Дуга Бурды — техническая энциклопедия

спад не все время с максимальной «оттяжкой» (б-в), а «припасает» некоторые ее ресурсы напоследок, резко усиливая «складку» прямо перед началом разгибания (а-в).

Внимательный читатель возразит: ведь тогда спад получается с недостаточной «оттяжкой»! Да, в этом гимнастка может чуть-чуть потерять, но потеря эта не играет, практически, никакой существен­ной роли, так как очень уж активный подъем во второй части маха здесь совсем не требуется (50). Между тем, дополнительная, рывко-вая складка перед освобождением стоп как бы дает старт решающему действию маха дугой — разгибанию, и существенно повышает его активность.

Бросок выше ? ниже ? Этот вопрос уже звучал по поводу соскока дугой с перекладины (50). Там ответ был: не слишком высоко. Инте­ресно, что здесь ответ тот же, но — по другим причинам! В данном случае соль не в том, каким будет контрвращение тела (его здесь нет вообще), и какой будет траектория полета (которая тоже, фактичес­ки, отсутствует), а — в условиях освобождения рук для поворота.

При высоком и очень высоком движении (рис. 187-а, б) добиться нужного освобождения кистей, а тем более ощутимого подлета, даю­щего возможность непринужденно сделать весь поворот, очень труд-

но (правда, если бы это удалось, ус­ловия возвращения на опору и, главное, последующего маха впе­ред в висе были бы превосходны­ми; это открывало бы дополни­тельные возможности для связок и т.д. Но —увы...).

В свою очередь, слишком низ­кое движение (в-г) не только мало эффектно, но чревато критичес­ким отходом вперед от опоры и, как следствие, недохватом.

Оптимально же — умеренно-высокое движение (б-в). Оно не трудно, дает достаточное время для выполнения безопорной час­ти движения и удовлетворитель­ные условия для возвращения на опору.


Как лучше поворачиваться: из упора ноги врозь или ноги вместе1}

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

Быстрый поворот в «бурде» достигается благодаря резкому ускоре­нию крутки, заданной при разгибании. Ускорение это сродни тому, что дает группирование, но только роль последнего здесь играет вып­рямление тела при разгибании, а также сведение ног, если они были разведены в упоре стоя. В принципе:

—чем шире были разведены ноги в начале поворота от опоры и

—чем быстрее они закручиваются «по винту»;

—чем быстрее тело после этого выпрямляется и

—быстрее соединяются ноги — тем быстрее весь поворот.

Этот перечень факторов, казалось бы, недвусмысленно говорит, что поворот из положения ноги врозь эффективнее. И как общее правило это совершенно верно. Но в нашем конкретном случае это не совсем так.

Дело в том, что при исполнении поворота на фоне быстрого вып­рямления тела из положения с его сильным начальным сгибанием доминирующую роль играет не столько сведение ног, сколько имен­но выпрямление тела. Так что почти безразлично — были ноги вместе или врозь.

Получив этот ответ, можно было бы на том и покончить, но есть некоторые оттенки. Один из них — задача удержания ног сомкнуты­ми. При действиях из упора стоя со сведенными ногами есть опас­ность их разбрасывания центробежной силой инерции, особенно при резком ускорении поворота. Та же сила, впрочем, мешает сводить ноги из положения ноги врозь, но в этом случае четкая направленность усилия на соединение ног обычно помогает гимнастке удерживать их вместе. Таким образом, окончательный ответ таков: поворот из уме­ренной «разножки» по ряду соображений все же предпочтительнее.

Каковалучшая осанка в повороте ? Конечно, для любого поворота идеальна поза с абсолютно прямым и оттянутым от опоры телом. Но известно как трудно добиться этого при «дугах»: гимнастку всегда «ломает», так как при стремительном разгибании легче легкого «про­скочить» прямое положение и прогнуться, а это всегда потеря в ско­рости крутки, не говоря уж о стилистике движения. При этом, чем сильнее разгибание, тем одновременно больше и риск переразгиба, разбрасывания ноги проч.

Как предотвратить эти затруднения? Увы, никакого средства, кроме упорной тренировки с поиском наилучшего для себя режима движения в махе дугой — нет.

