Экологические аспекты функционирования объектов
Дорожного сервиса
При строительстве и эксплуатации объектов дорожного сервиса должны соблюдаться экологические требования, санитарно-гигиенические нормы и правила пожарной безопасности. При этом обеспечивается экологическая безопасность строительства и эксплуатации объектов, защита здоровья пользователей объектов дорожного сервиса от воздействия загрязняющих веществ, образующихся в результате эксплуатации автомобильного транспорта, а также от неблагоприятных факторов (шума, вибрации, воздушных возмущений, разбрызгивания воды и грязи), связанных с движением транспортных потоков в непосредственной близости от объектов.
К мероприятиям, исключающим или снижающим до безопасных уровней воздействие неблагоприятных экологических факторов на объектах дорожного сервиса, относятся следующие:
• соблюдение нормативных требований относительно расстояния между объектами дорожного сервиса и их мощности, что позволит регулировать нагрузку на эти объекты, их инженерные сети и окружающую их территорию;
• удаление объектов дорожного сервиса от дороги на расстояние 50...100 м, что предотвратит вибрацию, пылевое и грязевое воздействие от проезжающих АТС, значительно снизит уровень концентрации загрязняющих веществ и шумовое воздействие на территории объекта;
• оборудование объектов инженерными сетями и устройствами, что позволит снизить загрязнение территории мусором и нефтепродуктами, а также попадание загрязненных сточных вод на прилегающие территории;
• организация регулярных работ по содержанию территорий объектов в чистоте, что позволит снизить уровень их загрязненности и запыленности воздуха;
• обеспечение водителей и пассажиров информацией о видах инженерного обустройства объектов дорожного сервиса, состоянии окружающей природной среды, возможном радиационном загрязнении территории, правилах поведения и безопасной продолжительности пребывания, что позволяет уменьшить вероятность дополнительного загрязнения территории, обеспечить безопасность пребывания водителей и пассажиров на территории объекта.
Объекты дорожного сервиса, особенно площадки для отдыха, кемпинги, мотели, размещают, как правило, в живописных местах, у лесных массивов или водоемов, поэтому при их строительстве и эксплуатации следует соблюдать природоохранные требования.
Для объектов дорожного сервиса, расположенных за пределами полосы отвода автомобильной дороги, действуют общие экологические требования к объектам и сооружениям.
Для объектов дорожного сервиса, расположенных в полосе отвода автомобильной дороги, действуют экологические требования, которым должны отвечать автомобильные дороги.
На всех объектах дорожного сервиса, где имеются стоянки для АТС и площадки для отдыха, должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования. Строительство туалетов и установка контейнеров для сбора мусора здесь обязательны.
Покрытие стоянки должно исключать возможность проникновения сточных вод в грунт, должен быть обеспечен сток и отвод вод. При расположении стоянок для АТС и площадок для отдыха у водоемов, источников питьевой воды должна быть обеспечена очистка стока и исключено прямое попадание сточных вод в водоем или загрязнение источника питьевой воды.
Если на стоянке запланировано устройство эстакады или смотровой канавы, должны быть предусмотрены улавливание и утилизация топливно-смазочных материалов, установлены емкости для сбора отработавших масел.
Источники водо- и теплоснабжения, условия отвода сточных вод, а также места присоединения к инженерным коммуникациям, если таковые имеются, являются исходными данными, которые заказчик сообщает проектной организации.
При выборе мест строительства объектов дорожного сервиса должны быть согласованы условия присоединения инженерных сетей проектируемого объекта к существующим инженерным коммуникациям.
При размещении объектов дорожного сервиса на сельскохозяйственных угодьях и землях лесного фонда должно быть получено согласие владельцев земли, а также территориальных органов сельского и лесного хозяйства. Постоянный отвод земель под строительство объектов дорожного сервиса, подъездов к ним и временный отвод (для размещения строительной базы, складов, карьеров, резервов и отвалов грунта) согласовываются отдельно. Для временно занимаемых земель должны быть выполнены технические условия на их рекультивацию[5].
