Повышение интереса к учебному материалу

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

¤ Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задаёт ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков даёт ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить из этого материала.»

Конечно, перечень приемов можно значительно расширить. В этом мы ещё убедимся.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Ë «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И ещё момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?…), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.

Формулировка 2: использовать открытые задачи

(см. приложение 2 «В творческих задачах, с. 77)

Благо, как показывает наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах (см. приложение 2 разделы «Россыпь задач» и «Проект: новые задачи», с.80-83).

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

? «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результат такой подготовки известен.

Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

` Формулировка:регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

(высокого КПД)

& Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.

Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ узнать что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Вы уже обратили внимание, что каждому принципу педагогической техники соответствует свой знак. Далее в книге набор таких знаков рядом с названием каждого из приёмов показывает какие именно принципы технологически поддерживает, воплощает данный приём.

Дидактика

УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вредный и достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием, повешение объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной. Задавать или не? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?

Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!

Фактически для эффективной организации домашнего задания мы будем пользоваться теми приемами, которые описаны выше в разделах "Повторение пройденного на уроке" и "Повторение ранее изученных тем". Но в этом разделе мы дополним их некоторыми приемами, учитывающими специфику домашней работы.

¤` ТРИ УРОВНЯ Д/З

Вспоминаю случай из практики. Я начал преподавать физику в новом для себя 9 классе. Класс состоял полностью из девочек – все мальчики после 8 класса ушли в профессионально-технические училища. Две-три девочки в классе пытались в чем то разобраться. Остальные со спокойным равнодушием списывали с доски.

Постепенно мне удалось их немного расшевелить, даже простые задачки решать стали. Но только не дома – не привыкли… Если точнее, то привыкли его не делать. На все мои старания уговорить – стандартное: "А мы не понимаем!" И действительно, у доски с оглядкой на учителя, медленно и неуверенно, но что-то получалось, а в возможность в чем-то разобраться самим уже не верили.

В какой-то момент я понял, с мертвой точки сдвинуться можно! Первое, что сделал – задал на дом простую задачу, точную копию которой мы досконально разобрали и закрепили в классе. На следующий день, вызванная отвечать Людмила привычно протянула: "А я не поняла". Очевидно, она даже не заглянула в условие. "Хорошо, - сказал я, - сейчас пойдешь к доске, и будешь разбирать задачу до того места, где не поняла". Веселая (когда дело не касалось физики) и контактная Люда со спокойной душой пошла отвечать. Мы стали по действиям разбирать задачу. И оказалось, что Люда не нашла места, где споткнуться. Я не стал "метать молнии", а просто сказал: ГАРАНТИРУЮ, что вы будите получать такое д/з, с которым сможите справиться. От вас требуется только честно попытаться. ЕСЛИ ВЫ НЕ СПРАВИЛИСЬ – Я ВИНОВАТ".

Через месяц-другой они вошли во вкус. Учится приятно, когда чувствуешь успех, и в 15-16 лет приятно вдруг поверит в свои способности.

Этот случай и подтолкнул к использованию данного приема.

Формула:учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Я хочу выделить слова "за обучение которого вы беретесь", потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать самому себе: этого ученика я обучит не смогу – и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.

Второй уровень задания – ТРЕНЕРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой сложности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой (см. группу приемов оценивания стр.62).

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

- частушки, басни, сказки, фантрассказы по учебным темам;

- чайнворды, кроссворды и т.п.;

- тематический сборники интересных фактов, примеров и задач;

- сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

- учебные комиксы;

- плакаты – опорные сигналы;

- мнемонические формулировки, стихи и др.

¤` ЗАДАНИЕ С МАССИВОМ

Формула 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.

Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Пример:

К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов – отлично, от пяти до десяти – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу только по желанию.

Формула 2:задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность найти знакомую задачу и сэкономить время и силы. (Описание приема "Релейная контрольная работа см. стр.61). Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам, в условиях нашей школы особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Пример:

Вариант первый. Весь класс учит "Я помню чудное мгновенье…". Добросовестный учитель считает своим долгом как можно больше опросить человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всегда в хорошем изложении. Периодически, чтобы "материал" не забывался, учитель спрашивает еще раз. Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия, отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь.