Каким должно быть направление «броска» в разгибании, чтобы можно было избежать столь вероятных здесь перекосов? Этот вопрос

188. Дуга Бурды — технич е с к а я энциклопедия

уже затрагивался (17). Что касается конкретно «бурды», то она вы­полняется с отпусканием обеих рук, и все движение должено выпол­няется без смещения тела в сторону. ОЦТ должен двигаться все время строго в одной плоскости, это норма. Минимальные смешения тела в сторону поворота терпимы, но умышленные движения ногами в бок — грубейшая ошибка, после которой не миновать косых махов в и болтанки висе.

Кто-то скажет: но ведь ясно видно, что ноги в таком упражнении уходят в сторону поворота! Верно, уходят. Здесь движение вообще асимметричное. Но при этом оно динамически уравновешенно и очень интересно своей геометрией: по мере выпрямления тела, стопы гимнастки, «ввинчиваясь в пространство», удаляются вперед от опо­ры по суживающейся спирали, как бы обматывающей продольную ось тела. При этом, если стопы, уходя от жерди, смещаются, напри­мер, налево, в сторону поворота, то таз гимнастки (тело разгибается, но еще согнуто) компенсаторно отходит вправо, а ОЦТ, как было сказано, продолжает удаляться от опоры строго в плоскости, перпен­дикулярной опорной жерди.

Как действовать руками! Очевидно, что в «дуге Бурды», по крайней мере к окончанию поворота, должна иметься возможность дохвата, а кистям гимнастки положено находиться в зоне опоры. Причем, чем прямее и ближе руки будут друг к другу, тем лучше для поворота.

Действительно, у лучших исполнителей руки мягко сведены над головой, ни в коем случае не разбросаны, а кисти «полощутся» у са­мой жерди, «пассируя» ее. Это технично, но это и лишает такую «дугу» впечатления полетности. Было бы эффектнее как-то убирать руки от опоры в полетной фазе, но... это ухудшает условия вращения «по винту»...

Интересна работа рук при дохвате. Обычно всегда рука, одно­именная повороту, фиксирует опору первой, это и понятно. А вторая ставится на жердь позже, приходя на нее уже с окончанием поворота. То есть кисти, вторя повороту, как бы перекатываются по жерди. Но такая техника небезупречна. Она приводит к тому, что быстрый по­ворот в «бурде» не гасится сразу, а приводит к перекосам на опоре, к «проваливанию» разноименного плеча. Однако этого можно избе­жать, если опускать разноименную руку на жердь пораньше, опере­жающим движением, и жестко упираться ею в жердь, стремясь быс­трее остановить инерционное движение в повороте и не допустить перекоса.

Как действовать головой .?Все исполнители ищут опору взглядом и поэтому обычно поднимают голову, а это провоцирует прогиба-





Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ________________________________________

ние тела. Идеальна закрытая осанка в повороте, и надо, все таки, отвыкать от естественного желания пораньше увидеть жердь. Это простительно в обучении, но в дальнейшем нужно от этого избавляться.

Итак, «дуга Бурды» — целая шкатулка с маленькими техниче­скими секретами (или, если угодно — «ящик Пандоры» со скрыты­ми в нем неприятностями). Полезно на этом примере детально анализировать различные движения, не только махи и соскоки дугой.

ТАЙНЫ ДУГИ НАЗАД

Мах дугой назад — редкий гость в комбинациях гимнасток, хотя движение интересное, и на фоне подавляющего преобладания «больших махов» может внести в упражнение приятное разно­образие.

Но дуга назад — движение тонкое и не без капризов.

Первое, с чем сталкиваются исполнители всех «простых» дуг на­зад, это, конечно, проблема виса сзади. В современной гимнастичес­кой практике — даже мужской и, тем паче, женской — сложные висы сзади находятся на грани «вымирания», а вместе с ними в том же со­стоянии находится и практика подготовки аппарата плечевого пояса к работе в висах сзади (12). А обращение к упражнениям в висах сзади без должной подготовки плеч не только чревато травмами, но и не даст никогда достойного результата. Поэтому, как ни парадоксаль­но, наиболее доступны, а заодно и эффектны усложненные формы этих движений — с поворотами, перехватами, так как они позволяют обойтись без неприятных висов сзади, а главное — более удобны в соединениях.

