Раздел 1. «Кулинария». (14 часов )

Тема 1. Санитария и гигиена (2 часа).

Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи.

Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Тема 2. Физиология питания (2 часа).

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд , соответствующих принципам рационального питания.

Тема 3. Блюда из овощей.(4 часа)

Виды овощей, используемых в кулинарии. Назначение, правила и условия механической обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Технология приготовления салатов из сырых и отварных овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 4. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.(4 часа)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц.

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов.

Виды горячих напитков. Технология приготовления чая.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из яиц. Приготовление бутербродов и чая.

Тема 12. Сервировка стола. Этикет. (2 часа)

Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к завтраку, приготовление завтрака простым способом.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(34часа)

Тема 1. Свойства текстильных материалов.(4 часа)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон . Изготовление нитей и тканей в условиях ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в тканях. Лицевая и изнаночная стороны в тканях. Виды переплетения нитей в тканях. Свойства тканей и нитей (механические, физические, технологические, эксплуатационные. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон.

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, долевой нити в ткани.

Тема 2. Элементы машиноведения. (6часов)

Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Намотка нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Закрепление строчки обратным ходом машины.

Тема 3. Конструирование швейных изделий (6 часов).

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды .

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий. (2 часа).

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (16 часов)

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка поясов, бретелей, карманов;

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка фартука. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел 3.Художественные ремёсла.(8 часов)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство.(2 часа)

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов России. Традиционный вид рукоделия: вышивка. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке. Отделка изделий вышивкой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Зарисовка современных и старинных орнаментов.

Тема 2. Вышивка. (6часов)

Технологическая последовательность вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Технология выполнения простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, «козлик». Изготовление вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Изготовление изделия. ВТО вышитого изделия. Окончательная отделка.

Раздел 4.Оформление интерьера.(4часа)

Тема 1. Интерьер кухни. (4часа)

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскиза изделия декоративно-прикладного творчества для оформления кухни.

Раздел 5. Технологии творческой деятельности. (8 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(8 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление фартука для работы на кухне. Разработка документации изготовления фартука.

Учебно-тематический план. 6 класс.

№ раздела, темы Разделы, темы. Количество часов
Раздел 1. Кулинария
1. Физиология питания
2. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
3. Блюда из рыбы и морепродуктов
4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
5. Изделия из теста
Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов
1. Свойства текстильных материалов
2. Элементы машиноведения
3. Конструирование швейных изделий
4. Моделирование швейных изделий
5. Технология изготовления швейных изделий
Раздел 3. Художественные ремёсла
1. Вязание крючком
Раздел 4. Оформление интерьера
1. Интерьер жилого дома
Раздел 5. Технологии творческой деятельности
1. Исследовательская и созидательная деятельность
  Итого :
       

Содержание программы . 6 класс.

Раздел 1. «Кулинария». (12 часов)

Тема 2. Физиология питания (6 часов).

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; первая помощь при пищевых отравлениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд , соответствующих принципам рационального питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Составление меню из малокалорийных продуктов.

Тема 5. Блюда из кисломолочных продуктов (2часа).

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из творога.

Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов (2 часа).

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения рыбы и рыбных консервов. Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы. Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и продуктов моря. Требования к качеству готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема 7. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа).

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Способы варки макаронных изделий.Соотношение крупы, жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, макаронных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Тема8. Изделия из теста (4 часа).

Виды теста. Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выпечка блинов. Приготовление вареников с начинкой.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(30часов)

Тема 1. Свойства текстильных материалов.(2 часа)

Способы получения и свойства натуральных волокон . Виды переплетения нитей в тканях.

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка и шерсти.

Тема 2. Элементы машиноведения. (2часа)

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Устройство челнока УШМ. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Тема 3. Конструирование плечевых изделий (6 часов).

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий. (2 часа).

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (18 часов)

Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка плечевых швов;

- обработка проймы и горловины;

- обмётывание швов машинными способами;

- обработка низа швейного изделия машинным способом.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел 3.Художественные ремёсла.(10 часов)

Тема 1. Вязание крючком (10 часов).

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.

Раздел 4.Оформление интерьера.(6 часов)

Тема 1. Интерьер жилого дома (6 часов).

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, детского уголка. Оформление интерьера картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, мебели, обоев и т. д. Роль освещения в интерьере. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Создание эскиза детской комнаты. Составление плана реализации проекта «Оформление детской комнаты». Проектирование рационального размещения мебели в детской комнате.

Раздел 5. Технологии творческой деятельности. (10 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(10 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Изготовление швейных изделий. Оформление детской комнаты.

Учебно-тематический план. 7 класс.

