Нияма – личностная интеграция
Принципы ниямы, изложенные ниже, связаны больше с личностной целостностью. Как и джама, нияма очень важна, эти два принципа дополняют друг друга
1. Чистота (шауча)–это культивирование чистоты тела и разума. Чистое тело и окружение хорошо влияют на разум. Но необходимо также поддерживать внутреннюю чистоту. Шри Шри Анандамурти подчеркивает, что развитие сильного, здорового и спокойного тела посредством физических упражнений (асан) является очень важной практикой наряду с соблюдением здоровой, сбалансированной диеты. Многие люди понимают, что вегетарианская диета помогает им поддерживать ясность и спокойствие в разуме. Для соблюдения шаучи необходимо постоянно уделять внимание тому, чтобы чистота ума не нарушалась ненавистью, сомнением, страхом, стыдом, ревностью, страстью, гордыней и т. п.
Чувство самоотверженности, чувство универсализма являются основным средством против загрязнения разума. Тот, кто испытывает искушение или поглощен мыслями о каком-либо объекте, может постепенно избавиться от умственного загрязнения, возникающего из корыстных мотивов, через прямо противоположное поведение. Например, если вы испытываете жадность, вырабатывайте в себе привычку отдавать, не требуя ничего взамен.
2. Дух удовлетворенности (сантоша)–это состояние комфорта и спокойствия в разуме. Чтобы достичь сантоши, мы можем в течение дня напоминать себе, что помимо беспокойства и напряженности, у нас есть большой запас творчества и энергии, который мы можем использовать для решения наших проблем.
В течение дня разум в основном лишь частично задействован в том, что мы делаем; например, когда мы ожидаем врача, едем в автобусе или прогуливаемся. В такие моменты очень полезно повторять про себя ишта-мантру (см. главу о медитации и мантре). Это состояние полумедитации очень способствует развитию сантоши.
Невозможно достичь удовлетворенности, если постоянно гоняться за благами жизни, потому что все эти блага преходящи. Надо стремиться быть довольным тем, что у вас есть, а не гоняться за материальными приобретениями. Однако это вовсе не означает, что мы должны позволять другим эксплуатировать себя. Если возникает ситуация, в которой вас или кого-то другого эксплуатируют, вы обязаны препятствовать этому. И закрывать глаза на эту проблему ради «покоя» не является cантошей.
3. Жертвенность (тапах) – принесение в жертву личных удовольствий во имя радости служения другим. Это является очень важным принципом на пути достижения истинной личностной интеграции. Мы живем не в одиночестве, и, как сказал один хасидский святой: «Тот, кто идет в рай один, никогда не достигнет рая». В каждом живом существе живет желание Бесконечности, и по мере того, как мы расширяем свой разум в медитации, мы начинаем ощущать остроту этого желания. И возникает естественное стремление поделиться с другими возможностью осуществления этого желания, помогая им физически, психически и духовно. Зная эту общую для всех нас характеристику, мы сочувствуем другим и своим личным примером показываем им путь. Говорят, что истинным показателем духовного прогресса является не то, сколько ты знаешь, а то, насколько ты любишь все творение. Поскольку главная идея духовной практики заключается в том, чтобы достичь единства со всем сущим, мы не можем думать о ком-либо или о чем-либо, как о чем-то отдельном. Если думать только о личном благополучии и пренебрегать нуждами других, это неизбежно приведет к увеличению чувства обособленности. Служение может принимать самые разные формы: помощь другим людям, забота о животных и растениях, бережное отношение к неодушевленным объектам. Фактически на пути к бесконечной цели мы должны стремиться помогать всему творению.
4. Изучение духовной литературы (свадхьяя) –важно не просто чтение духовной литературы, других хороших книг, но и понимание их значения. Мы должны стремиться подняться над догмой и ритуализмом и прикоснуться к истине, стоящей за словами великих святых и провидцев. Отсутствие свадхьяи привело к упадку многих религий и к многочисленным заблуждениям последователей. Мы не должны слепо принимать чьи-либо слова без глубокого проникновения в их смысл.