Но и усложненные формы дуг назад — со своими подводными камнями. Чтобы эти движения оправдали вложенный в них труд, следует позаботиться о ряде вещей, иначе дуга будет суррогатной и принесет только хлопоты и разочарования. Нужно, например, овла­деть хотя бы в руках тренера полноценным, достаточно высоким вы­ходом назад-вверх в вис сзади (рис. 188). Нужно, хорошо осознав за­дачу, прочувствовать и научиться до возможного предела отрабаты­вать руками (рукой) на опоре в фазе максимального подъема в махе дугой назад. Нужно уметь точно посылать ноги либо прямо назад-вверх (мах без поворота или с поворотом на 360°), либо в сторону опорной руки (при повороте кругом). Нужно уметь пораньше дохва-тываться после поворота и т. д.

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru

Все это, в общем, известно, хотя не часто и не в полной мере реали­зуется на практике. Остановимся здесь на одной любопытной осо­бенности дуги назад с поворотом на 360°, которая до сих пор мало осознана и почти никогда подробно не описывалась. Речь идет о за­висимости, существующей между степенью разгибания рук (то есть разгибания плеча) с их движением назад «за спину» и — характером возможного при этом поворота.

Выполняя мах дугой с поворотом на 360° (или с тем, что принима­ется за такой поворот), гимнастка, гимнаст, приходят в итоге движе­ния в тот же вис, из которого начали перемах согнувшись. Если при этом все делается более или менее корректно, то вначале (к.к. 1—3), сделав перемах и послав ноги вверх-назад, гимнастка переходит хва­том в высокий вис сзади хватом сверху (к.к. 3—6). И только после этого делается весь поворот). Причем, чем позднее и, значит, быстрее поворот выполняется, тем эффектнее он выглядит. В этой связи можно выделить относительно растянутую зону «стандартного» по­ворота (к.к. 6—8) и более сжатую зону поворота «виртуозного» (к.к. 7—8).

Но понятно, что рыба ищет где глубже, а гимнаст — где легче... Поэтому всегда есть соблазн обойтись поворотом попроще, то есть таким, чтобы начать пораньше и пораньше завершить, не очень-то «углубляясь» в сам мах дугой назад. И вот мы видим, что гимнастка, едва начав разгибание (к.к. 3—5), уже «бросает» опору одной рукой и, проведя ноги этакой боковой дугой, тут же дохватывается вновь за жердь, возомнив, что это и есть «мах дугой назад с поворотом на 360°». Но ничего подобного! Если так действовать, то не будет ни са­мого истинного маха дугой назад (в лучшем случае будет «полумах»,

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

С жерди на жердь



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru пригодный разве что для последующего подъема назад), ни поворота. А будет просто перемах боком с дохватом в вис!

Тут наш читатель-скептик опять настороже; он говорит: как же тогда определить где «дуга назад и поворот», а где «просто перемах»? Где граница?

Да, тут он прав, наш скептик. Границу, действительно, опреде­лить трудно, тут количество постепенно переходит в качество... Ну когда, например, утро переходит в день, а день в вечер, кто скажет? Однако мы их как-то различаем.

Но, если серьезно, то в чем причина такого перерождения одного движения в другое?

А причина нами уже разбиралась в главе о перекладине. Там мы рассказывали, что существует совершенно четкая морфологическая связь между вращением руки относительно туловища при сгибании-разгибании плеча и при супинации-пронации (15—16). Когда гим­настка выполняет перемах согнувшись (к. к. 1—3) и далее мах дугой назад (к.к. 3—8), то каждая рука (ее плечо) совершает относительно туловища анатомическое разгибание, которое одновременно приво­дит кисть и предплечье в пронированное положение, и чем дальше рука отводится назад за спину (то есть чем больше оттяжка в висе сзади, чем шире мах дугой!), тем больше пронируются кисти, остаю­щиеся на опоре. И чтобы, отпустив опору одной рукой, вернуть тело из этого положения (виса сзади) в обычный вис, нужно повернуть тело вокруг продольной оси в сторону супинации руки настолько, насколько она «скрутилась» во время пронации58. Иначе говоря, на­сколько «глубокой» была дуга назад, настолько и выражен последу­ющий «обратный» поворот в этой дуге. Отсюда ясно, что если полно­ценного маха дугой не было, то не будет и никакого поворота. Вот почему при суррогатной дуге отсутствует подлинный поворот, а вме­сто него получается обычный боковой перемах.