С территориальным геологическим управлением согласовывается отсутствие на площадке строительства объектов дорожного сервиса полезных ископаемых.
С органами управления рыбным хозяйством должны быть согласованы места водозабора, места сброса сточных вод, технические условия на специальные мероприятия, обеспечивающие сохранность рыбных запасов (системы водоочистки, обезвреживания и разбавления сточных вод и т.п.).
С районным управлением газового хозяйства должны быть согласованы вопросы снабжения проектируемого комплекса и его жилого поселка газом для производственных и бытовых нужд с получением технических условий на их присоединение.
С бассейновой инспекцией по использованию и охране водных ресурсов согласовывают проектные предложения и схемы генеральных планов с точки зрения соблюдения санитарных норм, допустимых концентраций выбросов в водоемы и другие вопросы, связанные с использованием и охраной вод.
Согласование землеотвода в полосе отвода и придорожной полосе для строительства АЗС осуществляется органами управления дорожным хозяйством только при условии обязательства владельцев АЗС содержать участок крайней (правой) полосы проезжей части, обочины, полосы отвода, придорожной полосы на расстоянии не менее 50 м в каждую сторону от границ участка вдоль дороги.
При размещении, проектировании АЗС должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передового оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и поверхностных.
При выборе места размещения АЗС должны учитываться: рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, естественное проветривание, распространение промышленных выбросов действующих предприятий и условия туманообразования.
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов на автозаправочных станциях должны допускаться на основе разрешений, лицензий на водопользование, выдаваемых специально уполномоченными органами. В разрешениях, лицензиях на водопользование должны быть установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, состав размещаемых отходов и условия обеспечения охраны окружающей природной среды.
При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК с целью недопущения загрязнения окружающей природной среды запрещается:
а) сливать нефтепродукты из автоцистерны через замерный люк;
б) принимать нефтепродукты при неплотностях в соединениях вентилей и трубопроводов, подтеканиях нефтепродукта из оборудования;
в) принимать нефтепродукты при неисправности сливного устройства автомобильной системы;
г) сбрасывать неочищенные стоки в водоемы;
д) эксплуатировать резервуары для хранения светлых нефтепродуктов с неисправными дыхательными клапанами и огневыми предохранителями;
е) оставлять после приема, измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов негерметично закрытыми сливные и замерные устройства (капоры), люки смотровых и сливных колодцев;
ж) переполнение резервуаров при их заправке, истекание нефтепродуктов с наливного рукава при его подъеме из резервуара после слива;
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории АЗС являются резервуары-хранилища топлива при их заполнении и топливные баки автомобилей при их заправке.
Резервуары для нефти и нефтепродуктов могут проектироваться в соответствии с требованиями СНиП 2.09.03-85. Оптимальные размеры вертикальных и горизонтальных цилиндрических резервуаров - топливохранилищ и их максимальный объем рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 1.18. Резервуары, как правило, следует размещать группами. В пределах одной группы разрешается хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Расчет выбросов загрязняющих веществ от автозаправочной станции производится на основании «Методических указаний по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров» [12].
Площадь зеркала хранимой жидкости подземного резервуара не должна превышать 7000 м2, а общая площадь зеркала группы подземных резервуаров – 14000 м2. Расстояние между стенками подземных резервуаров одной группы принимается из условий производства работ и должна быть не менее 1 м.
Для обсыпанных грунтом резервуаров, относимых к подземным, ширина их обсыпки по верху определяется расчетом на гидростатическое давление разлившейся жидкости при аварии резервуара, но во всех случаях должна быть не менее 3 м, считая от стенки резервуара до бровки насыпи для вертикальных резервуаров и от любой точки стенки резервуара до откоса насыпи для горизонтальных резервуаров. Для горизонтальных резервуаров объемом до 75 м3 ширину обсыпки поверху допускается сокращать до 2 м.
