Семинар 3. Анализ технологических компетенций специалиста по социальной работе
О профессиональной компетентности специалиста социальной работы
Отечественные ученые, анализируя проблему компетентности, раскрывают содержание этого понятия через призму деятельности. Вероятно, в связи с этим понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетентность специалиста» употребляются в научных работах как синонимичные, поскольку все они, по существу, связаны с возможностью осуществления трудовой, профессиональной деятельности.
Компетентность (от лат. ^mptens — «принадлежность по праву», соответствующий, способный) выступает индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.
Понятие «компетентность», как оно употребляется в контексте образования, первоначально разрабатывалось в психологии труда, психологии мотивации и менеджменте — областях, тесно связанных между собой. Компетенции в рамках данных теорий понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом на основе их свойства быть действенными. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей — независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают
В научной литературе существует определение профессиональной компетентности как сочетания психических качеств, определенного психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Под профессиональной компетентностью специалиста социальной работы понимается интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. В данном определении исследователь встраивает в структуру профессиональной компетентности элементы «сформированная профессиональная позиция» и «профессиональная направленность личности».
В. А. Сластенин профессиональную компетентность связывает, наряду с наличием специальных знаний, умений и навыков, с особым свойством личности. Это «особое свойство» можно рассмотреть как способности индивида, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций.
По мнению ряда исследователей, профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности. Иными словами, компетентность, в первую очередь, связана с имеющимися профессиональными знаниями, с профессиональной эрудицией. Также это психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Профессиональную компетентность можно разделить на три составляющие: методическую, социальную и организационную.
Методический компонент включает профессиональные умения, специальную компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и высокий образовательный уровень социальных работников.
Организационный компонент включает в себя организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность, тактичность и толерантность.
Социальный компонент содержит адаптивность, коммуникативность, эмпатию, гуманность и жизненный опыт социального работника.
Компетентность — это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при выполнении своих функций, что является обязательным условием оптимизации профессиональной деятельности. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.
Наиболее полно понятие профессиональной компетентности рассмотрено а. К. Марковой, которая вкладывает особое содержание в различные виды профессиональной компетентности:
— Специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— Социальная компетентность — владение совместной (групповой кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
— Личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
— Индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, готовность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом [6].
Специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек — человек», а его работа заключается в оказании помощи конкретному человеку — клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации.
В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие виды компетентности: специальная деятельностная; коммуникативная; личностная; индивидуальная.
Специальная деятельностная компетентность в социальной работе выражается:
• В понимании предназначения профессии специалиста социальной работы;
• В овладении нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;
• В достижении высоких результатов в решении проблем клиента;
• В профессиональном мастерстве;
• В профессиональном мышлении, профессиональной интуиции, самостоятельности в решении проблем клиента;
• В оптимальной психологической цене результата, отсутствии усталости и перегрузки.
Коммуникативная компетентность в социальной работе:
• Отнесение себя к профессиональной общности;
• Овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;
• Направленность профессиональных результатов на благо клиента;
• Социальная ответственность за свои профессиональные действия;
• Умение сотрудничать, легкая совместимость;
• Готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;
• Умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направить его на решение нужд клиентов.
Личностная компетентность специалиста социальной работы:
• Устойчивая профессиональная мотивация;
• Наличие позитивной я-концепции, самоценность;
• Переключаемость, универсальность;
• Творческая установка, сознательное профессиональное творчество в работе с клиентом;
• Приспособление себя к профессии и профессии к себе;
• Преобладание положительного эмоционального настроя;
• Индивидуальность в профессиональной работе с клиентом;
• Удовлетворенность трудовым процессом.
Индивидуальная компетентность специалиста социальной работы:
• Целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;
• Принятие себя как профессионала;
• Саморазвитие профессиональных способностей;
• Интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха;
• Сильное целеполагание, помехоустойчивость;
• Построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;
• Профессиональная обучаемость;
• Опора на прошлый опыт в работе с клиентами;
• Обращенность результатов своего профессионального развития на благо других людей, своих клиентов.
Учитывая всю сложность социальных процессов, протекающих в обществе, в том числе демографическую ситуацию в ставропольском крае, где все большее значение приобретают процессы изменения национального состава населения, специалисту социальной работы необходимо учитывать, что в процессе своей профессиональной деятельности ему придется сталкиваться с представителями различных культур. Эффективному оказанию помощи своему клиенту будут способствовать умения специалиста общаться корректно с клиентом, в рамках его культуры, а также использовать личностный культурный потенциал клиента при изменении его жизненной ситуации. Без учета культурных особенностей клиента не только процесс помощи может быть малоэффективным, но и установление контакта с клиентом на начальной стадии работы может не удаться. В этой связи этнокультурный компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы принимает совсем другие вес и роль, нежели в этнокультурной компетентности обычного человека или специалиста другого профиля.
Этнокультурная компетентность профессионала в области социальной работы выступает не просто средством адаптации в полиэтнической среде для эффективного взаимодействия с представителями различных культур. Данный вид компетентности является наряду с другими профессиональными знаниями в области социальной работы залогом успешной работы с клиентом.
Считаем, что этнокультурная компетентность специалиста социальной работы — это характеристика личности профессионала в области социальной работы, выражающаяся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о различных культурах, реализующаяся через практические умения и навыки, позволяющие успешно выполнять задачи профессиональной деятельности, требующие наличия данного вида компетентности.
Этнокультурная компетентность является одним из составных элементов в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы и необходимой предпосылкой его готовности к профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что отмеченные психологические аспекты различных видов компетентности в социальной работе с семьей носят общий характер. Выделение в них особенного и единичного возможно после проведения специальных прикладных исследований.