V. Защита и оценка курсовой работы
I. Общие положения
Курсовая работа является обязательным видом учебного труда студента. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (350500) 040101 – «Социальная работа» предусмотрено выполнение трех курсовых работ за весь период обучения. Учебным планом подготовки специалистов социальной работы в Филиале РГСУ в г. Минске предусмотрено выполнение курсовых работ по следующим дисциплинам:
· Теория социальной работы (6 семестр, дневное / заочное отделение);
· Технология социальной работы (8 семестр, дневное / заочное отделение);
· Менеджмент в социальной работе (9 семестр - дневное отделение, 11 семестр - заочное отделение).
Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование. Оно должно способствовать более углубленному овладению студентом учебных дисциплин, приобретению навыков учебно-исследовательской деятельности в области решения как теоретических, так и практических проблем социальной работы и опыта подготовки публикаций.
Содержание курсового проектирования определяется примерной тематикой, которая разрабатывается, ежегодно пересматривается и обновляется кафедрой, осуществляющей руководство курсовым проектированием. Тематика курсовых работ учитывает направления научных интересов кафедры и отдельных ее преподавателей.
Содержание курсовой работы представляет собой всестороннее рассмотрение избранной для исследования темы с использованием всех изученных элементов научно-исследовательского поиска, обоснованием определенного понимания сути исследуемого социального явления, аргументированием теоретических положений, собственной точки зрения, способов практического разрешения конкретных социальных проблем, изучаемых в ходе освоения образовательной программы по специальности и специализации.
Курсовая работа базируется на изучении первоисточников, научной литературы, официальных нормативно-правовых документов, отдельных социологических (статистических) материалов, отражающих состояние, тенденции развития социальных процессов, явлений в социальной работе. Выполнение курсовой работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить научно-исследовательский поиск, увязывать вопросы теории и практики, делать обобщения, выводы, предложения по разрешению конкретных социальных проблем.
На качество выполнения курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала, который может быть наработан студентом во время прохождения учебной (производственной) практики, а также в ходе изучения, обобщения практического опыта социальной работы, имеющегося в учреждениях, организациях социальной сферы.
Курсовая работа готовится студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. На каждом последующем курсе он имеет право выбора новой темы курсовой работы и нового научного руководителя. Однако целесообразно избрать такую тему для исследования, которая бы позволила обеспечить преемственность учебной и научно-исследовательской деятельности студента в течение всего периода обучения.
Студент может также предложить свою тему с обоснованием ее целесообразности. Возможно выполнение курсовой работы группой студентов (2-4 человека). В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.
Научный руководитель курсовой работы определяется кафедрой из числа преподавателей, ведущих учебный процесс по данной или смежным дисциплинам.
Студент совместно с руководителем уточняет тему исследования, круг вопросов, подлежащих изучению, определяет структуру работы, ее план и сроки выполнения отдельных этапов. Выполнение требований к курсовой работе, рекомендаций научного руководителя в период ее подготовки является обязательным для студента.
Окончательное закрепление тем курсовых работ осуществляется кафедрой и утверждается на ее заседании. Изменение или уточнение названия темы может быть осуществлено в исключительных случаях, но не позднее, чем за месяц до ее публичной защиты.
Если студент не встретился с научным руководителем и не выбрал тему курсовой работы в установленные сроки, то кафедра совместно с утвержденным научным руководителем определяет тему студенту из перечня оставшихся свободными.
Промежуточный контроль за ходом подготовки курсовой работы осуществляется научным руководителем. Сроки выполнения курсовой работы, ее защиты определяются кафедрой в соответствии с учебным планом, но не позднее двух недель до начала сессии. Решение о допуске к защите курсовой работы принимается научным руководителем.
Студент обязан за неделю до защиты работы представить ее научному руководителю в окончательном варианте и получить от него письменный отзыв и допуск к защите.
Курсовая работа, не имеющая допуска научного руководителя, к защите не принимается.
В исключительных случаях (когда между студентом и научным руководителем возникают принципиальные расхождения во взглядах на проблему) работа может быть допущена к защите без согласия научного руководителя. Однако и в таком случае должен быть отзыв научного руководителя на курсовую работу.
