Ослабление стресса и напряжения
ЙОГА: ПУТЬ ТАНТРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
7000 лет назад магические Гималайские горы подарили миру великого йогина Садашиву, принесшего с собой знания, необходимые для построения мировой цивилизации: искусство, музыку, науку, медицину, язык, общественные нормы и, самое главное, психо-духовные практики тантра-йоги.
Садашива довел до совершенства науку тантры и обучил ей всех тех, кто желал следовать путем самодисциплины и желал благосостояния всем.
Прабхат Ранджан Саркар, выдающийся индийский ученый 20 века, являющийся реализованным мастером в медитации, наполнил эту древнюю науку новой жизненной силой. Учение дает возможность раскрыть в полной мере физический, психический и духовный потенциал каждого человека.
ПУТЬ ТАНТРЫ объясняет эти древние и проверенные временем практики.
ПУТЬ ТАНТРЫ пробуждает ваше внутреннее сознание и помогает принять вызов современного мира.
ПУТЬ ТАНТРЫ предлагает мощный позитивный подход к созданию личного и коллективного благополучия.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость медитации
2. Тантра и Ананда Марга-йога
3. Социальное равновесие и интеграция личности
4. Йогические позы – асаны
5. Диета и здоровье
6. Медитация и мантра
7. Гуру
8. Уроки медитации
9. Кундалини, чакры и разум
10. Существование и эволюция
11. Жизнь, смерть и освобождение
12. Янтра
13. Личность и общество
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕДИТАЦИИ
Ослабление стресса и напряжения
Современный мир полон умственного стресса и напряжения. Люди постоянно куда-то спешат, но им все равно не хватает времени, чтобы воплотить в жизнь свои планы. Высокая скорость и активность современного мира губительно сказывается на нашем чувствительном разуме и нервной системе.
Для эффективной борьбы со стрессами и трудностями, вызванными жизнью в обществе, требующем от человека все больше, люди должны научиться лучше понимать и контролировать собственный разум. Разум – это вместилище всех наших мыслей и чувств, возникающих под влиянием внешних условий. Научившись регулировать способ нашего взаимодействия с окружением, мы сможем свести к минимуму нежелательные побочные эффекты, которые могут вытекать из этого взаимодействия.
Жажда бесконечности
Все религии мира сосредоточены на раскрытии истины, постижении высшей Сущности, достижении вечной жизни или бесконечного счастья. Все они говорят о более высокой форме существования, хотя и называют ее по-разному: небом, раем, спасением, блаженством, сатори, нирваной, освобождением и т. п. Все религии произошли от желания человека выйти за пределы физического и психического существования в сферу, которую мы называем духовностью. Это духовное стремление является фундаментальной характеристикой человека. Как сказал один духовный искатель: «Жажда бесконечности есть в каждом живом существе». Однако в настоящее время так сложно распознать истинную духовность, поэтому люди разочаровываются и теряют интерес к этой теме. Многие, особенно молодое поколение, утратили веру в ортодоксальные религиозные традиции, поскольку они не оправдали их надежд. Стали возникать вопросы: «Действительно ли сейчас религии представляют собой то, чему учили их основатели? Не забыто ли что? Не стали ли духовные практики пустыми ритуалами? Не превратилась ли вера в суеверие? Не произошла ли подмена личной реализации догмой?»
На руинах устаревших религий возникли новые волны духовного возрождения, провозглашающие сутью своей миссии переживание и постижение высшей Сущности. Среди этих новых духовных движений наука йоги и медитации благодаря своему научному и практическому подходу привлекает все больше внимания.
В век развития науки и технологии современные молодые люди не желают принимать теорию или веру, если последние далеки от текущих научных открытий и не базируется на рациональности. Йога делает упор на практическом аспекте духовного пути. Ей не нужен внешний блеск, ритуальные движения, принятие каких-либо священных писаний. Напротив, человек может принадлежать любой вере (или вообще не принадлежать ни к какой) и заниматься йогой и медитацией. Между йогой и религиозной верой не должно быть противоречия. Регулярная практика медитации помогает человеку прийти к более ясному пониманию своей веры, так как горизонт восприятия постепенно расширяется, и человек приближается к трансцендентальному состоянию реализации.