Таблица 1.18
Основные характеристики резервуаров для хранения топлива
Объем резервуаров номинальный, м3 | Оптимальные размеры (диаметр Д и высота Н, в м) вертикальных резервуаров следующих типов | |||
Со стационарной крышей (с понтоном и без) | С плавающей крышей (ПК) | |||
Д | Н | Д | Н | |
4,7 | — | — | ||
6,6 | — | — | ||
7,6 | 7,5 | — | — | |
8,5 | 7,5 | — | — | |
10,4 | — | — | ||
10,4 | 12,3 | |||
15,2 | 15,2 | |||
22,8 | ||||
28,5 | 28,5 | |||
45,6 | 45,6 | |||
56,9 | 56,9 | |||
60,7 | 60,7 | |||
Не допускается | 85,3 |
Группы резервуаров или отдельно стоящие могут размещаться в выемках, котлованах, на насыпях, наклонной плоскости или иметь комбинированный профиль. Территорию резервуарного парка, как правило, рекомендуется размещать на плоском рельефе с уклоном не более 5 ‰.
Минимальное расстояние между стенками крайних резервуаров, расположенных в соседних группах следует принимать по таблице 1.19.
На резервуарах для хранения светлых нефтепродуктов устанавливают следующее оборудование:
Люки,которыевключают: люк – лаз (в нижнем поясе резервуара) для внутреннего осмотра, ремонта и очистки резервуара; люк световой (на крыше резервуара) для проветривания и освещения резервуара; люк замерный для контрольного замера уровня жидкости в резервуаре и взятия проб, которые нормально осуществляются уровнемером УДУ-5 и сниженным пробоотборником.
Таблица 1.19
Минимальные расстояния между стенками смежных резервуаров
Вид хранения и единичный объем резервуаров, устанавливаемых в группе | Расстояние в свету между стенками крайних резервуаров, м |
1. Наземное хранение до 10000 м3 включительно | |
Свыше 10000 м3 | |
Блок, вместимостью до 4000 м3 включительно, размещаемый самостоятельно (вне общей группы) | |
2. Подземное хранение независимо от объема |
Уровнемер УДУ-5, принцип действия которого основан на передаче величины вертикального перемещения поплавка с помощью стальной ленты на счетчик барабанного типа, установленного в смотровой коробке блока. Показания счетчика соответствуют уровню нефтепродукта в резервуаре.
Пробоотборник ПСР-4 предназначен для полуавтоматического отбора проб по всей высоте резервуара через специальные клапаны.
Хлопушка предназначена для предотвращения потерь нефтепродуктов в случае разрыва трубопроводов или выхода из строя резервуарной задвижки. Она состоит из корпуса с наклонным срезом и плотно прилегающей к нему крышкой, соединенной с корпусом рычажным механизмом. На основной крышке смонтирована перепускная крышка, закрывающая перепускное отверстие. Когда перепускное отверстие открыто, через него в трубное пространство между задвижкой и хлопушкой проходит нефтепродукт, что позволяет разгрузить основную крышку перед ее открытием. На перепускной крышке закреплен трос, при помощи которого пропускная и основная крышки последовательно открываются.
Механизм управления хлопушкой обеспечивает открывание и закрывание хлопушки; кроме того, он удерживает ее в открытом положении. Управление хлопушкой ручное или электроприводное.
Дыхательный клапан устанавливают на резервуарах с маловязкими нефтепродуктами для поддержания давления и вакуума в определенных пределах. Он предназначен для сокращения потерь нефтепродуктов от испарения и для предотвращения его разрушения.