Защита курсовой работы осуществляется публично, в присутствии членов комиссии, сформированной кафедрой. Комиссия организует и проводит защиту курсовых работ, их оценивание. Работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в зависимости от степени работы соответствия работы выработанным критериальным показателям.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку при защите курсовой работы, к экзаменационной сессии не допускается. В этом случае курсовая работа возвращается студенту на доработку с условием последующей защиты в течение срока, установленного комиссией.
Неудовлетворительная оценка по курсовой работе является академической задолженностью, из-за которой студент может быть отчислен.
II. Задачи курсовой работы
Курсовая работа призвана углубить общепрофессиональные и специальные знания, практические умения студента по разрешению проблем в области социальной работы. Как правило, она носит учебно-исследовательский характер реферативных форм научной деятельности. При этом необходимо усвоить не только способы отбора, анализа, обобщения информации, но и видеть нерешенные, дискуссионные проблемы в области теории и практики социальной работы, моделировать и проектировать пути их решения, обобщать и анализировать имеющийся передовой опыт.
Курсовая работа является важным средством в решении следующих учебных задач:
· углубления теоретических знаний в исследуемой области социальной работы;
· овладения методами научно-исследовательского поиска;
· приобретения навыков самостоятельной работы;
· привития интереса к научно-поисковой, исследовательской деятельности;
· овладения навыками логического и последовательного изложения основных идей, положений, содержания исследуемой проблемы;
· выработки умения публичной защиты подготовленного материала (делать сообщение, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения и т.д.).
Курсовая работа должна содействовать развитию у студента следующих умений:
§ подбирать литературу по теме, составлять и реализовывать план исследования;
§ изучать, реферировать научную литературу;
§ обосновывать актуальность выбранной для исследования темы, определять ее предмет, объект, цель, исследовательские задачи, формулировать гипотезу;
§ логично и последовательно раскрывать тему;
§ планировать и проводить эмпирическое исследование;
§ анализировать, обобщать, описывать практический опыт в области социальной работы;
§ правильно оформлять работу.
Между перечисленными задачами нет четкого разделения. При подготовке курсовой работы они обычно в той или иной степени пересекаются.
III. Требования к курсовой работе
Курсовая работа рассматривается как вид учебной деятельности по определенной дисциплине или циклу дисциплин, выполняется в пределах часов, отводимых на их изучение.
Требования к курсовой работе вытекают из цели и задач, предъявляемых к данному виду учебной деятельности студента.
Курсовая работа должна отображать новизну рассматриваемой темы, ее актуальность, отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих точек зрения на решение конкретной проблемы. Она может содержать отдельные элементы эмпирического исследования, моделирования, проектирования и прогнозирования социальных явлений, процессов, технологий, организационно-управленческих решений в области социальной работы. Курсовая работа должна иметь четкую формулировку цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования, его методов проведения и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению.
В ходе подготовки курсовой работы студент осваивает реферативные формы научной деятельности, методы эмпирического поиска, анализа и обобщения имеющегося практического материала.
Курсовая работа имеет четкую структуру. Структурными элементами курсовой работы являются:
· Титульный лист (см. Приложение № 1).
· Оглавление (см. Приложение № 2).
· Введение.
· Основная часть (содержание работы рассматривается в разделах, главах, параграфах).
· Заключение (выводы).
· Список литературы (оформляется в соответствии с ГОСТом, см. Приложение № 4).
· Приложения.
Объем курсовой работы определяется ее содержанием и составляет, как правило, 35-40 страниц печатного текста, набранного на компьютере на стандартной бумаге формата А4 (210-297 мм). Текст набирается шрифтом «14», интервал между строками – 1,5, число знаков в строке не более 60-65. Размер полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10мм, левое – 30 мм. Размер абзацного отступа принят в 5 знаков, отбивка заголовка – 3 интервала.
Ошибки в тексте или опечатки могут быть исправлены с помощью белил типа «Штрих» либо с помощью впечатывания нужных букв и слов, либо вписывания их черной гелиевой ручкой.