Революция сознания
Обычно мы отождествляем себя с телом и неглубокими слоями своего разума, живем только на низших планах существования,. Мы чувствуем, что отделены и отличны от мира и себе подобных; мы воздвигаем социальные барьеры, чтобы провести демаркационную линию нашего чувства психической обособленности, барьеры веры, касты, пола, расы или национальности. Мы создаем вокруг себя узкий круг людей в соответствии с ограничивающими философиями, верованиями и предрассудками, которые нам близки. Человеку, мыслящему по-другому, мы можем сказать: «Убирайся! Ты не из нашей церкви». Это ложное чувство приверженности ограничивающим предрассудкам становилось причиной множества конфликтов в истории цивилизации. На сознательном уровне люди отличаются и отделены друг от друга, но на уровне сверхсознательного разума и бесконечной Души все едины.
Тот, кому удалось подняться над нижними слоями существования, преодолевает все психические и социальные барьеры и обретает универсальное видение. Осознавая, что все являются частью вселенского Разума, всего лишь волнами в этом океане бесконечного Сознания, эти возвышенные существа рассматривают каждую сущность как выражение Всевышнего. Они чувствуют, как нескончаемый поток любви льется от них ко всем без исключения. Они воспринимают Вселенную как часть самих себя.
В настоящее время необходимо создать новое, здоровое человеческое общество, которое будет обеспечивать не только физические нужды людей, но и способствовать также психическому и духовному развитию. Им должны будут руководить те, кто развил универсальное видение, те, у кого каждая мысль направлена на достижение всеобщего благополучия. Мир ждет от них утешение и любовь.
Поэтому нам нужна практика, посредством которой мы могли бы возвыситься и осознать наше единство. Только тогда мы сможем разрушить все барьеры, отделяющие людей друг от друга. Этот психодуховный процесс станет краеугольным камнем в создании нового общества, в котором люди будут жить в истинной гармонии друг с другом. Бесполезно пытаться реформировать политическую, экономическую и социальную систему, не осуществив перед этим реформу сознания. Постоянное усилие, направленное на возвышение разума посредством медитации, является обязательным предварительным условием для изменения общества. Первой революцией, которая должна быть, – это революция сознания.
ТАНТРА И АНАНДАМАРГА-ЙОГА
Сделаем небольшой экскурс в историю.
Медитация – это техника, развивавшаяся в течение многих тысячелетий, она стала известна из практик тантры. Тантра была впервые введена в Индии около семи тысяч лет назад великим йогином Садашивой. Она служила для того, чтобы быть всесторонней наукой жизни, включающей в себя все аспекты личностного и общественного развития. Само слово «тантра» значит: «то, что освобождает от грубости (невежества)», поэтому ее практики основывались на систематичном и научном методе, который выводил человека из состояния невежества и давал возможность достижения состояния духовного просветления. Элементы науки тантры охватывали сферу искусства, музыки, литературы, медицины, танца, поведения в обществе, это был всесторонний подход к жизни.
С течением времени у тантры возникло много ветвей и направлений. Разделение тантры на специализированные сферы привело к тому, что она утратила свою эффективность и гармоничность, как цельная всесторонняя философия жизни. Это напоминает историю о пяти слепцах, которых царь попросил описать слона. Первый слепец, пощупав хвост, сказал, что слон – это длинное, тонкое, круглое животное. Второй, потрогав уши, описал слона широким, мягким, изогнутым животным. Каждый по очереди описывал слона – и каждый по-своему. Хотя все они были правы, описывая определенную часть тела, они потеряли образ слона, полную картину. То же произошло с тантрой. Ее различные школы могут концентрироваться на определенном аспекте, но целостность мировоззрения утрачена.