Исходя из условий прочности и устойчивости конструкции резервуаров дыхательные клапаны рассчитаны на давление 200 мм.вод.ст. и вакуум – 25 мм.вод.ст. При повышении расчетного давления паровоздушной смеси, дыхательный клапан выпускает часть смеси и таким путем доводит давление до расчетной величины, а в случае образования в резервуаре разряжения выше расчетного впускает в резервуар атмосферный воздух и тем самым поддерживает расчетный вакуум. На нефтебазах применяются клапаны типа ДК и КД с диаметрами условного прохода 50, 100, 150, 200, 250 и 350 мм и пропускной способностью 25, 70, 135, 235, 295 и 600 м3/ч, а также клапаны типа СМДК и НДКМ. Дыхательные клапаны устанавливают на крыше резервуара на огневых предохранителях, препятствующих проникновению внутрь резервуара огня и искр. Непромерзающий мембранный дыхательный клапан типа НДКМ применяют для резервуаров, работающих под избыточным давлением.
Огневой предохранитель предназначен для защиты резервуара от проникновения в газовое пространство огня через дыхательную аппаратуру, предохраняя этим самым нефтепродукт от вспышки или взрыва. Пропускная способность огневых предохранителей при сопротивлении проходу воздуха 100 Па (10 мм.вод.ст.) зависит от их диаметра.
Приемно-раздаточные патрубки (ГОСТ 3690-70) используют для проведения операций по заполнению и опорожнению резервуара. Диаметр и количество приемо-раздаточных патрубков определяют с учетом параметров производительности операций по сливу и наливу, исходя из максимальной подачи при эксплуатации.
Вентиляционные патрубки (ГОСТ 3689-70) устанавливают на резервуарах с понтоном для постоянного сообщения газового пространства с атмосферой.
Оборудование резервуаров с понтонами аналогично обычным резервуарам, однако пробоотборник ввиду наличия понтона расположен в перфорированной трубе кожуха, пропущенной через диск понтона.
Слив нефтепродуктов из автоцистерн в заглубленные резервуары производится закрытым способом через сливное устройство, расположенное на уровне земли у площадки для автоцистерн. Сливное устройство (узел слива) представляет собой шкафное укрытие, в котором размещены пять сливных линий на каждый из видов топлива. Слив топлива из автоцистерны осуществляется на специальной площадке для автоцистерн закрытым способом, только самотеком и при выключенном двигателе. Территория площадки для автоцистерн выгораживается с боковых сторон бордюрами, а на въезде и выезде - пологими пандусами высотой 200 мм, что исключает попадание возможных проливов сливаемого из автоцистерн топлива на территорию АЗС. Покрытие площадки выполняется из бензомаслостойкого полимербетона и имеет уклоны к дождеприемному колодцу.
Рисунок 1.17 - Конструкция резервуара для хранения топлива на АЗС
а – трубопровод линий приема топлива; б – трубопровод линии деаэрации; в - трубопровод линий выдачи топлива; г – люк замерный.
Для предотвращения перелива топлива при его сливе из автоцистерны, в резервуарах устанавливаются датчики верхнего уровня, подающие световой и звуковой сигнал при достижении уровня топлива 90 % от объема и импульса на закрытие электромагнитного клапана при достижении уровня топлива 95 %.
Резервуар комплектуется сливным и дыхательными трубопроводами, а также необходимыми деталями для монтажа резервуара на местности.
Таблица 1.20
Технические характеристики хранилища топлива РГО-25
Технические характеристики | |
наружное покрытие | битумно-минеральная мастика |
вместимость блока хранения топлива, м3 | |
объем межстенного пространства, м3 | 0,8 |
габариты, мм | 6600х2280х3680 |
Потери нефтепродуктов происходят при их перевозке, приеме, хранении и выдаче, а также при плохом техническом состоянии машин и неправильной их эксплуатации. Они могут быть значительными, если не соблюдаются правила.
Потери от испарения нефтепродуктов происходят в результате недостаточной герметизации. Величина этих потерь зависит от испаряемости, т.е. давления насыщенных паров и фракционного состава. Наибольшей испаряемостью обладают бензины, керосины, затем дизельное топливо; масла практически не испаряются. С повышением температуры испарение усиливается, количество паров горючего в газовом пространстве резервуара увеличивается, и пары выходят из резервуара (малое дыхание) через дыхательный клапан или не плотности. Потери от вытеснения смеси составляют летом 0,55 кг/м3, зимой — 0,35 кг/м3. Эти потери называются потерями через «большое дыхание». Следовательно, летом в резервуаре емкостью 25 м3 потери при заливе составляют 25 Х 0,55 = 17,75 кг.