Таблицы, графики, схемы выполняются аккуратно, могут располагаться по тексту или в приложении. Весь иллюстративный материал нумеруется и на него делаются ссылки в тексте. При этом следует иметь в виду, что принято писать «Таблица 1» справа вверху, а чуть ниже заголовок, который должен быть кратким.
Рисунки, графики, диаграммы и т.д. в тексте принято обозначать одинаково: «рис.» и по тексту название располагается внизу под рисунком.
Курсовая работа должна иметь твердую обложку, титульный лист, быть постранично пронумерована и сброшюрована.
Нумерация страниц курсовой работы сквозная, начинается со страницы «2», где оформляется оглавление работы. В общий объем курсовой работы не включается список использованной литературы и приложения. Нумерация страниц проставляется в центре верхней части страницы без точки в конце.
Основная часть работы (ее содержание), как правило, делится на разделы, главы (параграфы). Разделы и параграфы должны иметь заголовки. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Все цитаты в курсовой работе сопровождаются ссылкой на источники, сноски могут оформляться следующим образом:
· подстраничные с нумерацией – 1,2 и т.д. после цитаты на странице с представлением полного названия источника под чертой в конце данной страницы, например: [1]Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 35. Если публикация цитируется неоднократно на одной странице, то в последующих ссылках пишется «там же» и указывается номер страницы. Например: [2] там же. – С. 38;
· внутритекстовые сноски. Они следуют сразу после цитаты в квадратных скобках. При их оформлении используется список литературы, представленный в конце курсовой работы, где первая цифра – номер источника в списке используемой литературы, вторая – страница цитируемого, например: [6; 52];
· если ссылки делаются сразу на несколько работ или авторов, то в конце авторской мысли указываются в скобках номера работ, обозначенные в списке литературы, через запятую, например: [4, 25, 35]. При изложении взглядов автора, работу которого студент не смог прочитать, в ссылках на источник, материалы которого использовались, приводятся следующим образом: (цит. по [18]).
Количество источников, на основе которых готовится курсовая работа, должно быть не менее 30-40.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы курсовой работы, ее научная и практическая значимость. Здесь также определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, его методы, формируется гипотеза, указывается структура и характер работы.
В основной части курсовой работы раскрывается содержание исследуемой проблемы, согласно предусмотренного плана. Содержание каждого раздела завершается краткими выводами.
В заключении суммируются выводы, сделанные по разделам (главам), указываются проблемы, которые остались неразрешенными, намечаются пути возможной дальнейшей работы над проблемой.
Библиографический список использованных источников и литературывключает два раздела:
1. Законодательство и нормативный материал.
2. Специальная литература.
Библиография оформляется в алфавитном порядке с единой нумерацией и в соответствии с общепринятым в научной практике порядком (см. Приложение № 4).
Курсовая работа может включать приложения. Они формируются из разнообразных схем, графиков, таблиц, эмпирических данных и других материалов, которые отражают ход исследования и его результаты, но не вошли в содержание работы.
IV. Методический алгоритм подготовки и выполнения курсовой работы
Эффективность подготовки курсовой работы во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов. Прежде всего необходимо определить тему курсовой работы, изучить соответствующую литературу по проблеме и составить план исследования.
Подбор литературы начинается с просмотра библиографических каталогов. Можно также воспользоваться и программами по учебным курсам, планами семинарских занятий, в которых указывается основная (дополнительная) литература по отдельным темам. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретический, так и практический аспекты исследуемой проблемы. Особое внимание необходимо уделить поиску новейшей литературы, изданной в последние годы, поскольку в ней представлены последние достижения теории и практики социальной работы.
Доступными источниками библиографической информации могут быть:
· справочники, словари, энциклопедии;
· библиографические каталоги (систематический, алфавитный, тематический);
· библиографические издания;
· научная и методическая периодика по проблемам социальной работы. Это такие журналы, как «Социальная работа», «Ученые записки РГСУ», «Социальная работа: теория, технология, практика», «Социологические исследования», «Социальное обслуживание», «Социальная защита», «Охрана труда и социальная защита», «Педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник психосоциальной и коррекционной работы», «Социально-педагогическая работа», «Социология», «Социологические технологии исследования» «Отечественный журнал социальной работы», «Психология зрелости и старения», «Социальная политика. Вопросы социального обеспечения», «Профессиональная библиотека работника социальных служб» и др.