Тантра – это наука, не зависящая от времени, и ее ценность для современного мира ничуть не меньше той, которой она обладала в прошлом. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать учение тантры. Ее анализ человеческого разума открыл совершенно новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья осознали, что уровень йогических практик тантры далеко превосходят уровень «традиционной» медицины. Для современного мира со всеми его сложностями и суетой тантра является ответом на проблемы, стоящие перед человечеством. Более того, она учит людей объективно смотреть на все события жизни, применять позитивный подход – делать всегда то, что способствует эволюции и продвижению к Высшему. Она дает указания, позволяющие отличить путь, ведущий человечество вверх, от пути к хаосу, темноте и невежеству. Тантра – это наука для всех людей во всех уголках мира, применяющаяся в повседневной жизни.
Около 100 лет до н. э. Патанджали разделил тантру на восемь частей и назвал ее аштанга-йога. «Аштанга» значит «восьмиступенчатая», а «йога» значит «единение». Единение единичного сознания с космическим Сознанием, с Душой. Эта система йоги представляет собой основу анандамарга-йоги.
Ниже кратко представлены ее восемь аспектов.
СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ
И ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
«Садхана (духовная практика) с самого начала требует ментального равновесия, которое также можно назвать нравственностью. Нравственность дает людям не только вдохновение двигаться по пути садханы, но и способность прогрессировать. Польза нравственности зависит от усилия по поддержанию ментального равновесия, принимая во внимание изменение времени, места и личности. В связи с этим некоторые правила поведения могут различаться, но нельзя сказать, что нравственность относительна, так как целью любой нравственности является достижение высшего Блаженства. Нельзя сказать, что не украсть – это конечная цель; желательно, чтобы было уничтожено само желание воровать. Мы не можем сказать, что цель жизни в том, чтобы не лгать, важно, чтобы в разуме человека была стерта сама тенденция к эгоистической лжи».
Шри Шри Анандамурти
ЙОГИЧЕСКИЕ ПОЗЫ – АСАНЫ
Асаны (дословно асана означает «удобное положение») – это система упражнений, разработанная йогами несколько тысячелетий назад. Асаны не только поддерживают здоровье тела, стимулируя кровообращение, разминая суставы, тонизируя мускулы и массажируя внутренние органы, но и помогают успокаивать и контролировать разум.
Асаны йоги в корне отличаются от резких и напряженных упражнений: в асанах медленные спокойные движения, сопровождаемые глубоким дыханием, чередуются с периодами полной неподвижности, и это приводит к полному расслаблению мышц и нервов. Во время асан тело скорее аккумулирует жизненную энергию, нежели растрачивает; поэтому посредством регулярной практики асан йогин накапливает огромное количество внутренней энергии, которая необходима разуму для достижения более высоких состояний сознания. Научившись расслаблять нервы и приводить тело в состояние полной неподвижности, человек приобретает контроль над мышечной и нервной системами и достигает физического равновесия, необходимого для длительной медитации.
Однако самым важным является воздействие асан на эндокринную систему. Эндокринные железы сильно влияют на наши эмоции и состояние нашего сознания. Мягкое давление на различные эндокринные железы во время асан влияет на выработку гормонов в железах, создает эмоциональное равновесие и спокойствие в разуме.
Эти железы также известны как непроточные железы, потому что продукты их деятельности поступают непосредственно в кровеносные сосуды, а не в выделительные каналы. К эндокринным железам относятся поджелудочная железа, щитовидная, паращитовидная, надпочечники, яичники, вилочковая железа и гипофиз.
Было замечено, что такие эмоции, как страх, печаль, гнев, ревность, ненависть, любовь и радость, в разной степени влияют на наше тело и особенно на эндокринную систему. Сильное горе или страх могут послужить причиной смерти. Эти эмоции похожи на шоковые волны, поражающие нервную систему и ведущие к разрушению эндокринных желез. Эндокринная система контролируется симпатическими и парасимпатическими нервами. Поэтому лечебное воздействие на эндокринную систему является одним из самых важных эффектов асан.
Умение оставаться в состоянии расслабленного равновесия оказывает важное психологическое воздействие. Посредством физической тренировки йоги постепенно приобретают способность поддерживать свое психологическое равновесие, сохранять внутреннее спокойствие при любых обстоятельствах.