... Между прочим, все это можно проследить и по аналогии с дви­жениям типа «диомидовского». Особенно показателен «обратный диомидовский» — махом назад. Если гимнаст идет, как и положено, через стойку на руках, ему, чтобы далее попасть в упор сзади (то есть в высокий упор, предшествующий маху назад), нужно повернуться на «чистые» 360°. Если тот же переход из одного упора в другой совер­шить боковым перемахом вперед, то никакого поворота и не потре-

буется. Наконец, если на тех же мужских брусьях представить себе все более высокий перемах боком, то тело гимнаста, чтобы попасть в упор сзади, должно будет поворачиваться вокруг продольной оси, и тем больше, чем выше был перемах...

С ЖЕРДИ НА ЖЕРДЬ

Так называемые «махи изгибами» и в прежние времена занимали в практике гимнасток старших разрядов минимальное место, а те­перь, казалось бы, они совсем ушли в прошлое. Однако элементы этих движений все же сохранились в арсенале гимнасток, поскольку сохранилась потребность в организации темповых перескоков с в/ж на н/ж, особенно при исполнении перелетов. И тут порой возникают задачи, заводящие гимнастку в тупик, как то: сальто в вис получи­лось, а удобно перейти с него без потерь темпа на н/ж не удается.

Действительно, организация нужного темпоритма движений в таких перескоках — дело тонкое и зависит от целого ряда факторов, связанных с величиной и направлением скорости вращения тела в момент дохвата за в/ж, с положением, унаследованным от предше­ствующего движения, с характером текущих суставных движений и др. Чтобы разобраться в каждой такой ситуации, нужно владеть именно конкретной ситуацией во всех ее деталях.

Однако облегчить себе поиск нужного технического решения можно с учетом некоторых общих закономерностей построения дви­жений этого рода. Их основная особенность в том, что они строятся как махи, выполняемые без существенных смещений тела в целом (ОЦТтела), то есть как последовательные сгибания-разгибания «на месте» {рис. 189-а на с. 486)59. Но при этом гимнастка имеет возмож­ность, используя «изгибы» и определенным образом акцентируя их, получать разнообразные формы вращения тела, включая особенно важные здесь возможности тонкой подстройки вращательного дви­жения, возникающего после очередного перехода в безопорное поло­жение.

На фиг. а показана стандартная форма размахиваний в висе. Ис­пользуя эти махи обычным образом, гимнастка может, в принципе, получить вращение любого направления. Например, можно махом вперед сделать сальто назад в вис углом на н/ж (а-г) или, прибегнув к контрдействиям, выполнить на том же махе вперед перелет вперед в



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru 5* Интересующиеся или сомневающиеся должны внимательно обдумать этот момент, анализируя рис.13 и текст к нему. В противном случае возможны недо­разумения.

59 Ср. с размахиваниями в висе на кольцах. Там тоже тело в целом перемеща­ется минимально (87).





Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru

упор на н/ж или даже движение типа сальто вперед (а-д). Нечто ана­логичное можно выполнить и на махе назад. Но нас сейчас интересует другое, а именно возможность исполнения подстроечных движений, необходимых при организации перескоков с одной жерди на другую. Рассмотрим два принципиальных случая.

На фиг. б показано, как гимнастка, используя отмах назад, полу­чает с его помощью «подкрутку» вперед. Для этого мах притормажи­вается, и немедленно после этого опора отпускается, благодаря чему туловище, получив от ног вращение и освободившись от связи с опо­рой, начинает вращаться вперед-вниз. Разумеется, степень такой «подкрутки» вперед может как угодно регулироваться и быть более или менее явно выраженной.

На фиг. в—противоположная ситуация, когда, после того же маха назад, начав торможение ног, гимнастка не «бросает» опору, а, напро­тив, используя ее, добивается некоторого «подконтривания» маха. Возможно, например, сделав мах назад (он может быть вынужден­ным), затем полностью погасить его контртемпом, показанным на рисунке. В этом случае тело в перелете на н/ж будет сохранять задан­ное положение и не будет вращаться ни вперед, ни назад.

