Освобождение от оков самскар
Для того, чтобы достичь духовной цели и больше не перерождаться, необходимо выразить все ранее накопленные самскары и предотвратить образование новых.
Самскары уничтожаются событиями повседневной жизни, но этот процесс можно ускорить тремя способами: 1) медитировать; 2) совершать служение при любой возможности. Помогая страдающему человечеству бескорыстным служением и представляя, что служение оказывается Высшему в лице Его многочисленных проявлений, человек быстро избавляется от самскар; 3) скорость выражения самскар духовного искателя может быть увеличена гуру. Кроме того, иногда гуру берет на себя самскары людей, лично проживая реакции.
Есть также три правила, следование которым позволяет не создавать новых самскар. Нужно: 1) отказаться от желания результатов своей деятельности; 2) отбросить тщеславие выполнения действия, осознавая, что высшее Сознание контролирует все действия, используя духовного искателя в качестве инструмента; 3) посвящать все действий высшему Сознанию. Формируя надлежащую идею, человек перестает приобретать новые реакции. Когда разум погружен в мысль о Божественном (брахмачарья), чувство, что действие выполняется единичным эго, не возникает. Мощным средством для достижения этого является второй урок системы медитации Ананда Марги.
ЯНТРА
Одной из особенностей тантры является то, что она использует вибрации проявленной Вселенной. В тантре «нет ничего, что не было бы божественным» – все аспекты творения могут служить инструментами, способными помочь нам постичь эту присущую всему божественность. В тантре используются вибрации этой Вселенной: звуковые вибрации – мантры, вибрации формы – янтры.
Слово янтра означает «машина» – инструмент, оказывающий сильное воздействие на разум. Наука начинает понимать, что каждая форма, очертание – это определенный рисунок волн, волновой фронт, создающий вокруг себя вибрации особого вида. Диаграмма янтры состоящая из неподвижных линий, при взаимодействии с разумом, создает тонкие вибрации, подобно хорошо настроенному музыкальному инструменту. Некоторые исследователи верят в то, что формы древних пирамид были специально разработаны для того, чтобы фокусировать космическую энергию в определенном месте внутри них, в священной комнате, где проводились эзотерические посвящения.
В Ананда Марге в качестве вспомогательного средства при медитации, используется особая янтра – пратик. Как правило, пратик ставится в месте, где медитирует один или несколько человек. Специфическая комбинация элементов является результатом экспериментов над разумом, впервые осуществленных Садашивой, предписывавшим своим ученикам медитации на различные формы. Он обнаружил, что те, кто концентрировался на перевернутом острием вниз равностороннем треугольнике (символе агья чакры, означающем духовность, погружение внутрь), становился настолько интроспективным, что терял всякий интерес к физическому миру. А тот, кто медитировал на треугольник с острием, направленным вверх (символ манипура чакры, означающим энергию действия, направленную во внешний мир), не достигал большого духовного прогресса в силу того, что чересчур увлекался внешними действиями. Соединив два треугольника в шестиконечную звезду, Шива обнаружил, что люди, медитировавшие на этот символ, достигали гармонии, добиваясь духовного продвижения, не пренебрегая своими мирскими обязанностями. Когда достигается единство двух миров, материи и духа, на горизонте человеческого разума появляется идеал тантры – восходящее солнце прогресса, предвещающее приближающуюся духовную победу, символом которой является свастика.
Каждый элемент свастики имеет свое значение. Отдельно взятая вертикальная линия, возможно, самый старый символ человечества, выражает высшее Сознание. Отдельная взятая горизонтальная линия символизирует космическую энергию творения. Образующийся в результате пересечения этих линий крест выражает что Сознание (Пуруша) попадает в оковы энергии (Пракрити), и возникает Вселенная. В более широком, космическом смысле крест символизирует главенствующее Божество, Брахму, сочетание Пуруши и Пракрити. Таким образом, пересеченные линии являются общекультурным архетипом связи между творением и созидающими силами, то есть Бога и человечества. Крест был традиционным религиозным символом на протяжении многих веков.
Но духовный искатель желает выйти за пределы этой вибрационной Вселенной и вернуть свое сознание в первоначальное невыраженное состояние. Поэтому ему необходимо «повернуть назад» силы Пракрити. По этой причине кресту, посредством добавления штрихов, придается свойство движения, и он из стационарного символа превращается в динамичный инструмент для медитации. Вращение свастики против часовой стрелки выражает силу, необходимую для пробуждения кундалини, свернутой вокруг основания позвоночника по часовой стрелке. Это символ преодоления влияния Пракрити. На санскрите «су» значит «хорошо, успешно», «асти» значит «быть, существовать». Поэтому свастика символизирует духовный успех. Этот древний символ победы на протяжении многих веков использовался во многих культурах: в древней Греции, американскими индейцами, древними египтянами, он найден в древних пещерах Европы, в Персии, в Индии и во многих ранних христианских захоронениях. Совсем недавно этот символ был использован, или, лучше сказать, осквернен Гитлером. Он повернул свастику, исказил ее форму. И искаженный символ стал для Гитлера знаком поражения, а не победы.
Символическое значение пратика (янтра Ананда Марги) применяется в практике: если человек, получив необходимое знание, прогрессирует, выполняя медитацию, и использует это знание во благо Вселенной, он будет духовно расти и достигнет победы.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
«Только на фундаменте истинной любви к человечеству можно что-то создать на принципах гуманизма. Общество, по-настоящему заботящееся о прогрессе и благе каждого, никогда не построить под руководством тех, кто озабочен лишь прибылью или убытками. Там, где любовь играет первостепенную роль, не возникнет вопроса о личном выигрыше или потере. Любовь – главный компонент для построения здорового общества».
Шри Шри Анандамурти
В жизни человека можно выделить две основополагающие связи: с собственным личностным ростом и с движением общества. Чрезвычайно важно ясно понимать взаимозависимость этих двух связей. С одной стороны, счастливые люди создают счастливое общество, а с другой стороны, общество выполняет свои обязанности создания благоприятных условий для удовлетворения потребностей и развития способностей его отдельных членов.
Способ, которым человек стремится постичь свою душу, называется субъектным подходом, или движением к высшему Субъекту, а метод, которым человек строит свои взаимоотношения с обществом, называется приспособлением к объективной реальности. Знакомство с Ананда Марга-йогой будет неполным, если не коснуться вопроса этой фундаментальной взаимосвязи.
Субъектный подход
Для начала рассмотрим важность внутреннего развития. Постижение себя и погружение в глубины своего разума и духа является выражением врожденной духовной потребности человека. Это внутреннее духовное устремление можно рассматривать как основную мотивирующую силу, потому что за каждой мыслью и за каждым действием стоит желание достичь бесконечного счастья и покоя.
В ходе духовного развития у каждого из нас развивается глубокое чувство единства с человечеством. Такое универсалистское отношение создает сопутствующие чувства, такие как сострадание, любовь, альтруизм и ответственность.
Но опасно тратить всю свою энергию на внутреннее развитие, на субъектный подход, так как результатом будет излишняя сосредоточенность на себе, мешающая развитию космического мировоззрения. Поэтому если духовные усилия не связаны с социальными обязанностями, они станут причиной задержки движения к той самой цели, ради которой выполняются духовные практики. В то же время этот односторонний подход станет молчаливым поощрением коррупции, эксплуатации и другого социального зла, которое в этом случае может процветать беспрепятственно. На плечах каждого человека лежит обязанность – стоять на страже благополучия общества.