Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога

Профессионально - личностныекачества педагога Профессионально-личностные качества педагога — это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога. При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры.

Центральным является отношение к ребенку как человеку, предпочтительное выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Вчерашнее отношение к ребенку предполагало восприятие ребенка в его роли дитяти, маленького растущего человека, еще не живущего, но готовящегося к жизни и к будущему уважительному признанию его личности в обществе, и допускало неуважительное, авторитарное, деспотическое, административно-приказное отношение, которое оправдывалось именно тем, что воспитанник, якобы, «пока не человек, но будущий человек». Провозглашение гуманистического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психологической природы детства, но ставит главный акцент на отношении «человек — человек», отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Практическая реализация гуманистического отношения к ребенку осуществляется в процессе действительной профессиональной деятельности педагога: работа педагога как специалиста воплощает его отношение к ребенку, и уровень его профессионализма объективно определяет уровень отношения к детям, вне зависимости от этических деклараций самого педагога-профессионала. Благодаря ответственному отношению к профессиональному труду, педагогические декларации приобретают практическую субстанцию, исключают лицемерие и пустозвонство. Именно ответственное отношение к профессиональному труду реализует через профессиональные усилия постоянную ориентацию педагога на результативность своей работы, на качество продуктивности деятельности и вынуждает педагога постоянно соразмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка во имя счастья ребенка.

Однако формирование ответственного отношения специалиста к профессиональной работе напрямую зависит от его отношения к себе в качестве человека, избравшего данную профессию. Эта зависимость постоянно подтверждается печальной практикой воспитательного процесса в школе, фиксирующей бессилие административного аппарата усилить степень профессиональной личной ответственности учителя за результативность работы с детьми, если администрация имеет дело со специалистом низкого уровня самооценки (психологический аспект) и отсутствия достоинства как качества личности (этический аспект). И обратное: свидетельствующей о высокой мере личной ответственности за продуктивность организованного труда в том случае, когда субъектом труда выступает личность, обладающая достоинством. Достоинство личности открывает педагогу дорогу к профессиональному творчеству, дает уверенность в своих силах, осознание значимости своей профессиональной компетентности, уважительное отношение к делу воспитания детей, которое стало основным делом его жизни.

Если педагог дорожит достоинством личности, то он осознает свою неразрывную связь с другими педагогами, без которых не может осуществиться творческая свобода его действий. Профессиональная солидарность как отношение к коллегам — непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом и — более того — автономно от общественной системы воспитания детей и их образования, в одиночестве от профессиональной деятельности педагогического братства.

А далее обнаруживается еще одна крепкая связь социального порядка. Деятельность педагога неотделима от жизни общества, а социализация личности ребенка составляет одну из объективно необходимых воспитательных задач. Поэтому значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми. Гражданская позиция обеспечивает социально значимое содержательное наполнение каждого момента взаимодействия педагога с детьми и каждого этапа разнообразной деятельности, организуемой педагогом.

Разворачивается вся картина системной связи актуальных отношений в поле общего отношения к жизни во всех ее проявлениях: природных, социальных, предметно-вещных, индустриально-технических, научно-познавательных. Здесь речь должна идти об общем отношении к жизни как таковой, то есть к жизни как отдельному объекту, как некоему феномену мира, обладающему своими чертами и закономерностями. Уважение жизни как таковой возможно при условии, что интеллектуальное и духовное развитие личности педагога позволяет ему подняться на высокий уровень абстракции, обобщая бесконечные конкретные явления мира, обнаруживая в них особенное проявление жизни. Данное актуальное отношение, имея столь широкий объект, определяет действительность всех выше названных отношений, располагающихся в поле жизни, а следовательно, приобретающих либо не приобретающих ценностное значение при условии сформированного либо несформированного у субъекта ценностного отношения к жизни. Поэтому ряд актуальных отношений, служащих критериальными признаками гуманистической готовности личности педагога к гуманистическому воспитанию, завершается именно этим отношением - уважением жизни как таковой.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой их них, приводя данное решение в соответствие с представлением о смысле жизни. В силу бесконечной динамики жизни нельзя обрести окончательный абсолютный ответ ни на один из вопросов общего ее устройства, но можно это сделать на каждом отдельном этапе социальной и личной жизни, в процессе осмысления вечных вопросов жизни. Духовная работа педагога по осмыслению жизненных проблем предотвращает застой воспитательного процесса, не позволяет педагогу в своей работе с детьми скатиться на низкий уровень нормативно-должностного исполнения повелений сверху, предъявляемых администраторами либо сильными, либо властными, либо авторитетными лицами. Осмысливая проблемы жизни, педагог приобщает к такой духовной деятельности детей, наделяет их жизненно важными умениями и привычками. Здесь профессиональной подготовленности мало, ибо процесс такого осмысления свершается постоянно, а не только в минуты специально организуемой педагогом дискурсивной деятельности воспитанников.