Петушиное словцо

Естественно, между всеми показанными случаями (сочетания а-б, а-в, а-г, а-д) существует неограниченное количество переходных градаций, оттенков, поиск которых и составляет необходимую под­стройку движения при «перескоках» с жерди на жердь.

ПЕТУШИНОЕ СЛОВЦО

Так в народе говорят о «заветном» слове, творящем чудеса. Как важно тренеру владеть таким «петушиным словцом» хотя бы иногда! Молвил — и ученика словно осенило...

К сожалению, сказка она сказка и есть. В жизни все гораздо слож­нее. Как нередко бывает, гимнаст, гимнастка бьются вместе со своим наставником, казалось бы, над пустяком, а толку нет. Заколодило! То ли они не разобрались в ошибке, то ли общего языка нет...

Часто так: тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий — ох, какая большая дистанция! Опытные и, прямо скажем, более ум­ные ученики эту дистанцию преодолевают легче, они сами могут по­нять и представить себе все то, что нужно конкретно, совершенно конкретно выполнить, чтобы воплотить слово тренера в реальное действие. Но наделе сплошь и рядом бывает иначе.

Однажды автор этих строк, работая на очередном сборе с гимнас­тками страны в качестве консультанта, участвовал в такой сцене. Гимнастки трудились над новой обязательной комбинацией, в кото­рой был мах дугой из виса ноги врозь вне на в/ж. Мастер экстраклас­са должен делать это движение, конечно, на максимальной амплиту­де. А что такое предельно высокая «дуга» из виса согнувшись ноги врозь вне? Это, фактически, так называемый «штальдер» с прохож­дением через стойку на руках {рис. 190-бна с. 488). Граница между высокой дугой «в вис» и «штальдером» очень ненадежная: чуть «пе­редал» (а) — и ты за стойкой. Комбинация «завалена».

И вот мы видим гимнастку, которая мучается именно в этой ситу­ации. «Штальдером» она владела всегда, у нее стойкий навык, а при попытке выполнять мах дугой получается либо недопустимо низкое движение, либо — все тотже «штальдер». А более тонко дифференци­ровать движение в зоне стойки на руках ей никак не удается. Только грубо!

Тренер требует: «Разгибайся раньше!». Результаттотже. Пробует говорить более определенно: «Ударь ногами вон туда» (показывает куда). Нет результата. Как только гимнастка, начав спад в «заклад­ке», попадает в уже привычный ей ритм действий, в известный поток

               
  Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru
    Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru
      Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru
      Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru
 
 
 

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru

ощущений, срабатывает старый навык и получается все тот же «штальдер». Что ж, ситуация оче­видная. Называется: «отрица­тельный перенос двигательного навыка» или интерференция. Прочный старый навык немед­ленно «вылезает наружу» как только запускается сходный ме­ханизм с привычными действия­ми, движениями и чувственным восприятием.

Как же быть? Действительно, проблема эта традиционная, ста­рая, трудная. И — особая, о ней надо было бы говорить отдельно.

Что же было в нашем случае?

Совместно с тренером решили

копнуть ощущения гимнастки поглубже, подойти ближе к конкрет­ным управляющим действиям гимнастки, нужным для коррекции движения.

В главе о мужских брусьях мы уже рассматривали роль рабочего положения в исполнении оборотовых движений разгибом (61,62). Здесь был применен тот же подход. Гимнастке разъяснили: если у тебя в висе согнувшись таз расположен высоко, и ты активно «на­крываешься» ногами при сгибании {а), то, скорее всего, получится именно «штальдер». Опустишь таз пониже (б) — будешь на гра­ни «дуга-штальдер»; это уже лучше, но еще не надежно. Попробуй для начала опустить таз сразу низко (в), сравни ощущения и ре­зультат.

Результат оказался обнадеживающим, но нестойким: пока гим­настка сознательно контролировала рабочее положение в висе со­гнувшись, выходила неплохая, высокая дуга, но при повторах ста­рый навык то и дело смешивал карты, грозя вернуть гимнастку на прежние позиции.

Нужны были еще более определенные, четкие чувственные ощу­щения для контроля движения.