Вариант второй. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучит наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интересно. Прежде всего, выбранное читается совсем не так, как заданное: личное отношение к нему обязательно почувствуется при исполнении, даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз одно и то же. Ответ каждого – новая страничка поэзии.

И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен "замахнуться". И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

Диалог: - Давая задачи массивом, нужно ли следить, чтобы были в нем как задачи явно посильные, так и довольно сложные?

- Да, если речь идет о тренировочном или творческом задании. Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый так же плохо сказывается на способностях будущего решателя, как и добросовестные поражения.

- При задании массивом возникает соревновательность. Как её использовать?

- Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. Такое плакатик на стене: решил задачку – закрасил квадратик нпротив своей фамилии…

Ф.И. Решенные задачи
Иванов С.            
Петров Ю.      

Хочу ещё раз подчеркнуть плюсы при задании с массивом. Первый плюс – проходит самоголосование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй – дети решают разные задачи, у них появляется возможность поговорить не на тему "мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями. Третий – выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

¤` ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ

В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш "Олимпийский резерв". Раз особое внимание – то и особое задание.

Формула: продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)

Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной сложности.

Пример:

У автора обычно от 3 до 7 учеников, получающих такое задание. Его нельзя было получить просто так – только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3-5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание – отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивалась

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ

1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.

2. Задание аккуратно оформляется и сдается строго к оговоренному сроку.

3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (указываются номера нерешенных задач).

4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.

5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливым по отношению к себе.

6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.

Желаю успехов! С уважением к Вашему труду – А.А. Гин.

Диалог: - Освобождаются ли "особисты" от обычных домашних заданий?

- Пусть этот вопрос решает учитель в зависимости от конкретных условий. Старшим детям вполне можно предоставить право самостоятельного решения. Если оно будет принято неверно, то это скажется на текущей успеваемости, и вы вместе внесите поправки. Но обычно ребята очень ценят такое доверие и высоко поддерживают свое реноме.

- Не слишком ли большая обуза для учителя – проверять ещё и особое задание?

- При правильно организованной работе на это уходит минимум сил. Задачи даются из решебников. Кроме стандартных решебников с разбором задач учитель готовит себе "фирменные" – с помощью тех же продвинутых учеников. "Разбор полета" обычно осуществляется со всеми сразу. Причем разбираются только те задачи, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех. Если кто-то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы к нему. Со средними классами разбор может вести старшеклассник.

- Не очень понятен шестой пункт: почему другим цветом?

- Маленький дополнительный барьер против халтуры. Сделав работу, ученик старается поскорее от неё избавится. Ему психологически трудно еще раз вернуться и прочитать… Отсюда искушение – быстренько записать требуемую фразу и отложить это дело в другую сторону. Поэтому – другим цветом. Пока заменит ручку, пройдут несколько нужных секунд, чтобы схватить самого себя за руку. Да и выделенная цветом фраза сильнее врезается в глаза – труднее "как бы не заметить".

- А если ученик все же схалтурит? Например, задание взял, а вовремя не сдает?

- Я расскажу одну историю. Миша талантливый парень. Мы с ним договорились, что он летом поработает над решением задач. Было составлено месячное задание из 50 задач. Приехав из командировки за пару дней до срока, я позвонил ему: "Как продвигаются дела?" Миша стал оправдываться. Причин оказалось много: дни рождения, жара, пляж… Я попросил его зайти в гости. Разговор был трудный. Четыре часа. Но смысл моей позиции был прост: "Ты хороший парень. Я не могу и не хочу на тебя обижаться и тем более наказывать. Потому что я уважаю и себя: мое время дорого стоит, и нельзя его тратить впустую. Наукой или занимаются серьезно, или никак. Извини…." Миша ушел почерневший. Через два дня пришел и молча положил на стол исписанную тетрадь. Месячную норму. Я также молча взял и выдал следующий блок работы. Больше к этой теме мы не возвращались. Работать с ним в будущем было одно удовольствие. И чем дальше, тем полезнее это было для нас обоих.