Нет необходимости проделывать долгие и сложные комплексы асан. В зависимости от нужд нашего тела вполне достаточным будет выполнение лишь нескольких упражнений ежедневно. Каждому из нас необходим свой собственный комплекс асан, поскольку у каждого из нас разные проблемы и разные потребности,.
Асаны, как и другие упражнения йоги, являются частью целостной гармоничной психофизической тренировки, шагом на длинном пути, по которому нужно идти под руководством истинного духовного учителя. В Ананда Марге индивидуальный комплекс асан предписывается ачарьями.
Есть, однако, несколько простых асан, которые подходят всем без исключения. Их можно использовать, как начальный комплекс упражнений.
Бхуджангасана (поза змеи).
Лягте на пол животом вниз, грудь прижата к полу. Поддерживая вес тела на ладонях, поднимите грудную клетку и запрокиньте голову назад. Смотрите на потолок. Поднимаясь, делайте вдох, поднявшись, задержите дыхание на 8 секунд. Выдыхая, вернитесь в исходное положение. Выполните 8 раз.
Правила выполнения асан
Асаны, как и другие практики, требуют выполнения определенных базовых принципов и рекомендаций. Чтобы получить максимальную пользу от практик и избежать нежелательных побочных эффектов, необходимо соблюдать основные правила:
1. Перед выполнением асан помыться, завершив процедуру холодным душем. Но если у вас нет времени можно охладить водой самые горячие части тела (стопы ног, голени, руки до локтей, лицо, шею, макушку головы). Для этого была разработана специальная процедура, получившая название полуванна.
2. Лучше практиковать асаны в помещении, а не на открытом воздухе. Это связано с тем, что тело во время выполнения асан очень чувствительно, и любой сквозняк может привести к простуде. Однако, практикуя асаны в помещении, необходимо позаботиться о том, чтобы воздух был свежим. В комнате не должно быть дыма и резких запахов.
3. Нужно надевать плотно облегающее нижнее белье. Мужчинам рекомендуется специальное белье под названием лангота.
4. Практикуйте асаны на коврике или мате. Не делайте асаны на голом полу, вы можете простудиться или нарушить работу органов внутренней секреции.
5. Воздух должен свободно поступать через левую ноздрю или через обе ноздри. Если левая ноздря не работает, то асаны, кроме трех, описанных выше, лучше не делать. Когда мы дышим, одна из ноздрей обычно более активна, то есть поток воздуха через нее более интенсивный. Периодически происходит «смена» ноздрей. Это связано с течениями тонкой и грубой энергии в теле. Асаны необходимо выполнять, когда происходит течение тонкой энергии, то есть когда более активна левая ноздря. Для того, чтобы активизировать левую ноздрю, нужно лечь на правый бок, положив голову на правое плечо, и в течение нескольких минут размеренно дышать.
6. Употребляйте саттвичную пищу (см. главу о диете и здоровье). Придерживайтесь лакто-вегетарианской диеты.
7. Асаны не следует делать на полный желудок. Лучше всего приступать к упражнениям через 2,5-3 часа после принятия пищи.
8. После окончания асан следует сделать массаж всего тела.
9. После массажа как минимум две минуты оставайтесь в «позе мертвого» (шавасана): лягте на пол и, чтобы не простыть, укройтесь одеялом. Полностью расслабьтесь, раскинув руки и ноги. Представьте, что ваше тело стало абсолютно неподвижным. Оставайтесь в таком положении несколько минут.
10. После выполнения шавасаны в течение десяти минут не пейте воды и полчаса ничего не ешьте.
11. Если вам сразу же после асан необходимо выйти на улицу, а вы, разгорячившись, еще не пришли в норму, или если на улице холоднее, чем в помещении, оденьтесь. Сделайте вдох в помещении и выдохните на улице – ор в таком случае вы не простынете.
12. Сразу после асан не рекомендуется выполнять какие-либо физические упражнения, бегать или играть в спортивные игры.