После формулировки темы исследования, его задач полезно составить первый вариант словаря (глоссария) основных понятий, которые активно будут исследоваться и использоваться в курсовой работе. Составление словаря позволит облегчить поиск и классификацию научной литературы, в процессе написания исследования четко разобраться и сформулировать его понятийный аппарат.
Необходимо иметь в виду, что по социальной работе еще не сформирована научная информация, которая охватывает все ее стороны. В этой связи при отборе литературы по проблеме исследования стоит обращаться к философской, психологической, социологической, педагогической, правовой литературе, где рассматриваются те или иные аспекты социальных процессов, явлений, проблем.
Поиск литературы, ее изучение во многом будет облегчен ведением соответствующей картотеки. На отдельных карточках обозначаются: Ф.И.О. автора, полное название работы, год издания, количество страниц в книге (статье), ее библиотечный шифр. Здесь же делаются пометки о возможных путях использования книги (статьи), отмечаются номера страниц, откуда могут быть сделаны выписки. Отдельные литературные источники могут подвергаться конспектированию, реферированию, ксерокопированию. Такая работа поможет проанализировать авторские позиции, теоретические положения, сформировать научные подходы, существующие в социальной работе к той или иной проблеме.
После изучения литературы необходимо продумать актуальность исследования, сформулировать его цель и задачи, уточнить предмет и объект исследования, выдвинуть гипотезу, определить ведущие методы исследования, этапы работы над проблемой.
Для того, чтобы обосновать актуальность, значение избранной для исследования темы, необходимо показать реальное состояние разработанности проблемы и определить социальный заказ, потребность на поиск путей ее разрешения как на уровне теории, так и практики.
Обоснование актуальности позволит перейти к формулированию цели исследования. По сути, сама тема курсовой работы уже содержит исследовательскую проблему. Однако цель исследования предполагает обоснование путей разрешения исследовательской проблемы средствами научного поиска.
Для успешного выполнения курсовой работы также очень важно вычленить в исследуемой проблеме объект и предмет исследования.
В целом объектом исследования в социальной работе выступают процессы связей, отношений, взаимодействий, способы и средства регуляции поведения социальных групп, личности в обществе. Объектом исследования в курсовой работе могут быть отдельные социальные явления, одно из направлений социальной работы или же индивиды, семьи, группы, общности людей, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Объектом исследования могут выступать закономерности, принципы и методы социальной работы, технологии помощи, механизмы управления в системе социальной работы и т.п. Словом, объектом выступает все то, на что направлен поиск познания, что явно или неявно содержит в себе противоречие, порождает проблему.
Понятие предмета исследования в курсовой работе более конкретно. Предметом исследования являются отдельные стороны объекта, которые подвергаются изучению. В курсовой работе в предмете выделяются только те элементы, связи и отношения, которые подлежат изучению. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможность их решения соответствующими средствами и методами. Предмет исследования в курсовой работе может аккумулироваться вокруг исследования социальной сферы, факторов и условий, способствующих или сдерживающих успешное социальное функционирование человека в обществе, определения механизмов, путей и способов социальной защиты, помощи человеку в различных жизненных ситуациях, выявления особенностей, специфики социальной деятельности, от которой зависит социальное самочувствие, благополучие человека и т.п.
В соответствии с целью, объектом и предметом определяются исследовательские задачи. В курсовой работе их может быть не более 3-4. Чаще всего первая задача связана с исследованием истории, состояния изучаемой проблемы; вторая – раскрытием и обоснованием теоретической сущности социального явления, понятийного аппарата, выявлением структуры, функций явления или процесса; третья – с разработкой и использованием методов, приемов, технологий социальной работы, направленных на преобразование социальной действительности в рамках изучаемой проблемы.
Определение задач в курсовой работе сопровождается выдвижением гипотезы исследования. Она представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в ходе работы над проблемой. Гипотеза предвосхищает результаты исследования, определяет их в основных чертах. Выдвижение гипотезы в курсовой работе делает процесс движения к познанию более глубоким и научным.