Потери горючего в большей степени зависят от величины заполнения резервуара и поверхности испарения. Так, например, если резервуар заполнен бензином на 20 %, то из него улетучится горючего в 2 раза больше, чем из резервуара, заполненного на 50 %, и в 8 раз больше, чем из резервуара, заполненного на 95 %. На АЗС борьба с уменьшением зеркала испарения ведется своевременным завозом горючего.
Понижение температуры хранимого горючего и парового пространства резервуаров, а также уменьшение амплитуды колебаний ее достигается окраской резервуаров в светлый цвет, теплоизоляцией резервуаров, хранением горючего в заглубленных и полузаглубленных резервуарах. Как правило, горючее на автозаправочных станциях хранится в заглубленных горизонтальных резервуарах. Если сохранять постоянную температуру газового пространства, то потерь от «малых дыханий» практически не будет.
Потери от «больших дыханий» резко уменьшаются с совершенствованием дыхательных устройств резервуаров. Чтобы избежать утечек, вызываемых переполнением резервуаров или тары, необходимо учитывать температурное увеличение объема нефтепродукта. Это увеличение объема приблизительно принимают в размере 1 % для нагревания нефтепродукта на каждые 10° С. Поэтому рекомендуется недолив в резервуары и тару.
Рисунок 1.17 - Современная автозаправочная станция
Разлив нефтепродуктов нельзя смешивать с утечками. Разлив может вызвать большие потери при сливе автоцистерны, при наливе горючего упрощенным способом накатывания бочки на ведро, заправке баков ведрами, при несвоевременном перекрытии сливного шланга при выдаче, при неумелом отсоединении шлангов, вследствие чего из них вытекают остатки не слитых нефтепродуктов, и т. д. Ликвидация потерь нефтепродуктов от утечек зависит в первую очередь от исправного содержания резервуаров, технологических коммуникаций, арматуры, заправочных средств.
Для каждой группы наземных резервуаров, вместимостью, определяемой по таблице 1.18, по периметру должно предусматриваться замкнутое обвалование или ограждающая стена из негорючих материалов, рассчитанными на гидростатическое давление разлившейся жидкости. Обвалование (ограждение) должно быть непроницаемым. Свободный от застройки объем обвалованной территории, образуемый между внутренними откосами обвалования или ограждающей стены, должен принять расчетный объем разлившейся жидкости равный одному наибольшему по объему резервуару в группе. При расположении только одного резервуара на обвалованной площадке, ее свободный объем должен рассчитываться на объем этого резервуара.
Рисунок 1.18 - Сервисная зона в пределах придорожной территории
Расчет свободного объема обвалованной территории резервуарного парка при наземном хранении рекомендуется выполнять на электронно-вычислительной машине, с оптимальным соотношением размеров в парке и высоты обвалованной территории. Обвалование следует предусматривать, как правило, земляным с шириной по верху не менее:
0,5 м – при расчетной высоте обвалования менее 2,5м;
1,0 м - при расчетной высоте обвалования 2,5 м до 3,0 м;
2,0 м – при расчетной высоте обвалования свыше 3,0 м.
Высота обвалования или ограждающей стены каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости. Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее приведенных в таблице 1.21.
Обвалование подземных резервуаров следует предусматривать только при хранении в этих резервуарах нефти и мазутов. Объем, образуемый между внутренними откосами обвалования, следует определять из условия удержания разлившейся жидкости в количестве, равном 10 % объема наибольшего подземного резервуара в группе. В качестве обвалования этих резервуаров могут быть приняты внутренние автомобильные дороги, расположенные не ближе 10 м от стенок резервуаров, если объем, образуемый между откосами земляного полотна дорог вокруг группы, удовлетворяет этому условию – удерживанию 10 % объема наибольшего подземного резервуара в группе.