13. Следующие асаны могут выполняться при любой диете и вне зависимости от того, какая из ноздрей активна: падмасана (поза лотоса), сиддхасана, ардха сиддхасана, поза со скрещенными ногами («по-турецки»), поза героя, поза долгого приветствия, поза йога и поза змеи.
14. Женщины не должны делать асаны во время менструации, беременности и в течение месяца после родов. Исключение составляют позы для медитации.
ДИЕТА И ЗДОРОВЬЕ
Физическое тело не является чем-то отдельным или отличным от разума, скорее, оно представляет собой внешнюю его оболочку. По мере того как с помощью медитации разум становится все тоньше и тоньше, тело тоже должно утончаться, в противном случае параллелизм между физической и психической сферой будет утрачен, и прогресс приостановится. Поэтому йоги всегда подчеркивали, что следовать вегетарианской диете для сохранения чистоты клеток тела так же важно, как и практиковать медитацию для очищения разума.
Согласно йогическим принципам питания каждый пищевой продукт в зависимости от его воздействия на тело и разум попадает в одну из трех категорий:
Тонкая или чистая пища. Она полезна как для тела, так и для разума, и поэтому способствует духовному развитию. Мы должны всегда отдавать предпочтение тонкой пище. В эту категорию входят: все фрукты, овощи (кроме лука, чеснока и грибов), злаки, бобовые, молоко и молочные продукты (кроме сыров с плесенью), орехи, сахар, мед, растительные масла, травы и неострые специи.
Динамичная пища – это пища, полезная для тела и нейтральная для разума, либо наоборот. От употребления умеренных количеств такой пищи, особенно в холодном климате, где требуется дополнительное тепло, духовный прогресс сильно не страдает. В эту категорию входят: кофе, чай, шоколад, какао, газированные напитки, острые специи в небольшом количестве.
Статичная пища – это пища, которая вредна для тела или разума или для того и другого одновременно. Статичная пища способствует усилению лени, отупению, сонливости, жадности, болезненности и застою разума. Она создает большие препятствия на духовном пути, и поэтому следует избегать ее употребления (за исключением тех случаев, когда она предписана врачом). В категорию статичной пищи входят: мясо, рыба, яйца, чеснок, лук, грибы, острые специи в больших количествах. Статичным эффектом обладают алкоголь, табак и наркотики.
Наше физическое тело и мозг являются важной частью структуры, данной нам для достижения совершенства. Чтобы поддерживать чистоту и здоровье тела и ясность ума, следует всегда отдавать предпочтение наиболее чистой и калорийной пище. Совершенно очевидно: то, что мы едим, оказывает определенное воздействие на наш разум и тело, особенно в отношении духовной практики. И неудивительно также, что имеет место обратная связь, а именно, что выполняемые нами духовные практики в свою очередь влияют на то, как пища усваивается и насколько эффективно она используется. Сильное позитивное воздействие на работу пищеварительной системы и на состояние всех органов тела оказывает практика асан. Чистые и здоровые внутренние органы позволяют нам усваивать пищу наилучшим образом. Как мы едим не менее важно чем то, что мы едим. Ниже приведены советы, которые обычно даются на этот счет:
1. Ешьте только тогда, когда голодны. Переедание – причина многих проблем и заболеваний.
2. Ешьте медленно, тщательно пережевывайте пищу. Принятие пищи в спешке и сопутствующее этому нервное напряжение являются предпосылками к несварению.
3. Ешьте достаточно сырых продуктов. Здоровье и энергию дают телу минеральные вещества и витамины, которые разрушаются в процессе приготовления пищи.
4. Ешьте только тогда, когда вы спокойны и расслаблены. Физическое тело подвержено воздействию эмоций, и такие состояния как стресс, раздраженность и т. п. оказывают крайне негативное воздействие на пищеварение. Один из способов избавиться от стресса и успокоить разум перед едой – провести несколько минут в размышлении о Бесконечном.
5. Между приемами пищи должны быть достаточные интервалы. Переваривание пищи – сложный процесс, и, поскольку каждый вид пищи легче усваивается в определенной химической среде, поступление новой пищи, относящейся к другой категории, может расстроить или остановить пищеварительный процесс.