Очевидно, что выявленные ключевые актуальные отношения не есть беспорядочная суммарная величина. Все они находятся в определенной иерархической зависимости: каждое предыдущее отношение опосредует каждое последующее, а последующее, будучи более широким по охвату объектов ценностного отношения, расширяет поле духовного проявления предыдущего.

Условно-схематическая картинка такой взаимосвязи выглядит следующим образом:

Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога - student2.ru

Системно-структурные связи достаточно прочны, поэтому выпадение одного из звеньев представленной картины исключает реальное присутствие в данной системе другого элемента. Проверить это легко — достаточно предположить условное выпадение конкретного ключевого признака. Например, при несформированности ответственного отношения к профессиональному труду бессмысленно декларировать гуманистическое отношение к ребенку; в случае неразвитости гражданской позиции педагог не способен проявлять солидарность по отношению к своим коллегам; а бездуховность педагога, аннулирующая всякую возможность интересоваться вечными проблемами жизни на земле, ставит под сомнение всю цепь ключевых личностных качеств педагога. Аналогично просматривается обратная зависимость названных качеств.

Аксиологическое поле, в котором проявляют себя данные ценностные отношения, относительно и подвижно в силу динамичности социальной и культурной жизни: отношения развиваются, обретают новые модификации, появляются обновленные формы их субстанции, рождаются новые взаимные связи между ними. Постоянство же этого аксиологического поля задается и поддерживается самым широким содержательным элементом, а именно, привычной потребностью в осмыслении хода собственной и окружающей жизни и вечных вопросов этой сложной жизни, которые вновь и вновь возникают перед новыми поколениями и не имеют окончательного и предельного решения.

Основополагающим положением педагогики во все времена было утверждение личности педагога как фактора воспитания ребенка. Афористическое высказывание К.Д. Ушинского о том, что только через личность возможно влияние на личность и через характер — на характер, нисколько не утратило своей истинности, но подтверждается тщательным анализом воспитательного процесса и результатов диагностирования воспитанности детей. Однако нельзя не ограничить сказанное определенными условиями. Недостаточно потенциального признания человека как наивысшей ценности, чтобы выстроить факторное влияние личности педагога на личностное развитие детей. Необходима актуальная способность педагога к реализации гуманистического кредо. Личностное влияние на личность совершается в момент реализации определенного актуального отношения в конкретной ситуации, при конкретном взаимодействии с окружающим миром.

Потому предложенный ряд ценностных отношений приобретает разнообразные формы выражения в различных обстоятельствах жизни. Их реальное выражение указывает на их действительное присутствие в личностной структуре. Хотя они приобретают непохожие формы, они все-таки свидетельствуют о характере ключевого отношения - прежде всего, о ценностном характере потенциального отношения к человеку как таковому, а также о ценностном характере ряда актуальных отношений, практических выразителей ключевого отношения.

Нельзя обойти вниманием больной вопрос о личностной невоспитанности и низкой степени духовного развития студента-педагога, поступившего в педвуз: каким образом он обретет — и обретет ли? — названные нами качества личности? Ответом может служить фрагмент самоанализа студента-педагога по завершении курса педагогической технологии. Приведем его в качестве исчерпывающего ответа (сохраняем стилистику полностью), предполагая, что вся система учебных курсов в педвузе должна была бы иметь подобные личностные последствия:

Занятия по педагогической технологии были для меня местом, где формировалось мое «Я». До недавнего времени мне казалось, что я уже сформировавшийся человек - ан нет! Я стала другой...*

* По просьбе студентки не указываем ее имени.

Очень важно определить данные показатели, так как именно они в совокупности своей создают для детей непосредственный образ гуманистического отношения, подтверждают реальность декларируемого гуманистического отношения, содействуют накоплению детьми жизненного опыта гуманистических отношений.

