Определение собственных мотиваций

Поставить эмоции на службу своим целям - необходимая часть работы, если вы добиваетесь концентрации внимания, создания мотивировок своей деятельности и развития навыков, занимаетесь творчеством. Эмоциональный самоконтроль означает способность откладывать удовольствие и сдерживание импульсивности, благодаря чему более реальными становятся достижения любого рода. Он может способствовать или помешать существованию у вас мотивации к достижению некоего результата, которая позволяет вам смотреть на обстоятельства с точки зрения конечной цели. То есть это способность находиться в том эмоциональном состоянии, которое является наиболее подходящим для благополучного решения задачи, какой бы она ни была. Люди, обладающие этим свойством, как правило, имеют высокую производительность и эффективно осуществляют любой вид деятельности. Эта особенность эмоционального интеллекта тесно связана с уровнем развития внутриличностного интеллекта, о чем уже шла речь выше.

Самоконтроль как средство управлять своим настроением

Задайте себе следующие простые вопросы, которые помогут вам понять степень вашей готовности к управлению собственным настроением:

· Насколько легко вам удается изменить точку зрения на неприятное событие, интерпретацию болезненного опыта?

· Можете ли вы регулировать отказ?

· Склонны ли вы видеть в жизни светлую сторону?

· Хорошо ли вы переносите неблагоприятные обстоятельства?

· Могут ли окружающие назвать вас позитивным человеком?

· Способны ли вы, как правило, различить солнце сквозь завесу туч?

· Довольны ли вы по большей части своей жизнью?

· Можете ли вы сказать, что счастливы?

· Испытываете ли вы симпатию к себе самому и к другим людям?

· Есть ли в данный момент в вашей жизни что-нибудь забавное?

· Насколько легко вам выразить свои позитивные чувства?

· Могут ли окружающие сказать, что вы человек, полный жизненной энергии?

Управление настроением не похоже на проверку уровня IQ. Здесь нет верных и неверных ответов. Эмоциональный интеллект воспринимается в контексте, применительно к жизненным целям. Проявлением "ума" здесь может считаться умение действовать адекватно обстоятельствам и интересам движения к поставленной цели. Также и контроль эмоционального состояния не может быть изолированным в качестве самостоятельного параметра эмоционального интеллекта. Некоторые люди прекрасно могут управлять своим гневом, но не способны сдержать страх. Другие совершенно не умеют радоваться и т. д. О каждой эмоции в данном случае надо говорить отдельно, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации. Пределом совершенства можно считать наше умение определить и проконтролировать эмоции применительно к конкретной ситуации и в данный конкретный момент. Развитие нашего эмоционального интеллекта может показаться задачей второстепенной, но на самом деле именно эта сторона личности зачастую важным образом влияет на всю нашу жизнь.

Нет никакого одномоментного "одиннадцатилетнего" теста на измерение уровня эмоционального интеллекта. Как и в случае с обучением вождению автомобиля, мы можем одновременно удерживать в пределах внимания одно-два обстоятельства. Мы обучаемся эмоциональным навыкам поэтапно, не слишком быстро, но достичь мастерства в контроле своего настроения - одна из важных задач в данной области. И процесс этот начинается с того, что вы читаете и задумываетесь.

EQ в бизнесе

Так же, как гарднеровский многосторонний интеллект занимает солидное место в системе образования, особенно в США, EQ имеет все основания получить широкое распространение среди тех, кто занимается бизнесом, и вообще среди деловых людей. Как мы уже знаем, "человеческие навыки" являются крайне важными в любой организации и командной деятельности. Они непременно присутствуют среди вечно актуальных тем, таких как лидерство и управление человеческими ресурсами. Ничего удивительного, что эмоциональный интеллект становится все более желанной панацеей в обучении персонала, управлении и прочих подобных сферах.

Различные исследования показали, что наиболее ценным и продуктивным является коллектив, в котором господствует высокий уровень эмоционального интеллекта, а уровень IQ влияет на результаты в гораздо меньшей степени. Это распространяется на инженеров, бухгалтеров, торговцев, менеджеров и всех тех, чья работа построена на работе с людьми. Недостатком эмоционального интеллекта объясняется не только тот факт, что многие люди с высоким уровнем IQ занимают не слишком квалифицированные рабочие места (предназначенные для менее "умных" сотрудников), но и то, почему они зачастую оказываются столь неудачными организаторами собственной личной жизни.