Далее подготовка курсовой работы должна быть сосредоточена на определении тех научных подходов и методов, с помощью которых возможно будет всесторонне изучить исследуемую проблему, достичь поставленной цели и разрешить исследовательские задачи.
Методы исследования – это способы получения научной информации. При подготовке курсовой работы могут быть использованы следующие методы учебно-поисковой работы:
· изучение литературы, документов, научных источников средствами анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и т.д.;
· проведение поисково-исследовательской работы с помощью наблюдения, беседы, анкетирования, опроса, тестирования, методов исследования жизненного пути и др.;
· моделирование и прогнозирование;
· обобщение передового опыта;
· обработка информации математическими и статистическими средствами.
Приложение исследовательских методов во многом определяется выбором темы работы, учебно-исследовательскими задачами, спецификой изучения объекта и предмета исследования, логикой его построения, выбором способов подтверждения гипотезы.
Представленный алгоритм работы над проблемой позволит сформулировать план исследования. План работы - это последовательность изложения исследовательских задач. Он раскрывает содержание курсовой работы.
По форме план работы может быть как простым, так и сложным. Простой план состоит, как правило, из 2-3 разделов, посвященных анализу исследовательской проблемы, раскрытию содержания темы курсовой работы.
Сложный - включает структурирование работы по отдельным главам и параграфам. Как правило, в курсовой работе может быть не более двух глав. Разделы, главы, параграфы должны иметь названия, а их формулировки - точными, четкими и краткими.
Выбор структуры плана курсовой работы во многом зависит от темы исследования, а также от авторского подхода к ее изложению. Однако необходимо иметь ввиду, что составление плана – это творческий процесс. Он обусловлен стремлением автора как можно глубже познать исследуемое явление, раскрыть его сущность, выявить пути решения.
План работы оформляется на следующей за титульным листом странице и является оглавлением курсовой работы (см. Приложение № 2). Название разделов, глав (параграфов) не должны повторять название всей работы
Все перечисленное выше составляет первую часть работы над исследовательской темой.
Вторая – предполагает подготовку и проведение поисково-исследовательской работы, экспериментирование (если это определено исследованием), а также написание текста курсовой работы, оформление материалов исследования, составление библиографии, подготовку аннотации и устного выступления.
В ходе проведения поисково-исследовательской работы могут активно использоваться такие методы научного поиска, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, тестирование, экспертные методы сбора и обработки информации, изучение социальных биографий и социальных историй, отдельных случаев из жизни клиентов и т.д. Использование этих методов позволит более глубоко познать сущность исследуемой в работе проблемы, представить ее анализ и выявить конкретные пути решения.
Далее, готовя текстовый материал курсовой работы, необходимо продумать соотношение отдельных частей курсовой работы – введения, глав (параграфов), заключения. Содержание работы излагается согласно предусмотренной планом структуры, с плавным переходом от одного вопроса к другому. В конце изложения каждого раздела (параграфа) делаются краткие выводы.
В содержательном аспекте курсовой работы ценным является стремление автора осуществить собственный анализ и видение дискуссионных проблем, аргументацию своей позиции, точки зрения с приведением по каждой из них соответствующих доказательств. Необходимо соблюдать меру и в проведении анализа различных литературных источников, не перегружая текст обсуждением какой-то одной работы. При анализе научной информации можно двигаться по двум направлениям: «от общего к частному» или «от частного к общему».
В курсовой работе не следует злоупотреблять цитированием. Нет необходимости дословно переписывать первоисточники, содержание законодательных актов и т.д. Продуктивнее давать пересказ содержания либо той или иной точки зрения на проблему, либо приводить позицию каждого автора, высказавшегося по определенному вопросу, и делать собственные заключения.
Важным способом структурирования работы является также выделение в тексте отдельных абзацев. Каждый абзац, как правило, соответствует началу новой мысли или новой информации. Деление материала на абзацы помогает структурировать логику изложения и восприятия материала.
Стиль изложения курсовой работы отличается использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью и в то же время должен быть доступным и понятным. В этих целях полезно внимательно читать научную литературу, обращая внимание на особенности формирования научного стиля, речевых оборотов, часто употребляемых словесных сочетаний. К ним можно отнести, например, такие, как «по нашему мнению», «следует отметить», «можно сделать вывод» и др.
