Классификация технологического оборудования
В горной промышленности для добычи и переработки полезных ископаемых разработано и применяется большое разнообразие технологического оборудования. Данный термин (определение) является наиболее общим понятием при характеристике машин и установок, каждая из которых обеспечивает одну или несколько технологических операций.
По технологическому назначению это могут быть:
- проходческие - уборочные
- экскавирующие - штабелюющие
- перерабатывающие - упаковочные (фасовочные)
- бурильные - погрузочные
- формующие - транспортирующие
- сепарирующие - топочные
- сушильные - брикетрующие
По способу выполнения технологической операции:
- мобильные, т.е. выполняющие технологическую операцию в движении используя собственный движитель;
- стационарные,т.е. выполняющую тех.операцию в стационарном положении в процессе всего периода эксплуатации;
- передвижные установки, (полустационарные) т.е.выполняющие тех.операцию в стационарном положении, однако по мере изменения фронта работ ,в конструкции предусмотрена возможность относительного быстро менять местоположение.
По способу передвижения или агрегатирования
Мобильные машины подразделяются на следующие типы:
- самоходные, имеющие двигатель (источники питания), трансмиссию и активный движитель, обеспечивающий передвижение машины в рабочем и транспортном положениях, а также воспринимающий полную эксплуатационную массу ее;
- прицепные, имеющие пассивный (полуактивный ,но получающий энергию от внешнего модуля) движитель, воспринимающий полную (или свыше 80% эксплуатационную массу и обеспечивающий передвижение за счет силы тяги;
-полуприцепные, оборудованные пассивным движителем, воспринимающим до 80% эксплуатационной массы машины, агрегатируемые с тягачом через гидрокрюки или седельные устройства;
- навесные, агрегатируемые на серийных тракторах или универсальных шасси с помощью специальных навесных устройств, обеспечивающих быструю расцепку, могут иметь простейший двигатель (каток, лыжа и т.п.), используемый для сглаживания динамических нагрузок.
По конструктивному исполнению
Самоходная машина- конструктивно включающая в себя двигатель (энергетическую установку), трансмиссию, активный движитель, раму, кабину с управлением и рабочий орган и предназначена для выполнения одной технологической операции.
Технологический модуль- прицепная, полуприцепная машина или орудие с рабочим органом для выполнения одной технологической операции.
Комбайн- двухзвённый агрегат, состоящий из самоходной машины и технологического модуля, предназначен для выполнения двух и более основных технологических операций.
Трактор- (тягач или мобильная энергетическое средство МЭС), как правило, машина массового или крупносерийного производства широкого народно-хозяйственного назначения для агрегатирования с различным технологическим оборудованием. Он включает двигатель, раму, трансмиссию, активный движитель, кабину с органами управления, а также универсальные тяговосцепные устройства и энергетические системы с линиями для внешних агрегатируемых машин или орудий (ВОМ, гидро- ,пневмо-, электророзетки).
Машинно-тракторный агрегат (МТА) - состоит из трактора и технологического модуля. МТА многоцелевого назначения, как правило, включает несколько технологических модулей, последовательно или независимо сагрегатированных с одним трактором.
Транспортный модуль - прицеп или полуприцеп для перевозки грузов и оборудования включает пассивный (иногда полуактивный) движитель, раму с прицепным устройством, универсальную грузовую платформу, профильный бункер или специальную площадку.
Тракторный поезд состоит из трактора и транспортного модуля и предназначен для транспортирования грузов и оборудования как по дорогам различной категории так и по технологическим площадкам, галереям, искусственным настилам и т.п. в пределах осваиваемого участка месторождения. Если в качестве тягача используется автомобиль высокой проходимости в сцепке с прицепом или полуприцепом – автопоезд.
Транспортное средство – общий термин, применяемый для характеристики автомобилей, авто- и тракторных поездов, самоходных грузо- и пассажирских вагонов.
Самоходный вагон включает энергетическую установку (ДВС),один или несколько сдублированных пультов управления ,трансмиссию, активный движитель и грузовую платформу или бункер с механизмами технологической разгрузки. Как правило, проектируется под конкретный груз и для строго оговоренных технологических условий эксплуатации (проходимость, согласование со смежным технологическим оборудованием).
Погрузочно-транспортное средство – имеет в качестве базового агрегата непосредственно транспортное средство, которое оснащено дополнительно манипулятором с автономным пультом управления, приводимым в движение от основного двигателя, предназначенным для обеспечения погрузочно– разгрузочных работ на данном транспортном средстве.
Погрузчик – машина (непрерывного или циклического действия )для погрузки горной породы из навалов или осваиваемых пластов в транспортные средства. Конструктивно может включать исполнительный орган: в виде ковша или заборно - транспортирующего устройства.
Экскаватор - машина для разработки грунтов различных категорий , конструктивно включает активный движитель с нижней рамой, опорно- поворотное устройство, верхнюю поворотную платформу с установленными на ней двигателем, трансмиссией, кабиной с органами управления, стрелу, рукоять и сменное рабочее оборудование для циклического или непрерывного действия. Отличительной особенностью экскаватора от погрузчика является то, что первый, как правило, производит забор грунта (породы) за счет управления стрелой, рукоятью и ковшом, при этом движитель в статическом положении. Погрузчик же выполняет маневрирование движителем.
Универсальное шасси – энергонасыщенная самоходная машина, оборудованная силовой установкой, рамой, трансмиссией, и активным движителем, способным обеспечивать агрегатирование и привод различного технологического оборудования, в том числе энергоемкого и массивного.
По расположению рабочих органов различают (сцепки и навески):
- передние; - задние; - боковые; - внутренние; - опоясывающие.