6. Пейте много воды. Достаточное количество воды способствует своевременному выводу из организма вредных веществ, помогает регулировать температуру тела и улучшает пищеварение. Однако не рекомендуется пить воду в течение часа до и после еды.
7. Старайтесь видеть во всем лишь проявление Высшего. Пища – это энергия, проявление космического Сознания. Она поддерживает тело, которое необходимо для выполнения духовных практик.
Вопрос диеты.
Стратегия голода
Мясо – это самая неэкономичная и неэффективная пища. Чтобы производить мясо, необходимы огромные площади земли для выращивания кормов. Скот поглощает в десять раз больше протеина и калорий, чем возвращает в форме мяса. Другими словами 90 % ресурсов «уходит в трубу». Сложив расходы по кормлению скота с расходами по его содержанию, мы обнаружим, что стоимость мясного протеина будет приблизительно в 20 раз выше стоимости растительного протеина. Вот вам несколько фактов для размышления:
- вместо того чтобы тратить землю на производство мяса, ее можно гораздо продуктивнее использовать для выращивания зерна, бобов и других культур для непосредственного употребления их в пищу. Например, один акр земли, используемый для выращивания бычка, даст один фунт животного протеина, но та же земля, засеянная соей, даст 17 фунтов соевого протеина. Кроме того, соя более питательна, содержит меньше жира и не имеет никаких ядовитых веществ, содержащихся в мясе;
- если бы мы сохранили зерно и отдали его бедным и голодающим вместо того, чтобы отдавать скоту, мы бы легко накормили всех голодающих в мире;
- если бы люди ели вполовину меньше мяса, то освободилось бы достаточное количество пищи, чтобы прокормить все страны развивающегося мира;
- 80-90 % зерна, выращиваемого в Америке, идет на корм скоту, который выращивается на мясо;
- двадцать лет назад среднестатистический американец ежегодно потреблял 50 фунтов мяса. В текущем году одной только говядины он съест около 130 фунтов. Поскольку Америку «заклинило на мясе», большинство людей там съедает в два раза больше белка, чем рекомендуется. Чтобы понять, как правильно использовать мировые ресурсы необходимо докопаться до истинных причин, стоящих за нехваткой пищи.
Конечно, каждый сам для себя решает – есть или не есть мясо, но, принимая решение, вряд ли можно найти хоть один серьезный аргумент в пользу употребления мяса (кроме тех случаев, конечно, когда мясо необходимо в силу физических проблем), тогда как доводов против этого очень много.
МЕДИТАЦИЯ И МАНТРА
Что такое медитация
Часто думают, что медитировать – это сидеть тихо, размышляя, анализируя или просто думая о чем-то определенном, о псалме или молитве. Иногда также полагают, что медитировать – значит сидеть с закрытыми глазами, заставляя разум не думать или думать «ни о чем», достигая таким образом покоя разума, который ассоциируется с бегством от проблем. Но ни одно из этих мнений не соответствует истинному йогическому значению медитации.
В йогической терминологии медитация называется «дхъяна», что означает «течение разума». Это чистое и глубокое состояние любви, когда разум течет ровно и беспрепятственно, полностью погруженный в мысль о космическом Сознании. С помощью техник медитации, адаптированных к индивидуальным особенностям, новичок способен сконцентрироваться лишь на несколько секунд, но постепенно он все больше утверждается в высоких мыслях и чувствах.
Когда медитация полностью направлена на Субъект, то есть когда разум расширяется настолько, что не остается чувства индивидуальности, тогда достигается состояние космического Единства, известное как самадхи. Это состояние бытия называется Анандам, или космическое Блаженство, потому что в нем сознание полностью свободно от эго и растворено в едином Сознании, пронизывающим всю Вселенную.