- Нужна ли такая строгость? Только так мы учимся уважать друг друга. И уважать нашу работу. А иначе – нескончаемый кисель обещаний, разговоров, добрых намерений….

¤?ËТВОРЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ

`& Формула:ученики выполняют творческое домашнее задание (см.с.16) по разработке дидактических материалов.

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Пример:

Эту дидактическую сказку сочинила участница кружка по развитию творческого воображения на базе ТРИЗ Оля Н. Задание ей было поставлено так: используя известную басню Крылова, придумать свой рассказ или басню, демонстрирующие применение изобретательного приема "Сделай наоборот":

Вороне бог в ту пору сострадал и снова сыра ей кусок послал. На ель Ворона взгромоздясь, поужинать уж было собралась. Лиса, откушавши едва тащилась, но, вдруг о божьей милости узнав, ужасно возмутилась. Хоть от еды её в ту пору воротило, лиса хвостом от зависти крутила. Ворона, опытом умудрена, сидела на сосне одна, чем больше слов приятных ей Лиса шептала, тем все быстрей Ворона сыр глотала. "Ну что ж, сегодня пела ты не зря. Теперь настала очередь моя. Коль хочешь мой романс любовный слушать, то перестань сейчас же кушать!" – сказала ей с отчаяньем Лиса и стала пробовать баса. Ворона со смеху едва не подавилась и хорошо, что с ветки не свалилась. Лиса скривилась: "Ах, как стыдно это! Не знаешь светского ты этикета! Романсы надо, рот открывши, слушать! Тебе бы только сыр кусками кушать!.. Не поэтическая ты натура!" (Не мигая, Ворона смотрит в глаза Лисицы и глотает последний кусок сыра). Лиса (в сторону): "Которая из нас дура? Что лучше: сочинять, как в свете, о любви признанья строчки или сыра доедать кусочки?"

Пример:

Ученик 9 класса Саша К. составил тематический сборник из десяти задач по механике, в условиях которых фигурировали детские игрушки и аттракционы.

Пример:

Мнемонические формулировки. Ученики придумывают "запоминалки".

Инструкция по технике безопасности: Сначала вода – потом кислота, иначе случиться большая беда.

Перечень: Одновалентное добро: натрий, калий серебро, с водородом заодно, пригласили хлор в кино.

Диалог: - Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Так зачем мне тогда собирать эти ученические работы?

- Во-первых, ребятам интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками. Ведь это будут их знакомые, чьи-то старшие братья и сестры. Во-вторых, и самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле. Тем более, что каждая работа подписана автором, а это добрая память.

ПРИЕМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

& НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную.

Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Пример:

Когда несколько лет назад в вашей газете появились статьи о ТРИЗ, я с большим вниманием и интересом следила за ним. Особенно поразила меня такая фраза: "Творческий характер должны иметь не только само домашнее задание но и подача этого задания". Я очень долго думала над ней. Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по новому, необычно. Вот что я придумала:

1. .делать французс.ий р.стение ука.ка немецк.ий выр.щенный. Ученики должы вписать только пропущенные буквы. Из этих букв получится слово "сказка". Значит домашнее задание будет: "сочинить сказку на определенное правило". Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст- и -рос-, суффиксов -к- и -ск-, приставки с-, звонких согласных в конце слова.

2. 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите.

3. Возьмите приставку из слова "предлагать", корень из слова "сложить", суффикс из слова "умножение", окончание из слова – "вишня". (Получится слово "предложения"). А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведений предложения на определенное пунктуационное правило.

4. ЕУБНЕДТ – Домашнего задания не будет (первая буква – самая большая, вторая – поменьше, последняя самая маленькая). Попутно вспоминаем правило написания "не" с глаголами.

Пример:

Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.

Пример:

Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий. Можно придумать призы. Может быть и суперприз – это уже в зависимости от фантазии учителя.

Пример:

Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать, можно сделать кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик с доски выбирает свою часть задания.

Пример:

Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит задачу.

Пример:

Использовать простую формулу, расчет. Например, на уроке физики – формулу закона Ома: I=U/r, I=2, U=36, r - ? Ответ должен соответствовать номеру страницы, задания и т.п. (зашифрованное задание №18).