Гимнастке напомнили о том, что в висе согнувшись важно поло­жение головы. В данном случае, если голова наклонена назад, к спине («разогнута»), стимулируются мышцы-разгибатели плеча, тянущие жердь «к себе», и тогда таз поднимается (а). И, напротив, наклонив 488

_____________________________________ 191. Петушиное словцо

голову вперед, «согнув» ее (в), мы поощряем работу мышц-сгибате­лей и тогда есть вероятность, что таз будет опускаться.

После этого работа пошла еще более сознательно, и число удачных исполнений возросло. Однако должной уверенности в действиях гимнастки все же не было. Пришлось еще больше конкретизировать указание в надежде на формирование нужных ощущений. Как? Атак, что движения головой ведь тоже осуществляют мышцы. Гим­настке посоветовали: «расслабь шею, особенно почувствуй расслаб­ление со стороны спины». И после серии удачных и нескольких неудачных попыток еще точнее: «Расслабь, совсем расслабь вот эти мышцы, почувствуй, как ты это сама, сознательно делаешь». При этом гимнастку заставили принять вис согнувшись ноги врозь вне на н/ж и, «разминая» ей пальцами заднюю поверхность шеи, дали прочувствовать, что расслабление именно этой группы мышц провоцирует наклон головы вперед и, как следствие, опускание таза со всеми вытекающими из этого техническими последствиями. И дело пошло.

Итак, в процесс работы по коррекции движения здесь пришлось все глубже погружаться от слов к все более предметным двигатель­ным представлениям и ощущениям. При этом тренер и тот, кто помо­гал гимнастке, как бы брали на себя труд, «додумывать» систему уп­равления движением, который другая, более понятливая гимнастка, могла бы проделать и сама. В этом же случае успех пришел только тогда, когда гимнастку вплотную подвели к абсолютно конкретным ощущениям, от которых зависит построение движения.

...Иногда во время соревнования тренер дает утомившемуся уче­нику съесть шоколадку или выпить натурального сока, богатого глюкозой. «Прямо в кровь», говорят в этом случае, то есть гимнаст сразу получает то, что не требует долгого переваривания...

Так и в освоении техники. Гимнасты с богатым опытом и хорошей головой легко и быстро «переваривают» любые указания тренера, даже если они представляют собой пищу не вполне удобоваримую. А иным нужно помочь «петушиным словцом».

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Предметный указатель

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

«Бурда» см. мах дугой



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Акцентировка движенийв висе согнувшись —13,62,191 Амортизацияпри отталкиваниях — ногами

—в акр. в связках -149

—в стрикоссате —159

—в оп. прыжках — 133 —руками в оп. прыжках

—традиционных— 136,139

— «ямасита» —143
Амплдитудамахов, конь — 112
Антикурбет,обр. курбет — 20,77,149,154
Асимметриядвижений — при отталкиваниях, акр. — 150

— функциональная — 38,73
«Ауэрбах»см. сальто.

Базовые упражнения—акробатика— 153,157,158,160 -конь-108, 111,120

—перекладина — 18,24,25,26,28 Балансирование— бревно — 163,169

—подвижная опора — 169

—кольца

—в висе (баланс качей) — 87

—в стойке на руках — 106 Бег,техника —130

«Бланш»см. сальто

— стойка силой, брусья — 78

— кольца— 102
Большие оборотысм. обороты
Бросковое движение,«бросок»

—брусья — 69,75

—брусья р.в. — 178

—кольца — 86

—конь— 118

—перекладина —7,10,27,31,33,52

Вариативность движенийпараметрическая — 25,157

—в связи со сложностью — 36

—темпоритма на коне — 119 Ведущая и ведомая нога,конь — 121 «Вертолет»— конь — 111

—см. сальто

«Вертушка»,м.н. подлет с поворотами — 49,183

«Верхний темп»в сальто см. «отходы толчковые»