К тому же огромное значение эти частные формы проявления гуманистического отношения к человеку (в качестве показателей проживаемого субъектом в данный момент) имеют в создании общественного мнения в производственном коллективе (педагогическом коллективе) и формировании социально-психологического климата в группе детей.

Показатели ипризнаки личностно - профессиональной готовности педагогаВнешние проявления сущностных личностных отношений педагога, воспринимаемые людьми (детьми, родителями, представителями общественности) и вызывающие соответственно характеру этих проявлений определенные поведенческие реакции и действия и ситуационные обстоятельства, решительно влияют на ход педагогической ситуации, а в итоге, следовательно, на общий результат воспитания. Это реальные отношения, непосредственно вплетенные в контекст профессиональной деятельности педагога, а следовательно, в контекст воспитательного процесса.

Реальные проявления отношений - показатели имеющихся в личностной системе ценностных отношений. Эти образования (их называют качествами) целиком зависит от сформированного отношения и не могут быть специально автономно созданы вне сферы ценностных отношений. Эти качества могут служить показателями ценностного содержания личностной структуры педагога.

С одной стороны, показатели - лишь внешнее проявление внутреннего отношения, а значит, полностью зависимы и обусловлены актуальным отношением. А с другой стороны, как нечто внешнее, эти показатели могут подвергаться воздействиям извне и корректироваться сторонним влиянием.

Если не игнорировать потенциальную возможность влиять на отношение через внешнюю форму его проявления, то открывается дорога для корректирования и развития внутреннего отношения через внешние его показатели — обозначается путь воспитательного влияния на личность педагога-профессионала, помимо целенаправленного формирования сущностных отношений, - через внешние конкретные поведенческие формы. Как известно, такой путь «через внешнее на внутреннее» возможен и продуктивен.

Выявление внешних показателей имеет три аспекта рассмотрения: диагностический; процессуально-операционный и содержательный. Определив показатели, мы открываем дорогу:

- целенаправленного влияния на личностное развитие педагога,

- целенаправленного выявления профессионально-личностной пригодности специалиста к работе с детьми,

- а также целенаправленной организации профессионального обучения педагога, обеспеченного уровнем личностной развитости.

Извлечение данных показателей производится из системы критериальных признаков, определенных ключевым образованием личностной структуры педагога.

Гуманистическое отношение к ребенку обеспечивается и проявляется внешне через:

• интерес к внутреннему миру ребенка,

• заботу о его счастливой жизни,

• уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.

Такое сочетание неслучайно, ибо оно отражает рациональную, эмоциональную и практическо-действенную формы целостного гуманистического отношения. Признание ребенка как «человека, разумного», «человека творческого» и «человека морального», никак не исключает щадящего отношения к подрастающему человеку, входящему в сложные общественные отношения и высокую мировую культуру, учета драматической ситуации социального развития личности ребенка.

Ответственное отношение к профессиональному труду обеспечивается

• добросовестным исполнением профессиональных обязанностей,

• постоянным творческим поиском новых методик и технологий, ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психологическое благополучие,

• неустанным профессиональным совершенствованием педагогического мастерства.

Данные качества гарантируют высокий профессионализм работы педагога, ибо они определяют процессуально-операционную сторону деятельности педагога, методическую и технологическую стороны производимых педагогических воздействий, а также методологический уровень организуемого труда.

Достоинство личностного «Я» педагога слагается из таких реальных проявлений, как

• гордость, основанная на признании своих человеческих и профессиональных свойств и качеств,

• скромность, проистекающая из признания достоинств окружающих людей, в том числе воспитанников,

• доброжелательность, направленная в адрес любого человека независимо от его звания, должности, места, возраста и социального положения, - то, что обозначается часто в житейско-обыденной жизни «простота», а в психологии — «открытость».

Достоинство педагога лежит в основании складывающихся взаимоотношений с детьми, представляет детям наглядный образ отношения человека к самому себе, создает жизненный опыт реальных взаимоотношений подрастающих детей с окружающими людьми, является фактором инициирования спокойного свободного проявления ребенком своего «Я».

Профессиональная солидарность по отношению к коллегам выражается в:

• коллективистской ответственности за общее профессиональное дело воспитания детей,

• товарищеской помощи и всемерном содействии общему успеху,

• профессиональной деликатности по отношению к коллегам, выстраивающим свою работу с детьми в индивидуально-личностной модификации, несущей в себе все черты персональной исключительности коллеги-педагога.