Для земляных обвалований резервуарного парка разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов
Непроницаемость обвалования следует обеспечивать послойным уплотнением (при тяжелых суглинках и глинах) или специальным укреплением верхнего слоя грунта, в соответствии с таблицей 1.21.
Таблица 1.21
Минимальные расстояния от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования
Объем (номинальный) единичных резервуаров в группе, м3 | Высота обвалования, м | Минимальное расстояние от стенок резервуаров до внутренних откосов обвалования, м | |
минимальная | максимальная | ||
10000 и более | 1,5 | 3,9 | |
Менее 10000 (включая резервуары, емк. До 400 м3 вкл., размещаемые в общей группе в одном блоке | 2,9 | ||
До 400 м3 вкл., размещаемых в блоке, самостоятельно (вне общей группы): - при вертикальных резервуарах | 0,8 | - | Не нормируется |
- при горизонтальных резервуарах | 0,5 | - | Не нормируется |
Высоту внутреннего земляного вала или стены рекомендуется принимать не менее:
1,3 м – для резервуаров единичным объемом 10000 м3 и более;
0,8 м – для остальных резервуаров.
Вид укрепления рекомендуется устанавливать, исходя из технико-экономической оценки вариантов с учетом максимального использования средств механизации, местных материалов и грунтов от разработки выемок, характеристики грунта тела обвалования и основания.
При устройстве укрепления из глины необходимо предусматривать его защиту посевом трав по растительному грунту или обсыпку местным грунтом слоем не менее 0,1 м.
При размещении резервуарного парка на территории с дренирующими грунтами необходимо предусматривать противофильтрационные устройства в соответствии с требованиями раздела настоящих норм.
К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.
Таблица 1.22
Методы обеспечения водонепроницаемости обваловывания
Виды укрепления откосов обвалования | Климатические зоны по СНиП 2.05.02-85 | Характеристика грунтов основания | Наибольшая крутизна откосов обвалования |
1. Укрепление внутреннего откоса глиной толщиной 0,15 м | III | Любые грунты кроме тяжелых суглинков и глин | 1:1,5 |
2. Укрепление внутреннего откоса глинобетоном (80 % глины и 20 % щебня) слоем 0,15 м | III | Любые грунты кроме тяжелых суглинков и глин | 1:1,5 |
3. Укрепление внутреннего откоса щебеночно-гравийным или песчаными материалами с обработкой органическими вяжущими толщиной 0,06 м при высоте обвалования менее 2 м; 0,1 м при высоте обвалования 2 м и более | III | Любые грунты | 1:1,5 |
4. Укрепление внутреннего откоса грунтом, обработанным минеральными материалами (цемент, известь) толщиной до 0,1 м | II, III | Любые грунты кроме засоленных тяжелых суглинков и глин | 1:1,5 |
5. Засев травами с планировкой по растительному слою земли толщиной 0,15 м | II, III | Суглинок и Глинистые грунты | 1:1,5 |
При использовании внутренних дорог в качестве второго обвалования, расстояние до края проезжей части этих дорог со стороны разлившейся жидкости рекомендуется принимать:
- от зданий и сооружений с производственными процессами с применением открытого огня – не менее 30 м. если указанные здания расположены к этим дорогам глухой стеной, приведенные расстояния допускается сокращать на 50 %;
- от прожекторных мачт и пунктов контроля и управления вне взрывоопасной зоны, определяется по ПУЭ.
Состав сточных вод автозаправочных станциях, станция технического обслуживания автомобилей включает ливневые, производственные и бытовые сточные воды. Бытовые стоки не опасны для окружающей среды, т.к. обычно предусматривается закрытая сеть бытовой канализации. Отвод этих стоков осуществляется в водонепроницаемые резервуары с последующим выводом отстоявшейся воды на городские очистные сооружения.
Основными загрязнителями окружающей среды (водоемов и почв) являются сточные воды от технологических и производственных процессов.