Как говорилось ранее, различные техники медитации, которым учит Ананда Марга, базируются на науке тантре (позднее ставшей известной как аштанга-йога). «Тантра» означает «освобождение от тьмы невежества через слияние с Высшим». Эти практики, выполняемые систематически, помогают человеку научиться контролировать энергию проявления разума, без этого контроля сила разума растрачивается на различные внешние и внутренние отвлекающие моменты. Чтобы направить разум во время медитации, необходимо иметь объект концентрации. Разум склонен двигаться к объекту удовольствия, поэтому с помощью мантры, или особой звуковой вибрации, разум направляется к тому, что доставляет наибольшее наслаждение – бесконечному Сознанию. «Мантра» буквально переводится как «то, что освобождает разум». Это слово, на котором концентрируется разум во время медитации. Мантры даются на санскрите.
Свойства мантры
Существует множество так называемых «мантр», которые используются для различных целей, но чтобы по-настоящему отвечать своему определению, мантра должна: 1) быть ритмичной; 2) быть заклинанием; 3) обладать смыслом.
Ритмичность
Мантра должна состоять из двух слогов, чтобы ее можно было повторять в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы, наверное, замечали, что когда вы очень рассержены или расстроены, ваше дыхание становится частым и неглубоким, но когда вы поглощены каким-либо делом, вы дышите медленно и глубоко.
Процесс дыхания связан с течением жизненной энергии в теле, называемой прана, она сильно влияет на разум. Если дыхание слишком быстрое и неровное, прана теряет устойчивость и становится возбужденной, вследствие чего происходят нарушения в работе разума, и процесс восприятия и мышления теряет свою четкость. Поэтому контроль над дыханием (пранаяма) является важной частью йогической тренировки. Чем медленнее и ровнее дыхание, тем более спокойна прана и стабильнее концентрация разума.
Контролируя процесс дыхания, мы приобретаем контроль над праной, а контролируя прану, мы получаем контроль над разумом. И, контролируя разум, мы достигаем освобождения от всех оков. Поэтому мантра должна быть двусложной, чтобы ее медленное и ритмичное повторение замедляло дыхание, стабилизировало прану, успокаивало и контролировало неспокойный блуждающий разум.
Заклинание
Мантра должна иметь определенный звук, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего повторения пробуждалась собственная вибрация медитирующего, или сущностный ритм.
Каждый объект этого мира имеет свой особый сущностный ритм, свою собственную ноту в гармонии Вселенной. От пульсации квазаров до колебаний электронов, от инфразвуковой мелодии горных хребтов до безостановочного эха живых созданий, их пения, стука, щелканья, шума, смеха и плача – все ноты проигрываются в огромном концерте.
Источником этого нескончаемого ритмичного движения является океан покоя, беззвучное и неподвижное бесконечное Сознание. Его покой не нарушает ни одна вибрация, и оно бесконечной прямой линией течет через вечность.
Древние святые, слившие свой разум с океаном невыраженного Сознания, поняли, что Вселенная является вибрационной игрой множества волн различной длины. Благодаря своим интуитивным способностям они пришли к пониманию законов вселенской гармонии, управляющих этим вибрационным потоком, и разработали тончайшую науку звука, чтобы воздействовать на ритмы творения без применения каких-либо механических средств.
Эта тонкая наука звука была учением о мантрах. Мастера знали, что сущностный ритм каждого индивидуума обладает определенной частотой. Подобно тому, как множество инструментов, гармонично сливаясь друг с другом, создают симфонию, сочетание различных биоритмов разума и тела (психических волн, биения сердца, скорости обмена веществ и т. п.) создает особую индивидуальную «мелодию». Если эту индивидуальную мелодию преобразовывать в более тонкие и медленные частоты, она, в конечном счете, станет вибрацией с бесконечной длиной волны, и разум сольется со свободным от оков космическим Сознанием.
В течение долгого внутреннего эксперимента йоги разработали серии звуков, или мантр, которые при внутреннем произнесении вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно трансформируют его в бесконечную прямую линию высшего Покоя.
Эти звуки родились в глубинах их собственных тел и были систематизированы в самый старый на земле алфавит и язык – санскрит.
Смысл
Мантра не только вибрирующий и пульсирующий звук, приводящий ритмы разума и тела в гармонию с высшим Ритмом, она также обладает особой способностью расширять разум.