Такие качества педагога позволяют формировать в учебно-воспитательном учреждении и каждой отдельной группе благоприятный социально-психологический климат, способствуют наилучшей социализации ребенка, содействуют наилучшей продуктивности предметной деятельности детей, а также предполагают возможность рождения педагогических новаций и педагогического творчества.

Гражданская позиция педагога имеет такие проявления:

• признание и исполнение социальных норм жизни,

• соблюдение конституционных законов государства, а также

• безусловную деятельную любовь к отечеству.

Такие личностные образования создают условия для расширения воспитательной среды ребенка, вовлечения его в социальную событийность, осознания детьми своей постоянной причастности к общественной жизни и сопереживания детьми успехам и достижениям родины и всего человечества.

Уважительное отношение педагога к жизни реализуется:

• в умении воспринимать присутствие жизни в огромной многоцветной палитре жизненных проявлений,

• в умении защищать жизнь от посягательств на ее существование,

• в содействии процветанию жизни на основаниях истины, добра и красоты.

Помимо того, что подобные качества педагога предоставляют детям яркий образ отношения к жизни как ценности, их наличие в структуре личности педагога позволяет детям незаметно и постоянно восходить на философическую платформу восприятия жизни, полюблять жизнь и бережно относиться к жизни природы и человека.

Духовная направленность на осмысление вечных проблем жизни имеет своим выражением

• сложившееся мировоззрение педагога,

• личностное признание («присвоение») наивысших ценностей,

• уважение инакомыслия как данности, а инокомыслящих как имеющих право на свободный выбор индивидуальностей.

При данных личностных качествах педагог способен одухотворять предметную деятельность детей, восходить с ними на ценностное восприятие окружающей действительности, производить свободный и сознательный выбор, приучая детей отдавать отчет в собственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни.

Совокупность выявленных личностных качеств педагога (потенциальных, актуальных, реальных) носит общий характер и никак не ущемляет свободы индивидуального проявления его личности.

Более того, восхождение личности педагога на уровень гуманистического отношения к человеку как отношения ключевого в профессиональной деятельности максимально расширяет границы профессионального творчества педагога, допуская самую различную опытно-экспериментальную работу, ибо границы гуманистического отношения к ребенку естественно обрисовываются и сохраняются.

Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных качеств позволяют квалифицировать представленное как систему личностных социально-психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональной деятельности педагога,

Вопросы для углубленного осмысления

1. Укажите ценности, которые для вас безусловны. Расположите их по мере значимости. А теперь посмотрите, на каком месте оказались ценности «человек» и «жизнь».

2. Вам говорят о некотором недостатке вашего характера. Постарайтесь «распредметить» данный недостаток — найти скрытое в его содержании отношение к какому-либо объекту. Какова личностная значимость выявленного вами объекта? Вот только теперь можно размышлять, надо ли избавляться от недостатка.

3. Был ли в вашей школьной жизни педагог, которого вы очень ценили, считая его «настоящим педагогом»? Какими качествами он обладал? Мысленно исключите данные качества из его профессиональной деятельности — сохранит ли данный педагог для вас прежнюю значимость?

4. Вы вошли в учебную аудиторию. Сейчас сюда придут ваши товарищи, а затем — преподаватель. Оглядитесь: что вы могли бы сделать «здесь и сейчас», чтобы улучшить обстановку?

5. Когда все вокруг говорят, что жизнь омерзительна и несправедлива, что отвечаете вы? Представьте, что рядом находятся ваши ученики, — что говорите в такой ситуации? Удается ли вам быть предельно искренним?

6. Вспомните, о чем шел накануне разговор в вашей компании? Затрагивались ли вечные вопросы жизни человека или беседа замыкалась на анекдотах? И как вы себя чувствовали в том или ином случае?

7. Назовите потенциальные ценностные отношения вашей личности, а теперь определите, какие из них актуальны в вашей реальной жизни.

8. Почему все-таки ставится вопрос о личностной готовности педагога к профессиональной деятельности? Ведь такой вопрос не ставится для других профессионалов? И - когда возникает вопрос о сочетании личностного и профессионального?

