С использованием аудиовизуальных технологий
На основе созданных на предыдущих занятиях тематических мини-каталогов с аудио-, видео-ресурсами разработать план развивающего занятия.
Включение аудивизуальных ресурсов сети интернет должно быть нацелено прежде всего на организацию активной познавательной деятельности, использованию различных форм при объяснении материала, повторении, контроле знаний. Работа с информацией разных типов должна быть направлена на развитие творческих способностей, организацию коммуникативных ситуаций, повышение мотивации к изучению той или иной темы, способствовать формированию компетенций учащихся.
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:
Разработку плана развивающего занятия (или внеклассного занятия) с использованием аудиовизуальных технологий, ресурсов интернет с последовательным описанием этапов урока и видов деятельности учащихся.
Контрольно-самостоятельная работа студентов (темы и формы)
В процессе изучения дисциплины по указанному курсу студент обязан выполнить некоторые виды самостоятельных работ:
- выполнить и защитить лабораторные работы по указанным темам;
- написать реферат на выбранную из предложенного списка тему;
- самостоятельно изучить часть материалов в соответствие с программой.
В процессе обучения, после лабораторной работы студент отвечает на вопросы.
Вопросы к лабораторным работам:
Лабораторная работа №1.
1. Какие преимущества имеет учебное занятие, подготовленное с применением технических средств обучения, перед традиционным занятием?
2. Укажите особенности технических средств обучения, которые не позволяют превратить их в универсальные средства и требуют использования других, не только технических средств?
3. Предложите пример (план) учебного занятия с использованием разнообразных технических средств обучения соответственно вашей специальности.
3. Ознакомьтесь с техническими данными, устройством, правилами эксплуатации различных технических средств обучения.
Лабораторная работа №2.
1. Какие преимущества имеет учебное занятие, подготовленное с применением аудиофайлов перед традиционным занятием?
2. Предложите пример (план) учебного занятия с использованием аудиоресурсов по определенному предмету, теме.
3. Ознакомьтесь с различными программами, которые используются при воспроизведении аудиофайлов, сравните их преимущества и недостатки.
Лабораторная работа №3.
1. Какие преимущества имеет учебное занятие, подготовленное с применением видео перед традиционным занятием?
2. Предложите пример (план) учебного занятия с использованием видеоресурсов по определенному предмету, теме.
3. Ознакомьтесь с различными программами, которые используются при воспроизведении видеофайлов.
Лабораторная работа №4.
1. Что такое гипертекст, гиперссылка?
2. Какая наука называется эргономикой?
3. Перечислите эргономические требования, предъявляемые к электронному дидактическому пособию?
Лабораторная работа №5.
- Образовательный портал – дайте пояснение этому понятию.
- Что понимают под «электронным образовательным ресурсом».
- Перечислите видовой состав электронных образовательных ресурсов.
- Назовите особенности применения электронных ресурсов в
- учебной,
- контрольно-измерительной,
- научно-исследовательской,
- внеучебной,
- организационно-управленческой деятельности учреждений образования;
Лабораторная работа №6.
- Какие виды информации вам известны?
- Какие преимущества имеет информация представленная в сети Интернет
- Насколько полно и разнообразно представлена информация, направленная на поддержку работы специального психолога на рассмотренных сайтах.
Лабораторная работа №7.
1. Каковы особенности информатизации учебного процесса?
2. Каковы особенности информатизации контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков учащихся?
3. Каковы особенности информатизации научных исследований, проводимых в учебных заведениях?
4. Каковы особенности информатизации внеучебной деятельности учащихся?
5. Каковы особенности информатизации организации, планирования и управления деятельностью учебного заведения?
6. Укажите особенности средств информатизации, используемых в каждом виде образовательной деятельности.
7. Приведите примеры ресурсов Интернет, используемых в каждом виде образовательной деятельности.
Тематика и проблематика контрольно-самостоятельных работ и рефератов
Самостоятельная работа студентов:
1. Выполнение самостоятельных заданий по темам:
1) анализ существующего программного обеспечения для работы специального психолога;
2) поиск в Интернет дидактических и развивающих материалов для работы специального педагога с детьми со специальными потребностями.
