Семинар 3. Анализ технологических компетенций специалиста по социальной работе

О профессиональной компетентности специалиста социальной работы

Отечественные ученые, анализируя проблему компетентности, раскрывают содержание этого понятия через призму деятельности. Вероятно, в связи с этим понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетентность специалиста» употребляются в научных работах как синонимичные, поскольку все они, по существу, связаны с возможностью осуществления трудовой, профессиональной деятельности.

Компетентность (от лат. ^mptens — «принадлежность по праву», соответствующий, способный) выступает индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.

Понятие «компетентность», как оно употребляется в контексте образования, первоначально разрабатывалось в психологии труда, психологии мотивации и менеджменте — областях, тесно связанных между собой. Компетенции в рамках данных теорий понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом на основе их свойства быть действенными. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей — независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают

В научной литературе существует определение профессиональной компетентности как сочетания психических качеств, определенного психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Под профессиональной компетентностью специалиста социальной работы понимается интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. В данном определении исследователь встраивает в структуру профессиональной компетентности элементы «сформированная профессиональная позиция» и «профессиональная направленность личности».

В. А. Сластенин профессиональную компетентность связывает, наряду с наличием специальных знаний, умений и навыков, с особым свойством личности. Это «особое свойство» можно рассмотреть как способности индивида, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций.

По мнению ряда исследователей, профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности. Иными словами, компетентность, в первую очередь, связана с имеющимися профессиональными знаниями, с профессиональной эрудицией. Также это психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Профессиональную компетентность можно разделить на три составляющие: методическую, социальную и организационную.

Методический компонент включает профессиональные умения, специальную компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и высокий образовательный уровень социальных работников.

Организационный компонент включает в себя организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность, тактичность и толерантность.

Социальный компонент содержит адаптивность, коммуникативность, эмпатию, гуманность и жизненный опыт социального работника.

Компетентность — это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при выполнении своих функций, что является обязательным условием оптимизации профессиональной деятельности. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.

Наиболее полно понятие профессиональной компетентности рассмотрено а. К. Марковой, которая вкладывает особое содержание в различные виды профессиональной компетентности:

— Специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— Социальная компетентность — владение совместной (групповой кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

— Личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— Индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, готовность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом [6].

Специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек — человек», а его работа заключается в оказании помощи конкретному человеку — клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации.

В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие виды компетентности: специальная деятельностная; коммуникативная; личностная; индивидуальная.

Специальная деятельностная компетентность в социальной работе выражается:

• В понимании предназначения профессии специалиста социальной работы;

• В овладении нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;

• В достижении высоких результатов в решении проблем клиента;

• В профессиональном мастерстве;

• В профессиональном мышлении, профессиональной интуиции, самостоятельности в решении проблем клиента;

• В оптимальной психологической цене результата, отсутствии усталости и перегрузки.

Коммуникативная компетентность в социальной работе:

• Отнесение себя к профессиональной общности;

• Овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

• Направленность профессиональных результатов на благо клиента;

• Социальная ответственность за свои профессиональные действия;

• Умение сотрудничать, легкая совместимость;

• Готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;

• Умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направить его на решение нужд клиентов.

Личностная компетентность специалиста социальной работы:

• Устойчивая профессиональная мотивация;

• Наличие позитивной я-концепции, самоценность;

• Переключаемость, универсальность;

• Творческая установка, сознательное профессиональное творчество в работе с клиентом;

• Приспособление себя к профессии и профессии к себе;

• Преобладание положительного эмоционального настроя;

• Индивидуальность в профессиональной работе с клиентом;

• Удовлетворенность трудовым процессом.

Индивидуальная компетентность специалиста социальной работы:

• Целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

• Принятие себя как профессионала;

• Саморазвитие профессиональных способностей;

• Интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха;

• Сильное целеполагание, помехоустойчивость;

• Построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;

• Профессиональная обучаемость;

• Опора на прошлый опыт в работе с клиентами;

• Обращенность результатов своего профессионального развития на благо других людей, своих клиентов.

Учитывая всю сложность социальных процессов, протекающих в обществе, в том числе демографическую ситуацию в ставропольском крае, где все большее значение приобретают процессы изменения национального состава населения, специалисту социальной работы необходимо учитывать, что в процессе своей профессиональной деятельности ему придется сталкиваться с представителями различных культур. Эффективному оказанию помощи своему клиенту будут способствовать умения специалиста общаться корректно с клиентом, в рамках его культуры, а также использовать личностный культурный потенциал клиента при изменении его жизненной ситуации. Без учета культурных особенностей клиента не только процесс помощи может быть малоэффективным, но и установление контакта с клиентом на начальной стадии работы может не удаться. В этой связи этнокультурный компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы принимает совсем другие вес и роль, нежели в этнокультурной компетентности обычного человека или специалиста другого профиля.

Этнокультурная компетентность профессионала в области социальной работы выступает не просто средством адаптации в полиэтнической среде для эффективного взаимодействия с представителями различных культур. Данный вид компетентности является наряду с другими профессиональными знаниями в области социальной работы залогом успешной работы с клиентом.

Считаем, что этнокультурная компетентность специалиста социальной работы — это характеристика личности профессионала в области социальной работы, выражающаяся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о различных культурах, реализующаяся через практические умения и навыки, позволяющие успешно выполнять задачи профессиональной деятельности, требующие наличия данного вида компетентности.

Этнокультурная компетентность является одним из составных элементов в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы и необходимой предпосылкой его готовности к профессиональной деятельности.

Следует подчеркнуть, что отмеченные психологические аспекты различных видов компетентности в социальной работе с семьей носят общий характер. Выделение в них особенного и единичного возможно после проведения специальных прикладных исследований.

Наши рекомендации