9. Замечали ли вы, что на слово «учитель» окружающие как-то по-особенному реагируют? Проверьте еще раз качество реакции: в чем ее отличие от реакции, допустим, на слова «артист», «врач», шофер», «чиновник»?

10. Если вам скажут, что профессия педагога тяжелейшая и что только безумцы могут избирать такую профессию, что вы скажете в ответ?

Заключение

Учебный курс «Педагогическая технология» концентрирует в себе почти все фундаментальные вопросы воспитания, когда производит разработку педагогического воздействия, ибо одно воздействие педагога фокусирует в себе все характерологические черты профессионализма. Поэтому изучение курса создает иногда впечатление, будто теория и методика воспитания отодвинуты в прошлое, а педагогическая технология их заместила.

Разумеется, это впечатление кажущееся. Педагогическая общественность всегда мечтала о педагогике тонкого профессионального прикосновения к ребенку, поэтому не раз высказывала неудовлетворенность педагогической литературой. Выход на технологический уровень решения воспитательных проблем отвечает ее многолетним ожиданиям. Но педагогическая технология не замещает двух важнейших научных дисциплин — теорию воспитания и методику организации воспитательного процесса.

Педагогическая технология разрешает ту же совокупность воспитательных вопросов, что и данные дисциплины, однако производит такое рассмотрение и разработку тех же вопросов на ином уровне.

Поэтому изучение педагогической технологии предполагает предварительное ознакомление с теорией и методикой воспитания. Более того, какие-то проблемы педагогической технологии, вероятно, кажутся непонятными именно в силу теоретической либо методической неподготовленности будущего педагога.

Но вот что интересно отметить.

Амбивалентный мир, всегда порождая альтернативу любому явлению действительности, создал такой противовес и педагогической технологии. Ее отточенному графическому рисунку прикосновения к личности противостоит сегодня «вульгарная педагогика» с ориентацией на жизнеустройство, с грубыми формами взаимоотношений, с упоением плотскими удовольствиями, с методикой визга, вопля, разнузданности, провозглашения примата натуры над духом и идеей свободы от завоеваний мировой культуры.

Представителей вульгарной педагогики довольно много, ибо основания ее просты и незатейливы, она базируется на призыве оказывать помощь ребенку в его адаптации к реальности. Коль скоро эта реальность в период распада общества низка, то и ребенку не следует напрягаться, возвышаясь над болотом развалившейся жизни, — утверждают представители вульгарной педагогики. Их основной аргумент - «все так живут». Нет ничего нового в такой аргументации - еще великий Гегель говорил про кухарку, которая «мыслит абстрактно», полагая, что «все так» живут, как ей видится. Гегелевская кухарка живет и поныне, ей комфортно в нише вульгарной педагогики.

Если с позиции педагогической технологии видится путь восхождения к духовному развитию личности ребенка через сопротивление натиску бездуховного прозаического быта, то с позиции вульгарной педагогики абсолютизируется предметный мир и признаваемая власть натуры над духом человека снимает необходимость постоянного напряжения сил маленького ребенка во имя решения проблем жизни человека как наивысшей ценности и во имя его соответствия своему назначению. Поэтому естественным является неприятие со стороны представителей вульгарной педагогики технологии, разрабатывающей способы тонкого, нежного, гуманистического и гуманного, философски обоснованного и психологически выверенного прикосновения к личности, приобщающейся к мировой культуре. Определенная группой профессионалов ожидает от педагогики методов «попроще», чтобы заниматься профессиональной работой без напряжения, спустя рукава, полагая, что существуют на свете такие грубые способы взращивания прекрасного творения - «Человек».

Человек настолько сложен, что «простыми» механизмами возможно лишь разрушение его тончайшей конструкции.

Не владея педагогической технологией, мы теряем прекрасных людей, обедняя процесс возвышения человека. А ведь именно люди — основное условие нашего счастья либо нашего огромного несчастья. Легко пережить плохую погоду, и укусы летних комаров не причиняют нам особого горя, и пригоревшие котлеты с убежавшим из кастрюли молоком, а также и сломавшийся замок, не пускающий нас в дом, — все это малые неприятности по сравнению с теми, что доставляют нам люди вокруг нас. Человек — самый сильный источник несчастья. Человек — самое крепкое основание для счастья.