Темы рефератов
1.Влияние процессов информатизации общества на развитие информатизации образования.
2. Цели и направления внедрения аудиовизуальных технологий в образование.
3. Система требований к созданию и использованию образовательных электронных изданий и ресурсов.
4. Перспективы использования образовательных электронных изданий и ресурсов, реализованных на базе мультимедийных технологий.
5. Реализация возможностей аудиовизуальных технологий в методической системе современного учителя.
6. Реализация возможностей экспертных систем для образования.
7. Зарубежный опыт применения электронных изданий и ресурсов в образовании.
8. Положительные и отрицательные аспекты внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов.
9. Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию современных аудиовизуальных технологий в образовании.
10. Гипертекстовые и гипермедиа технологии в создании и применении образовательных электронных изданий и ресурсов.
11. Особенности апробации и экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов.
12. Использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовании.
13. Использование аудиовизуальных технологий для создания и развития коммуникативных ситуаций.
15. Учебно-методический комплекс на базе мультимедийных образовательных электронных изданий и ресурсов.
16. Возможности современных электронных средств в обучении развитию речи..
17. Развитие коммуникативной культуры школьника на основе использования технических средств обучения.
18. Отбор дидактических аудио-, видеоматериалов к урокам с учетом современных требований.
19. Организация познавательной деятельности на основе использования аудиовизуальных технологий.
20. Роль аудиовизуальных технологий обучения в формировании информационной культуры школьников.
21. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий в обучении детей с особенностями развития.
22. Использование аудиовизуальных технологий при организации проектной деятельности учащихся.
23. Интеграция современных педагогических и аудиовизуальныех технологий обучения.
24. Применение аудиовизуальных технологий в дополнительном образовании.
Вопросы к зачету
1. Информатизация общества, информационные революции. Информатизация образования. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
2. Понятие технических и аудиовизуальных средств обучения. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения. Примеры применения современных технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе.
3. Виды информации. Источник информации. Природа аудиовизуальной информации. Носитель аудиовизуальной информации. Примеры.
4. Особенности восприятия аудио и видео информации.
5. Эргономические аспекты использования технических и аудиовизуальных средств в обучении.
6. Аналоговые устройства. Аналоговые носители информации. Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки.
7. Проекционная техника. Оптические основы проекции. Носители визуальной информации для проекционной техники.
8. Телевизионная и видеотехника. Видовой состав. Носители видеоинформации: видеокассеты и их форматы.
9. CD- и DVD-технологии.
10. Средства новых информационных технологий, виды, классификация.
11. Мультимедийная система компьютера.
12. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.
13. Принципы корректного формирования содержания гипертекстовой статья, презентации. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения.
14. Дистанционное обучение.
15. Современные информационные технологии в обучении людей со специальными потребностями.
16. Информационная образовательная среда. Компоненты. Единое информационное образовательное пространство.
Основная литература
1. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ – 2006, 98 с.
2. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем. // Психологическая наука и образование. М., – 1996. №2. С.68-72.
3. Колин К.К. Социальная информатика. // М., – 1998.
4. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, – 2003, 241 с. Часть 1. 72 с.
5. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – 135 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: «Академия», – 2001.
7. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. – М., 1990.
8. Федорова Н.В. Технические и аудиовизуальные средства обучения. – Новосибирск: Изд.НГПУ, 2003. – 160 с.
Дополнительная литература
1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: 2003.
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе. // В сб. научн. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии», Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика», М.: Просвещение – 2004. С. 56-84.
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. / Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии. – 2002. 110 с.
4. Еляков А. Современное информационное общество. // Высшее образование в России. М., – 2001. №4.
5. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, – 1998. 204 с.
6. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО – 1998, 225 с.
7. Технические и аудиовизуальные средства обучения в вузе. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 174 с.
8. Периодические электронные и бумажные издания по тематике курса.