звена - используются для мониторинга текущего состояния в организации или на производстве, контроля, принятия решений, и администрирования.
4) стратегические ИС - обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических целей и задач развития организации.
9. Классификация ИС по степени автоматизации.
По степени автоматизации ИС делятся на:
1) ручные;
2) автоматические;
3) автоматизированные.
В ручных ИС обработка информации осущ-ся вручную без использования средств вычислит. техники.
Автоматические ИС осущ. обработку без участия человека.
В автоматизированных ИС участвуют и человек, и средства вычислит. техники.
В зависимости от характера использования информации ИС делятся на:
1) информационно-поисковые (ИПС);
2) информационно-решающие (ИРС).
ИПС - производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
ИРС - осущ. обработку большого объема исх. информации по заранее заданному алгоритму.
Автоматизированные системы по сфере применении делятся на:
1) ИС организац. управления - осущ. управление целыми предприятиями.
2) ИС управления технологическими процессами.
3) ИС автоматизир. проектирования, т.е. САПР.
4) корпоративные ИС.
10. Экономическая информация. Классификация, особенности, виды.
Под эк.информацией понимается информация, отражающая процессы пр-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Эк.информация (ЭИ) - это сведения о материальных, трудовых, стоимостных показателях деятельности организации. Можно рассм. ЭИ как одну из разновидностей управленческой информации, кот. обеспечивает решение задач организационно-экономического управления.
ЭИ насчитывает несколько типов, кот. выделяются на основе соответствующих классификационных критериев:
1) по принадлежности к сфере материального пр-ва:
а) ЭИ, относящиеся к сфере матер. пр-ва
б) ЭИ, относящиеся к непроизв. сфере.
2) по стадиям воспроизводства и элементам воспроизв. процесса:
а) ЭИ, отражающая процессы снабжения
б) ЭИ, отражающая процессы производства
в) ЭИ, отражающая процессы распределении и потребления
г) ЭИ, отражающая материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
3) по временным стадиям управления:
а) прогнозируемая информация
б) плановая информация
в) учетная информация
г) аналитич. информация для анализа хоз. деятельности.
4) по критериям соответствия отражаемого явления:
а) достоверная информация
б) недостоверная информация.
5) по полноте отражения событий:
а) достаточная (полная) - достаточна для решения задач экон. управления организацией
б) недостаточная
в) избыточная - содержит излишние данные
6) по стадии возникновения:
а) исходная (первичная)
б) производная (вторичная)
Исходная ЭИ возникает в результате действия источников информации, т.е. министерства, ведомства предприятия и организации.
По этим источникам информация делится на:
* планово-директивную
* учетно-отчетную
Планово-директивная информация перемещается вниз по уровню иерархии управления, а учетно-отчетная - вверх.
Производная информация возникает в результате обработки исходной и др. вторичной информации. Среди производной выделяют промежуточную и окончательную.
7) по стабильности во времени:
а) постоянная
б) переменная
8) по технологии решения эк.задач в системах управления различают:
а) входную ЭИ
б) промежуточную ЭИ
в) выходную ЭИ.
Эк. информации свойственны некоторые особенности:
1) преобладание алфавитно-цифровых знаков
2) широкое распространение документов как носителей исходных данных и результатов их обработки
3) дискретность
4) организованность
5) неоднородность
6) возможность многократного использования
7) возможность длительного хранения и обновления.
Эк. информация должна отвечать опред. требованиям:
1) достоверность
2) своевременность
3) документальность
4) актуальность
11.Структура эк.инф-ии.Важной хар-ой эк.инф.явл.ее структура. Рассматривая структуру эк.инф.выд-т: простые и составные(сложные) единицы инф-ии.Составной ед.инф-ии (СЕИ)-наз-т единицу инф-ии, сос-ую из совокупности др-х единиц.информационно-ассоциативно связанных между собой, т.е. связанных по смыслу. Единицу информации, входящую в СЕИ наз-т –составляющей единицей инф-ии. Простой элементарной составляющей эк.инф-ии явл. реквизит. Реквизитом присуще 2 св-ва важных с точки зрения их обработки:
1. Отдельно взятый реквизит не может полностью хар-ть эконом.процесс или объект.
2.Отдельный реквизит может входить в состав разных эконом.показателей.
Каждый реквизит хар-ся именем, типом и значением. В зависимости от хар-ра отображения реквизиты делятся:1.реквизиты-признаки; 2.реквизиты-основания.
Реквизиты- признаки-отражают качеств.св-ва эк.объекта, процесса или явления. ОНип могут быть выражены в алфавитном, цифровом или алфавитно-цифровом. Служат для логической обработки составляющих единиц, т.е.для поиска сортировки, группировки, выборки.
Реквизиты основания-хар-т количественную сторону процесса или объекта, они выражаются в цифровой форме и над ними могут выполнятся арифметические операции.
Совокупность реквизитов признаков и реквизитов основания –пред-т собой сообщение об объекте. Оно может иметь как форматированную, так и неформатированную форму.
Основной структурной единицей состоящей из совокупности реквизитов, характеризует как-либо конкретный объект(процесс) с количественной и качественной стороны явл.экономический показатель.