Йоги веками учили простой истине: «О чем ты думаешь, тем ты и становишься». Теперь это стало признанным психологическим фактом: разум становится похож на объект своих размышлений. Многие эксперименты показали, что наш разум склонен сливаться или отождествляться с любым предметом, на котором в течение достаточного времени было сфокусировано наше внимание. Таким образом, визуализации и убеждения постепенно трансформируют наш разум в соответствии с объектом концентрации.
Понимая, что люди часто ограничивают себя негативными или низкими идеями о себе, психологи пытаются изменить представления человека о себе и таким образом полностью трансформировать личность. В одном эксперименте мужчина, как ни старался, не смог поднять более 150 кг. Потом его подвергли гипнозу, гипнотизер повторял: «Ты самый сильный человек в мире, у тебя огромная сила!» Под гипнозом он поднял без всякого усилия и напряжения 200 кг.
В настоящее время «сила позитивного мышления», позитивные взгляды и творческие визуализации используются многими людьми во всем мире, чтобы добиться большего успеха, стать более популярным, более состоятельным. Но цель йоги не так узка или ограничена, как достижение мирского успеха или богатства. Цель йоги – в бесконечном расширении разума с целью слияния с высшим Сознанием.
Итак, посредством ежедневной практики, благодаря постоянному формированию идеи «я есть То», мы постепенно уменьшаем нашу иллюзорную тождественность с телом и низшими слоями разума и отождествляем себя с нашей божественной внутренней Сутью. И в один прекрасный момент в процессе медитации мы обнаружим, что разум постепенно расширяется и достигает все более и более высоких сфер, почувствуем, что мы стали абсолютно свободными от всех оков эго и осознаем, что мы не есть это тело, этот разум, эта несовершенная личность, мы – бесконечны. Мы – высшее Сознание. В этот момент мы выйдем за пределы мантры, пределы пульсации, пределы вибрации, пределы создания идеи и в бездыханной тишине растворяемся в восторженном союзе с началом начал.
Мантра и кундалини
Кроме эффектов заклинания, ритмичности и смысла, упомянутых выше, мантра обладает еще одной очень важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как кундалини и связана с различными психическими центрами организма – чакрами (см. главу «Кундалини, разум и чакры»). Действие мантры заключается в поднятии этой силы кундалини и проведении ее через различные чакры, что позволяет добиться контроля над различными функциями, соответствующими каждой чакре. С каждой чакрой, которую пересекает кундалини, происходит более глубокая реализация, достигаются более высокие уровни сознания, обусловленные подъемом кундалини.
Инициация
Инициация – это один из самых важных шагов в жизни духовного искателя. Во время инициации дается техника медитации и одновременно пробуждается духовный потенциал, энергия кундалини. Один мистик сказал: «Инициация – это первая ступень на лестнице реализации».
Инициация обычно происходит тогда, когда человек, не удовлетворенный более «нормальным» состоянием невежества, испытывает сильное желание постичь истину существования. Гуру, с целью помочь человеку в его исканиях, приходит, чтобы дать надлежащее руководство и указать направление.
«Гуру» буквально означает «тот, кто освобождает других от невежества». Гуру – это тот, кто слился с высшим Сознанием (см. главу «Гуру»).
Инициация – это начало, когда искателю указывают путь, но путь этот нужно пройти самому. Если духовный искатель желает испытать мощный эффект медитации на своем сознании, он должен практиковать ее регулярно. Так, после получения инициации, искателю (садхаке) рекомендуется медитировать регулярно дважды в день. Большинство медитирующих считает, что лучшим временем для медитации является время рассвета (около пяти часов утра) и заката, перед завтраком и ужином, когда природные вибрации спокойны и способствуют духовным практикам. Утренняя медитация помогает человеку начать день с радостью, а вечерняя медитация освобождает разум от дневных забот и приносит мир и спокойствие в отношения с семьей и друзьями. Начиная с 15-30 минутной медитации, практикующие постепенно переходят к длительной медитации – по часу и более, поскол