Конечно, существуют виды деятельности, в которых аналитические, интеллектуальные, познавательные способности обеспечивают вам постоянный и долгосрочный успех. Но ситуаций таких гораздо меньше, чем вы можете себе представить. Более того, компьютеры берут на себя все большую часть логических, программируемых операций, так что общество меньше зависит сегодня от данного вида человеческого интеллекта. В любом случае, исключительно "левополушарные" способности не могут обеспечить вам лидерские позиции. Реальные проблемы бизнеса затрагивают людей несравненно больше, чем техническая сторона дела, а эмоции - больше, чем логика и холодный рационализм. Так что EQ - которому, как мы видели, можно научиться - это мощный инструмент, которым менеджер пользуется гораздо чаще, чем типом интеллекта, измеряемым с помощью IQ.

Едва ли удастся всерьез говорить об организационных и управленческих проблемах вне характеристик и параметров эмоционального интеллекта, с которыми мы уже познакомились. Рассмотрим следующую ситуацию. Вы должны пригласить нескольких новых сотрудников для своего стремительно развивающегося предприятия. Вы знаете, что кое-кто из персонала не справляется со своими обязанностями. Когда вы принимали этих людей, вы могли судить о том, насколько подходящая у них квалификация, но вы столкнулись с тем, что они обучены только техническим приемам, конкретным операциям. Теперь вы знаете, что их межличностные навыки и умение работать в команде, готовность проявлять инициативу совершенно недостаточны. Вы хотите избежать этого в будущем.

Если вы сталкиваетесь с такой проблемой неоднократно, вы должны спросить себя, какие критерии вы применяете при оценке деловых качеств потенциальных сотрудников, включая как общие качества, так и технические навыки. Выбираете ли вы людей, которые:

- способны общаться в окружающими, быть хорошими игроками в команде, проявляют ответственность и надежность, обладают хорошими социальными навыками и умеют располагать к себе людей?

- могут адаптироваться к требованиям конкретной работы, эффективно включаются и воспринимают специфические проблемы, в целом являются гибкими, реалистичными, открытыми к новым ситуациям и компетентными в технологии решения проблем?

- могут справляться со стрессом без больших потерь и утраты самоконтроля, остаются, как правило, спокойными, не слишком импульсивными, умеют работать в условиях давления сложных обстоятельств?

- радуются жизни, выглядят оптимистичными, веселыми, полными надежд, умеют создавать позитивные мотивации для работы и деловых контактов?

Если рассмотреть приведенную ситуацию в контексте интеллектуальных свойств человека, о которых мы уже говорили, а также выявить внутри- и межличностные навыки, решение о выборе сотрудников станет очевидным. Эмоциональный интеллект крайне важен, не только потому что он отражает уровень истинного интеллекта, но потому что он может сказаться на практических результатах в той степени, которую не могут обеспечить стандартные "умственные способности". Собственно говоря, EQ - это то, что называют еще здравым смыслом, который, к сожалению, не всегда есть у каждого здорового человека, но которому вполне можно научиться, чтобы раскрыть свой широкий потенциал.

Понятие эмоционального интеллекта. ЭИ – это способность использовать информацию которую несут эмоции, т.е осознавать свои эмоции и эмоции других и управлять ими для достижения конкретных целей. Единого определения эмоционального интеллекта пока нет, поэтому удобнее говорить об эмоциональной компетентности как о комплексе четырех навыков:
• Осознание своих эмоций
• Осознание эмоций других людей
• Управление своими эмоциями
• Управление эмоциями других людей

Эмоции – реакции организма на любое изменение внешней среды. Они позволяют нам ориентироваться в мире, оценивать то или иное событие, а также являются первичным мотивом к действию. Эмоции обладают различным уровнем интенсивности. Традиционно в социуме под эмоциями понимаются только эмоции сильной интенсивности, проявление которых является социально неодобряемым или даже неприемлемым, особенно в бизнес-среде. При достаточно высоком уровне интенсивности эмоции резко снижают способность думать и анализировать информацию, что и является основной причиной попыток исключить эмоции из делового взаимодействия.
На самом деле, в любой момент времени человек испытывает какую-либо эмоцию. В большинстве случаев мы просто не осознаем эмоцию низкой степени интенсивности из-за отсутствия соответствующего навыка.

2. Использование эмоционального интеллекта при управлении в долгосрочной перспективе позволяет повысить эффективность работы компании. В компаниях с эмоционально компетентным руководством в большинстве случаев выше доверие сотрудников друг к другу, лучше эмоциональный климат, персонал лоялен к своей компании. Это позволяет снизить текучесть кадров, работать более эффективно за счет качественной и открытой коммуникации, а также более позитивного настроя сотрудников и их любви к компании. Однако важность всех этих факторов в настоящий момент блекнет в ситуации массовых сокращений и необходимости принимать непопулярные решения.

