Медитация - это не концентрация

Медитация — это не концентрация. Если есть концент­рация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Есть двойственность. В медита­ции никого нет внутри и никого — снаружи. Это — не концентрация. Нет никакого разделения между “в” и “вне”. “В” перетекает во “вне”, “вне” перетекает в “в”. Демаркационной линии, границы больше не существует, “в” есть “вне”, “вне” есть “в”; это недвойственное сознание.

Концентрация — это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому, когда вы концентрируетесь, вы чувствуете истощение, вы не сможете кон­центрироваться все 24 часа в сутки, вам понадобится время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать вашим естеством. Медитация вас не утомляет, она вас не изнуряет. Медитация может стать 24-часовой день за днем, год за го­дом. Она может стать вечностью. Это саморасслабление.

Концентрация — это действие. Медитация — это состоя­ние не-воли, состояние не-деяния. Это расслабление. Нуж­но просто погрузиться в собственное бытие, и оно — идентично БЫТИЮ. В концентрации ум действует исходя из заключений; вы что-то делаете. Концентрация исходит из прошлого. В медитации нет никаких заключений вне нее самой. Вы не делаете ничего особенного, вы просто есть. В ней нет никакого прошлого, она не заражена прошлым. В ней нет никакого будущего, она чиста от будущего. Это то, что Лао-Цзы называл вэй-ву-вэй, деяние через недеяние. Это то, о чем говорили мастера дзен: “Сидеть в молчании, ничего не делать, весна приходит, и трава растет сама по се­бе“. Помните, “сама по себе” — ничего не делается. Вы не та­щите траву наверх, весна приходит и трава растет сама по себе. Это состояние — когда вы позволяете жизни идти сво­им чередом, когда вы не хотите ее направлять, когда вы ни­как не хотите ее контролировать, когда вы не манипулируе­те, когда вы не навязываете ей никакой дисциплины — это состояние чистой недисциплинированной спонтанности и есть медитация.

Медитация — в настоящем, в чистом настоящем. Меди­тация — это непосредственность. Вы не можете медитировать, вы можете быть в медитации. Вы не можете быть в концентрации, но вы можете концентрироваться. Концентрация — это человеческое, медитация — божественное.

ВЫБОР МЕДИТАЦИИ

С самого начала найдите то, что подходит вам.

Медитация не должна быть усилием. Если она насильна, она обречена с самого начала. Насильное никогда не сделает вас естественным. Нет нужды создавать конфликт без необходимости. Это нужно понять, так как у ума есть естественная способность медитировать, если вы предостав­ляете объекты, подходящие ему.

Если вы ориентированы на тело, есть пути достижения Бога через тело, так как тело тоже принадлежит Богу. Ес­ли вы чувствуете, что ориентированы на сердце, тогда мо­литва. Если вы чувствуете, что ориентированы на разум, тогда медитация.

Но мои медитации другие. Я попытался разработать ме­тоды, которые могут быть использованы всеми тремя типами. В них используется многое от тела, многое от сердца и многое от разума. Все три соединены вместе и работают с разными людьми по-разному.

Тело-сердце-ум — все мои медитации идут таким путем. Они начинаются с тела, идут через сердце, достигают ума, а потом выходят за их пределы.

Всегда помните — то, чем вы наслаждаетесь, может ид­ти вглубь вас, и только то, чем вы наслаждаетесь, может идти вглубь. Наслаждение этим означает просто, что это вам подходит. Его ритм совпадает с вами; между вами и методом есть тонкая гармония. Раз вы наслаждаетесь мето­дом — не жадничайте, входите в него настолько, насколько сможете. Вы можете это делать раз или, если возможно, дважды в день. Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете этим наслаждаться. Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла, тогда его работа закончена. Ищите другой метод. Ни один метод не сможет вас довести до само­го конца. Во время путешествия вы должны будете пересесть на другой поезд много раз. Определенный метод при­ведет вас к определенному состоянию. За его пределами он уже бесполезен, он уже отработан.

Так что нужно помнить о двух вещах, когда вы наслаж­даетесь методом, уйдите в него глубоко, насколько это воз­можно, но никогда не становитесь зависимым от него, так как однажды вам придется его отбросить. Если вы становитесь слишком зависимым от него, тогда он подобен наркоти­ку; вы его не сможете оставить. Вы им уже не наслаждаетесь — он вам ничего не дает — он стал привычкой. Тогда его можно продолжать, но это подобно движению по кругу; выйти за пределы круга невозможно.

Пусть критерием будет радость. Если радость есть, про­должайте, до последней капли радости — продолжайте. Ее нужно выпить полностью. Ничего не должно оставаться, ни одной капли. А потом будьте способны отбросить это. Избе­рите какой-нибудь другой метод, который вновь принесет радость. Человек должен измениться много раз. У разных людей по-разному, но очень редко один метод подходит для всего пути.

Нет нужды заниматься множеством медитаций, потому что можно начать делать смущающие и противоречивые вещи, и тогда появляется боль.

Выберите две медитации и придерживайтесь их. В дей­ствительности мне бы хотелось, чтобы вы выбрали одну, это было бы лучше всего. Лучше повторять ту, которая вам под­ходит, много раз. Тогда она пойдет глубже и глубже. Вы пробуете множество вещей — сегодня то, завтра это. Вы изо­бретаете и свое, так что можете создать множество разоча­рований. В книге Тантры — 112 медитаций. Вы можете сой­ти с ума. Вы уже безумны!

Медитация — это не шутка. Иногда она может быть опасна. Вы играете с тонким, очень тонким механизмом ума. Иногда нечто маленькое, чего вы не сознавали, может стать опасным. Так что никогда не пробуйте изобретать и не создавайте самодельные медитации. Выберите две и попро­буйте делать их в течение нескольких недель.

Когда я говорю "медитируйте”, я знаю, что с помощью медитации не достигается ничего, но через медитацию вы, достигаете точки, в которой становится возможным отсутствие медитации.

Наши рекомендации