?`& ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства….

Формула: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: не все согласны, что учителю стоит тратить время на подобные "игрушки". А ваше мнение? Есть ли у вас свои, отличающиеся способы подачи домашнего задания?

И последнее… Расскажите ученикам, что д/з в день, когда его задали легче и занимает меньше времени. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если учатся в первую смену. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят успеваемость.

А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как объяснит учитель. Пусть попробуют!

И раз уж речь пошла об организации труда ученика, не могу не порекомендовать прекрасно написанную и очень полезную книгу С.Л. Соловейчика "Ученье с увлеченьем".

?Ë& ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

Формула: подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

ТЕХНОЛОГИЯ

Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ

На этом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п.

Главная цель первого этапа – научить сопоставлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал или план остального текста.

Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал «ну..», с которой начинают свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание.

Завершить сообщение можно стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)" или "На этом мой доклад закончен, и я готов ответить на вопросы."

Пример:

Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она старалась так: "Ну, я буду рассказывать о страусах". После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: "Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а…"

Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал ± 20 секунд. Цель этапа – научить детей "чувствовать время". На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше песочные часы.

Третий этап: ДОКЛАД

Доклад отличается от сообщения большим объёмом. Оптимальное время доклада 5 – 7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик рассказывает о биографии ученого, другой – о его научных достижениях.

Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ

Внимание? Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко пользоваться в реальной (не учебной) обстановке.

На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился смысли, оговорился и т.п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или "Простите, я оговорился"…

Иногда целесообразно закладывать такие сбои при подготовке ("Вот это ты произнесешь так, а потом поправишься…"), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланировано собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.

Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с темой доклада. Например: семипудовый, светоносный, невообразимый. Эти слова ученик должен вставить в доклад.

Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение.

Затруднение 3. Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь.

Затруднение 4. Во время доклада "штатный хулиган" издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжить речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в таких условиях учителю.

Работа по данной технологии требует некоторых затрат и времени. Но зато потом она сторицей окупается.

При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада, не обязательно конкурсного, оценивать его по категориям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями.

Педагогические технологии, подобные этой, нужны когда мы хотим научит учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных – а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнении к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что появится специфика разных учебных предметов, возрастные особенности. Мне кажется, что эта хорошая тема для исследования.

Схема 1

Формула:группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают.

Пример: Физика

Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются куски пластилина с указанием изменить массу и объем как можно точнее. У каждой группы – свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:

 
Масса, в граммах
Объем, в миллилитрах

Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?

В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят… Наконец возникает смутная догадка: масса деленная на объем дает, дает число, примерно одинаковое почти для всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт еще раз и убеждаются, что их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие "плотность". Теперь оно будет оно будет осознанно как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками.

Схема 2

повышение интереса к учебному материалу - student2.ru повышение интереса к учебному материалу - student2.ru повышение интереса к учебному материалу - student2.ru Формула: группы получают разные задания

повышение интереса к учебному материалу - student2.ru повышение интереса к учебному материалу - student2.ru повышение интереса к учебному материалу - student2.ru

 
Тогда группы или их спикеры отчитываются

повышение интереса к учебному материалу - student2.ru повышение интереса к учебному материалу - student2.ru перед классом. Или поочередно меняясь, спикеры

повышение интереса к учебному материалу - student2.ru по кругу обходят все группы и работают с каждой.

Пример: Математика

Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая готовит разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подобным же образом, но подругой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладом. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.

Пример: Иностранный язык

Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.

Схема 3

Формула: Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

Пример: География

Группы получают разные карты Южной Америки: физическую, экономическую, климатическую… Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке.

Пример: Физика. Естествознание.

Каждая группа определяет плотность какого либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу.

Диалог: - Можете ли вы точнее указать число учеников в группе?

- Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадёт. Вы будите чувствовать, как именно разбить на группы данный класс для конкретной работы.

?`& ЛОВИ ОШИБКУ!

Читатель помнит: этот прием был уже описан, но теперь технология его использования изменилась.

Формула:ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсужден

Наши рекомендации