Экономический показатель, как составная единица информации вкл-т 1 реквизит основания и группу взаимных с ним и между собой по смыслу реквизитов признаков. Показатель имеет название раскрывающее его основной экономич.смысл. Обычно в его состав входят термины(мощность, затраты, себестоимость, потери, прибыль) и форм.хар-ка, которая определяет как считается(сумма, %,среднее). Показатель может содержать дополнит.признаки, которые уточняют конкретные количественные значения показателей. Это термины обозначающие: время, ед.измерения,вид данных по функциям управления(плановый, фактический, нормативный). Экономический пок-ли делятся на первичные и вторичные(производственные расчеты). Первичные показатели отражают результаты производственно-хоз-ой деятельности объекта управления, определяемый путем подсчета, измерения, взвешивания. Они служат исходными данными для формирования различного рода вторичных показателей: стоимость продукции, з\п, потеря от брака.
При проектировании автоматизированной информации важное значение имеет изучение ее элементов в 3-х основных аспектах:1.Прагматический –аспект раскрывает информацию с точки зрения ее полезности, ценности для потребителя и принятия им решений. Прагматическое изучение информации позволяет разработать унифицированную систему показателей и документы. 2.Симантический-аспект при изучении информации дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов.3. Синтаксический-аспект раскрывает отношения между ед.информации на этом уровне исследования закомномерности образования, информационных совокупностей, т.е. показатели из реквизитов и документов из показателей.
12.Сложные ед.инф-ии. Эк.док-т и его структура. Электронный док-т. Информац.массив.
Эк. Показатели могут образовывать более сложные составные структурные единицы информации, а именно документы, массивы, информац.потоки, информац.базы.
Экономический док-т-представляет собой определенным образом организационную совокупность взаимосвязанных по смыслу экономич.показателей. Наиболее распространенной формой представления экономических документов явл. табличная форма, которая включает общую, предметную и оформительскую часть. Общая часть содержит название предмета и перечень общих по составу и значению реквизитов для всех показателей, представленных в документе. Предметная часть включает реквизиты, характеризующие особенности экономических показателей документа. Оформительная часть содержит атрибуты, которые не учавствуют в процессе обработки информации, но придают документу юр.силу, т.к. включает подписи лиц, учавствующих в подготовке элемента.
Электронный документ-сведения, предъявляемые в форме воспринимаемой электронными средствами обработки, хранения и передачи информации, которые необходимо атрибуты для их однозначной идентификации. Электронные документы при необходимости могут быть преобразованы в форму, воспринимаемую человеком. Одним из наиболее важным атрибутом электронного документа явл. электронно-цифровая подпись. Цель электронно-цифровой подписи:1. Удостоверение подленности сведений.2.Установление ее принадлежности к конкретному лицу.
В целях упрощения организации, процессов обработки, передачи и хранения информации содержащейся в документах она может содержаться в информационных массивах. Инф.массив-представляет собой набор документов, относящейся к одной теме или задаче.Самый простой формат объединения информационных массивов явл. инф.поток, а самой крупной информационная база. Инф.база-вся совокупность информационно-реального экономического объекта.
13.ИТ. Информац.технологии обработки данных, управления и автоматизации офиса.
С понятием ИС тесно связано понятие инф.технологии, т.к. в процессе работы сис-мы посредством информац.технологией явл.обработка информации.
Информационная технология(ИТ)-процесс сбора, обработки и передачи информации с целью получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления. Функции в ИТ также входит накопление, поиск и защита информации.
Новая инф.технология(НИТ)-технология, которая основывается на принятии компонентов, активном участии пользователя в инф.процессе, в дружественном пользовательском интерфейсе, широком использовании пакетов прикладных программ, в доступе пользователя к удаленным базам и программам благодаря вычислит.сетям.
В зависимости от области автоматизации процесса инф.технологии делятся: 1. ИТ обработки данных (ИТОД); 2.ИТ управления (ИТУ); 3.ИТ автоматизации офиса (ИТАО); 4.ИТ поддержки принятия решений(ИТППР); 5.ИТ экспертных систем (ИТЭС).
1.ИТОД-используется при решении структурированных задач для которых можно разработать точные алгоритмы и процедуры обработки данных. Данная технология используется персоналом данного низкого уровня с невысокой квалификацией для автоматизации однообразных часто повторяющихся операций. Данные из внешней среды-сбор данных-обработка данных-база данных-создание отчетов-выходная инф.
2.ИТУ-ориентировано для удовлетворения инф-х потребностей сотрудников организации, принимающих решение: менеджеры, руководители отделов. Данная технология связана с решением слабо структурированных задач. ИТУ-информация от ИТД-обработка данных(база данных)-создание управлен-х отчетов-выходная информация.
3.ИТАО-служит для автоматизированного управленческого труда раб-в организации. Данная технология обеспечивает коммуникационные процессы, как внутри орг-ии, так и с внешней средой на базе комплексных сетей и др.средств связи. Среди программного обеспечения ИТАО можно выделить: текстовый процессор, табличный процессор, электрон.почта, элек.календарь и телеконференция. Данные из внешней среды и др-х ИС-обработка данных по средствам офисного ПО(БД)-выходная информация.