5. Обретение прибежища в Высшем (Ишвара пранидхана) –это последний принцип ниямы, и он является ключом ко всем остальным. Ишвара пранидхана подразумевает практику медитации. Этот принцип означает осознание того, что единство с Высшим, с космическим Сознанием, является целью жизни, и движение к этой цели с возрастающей скоростью. Ишвара значит «управитель Вселенной», пранидхана – «ясное понимание чего-либо» или «обретение приюта». Отсюда Ишвара пранидхана предполагает утверждение в космической идее, принятие Ишвары как единственного идеала жизни. Это полностью психическое усилие, оно состоит в том, чтобы с помощью медитации с ускорением двигаться к высшему прибежищу. Базовая техника Ишвара пранидханы, которой обучают в Ананда Марге, – это медитация с использованием индивидуальной мантры. Во время медитации мы заставляем свой разум концентрироваться на мантре, на ее вибрации и значении. В процессе коллективной медитации создается мощная духовная волна. Чем сильнее мы утверждаемся в Ишвара пранидхане, тем больше наше движение к Высшему происходит согласно принципам ниямы.
ЙОГИЧЕСКИЕ ПОЗЫ – АСАНЫ
Асаны (дословно асана означает «удобное положение») – это система упражнений, разработанная йогами несколько тысячелетий назад. Асаны не только поддерживают здоровье тела, стимулируя кровообращение, разминая суставы, тонизируя мускулы и массажируя внутренние органы, но и помогают успокаивать и контролировать разум.
Асаны йоги в корне отличаются от резких и напряженных упражнений: в асанах медленные спокойные движения, сопровождаемые глубоким дыханием, чередуются с периодами полной неподвижности, и это приводит к полному расслаблению мышц и нервов. Во время асан тело скорее аккумулирует жизненную энергию, нежели растрачивает; поэтому посредством регулярной практики асан йогин накапливает огромное количество внутренней энергии, которая необходима разуму для достижения более высоких состояний сознания. Научившись расслаблять нервы и приводить тело в состояние полной неподвижности, человек приобретает контроль над мышечной и нервной системами и достигает физического равновесия, необходимого для длительной медитации.
Однако самым важным является воздействие асан на эндокринную систему. Эндокринные железы сильно влияют на наши эмоции и состояние нашего сознания. Мягкое давление на различные эндокринные железы во время асан влияет на выработку гормонов в железах, создает эмоциональное равновесие и спокойствие в разуме.
Эти железы также известны как непроточные железы, потому что продукты их деятельности поступают непосредственно в кровеносные сосуды, а не в выделительные каналы. К эндокринным железам относятся поджелудочная железа, щитовидная, паращитовидная, надпочечники, яичники, вилочковая железа и гипофиз.
Было замечено, что такие эмоции, как страх, печаль, гнев, ревность, ненависть, любовь и радость, в разной степени влияют на наше тело и особенно на эндокринную систему. Сильное горе или страх могут послужить причиной смерти. Эти эмоции похожи на шоковые волны, поражающие нервную систему и ведущие к разрушению эндокринных желез. Эндокринная система контролируется симпатическими и парасимпатическими нервами. Поэтому лечебное воздействие на эндокринную систему является одним из самых важных эффектов асан.
Умение оставаться в состоянии расслабленного равновесия оказывает важное психологическое воздействие. Посредством физической тренировки йоги постепенно приобретают способность поддерживать свое психологическое равновесие, сохранять внутреннее спокойствие при любых обстоятельствах.
Нет необходимости проделывать долгие и сложные комплексы асан. В зависимости от нужд нашего тела вполне достаточным будет выполнение лишь нескольких упражнений ежедневно. Каждому из нас необходим свой собственный комплекс асан, поскольку у каждого из нас разные проблемы и разные потребности,.
Асаны, как и другие упражнения йоги, являются частью целостной гармоничной психофизической тренировки, шагом на длинном пути, по которому нужно идти под руководством истинного духовного учителя. В Ананда Марге индивидуальный комплекс асан предписывается ачарьями.
Есть, однако, несколько простых асан, которые подходят всем без исключения. Их можно использовать, как начальный комплекс упражнений.