3. Ситуация неопределенности с рациональной точки зрения: необходимо принимать грамотные, взвешенные решения, основываясь на небольшом количестве информации. Решения также нужно принимать быстро. Выиграет тот, кто сможет аналитически спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Важна роль интеллекта и способности анализировать и структурировать большие массивы информации.
Человечеству приятно думать, что человечество - подвид «Человек разумный» и все решения принимаем исключительно на основе логики. Однако последние серьезные научные исследования показывают, что люди далеко не так рациональны при принятии решений

4. Принятие решений осуществляется эмоционально, а не рационально. В 2002 году психолог Дэниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике (!) за доказательство того факта, что экономические решения принимаются на основе иррациональных, в том числе эмоциональных факторов.
Многочисленные нейрофизиологические исследования показывают, что люди с нарушениями эмоциональных отделов мозга теряют способность принимать простейшие решения. Их интеллект сохраняется на прежнем уровне, они способны хорошо решать логические и интеллектуальные задачи, но теряют навыки социального взаимодействия и способность осознавать свои эмоции. Наиболее известным исследователем в этой области является Антонио Дамасио, автор книги «Ошибка Декарта», в которой он описывает своего пациента Элиота, который не мог принять решение в обычных бытовых ситуациях. Такая неспособность даже приобрела название «синдрома Эллиота».

5. Самосохранение. Ситуация нестабильности характеризуется большим количеством негативных эмоций (в основном, страха) у людей, а также общим сниженным фоном настроения. С течением времени, во время которого нестабильная ситуация продолжает сохраняться, люди привыкают к такому эмоциональному фону и перестают его замечать, а следовательно, и как-либо управлять им. В этом случае при сохранении такой ситуации в течение достаточно длительного периода времени подавленный эмоциональный фон может начать отражаться на физическом состоянии человека.
Также в ситуации неопределенности большинство людей начало работать больше, поскольку теперь, чтобы сохранить компанию и свое рабочее место, нужно вкладывать значительно больше усилий. Люди также стремятся получить как можно большее количество информации, стремясь справиться с ее недостатком. Время на все это находится за счет использования времени на еду, сон и отдых.
Люди с высокой эмоциональной компетентностью сохраняют способность осознавать свои эмоции и за счет этого более эффективно справляются с эмоциональным напряжением. Управление эмоциями позволяет им более трезво смотреть на ситуацию и эффективно распределять свое время, оставляя резервы времени на самовосстановление - как физическое (сон, еда, отдых, спорт…), так и эмоциональное (общение с семьей, приятная деятельность, хобби…). Они также способны спокойно скорректировать свои цели (как личные, так и рабочие), благодаря чему по-прежнему чувствовать себя успешным и довольным собой человеком. Принимая непопулярные решения, они находят пути управления своими эмоциями и пропускания мимо себя негативных эмоций, которые на них изливаются.

6. Повышение эффективности работы сотрудников. Постоянное и плохо осознаваемое чувство тревожности снижает эффективность работы сотрудников. Они размышляют, смогут ли они выплатить кредит, удастся ли им сохранить свое рабочее место и как долго вообще все это продлится – вместо того, чтобы все свое внимание концентрировать на работе. Падение спроса на товары/услуги, отказы клиентов от сотрудничества, сокращения в компании усугубляют негативный эмоциональный фон.
Навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю и HR управлять эмоциональным состоянием своих сотрудников: снижать их тревожность, связанную с возможными сокращениями; заражать их позитивом и драйвом на самоотдачу и выполнение большого фронта работ, чтобы достичь нужных компании результатов.

7. Развитие ресурса эмоциональной компетентности. HR – это те люди, которые зачастую обладают достаточно высоким эмоциональным интеллектом. Правда, в основном, это относится к способности понимать эмоции других друзей и влиять на них каким-либо образом. Что действительно может дать развитие эмоционального интеллекта многим эффективным людям – это повысить качество собственной жизни, чувствовать себя более спокойно, уверенно и позитивно, сохранить хорошее эмоциональное и физическое состояние даже в трудных ситуациях.
Эмоциональная компетентность – это комплекс навыков, который поддается развитию и совершенствованию. Ее можно развивать как самостоятельно, так и используя внешнее обучение. Важно понимать, что это не та способность, которую можно развить за один двухдневный тренинг или пару коуч-консультаций. Эмоциональную компетентность можно развивать бесконечно, это в каком-то смысле путь. Так что если Вы стремитесь к самосовершенствованию и относитесь к тем людям, которые считают, что кризис – это в том числе и время возможностей, отнеситесь серьезно к развитию этого навыка.

Наши рекомендации