Курсовая работа должна быть написана грамотно и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данному виду учебной деятельности.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ в г. МИНСКЕ
Кафедра социальной работы
Минск, 2006
Приложение 2
Оформление плана курсовой работы
ВАРИАНТ 1
стр. Введение 3-5 Глава 1. (название) 5-18 1.1. (название) 5-12 1.2. (название) 12-18 Глава 2. (название) 18-36 2.1. (название) 18-25 2.2. (название) 25-36 Заключение 36-38 Список использованной литературы 39-42 Приложения 43-45 |
ВАРИАНТ 2
стр.
Введение 3-5
Раздел I. (название раздела) 5-21
Раздел II. (название раздела) 21-33
Раздел III. (название раздела) 34-40
Заключение 41-43
Список использованной литературы 44-46
Приложения 47-50
Приложение 3
Примерная тематика курсовых работ
по дисциплине «Теория социальной работы»
1. Концептуальные научные подходы к определению понятия «социальная работа».
2. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной работы.
3. Направления развития теоретической школы в области социальной работы.
4. Социальная работа как вид социальной деятельности.
5. Ценностные ориентации социальной работы.
6. Социальная работа как вид социальной помощи человеку.
7. Гуманистические модели социальной работы, их использование в современной практике социальной работы.
8. Социально-педагогические модели социальной работы, их использование в современной практике социальной работы.
9. Социально-психологические модели социальной работы, их использование в современной практике социальной работы.
10. Коммуникативная теория и ее использование в практике социальной работы.
11. Кризисно-интервентная концепция социальной работы, ее использование в практике социальной работы.
12. Социальная работа как институт социализации личности.
13. Социальная работа как институт ресоциализации личности.
14. Социальная адаптация как предметное поле социальной работы.
15. Социокультурные факторы развития социальной работы в современном обществе.
16. Методы социальной работы: новое и традиционное.
17. Эмпирические методы и их использование в практике социальной работы.
18. Социальная работа с группой: теория и практика.
19. Индивидуальная социальная работа: теория и практика.
20. Социально-психологические теории социальной работы: содержание и практика использования.
21. Социальные отношения как предметное поле социальной работы.
22. Профессиональная деятельность социального работника: теория становления.
23. Общественное призрение как феномен социальной работы
24. Деятельность земств в области общественного призрения: направления и результаты.
25. Добровольческая деятельность в контексте социальной работы.
26. Социальная деятельность земских органов самоуправления.
27. Роль церкви в становлении и развитии социальной работы.
28. Трудовая помощь как направление социального призрения.
29. История становления и развития общественного (частного) призрения на Беларуси.
30. Государственное социальное обеспечение в контексте социальной работы.
31. Механизмы социальной защиты человека в социальной работе.
32. Организационно-правовые формы социальной защиты населения (дети, молодежь, пожилые люди, сироты, инвалиды).
33. Государственно-правовые основы социальной защиты населения.
34. Бедность и малообеспеченность как социальная проблема.
35. Тенденция и направления социальной защиты семьи в России (Беларуси).
36. Социальная работа как инструмент социальной политики.
37. Государственная социальная политика и социальная работа на Беларуси: взаимосвязь и взаимозависимость.
38. Социальное обслуживание как современная проблема социальной работы.
39. Социальное обслуживание как современная технология социальной работы.
40. Организация социального обслуживания в стационарных учреждениях.
41. Социальное обслуживание в нестационарных учреждениях (территориальные центры социального обслуживания, социальные службы и т.д.): пути совершенствования.
42. Социальные услуги как система социальной помощи и поддержки клиента.
43. Социальная служба как институт профессиональной социальной работы.
44. Развитие социальной работы в общественных структурах (организации, объединения и т.д.).
45. Социальная среда жизнедеятельности человека как объект социальной работы.
46. Социальная работа с населением по месту жительства (дети, молодежь, пожилые люди и т.д.).
47. Медико-социальная работа: направления и содержание.
48. Охрана материнства и детства как направление социальной работы.
49. Здоровый образ жизни как проблема социальной работы.
50. Концептуальные методы и организация социальной работы с семьей.