Овладение педагогической технологией имеет одно непредвиденное последствие: обучающийся начинает слышать Другого, и этот другой человек становится интересным, а то, что случается с ним, а заодно, с ним и с тобою вместе или даже просто с тобою, — все наполняется значительным содержанием, улетучивается скука — страшный источник пороков и преступлений.

Человек становится интереснейшим объектом действительности. Ситуации, которые выстраиваются вокруг человека и самим человеком, становятся источником богатых разнообразных переживаний и толчком для интенсивной интеллектуальной работы. Жизнь становится интересна, и поэтому нет острой потребности в, создании ирреального, виртуального мира, галлюцинирующего сознания.

Часто студенты замечают, что основы педагогической технологии должны быть известны каждому точно так же, как таблица умножения. С таким суждением нельзя не согласиться, тем более, что основы фундаментальных наук, изучаемые в школе, уже много раз убеждали человечество в силе своего влияния на ход личностной судьбы. Однако педагогическая технология, при своей специфике, не нуждается в специальном преподавании ее детям. Если педагоги овладевают основами педагогической техники, то дети в течение очень небольшого времени - благодаря подражательному инстинкту, зеркальному партнерскому отражению, обаятельности форм взаимодействия, авторитету педагога, — овладевают этико-психологической культурой взаимодействия с людьми.

И последнее. Еще никому не удавалось овладеть педагогической технологией вне философского, этического и психологического осмысления работы педагога с детьми. Искусство тонкого прикосновения к личности ребенка базируется на философии человека, этике взаимоотношений людей и психологии межличностного общения. И относиться к научной дисциплине под названием «Педагогическая технология» нужно как к одному из звеньев в цепи антропологических наук, которые следует — во имя свободного владения педагогической технологией! — основательно изучать педагогу.

Задания для самостоятельной работы студента*

Самостоятельная работа состоит из упражнений в овладении длинным рядом профессиональных операций. Эти упражнения просты, легки, поэтому рекомендуем их проделывать многократно, пока не будет достигнут некоторый автоматизм их исполнения. Преподаватель, ведущий занятия, может предоставлять время на них для индивидуальных сообщений о ходе выполнения заданий.

1. Обратитесь за помощью к одному и тому же человеку в течение одного дня, используя поочередно все четыре способа оформления просьбы (парадигмы). Проследите и зафиксируйте реакции.

2. В ситуации, когда вам оказали услугу, используйте после традиционного «спасибо» операцию «Я-сообщение». Проследите реакцию.

3. Улыбнитесь «одними глазами» знакомому, незнакомому, близкому, товарищу, другу. Заметьте реакцию.

4. Вы встретили знакомого. Произведите «положительное подкрепление» в союзе с «Я-сообщением». Заметьте реакцию.

5.В случае приказной формы обращения к вам используйте этическую защиту посредством «ссылки на особенность характера». Обратите внимание на реакцию партнера.

6. К вам обратились, не произнеся обращения. Используйте этическую защиту «Вопрос об адресате». Запомните реакцию и проследите следующее к вам обращение.

7. Зайдите в книжный магазин и, стоя у прилавка, недалеко от продавца, произнесите «Так бы хотелось приобрести новую интересную книгу!» Фиксируйте действия продавца. В любом случае вы можете отказаться от книги по разным причинам.

8. При встрече со знакомым отметьте его особое проявление достоинства: «Ты сегодня особенно...» или «У тебя сегодня особенно...» И проследите по пластике и мимике его самочувствие в этот момент.

9. Слушая человека, старайтесь проговаривать про себя его фразы и отдельные ключевые слова. Вы станете слышать этого человека.

10. Слушая музыку, пропевайте про себя выгибы мелодии. Так вы услышите музыку.

11. Увидев неприятной внешности человека на улице, проговорите «Зато он...» Найдите предположительное достоинство, которое бы компенсировало либо объясняло внешнюю непривлекательность.

12. Увидев группу детей, обратитесь к ним с каким-либо вопросом, используя такие обращения, как «дамы и господа», «судари и сударыни», «уважаемые граждане земли» и прочие. Понаблюдайте за реакцией, проанализируйте ее.

13. Разговаривая с человеком, добавляйте к каждой последующей вашей реплике его имя или обращение к нему. Например: «Да, Петр, я согласен...» «Конечно, Петр...» Проследите, изменится ли его стиль обращения с вами.

14. Произнося в адрес двух-трех человек «положительное подкрепление», отметьте различия в ответной реакции. Проанализируйте произошедшее.