№ раздела, темы Разделы, темы. Количество часов
Раздел 1. Технологии творческой деятельности
1. Исследовательская и созидательная деятельность
2. Мини-проект «Мой бюджет»
3. Проект «Приготовление обеда»
4. Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов».
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
1. Семейная экономика. Бюджет семьи
Раздел 3. Оформление интерьера
1. Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.
Раздел 4. Кулинария
1. Блюда из мяса
2. Блюда из птицы
3. Заправочные супы
4. Способы хранения пищевых продуктов
5. Сервировка стола к обеду.
Раздел 5. Создание изделий из текстильных материалов
1. Свойства текстильных материалов
2. Конструирование и моделирование швейного изделия
3. Элементы машиноведения
4. Технология изготовления швейного изделия
Раздел 6. Художественные ремёсла.
1. Вязание на спицах
  Резерв
  Итого :

Содержание программы. 7 класс.

Раздел 1 «Технологии творческой деятельности». (2 часа)

Исследовательская и созидательная деятельность (4 часа)

Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы проектной деятельности. Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Выполнение упражнений. Создание электронной презентации проекта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Создание электронной презентации проекта. Проект по теме «Технология ведения домашнего хозяйства». Проект по теме «Кулинария». Проект по теме «Создание изделий из текстильных материалов». Защита комплексного творческого проекта

Мини-проект «Мой бюджет»(2часа)

Исследование состава семьи. Определение потребности. Краткая формулировка задачи проекта. Исследование источников своих доходов. Исследование своих расходов. Расчёт баланса доходов и расходов. Анализ проекта. Защита проекта.

Проект «Приготовление обеда»(2 часа)

Определение потребности. Краткая формулировка задачи проекта. Исследование вкусовых предпочтений членов семьи, суточной потребности в энергии участников обеда. Выработка требований к обеду. Выработка набора идей. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи. Составление технологических карт приготовления блюд. Анализ проделанной работы. Оформление рекламы обеда. Защита проекта.

Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов»(2 часа).

Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Защита проекта.

Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (2часа).

Семейная экономика. Бюджет семьи(2 часа)

Бюджет семьи. Потребности человека и потребительская корзина. Рациональное планирование расходов семьи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Определение бюджетного баланса и структуры семейных доходов и расходов.

Раздел 3. Оформление интерьера (2 часа)

Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.(2 часа)

Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности, и состояния воздушной среды. Функциональное назначение прихожей. Освещение прихожей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение чертёжа «План прихожей»

Раздел 4. Кулинария (12 часов)

Блюда из мяса (4 часа)

Значение мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд из рубленого мяса.

Блюда из птицы(2часа)

Виды сельскохозяйственной птицы. Технология приготовления с/х птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из курицы.

Заправочные супы(2 часа)

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления заправочных супов. Оценка качества супа и подача его к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление заправочного супа.

Способы хранения пищевых продуктов.(2 часа)

Способы хранения пищевых продуктов. Подготовка плодов и овощей к консервированию. Технология приготовления варенья из ягод и фруктов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление варенья из ягод и фруктов.

Сервировка стола. Этикет. (2 часа)

Особенности сервировки стола к обеду. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к обеду.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных материалов (42 часа)

Свойства текстильных материалов (2 часа) .

Свойства химических волокон и тканей из них. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Определение вида тканей по сырьевому составу.

Конструирование и моделирование поясного изделия (8 часов).

Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий. Построение чертежа прямой юбки. Приёмы моделирования прямой юбки. Подготовка выкройки к раскрою. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок. Расчёт и построение чертежа прямой юбки. Моделирование прямой юбки.

Элементы машиноведения (2 часа).

Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии .

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образца подшивания потайной строчкой.

Технология изготовления швейного изделия(18 часов) .

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка застёжек, поясов;

- обмётывание швов машинными способами;

- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

- обработка низа швейного изделия машинным способом.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Раскладка деталей выкройки и раскрой. Обработка деталей кроя. Смётывание деталей кроя и проведение примерки. Обработка вытачек и боковых швов. Обработка пояса и верхнего среза юбки притачным поясом. Обработка застёжки тесьмой-молнией. Обработка нижнего среза юбки. Обработка петли, пришивание пуговиц.

Раздел 6. Художественные ремёсла(10 часов).

Вязание на спицах (10 часов)

Изделия, связанные спицами, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания спицами. Подготовка материалов к работе. Выбор номера спиц в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель . Приёмы вязания на двух спицах. Технология изготовления мелких вязаных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образца «платочной вязки». Изготовление образца «чулочной вязки». Изготовление вязаного изделия

Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов»(2 часа).

Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Защита проекта.

Учебно-тематический план. 8 класс.

№ раздела, темы Разделы, темы. Количество часов
Раздел 1. Технологии творческой деятельности
1. Исследовательская и созидательная деятельность
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
1. Экология жилища.
2. Технологии ремонтно-отделочных работ
Раздел 3. Электротехника
1. Электромонтажные и сборочные технологии
2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
3. Бытовые электроприборы
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование
1. Сферы производства и профессиональное образование
2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
  Резерв
  Итого :

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 класс (34ч)

Наши рекомендации