Взаимодействие звеньев тела —44,50,182

Взаимосвязь характеристик— вариативность — сложность — 36

— вращений в сальто и поворотах — 189
«Винт»см. круги, повороты
Виртуозность—157

Вис— брусья р.в. — 175

—кольца — 89

—перекладина —1,4

— сзади— 12
Возврат в обучении — 153

Волна— механический импульс — 8,22,43,64,86

— при балансировании — 168
Вращение-в полете -20,28, 38, 78,141,142,143

—вокруг мгновенной оси («вокруг плеч») — 157

—лимитированное —23,28,38,140

—факторы, управление — 20, 79,141,147,190

— на опоре, конь — 108

— см. отходы
Время

—отхода см. отходы

—полета —29,31,157

Вход — на коне (выход)—122,124

— на перекладине — 52
Выпрямление тела в полете —24,157
Высота— броска

—в движениях дугой — 50

—в оборотах — 27,175,179

—вылета — 31

—маха руками при отталкиваниях ногами — 155 Выталкиваниеот оп. при мах. отходах см. отходы





ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Предметный указатель



«Гейлорд»см. сальто «Гингер»см. сальто Группирование—20,50,141,157

—полугруппировкой —25,147,157

—преждевременное —32,150

—прогибанием — 156

Двигательная единица,конь — 109,110 Движение— «в ход», акр. — 149

—инерционное — 52,84,170

—маятникообразное — 112

—мощность — 28

—смешение плоскости — 17

—физический потенциал — 28

—энергетика — 28,29,147,175 Двухопорная фаза(ДОФ), конь — 110 Действия— дубльцикла — 97

—непроизвольные, спонтанные — 11,156

—одновременные — 43

—подготовительные, стадия — 50,59,83,110,176,188

—последовательные звеньями — см. волна

—произвольные (вспомогательные)

-головой-74,158,161,171,175,188,191 -кистями-86,89,90,125, 161,182,188

—локтевыми суставами — 58,68,104

—ногами — 174

—плеч, поясом — 113 -руками- 17,46,80,93,102,103,157

—туловищем — 148

—усложняющие см. перемахи, перехваты, повороты, сальто

— правило локализации см. локализация усложняющих действий
—реализацииси. стадии действий

«Делчев» см. сальто

«Деф» см. сальто

Динамическое равновесиеси. равновесие

«Дожим из креста»см. подъемы силой

Дугой движения

—махи см. махи

—соскоки — 50,187

«Задний темп»см. отходы толчковые Завершающие действия см. стадии движений Замах—в мах. дв. — 7,10,13, 18,27,176

—в оп. прыжках —136,139 Замедленный большой оборотсм. обороты «Затяжное» движение— пр. лётом — 140

—акр. сальто — 158

Иллюзии восприятия

—вращений в сальто см. вращение вокруг мгновенной оси

—поворотов

—акробатика —161

—конь-108,127

—перекладина — 15 Инерционность — 52,84 Индикаторное положение

—тела в полете —10,37,43,46,85,86

—таза в опорных положениях — 62,191 «Итальянские» оборотысм. обороты

«Касамацу»см. прыжки опорные

Кач- 87

Качества двигательные,конь— 107

Кинетический момент — 29

Кипа-47,137,139

Классификация движений,конь — 111

«Кобра»см. прыжки

«Ковач»см. перелеты

Компенсаторные движенияпри поворотах на опоре

—ногами — 150

—руками — 188 «Комэнеч»см. сальто

Конституция,размеры тела, техн. фактор кругов— 107,112

—перемахов — 177

—поворотов — 151 Контркач —87

Контрдействияна опоре, «контртемп» — 20,69,72,79,140,186

—Брусья - 62,69,72,73,75,79

—Брусья р.в. - 180,182,186,190 -Кольца-96,98,92

—Оп. прыжок — 137,140



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

П р е д м етныи указатель



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru — Перекладина- 20,23,28,33,41,43,46,47,49,51
Конь,специфика вида— 107,108,112

«Кража» поворотасм. повороты «Крест» см. упор руки в стороны Круги,конь

— двумя

—«вертолетом» — 111,122

—«винтом» — 111,122,124

—время —119

—«выходы-входы» — 122,124

—«деласал-томас» — 115,121

—«дрейф» осей тела — 122

—переходы, противоходы, проходы — 125

—прогнувшись —111,122

—отягощения на ноги — 112

—регуляция темпа — 112

—«русский» — 11

—состав и свойства — 109,111,122,124

—«стойкли» прямой и обратный — 111,122,124

—техника— ПО, 118 -углом-111,122,124

—универсальный — 120

—«чешский» — 111

— одной— 168,115,121
Кувырок,брусья — 68,72
Курбет сгибанием в тазоб. сует.