15. Посвятите весь день «положительному подкреплению». При встрече со знакомыми людьми говорите им об их достоинствах. Только помните, что человек верит деталям высокой оценки более чем общей оценке. Вечером проанализируйте случаи, которые запомнились, интересные реакции.

16. Договоритесь со своим товарищем по учебной группе о выходе на конфликтную ситуацию. Рассмотрите возможность «снятия конфликта», а затем «разрешите конфликт», сконструированный вами. Проанализируйте.

17. Заявите претензии на какой-то предмет, принадлежащий другому человеку. Теперь разрешайте этот конфликт, используйте разные способы. Принесите извинения этому человеку, расскажите о замысле.

18. Ваш коллега говорит, что ваши методы работы с детьми антипедагогичны. Что делаете, чтобы разрешить конфликт?

19. Вы не согласны с тем, что сделал ваш знакомый (коллега, товарищ, приятель, родители). Начните с того, что отметьте положительные стороны сделанного, а потом выскажитесь по поводу тех черт, которые вам не понравились. Проследите, каково будет состояние партнера и как оно станет меняться.

20. В ситуации, когда человек совершил оплошность либо ошибку, попробуйте оправдать его поведение, сказав: «Ты же не нарочно...» или «Ты же не хотел этого...» или же «Ты просто не подумал и не сумел справиться со своим состоянием...» Когда вы это произнесете, проследите, как изменится состояние партнера, а также — каким станет ваше собственное состояние.

21. Представьте, что вам надо объяснить прохожему, как добраться до определенного пункта. Проговорите.

22. Представьте, что вам надо дать инструкцию к ряду действий — «мыть посуду», «полить цветы», «варить кашу», «делать бутерброды», «угощать конфетами», и прочее. Начните со слов «Тут главное...» и доведите до конца всю инструкцию.

23. Ученик отвечает у доски. Он запнулся. Найдите аргумент, не позволяющий другим ученикам в это время подымать руку как знак того, что они знают, что следует сказать. Используйте данный аргумент в беседе с товарищами, когда кто-то подсказывает мысль говорящему.

24. Ученик подошел к столу учителя, взял книгу, рассматривает. Сделайте «Я-сообщение» о неприкосновенности личности.

25. Когда не хочется что-либо делать, скажите себе: «Это же легко. Только надо...», — и кратко перечислите, что именно и за какое время надо выполнить необходимый объем работы.

26. Если у вас есть домашнее животное, попробуйте в момент взаимодействия с ним («лает», «кусает», «царапает», мяукает», «играет» и прочее) проговорить три вопроса: «Чего ты хочешь?», «Как ты себя при этом чувствуешь?» и «Как ты думаешь, чувствую себя я при этом?». Разумеется, ваш любимец вам не ответит, но подарит упражнение, которое вы сейчас проделали.

27. Попробуйте сделать то же самое в адрес расшалившегося ребенка, капризничающего взрослого, ворчливого родственника и т.д. Вспомните об этих вопросах, когда вы в дурном расположении духа, задайте эти вопросы самому себе.

28. Обратитесь к продавцу с просьбой о товаре. Но используйте этот момент для упражнения в «переакцентировке внимания на деталь»: скажем, обращаете внимание продавца на деталь товара, которая вас особенно устраивает.

29. А теперь обратитесь к знакомому с реальной просьбой что-то сделать, но переакцентируйте внимание с общей просьбы на деталь необходимых при исполнении действий. Проследите в реакции знакомого меру готовности исполнить просьбу.

30. Когда вам хочется произнести в адрес человека негативную просьбу («не» плюс глагол), найдите позитивную замену. Например, вместо «не толкайте меня» — «вот здесь будет удобнее». Зафиксируйте ситуацию, обдумайте, объясните ее положительное влияние.

31. Перечислите все, что вам надобно сделать за один день. Найдите к каждому пункту намеченной программы аргумент. Кажется ли вам он достаточно убедительным? Если нет — ищите другой, либо отменяйте намеченное дело.

32. По формуле «тезис — аргумент — иллюстрация» составьте фрагмент выступления на темы «Солнце», «Море». «Лес», или «Пироги», «Чай», «Соль», или «Автомобиль», «Путешествие», «Рюкзак» и т.п.

33. Вы

Наши рекомендации