Работа в классном уголке по технике речи
В процессе обучения глухих учащихся устной речи стоит задача не только научить их правильному произношению, но и сформировать у них навыки самостоятельной работы над внятностью. Однако не все существующие формы организации работы позволяют это сделать в полной мере. Например, речевая зарядка, как правило, проводится фронтально при руководящей роли учителя. На уроках истории, географии и т. д. самостоятельная работа над произношением тоже в значительной степени ограничена. С нашей точки зрения, наибольшую возможность для привития самостоятельности дают индивидуальные занятия, уроки по технике речи и специальная форма организации работы над произношением—самостоятельная работа учащихся. Однако уроки по технике речи проводятся лишь один раз в неделю, а на индивидуальные занятия берутся не все учащиеся класса. Таким образом, при существующих формах организации работы довольно трудно создать большие возможности для привития самостоятельности и активности при усвоении устной речи. Поэтому целесообразно появляется потребность найти такую форму организации работы, которая создавала бы наибольшие возможности для реализации указанных принципов. Ею могут быть занятия в уголке по технике речи.
Уголок по технике речи оборудуется в классе на специальном стенде. В нем должны быть представлены материалы, содержание которых позволяет учащимся овладеть различными сторонами устной речи: звуками, словесным и логическим ударением, орфоэпией, темпом речи и т. д. Естественно, овладение это происходит в полном соответствии с программными требованиями.
В уголке по технике речи решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи. Материал здесь подбирается таким образом, чтобы учащиеся понимали практическую значимость внятности речи. Важно также
воспитать у детей желание и потребность овладеть наиболее совершенной формой общения. Среди материалов особое место должно быть отведено словарю, связанному с овладением устной речью. Имеются1 в виду такие, например, слова и обороты речи: звук, слог, ударный слог, при звуке с голоса нет и т. д. В уголке по технике речи должны быть данные о состоянии произношения учащихся и динамике его совершенствования. Для этого в уголке помещается соответствующая таблица. В связи с тем что учебников по технике речи пока нет, в уголке должны быть представлены материалы, которые помогали бы учащимся Боспроизводить во время индивидуальных занятий и речевых зарядок материал, который был на уроке.
Это прежде всего специальные вопросы и ответы на них, например: «Какие бывают звуки?» — «Звуки бывают гласные и согласные». — «Какие бывают согласные?» и т. д.
Формирование, закрепление .и совершенствование произносительных навыков в уголке л о технике речи осуществляется на материале звуков, слогов, фраз, связного текста. Как и при других формах организации работы над произношением, речевой материал должен подбираться по фонетическому принципу, включать слова, обороты речи и тексты, с которыми учащиеся знакомятся на уроках по различным предметам. Например, воспитывая навыки правильного произнесения сочетаний согласных звуков и слитности слов, можно использовать следующий материал: имя существительное, местоимение, сто двадцать три.
Речевой материал может быть оформлен в виде специальных плакатов со словами и предложениями, фотографий, рисунков, картинок, .схем, карточек и т. д. В уголке должны быть представлены рисунки профилей артикуляции всех звуков речи !.
Наличие профилей позволяет учащимся осуществлять самостоятельную работу над произношением звуков и воспитывать навыки самоконтроля. Могут быть плакаты с текстом правил, например:
1 Разумеется, что в приготовительном, I классе и первом полугодии IIкласса помещаются рисунки профилей артикуляции только пройденных звуков,
118
Двойные согласные звуки надо говорить как один долгий звук. Короткое предложение надо говорить на одном выдохе, длинное — с паузой.
Содержание плаката должно отображать и воспитательные задачи. Приведем образцы таких плакатов:
Учись правильно говорить — тебя будут все хорошо понимать. Кто хорошо говорит, тот хорошо учится. Могут быть плакаты, содержание которых определяет круг требований к внятности речи:
Чтобы правильно говорить, нужно хорошо произносить все звуки, правильно ставить ударение в словах, правильно делать паузы.
Особенно широко в содержание плакатов должны включаться различного рода задания для самостоятельной работы учащихся над устной речью, которые могут касаться как речи в целом, так и отдельных ее сторон,
например:
Научись правильно произносить звуки н—б, m—д, к—г в слогах и словах 1. Эти слова (...) скажи с правильным ударением. Приведем пример задания более общего характера:
Научись правильно говорить предложения: Здравствуйте, Ольга Ивановна! Дайте мне, пожалуйста, тетрадь. Можно взять книгу?
Эта задача является более общей, так как ученики здесь должны выполнять несколько требований: правильно произносить звуки, соблюдать ударение в словах и орфоэпически правильно их произносить, соблюдать правильный темп речи.
Учащимся может быть предложено разучивание текста разговора с целью отработки внятности произношения:
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Коля.
- Где ты живешь?
- Я живу в деревне.
На плакатах могут быть сформулированы задания, имеющие в виду подготовку учащихся к конкретным работам в конце четверти, полугодия, например:
Через десять дней будет контрольный урок. Повтори звуки с, з, ц, ш, ж, ч. Подбери текст загадки, чтобы в словах были эти звуки. Научись правильно говорить свою загадку.
Приводится конкретный речевой материал,
Содержание материала, представленного в уголке, периодически меняется, в зависимости от выполнения программных требований. Общее руководство над работой в уголке осуществляется учителем, в старших классах в оформлении уголка (подбор речевого материала, заданий и т. д.) принимает участие не только учитель, но и глухие школьники.
Таким образом, мы раскрыли значение работы в уголке по технике речи, сформулировали примерное ее содержание, дали указания по характеру'проведения этой работы в связи с раскрытием содержания.
В заключение приведем образцы материалов, из которых бывают составлены утолки по технике реч-и.
Имеется в виду IV класс. |
Уголокпо технике речи'
1 Имеется в виду VII класс.
Рис. 26. Аня ела арбуз. Маша надела сарафан. |