— в махах — 20,31,38

-в прыжках- 137,140, 141,144,154, 158, 160 —разгибанием в тазоб. сует., см.— «антикурбет» —разгибанием в плечах—49,92

Лёт, соскоки

— перекладина — 46

—«обратный» — 40

—с поворотом, лёт-сальто назад — 48

— оп. прыжок — 137,138

—«затяжной» —140

—лёт-сальто — 137

Локализация усложняющих действий— 32,71,150,152 «Лунное» сальтосм. сальто «Люкин»см. перелеты

Люфтпаузасм. отходы

«Маринич»см. подлеты «Марченко»,оборот, брусья — 62 Мах — технич. действие

— ногами

—акробатика, бревно — 155

—брусья, брусья р.в., кольца, перекладина —7,10,13,18,

20, 27, 31, 38, 51, 83, 86, 96, 100,165, 175,179,182,183, 185,186

— конь— 110,114,115,118
—руками— 133,148,155

—упражнение

— дугой с поворотом

— кругом — 15

-на 540° («бурда») -188

— дугой назад — 13

— с поворотом на 360° — 189
Маховое сальтосм. сальто

Маятник перевернутый,механизм создания вращения —141

Маятникообразное движениесм. движение

Мгновенная ось вращениясм. вращение

«Миграция»см. повороты

Модуль структурный,конь — 110

Морфологияопорных звеньев — 15,90

Мостик,оп. пр. — опорные зоны — 132

—расстановка со снарядом — 134

—механические свойства — 131,132 Мощностьдвижения — 28

Навык-25,28,35,95,120,153,156,157, 167 Нагрузки механическиена кисти — 3

— на опорно-двигательный аппарат — 2,4,65,87,89
Надежностьисполнения — 25,157

Накат

—техника маха назад— 11,20,21,177,178

—фактор мощности движения в разбеге — 141 Наскокна мостик — 135

Небазовые движения—145,156 Непроизвольные действиясм. действия Номинал упражнения,изменения — 187

Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Предметный указатель



Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Дуга Бурды — техническая энциклопедия - student2.ru Оберучный поворот — 83 «Обкрутка» —32,33 Обороты

— большие

— брусья р.в.

—назад— 175

—вперед — 177

— кольца

—действия кистями — 90

—«как на перекладине» — 91

—с поворотами — 99

— перекладина

— вперед

—бросковые —10

—накатом — 11

— назад

—бросковые — 7

—замедленные — 9

—«итальянские» —14

—«китайские» — 7

—разгонные — 5,27

—форсированные — 8

—«японские» — 6

— из упора продольно

— вперед — 54
-назад —51,185,186

— с «контртемпом» — 186
—разгибом

— назад— 13,61,62

— вперед — 54,62 («марченко»)
Обратный«винт» —124

—курбет — 154

—лёт —40,45

—стрикоссат — 159 Обрывы —89 Обучающие цепочки —153

Обучение«от сложного к простому» — 153 Одноименные (разноименные) движения

—перемахи— 108,121

—повороты— 108,123, 124 Одноопорная фаза — 110

Опора— ногами — 169,172

—руками —87,169,173 Ориентировкав пространстве — 33,35 Ориентациякруга — 120 Ориентировочная основа действий—164,191 Осанка— бревно — 164,166

—брусья — 57

—конь— 113

Оси вращения тела— 110,122

— мгновенная см. вращение

Основные действия,структурная стадия — 32,59,83, ПО, 147,150 Основные опорные точки, ООТ—164,191 «Отвертки»см. обратный винт Отмах

—вперед с переворотом назад «через голову» — 13

—назад — 182

—в сальто «комэнеч» см. сальто

—с перехватом — 184 Отодвиг —66 Оттяжка—1,4,70 Отталкивание

— ногами

—в связках— 149

—резонансное — 131,132

—секторы— 158

—стрикоссированное —159

—фазы — 133

— плечами — 67,69
—руками

—при махах- 19,20,114,117

—при прыжках

—генерализованное — 139,154

—о разные части коня — 134

—раз

Наши рекомендации