Для очистки сточных вод на автозаправочных станциях, СТО, АТП способствующих загрязнению внешней среды, применяются: химический и физический способы или сочетание этих двух способов.
Сейчас применяется как отечественное, так и зарубежное очистное оборудование для АЗС. Анализ зарубежного оборудования для очистки вод на указанных объектах показывает, что в основе его работы заложен метод фильтрации через различного рода загрузки. Такая схема сравнительно дорога и сложна в эксплуатации. Особенность таких установок - замена вышедших из строя деталей только фирменными. Эксплуатационные затраты таких установок достигают 60 % и более от стоимости затрат на приобретение оборудования.
Основные направления при разработке новой технологии - резко увеличить эффективность очистки стоков уже на первых ступенях очистки, а фильтры должны включаться в работу только на стадии глубокой доочистки.
Фирма Экомонтек разработала типовой ряд модульных установок на производительность от 0,5 л/сек (для моек автотранспортных средств) до 30 л/сек (ливневые стоки) и от 3 куб. м/сутки до 500 куб. м/сутки (хозяйственные бытовые стоки), в которых удалось не только продлить жизнь фильтров между периодами регенерации в 10 раз и более, но и обеспечить 100%-ную защиту от аварийных расходов и концентраций загрязнений на впуске. Установки представляют собой моноблоки (БМОС) - оригинальные (патент РФ) малогабаритные, высокоэффективные и недорогие многоступенчатые модули малой энергоемкости с габаритами в плане от 1 х 1 м до 2,5 х 4 м и состоящие из 5-7 ступеней очистки, надежно обеспечивающие очистку до норм сброса в водоем.
Оборудование полной заводской готовности может исполняться в подземном и наземном вариантах. Применение полиуретановой изоляции не только улучшило степень защиты от коррозии металла, но и решило проблемы теплоизоляции оборудования. Обслуживание таких установок не требует специальных знаний и может осуществляться вспомогательным производственным персоналом. Приобретение и эксплуатация подобных установок обходится в 3-5 раз дешевле, чем зарубежных аналогов, и в 1,5-2 раза - отечественных.
Кроме того, существует еще одна отечественная разработка - установка очистки воды ФФУ. Установка очистки сточных вод после автомоек и ливневых стоков с АЗС от нефтепродуктов, масел, жиров, взвешенных частиц и других загрязнений. Производительность установок от 1 до 10 м3 сточных вод в час.
В основе работы ФФУ-1 заложен принцип напорной флотации. Грязная вода после прохождения отстойника насосом подается в сатуратор, где под давлением смешивается воздухом. Затем смесь поступает во флотационную емкость, в ней при сбросе давления происходит выделение растворенного воздуха в виде мельчайших пузырьков, к которым прилипают частицы загрязнения. Грязь собирается на поверхности флотатора в виде пены и скребком сбрасывается в шламовую ёмкость. А очищенную воду можно повторно использовать для мойки автомобилей.
Рисунок 1.19 – Установка очистки сточных вод
ФФУ- 1
Сбор поверхностных ливневых сточных вод должен обеспечиваться со всей площади автозаправочных станций и станций техобслуживания автомобилей путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующей вертикальной планировки территории для направления стока на очистные сооружения. Эксплуатация автозаправочных станций без оборудования их очистными сооружениями запрещается.
Площадка автозаправочных станций, комплексов и станций техобслуживания должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости бензовоза или контейнера, обрыва бункеровочных шлангов и т.п.
Объем емкостей для сбора аварийной утечки не может быть меньше объема емкости бензовоза, стоящего на сливе.
Площадка для слива бензовоза должна быть обвалована и выполнена из материалов, обеспечивающих защиту почв, подпочвенных грунтовых вод и прилегающих территорий от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования использовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов.
В обязательном порядке должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке противоаварийные мероприятия в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод».