51. Социальное обслуживание семьи: теория и практика.
52. Социальный патронаж семьи как направление социальной работы.
53. Первичная профилактика как направление в социальной работе.
54. Наркология как направление в социальной работе.
55. Занятость населения как проблема социальной работы.
56. Насилие в семье как проблема социальной работы (дети, женщины, пожилые люди).
57. Пожилой человек как объект социальной работы.
58. Инвалидность как проблема социальной работы (дети, молодые инвалиды, взрослые, пожилые люди).
59. Дети как объект социальной работы (подростки, дети-сироты, дети-инвалиды).
60. Военнослужащие как объект социальной работы.
61. Вынужденные переселенцы как объект социальной работы.
62. Сельский социум как объект социальной работы.
63. Система образования (детское дошкольное учреждение, школа, ССУЗ, высшее учебное заведение) как объект социальной работы.
64. Гендерный фактор в социальной работе.
65. Девиантное поведение как проблема социальной работы (дети, молодежь, мужчины, женщины).
66. Профессиональная деформация специалиста социальной работы: пути преодоления.
67. Профессиональная деятельность специалиста социальной работы (территориальные центры социального обслуживания населения, стационарные учреждения, службы занятости, социальные приюты и т.д.): содержание, пути совершенствования.
68. Профессиональная культура специалиста социальной работы: пути формирования.
69. Конфликт и пути его разрешения в практике социальной работы.
70. Субъекты социальной работы: проблемы активизации их деятельности.
71. Профессиональный стресс в социальной работе: причины и способы помощи.
72. Социальное взаимодействие специалиста социальной работы и клиента: теория и практика.
73. Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования.
74. Эффективность социальной работы: методы оценки.
Примерная тематика курсовых работ
по учебной дисциплине «Технология социальной работы»
1. Диагностические технологии социальной работы, специфика их использования.
2. Технология социальной адаптации.
3. Технология социальной терапии.
4. Технология социальной реабилитации.
5. Технология опеки и попечительства.
6. Технология усыновления и удочерения.
7. Технология социального обслуживания.
8. Технология социального страхования.
9. Технология социального обеспечения.
10. Технология социальной профилактики.
11. Технология социального консультирования.
12. Технология посреднической деятельности.
13. Технологии социальной работы в медицинском стационаре.
14. Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни.
15. Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
16. Формы и методы решения социальных проблем военнослужащих.
17. Технологии социальной работы с малообеспеченными гражданами.
18. Технологии социальной работы с бездомными людьми.
19. Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
20. Технологии социальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии.
21. Технологии социальной поддержки инвалидов.
22. Технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка- инвалида.
23. Технологии социальной работы с семьей (неполная, молодая, пожилая, семья группы «риска»).
24. Технологии социальной работы с лицами, имеющими алкогольную зависимость.
25. Технология социальной работы с лицами, имеющими наркозависимость.
26. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.
27. Технологии социальной работы с безработными.
28. Технологии социальной работы с больными СПИДом.
29. Технологии профилактики ВИЧ/ СПИДа
30. Технологии социальной работы с проститутками.
31. Технологии паблик рилейшнз в социальной работе.
32. Технологии социальной работы с молодежью.
33. Технологии социальной работы на производстве.
34. Технологии профилактики алкогольной зависимости (дети, взрослые, мужчины, женщины).
35. Технологии профилактики наркомании (молодежь, женщины, мужчины).
36. Социальная реклама в деятельности социальных служб.
37. Культура внедрения технологий социальной работы.
38. Технологии социальной работы в ситуации насилия.
39. Технологии социальной работы с лицами, склонными к суициду.
40. Технологии профилактики насилия над людьми (женщины, дети, пожилые люди).
41. Технология профилактики суицидального поведения.
42. Технологии социальной работы с беременными женщинами.
43. Технологии организации досуговой деятельности (дети, молодежь, пожилые люди).
44. Технологии социальной работы в школе.
45. Технологии социальной работы с населением по месту жительства.
46. Технология социальной работы в сельском социуме.
47. Технологии психосоциальной работы с населением (дети, молодежь, пожилые люди, мужчины, женщины).
48. Технологии семейного консультирования.
49. Тех