Раздел 3.Электротехника (10 ч.)
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии (4 часа).
Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока. Заделка провода кольцом. Подбор электромонтажных инструментов для сращивания проводов.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (2 часа).
Принципы работы устройств защиты. Счётчик, расход и экономия электроэнергии. Устройства автоматики и их схемы. Правила безопасной работы с электроустановками. Профессии электротехнического производства и обслуживания электроустановок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Расчёт суточного расхода электроэнергии и её стоимости. Исследование схем электроустановок.
Тема 3. Бытовые электроприборы (4 часа).
Виды и безопасная эксплуатация электробытовых приборов, их характеристики. Пути экономии электрической энергии в быту. Характеристики ламп и осветительных приборов. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Современные электронагревательные приборы, холодильники и стиральные машины. Профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом бытовых электроприборов. Пути получения профессионального образования. Экскурсия в электротехнический лицей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Оценка эксплуатационных параметров электроприборов. Энергетический аудит квартиры
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование (4 часа)
Тема 1. Сферы производства и профессиональное образование (2 часа)
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения предприятия. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Профессионально важные качества. Игра «Поиск».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Исследование деятельности производственного предприятия или предприятия сервиса.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 часа).
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Оплата труда. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования и трудоустройства.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Анализ регионального рынка труда. Пути профессионального образования.
Рекомендуемая литература
для учащихся:
- Технология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2012;
- Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана - Граф, 2013;
- Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана - Граф, 2014;
- Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана - Граф, 2015;
- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. –М.: Вентана-Граф, 2012г.
- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. –М.: Вентана-Граф, 2013г.
- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. –М.: Вентана-Граф, 2014г.
– Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 240 с.
– Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.
Для учителя:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов/ Под ред. Проф. Е.Я.Когана. –Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2006.
- Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд/ С.Э.Маркуцкая, -М.:Издательство «Экзамен», 2008.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя/ под ред. И.А.Сасовой –М.: Вентана-Графф,2003
– Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.
- Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 1992.
- Сасова, И. А. Технология . 5 - 8 классы : программа / И . А. Сасова, А. В. Марченко. -М.:
Вентана-Граф, 2007.
– Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. – Волгоград: Перемена, 1998.