Очистные сооружения должны обеспечивать утвержденные нормативные параметры качества очистки сточных вод. Владельцы АЗС и АЗК должны организовать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Отбор проб и химический анализ сточных вод для контроля за эффективностью работы очистных сооружений должен осуществляться в соответствии с действующими ГОСТами, нормативными и методическими документами. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключении договоров с химико-аналитическими лабораториями.
На каждом объекте сервиса также как и на основных производственных предприятиях необходимо производить инвентаризацию выбросов вредных веществ.
пример расчета Выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу из резервуаров автозаправочных станций
Для расчета максимальных выбросов принимается объем слитого нефтепродукта (Vсл, м3) из автоцистерны в резервуар.Количество закачиваемого в резервуар нефтепродукта принимается по данным АЗС в осенне-зимний (Qоз, м3) и весенне-летний (Qвл, м3) периоды года.
Выбросы паров нефтей и бензинов по группам углеводородов (предельных и непредельных), бензола, толуола, этилбензола, ксилола и сероводорода рассчитываются по формулам:
максимальные выбросы (Мi, г/с) i-гo загрязняющего вещества:
Mi=M · Ci · 10-2 (1.13)
годовые выбросы (gi, т/год):
Gi=G · Ci · 10-2 (1.14)
где Сi - концентрация i го загрязняющего вещества % масс.
максимальные выбросы (М, г/с)
автобензины и дизельное топливо
М=(Срmax × Vcл) : 1200 (1.15)
масла
М=(Срmax × Vcл) : 3600 (1.16)
где: 1200 и 3600 - среднее время слива, с;
Годовые выбросы (G, т/год) рассчитываются суммарно при закачке в резервуар, баки автомашин (Gзак) и при проливах нефтепродуктов на поверхность (Gпр):
G=Gзак + Gпр (1.17)
Gзак=[(Ср + Cб) * Qоз + (Cp + Сб) * Qвл] * 10-6 (1.18)
где: Ср, Сб - концентрации паров нефтепродуктов в выбросах паровоздушной смеси при заполнении резервуаров и баков автомашин, г/м3, принимаются по таблице 1.23.
Годовые выбросы (G, т/год) при проливах составляют:
для автобензинов
Gпр=125 *(Qоз + Qвл) * 10-6 (1.19)
для дизтоплив
Gпр=50 * (Qоз + Qвл) * 10-6 (1.20)
для масел
Gпр=12,5 * (Qоз + Qвл) * 10-6 (1.21)
где: 125; 50; 12,5 - удельные выбросы, г/м3
Таблица 1.23
Концентрации паров нефтепродуктов (С, г/м3) в выбросах паровоздушной смеси при заполнении резервуаров и баков автомашин
Нефтепродукт | Вид выброса* | Конструкция резервуара | Бак а/м, С6, г/м3 | |
наземный Ср, г/м3 | заглублен. Ср, г/м3 | |||
1-я климатическая зона | ||||
Бензин автомобильный | макс | 464.0 | 384.0 | - |
оз | 205.0 | 172.2 | 344.0 | |
вл | 248.0 | 255.0 | 412.0 | |
Дизельное топливо | макс | 1.49 | 1.24 | - |
оз | 0.79 | 0.66 | 1.31 | |
вл | 1.06 | 0,88 | 1,76 | |
Масла | макс | 0.16 | 0.13 | - |
оз | 0.10 | 0.08 | 0.16 | |
вл | 0.10 | 0.08 | 0.16 | |
2-я климатическая зона | ||||
Бензин автомобильный | макс | 580.0 | 480.0 | - |
оз | 250.0 | 210.2 | 420.0 | |
вл | 310.0 | 255.0 | 515.0 | |
Дизельное топливо | макс | 1.86 | 1.55 | - |
оз | 0.96 | 0.80 | 1.6 | |
вл | 1.32 | 1.10 | 2.2 | |
Масла | макс | 0.20 | 0.16 | - |
оз | 0.12 | 0.10 | 0.20 | |
вл | 0.12 | 0.10 | 0.20 | |
3-я климатическая зона | ||||
Бензин автомобильный | макс < Наши рекомендации
|