Дуга Бурды — техническая энциклопедия
спад не все время с максимальной «оттяжкой» (б-в), а «припасает» некоторые ее ресурсы напоследок, резко усиливая «складку» прямо перед началом разгибания (а-в).
Внимательный читатель возразит: ведь тогда спад получается с недостаточной «оттяжкой»! Да, в этом гимнастка может чуть-чуть потерять, но потеря эта не играет, практически, никакой существенной роли, так как очень уж активный подъем во второй части маха здесь совсем не требуется (50). Между тем, дополнительная, рывко-вая складка перед освобождением стоп как бы дает старт решающему действию маха дугой — разгибанию, и существенно повышает его активность.
Бросок выше ? ниже ? Этот вопрос уже звучал по поводу соскока дугой с перекладины (50). Там ответ был: не слишком высоко. Интересно, что здесь ответ тот же, но — по другим причинам! В данном случае соль не в том, каким будет контрвращение тела (его здесь нет вообще), и какой будет траектория полета (которая тоже, фактически, отсутствует), а — в условиях освобождения рук для поворота.
При высоком и очень высоком движении (рис. 187-а, б) добиться нужного освобождения кистей, а тем более ощутимого подлета, дающего возможность непринужденно сделать весь поворот, очень труд-
но (правда, если бы это удалось, условия возвращения на опору и, главное, последующего маха вперед в висе были бы превосходными; это открывало бы дополнительные возможности для связок и т.д. Но —увы...).
В свою очередь, слишком низкое движение (в-г) не только мало эффектно, но чревато критическим отходом вперед от опоры и, как следствие, недохватом.
Оптимально же — умеренно-высокое движение (б-в). Оно не трудно, дает достаточное время для выполнения безопорной части движения и удовлетворительные условия для возвращения на опору.
Как лучше поворачиваться: из упора ноги врозь или ноги вместе1}
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ
Быстрый поворот в «бурде» достигается благодаря резкому ускорению крутки, заданной при разгибании. Ускорение это сродни тому, что дает группирование, но только роль последнего здесь играет выпрямление тела при разгибании, а также сведение ног, если они были разведены в упоре стоя. В принципе:
—чем шире были разведены ноги в начале поворота от опоры и
—чем быстрее они закручиваются «по винту»;
—чем быстрее тело после этого выпрямляется и
—быстрее соединяются ноги — тем быстрее весь поворот.
Этот перечень факторов, казалось бы, недвусмысленно говорит, что поворот из положения ноги врозь эффективнее. И как общее правило это совершенно верно. Но в нашем конкретном случае это не совсем так.
Дело в том, что при исполнении поворота на фоне быстрого выпрямления тела из положения с его сильным начальным сгибанием доминирующую роль играет не столько сведение ног, сколько именно выпрямление тела. Так что почти безразлично — были ноги вместе или врозь.
Получив этот ответ, можно было бы на том и покончить, но есть некоторые оттенки. Один из них — задача удержания ног сомкнутыми. При действиях из упора стоя со сведенными ногами есть опасность их разбрасывания центробежной силой инерции, особенно при резком ускорении поворота. Та же сила, впрочем, мешает сводить ноги из положения ноги врозь, но в этом случае четкая направленность усилия на соединение ног обычно помогает гимнастке удерживать их вместе. Таким образом, окончательный ответ таков: поворот из умеренной «разножки» по ряду соображений все же предпочтительнее.
Каковалучшая осанка в повороте ? Конечно, для любого поворота идеальна поза с абсолютно прямым и оттянутым от опоры телом. Но известно как трудно добиться этого при «дугах»: гимнастку всегда «ломает», так как при стремительном разгибании легче легкого «проскочить» прямое положение и прогнуться, а это всегда потеря в скорости крутки, не говоря уж о стилистике движения. При этом, чем сильнее разгибание, тем одновременно больше и риск переразгиба, разбрасывания ноги проч.
Как предотвратить эти затруднения? Увы, никакого средства, кроме упорной тренировки с поиском наилучшего для себя режима движения в махе дугой — нет.
Каким должно быть направление «броска» в разгибании, чтобы можно было избежать столь вероятных здесь перекосов? Этот вопрос
188. Дуга Бурды — технич е с к а я энциклопедия
уже затрагивался (17). Что касается конкретно «бурды», то она выполняется с отпусканием обеих рук, и все движение должено выполняется без смещения тела в сторону. ОЦТ должен двигаться все время строго в одной плоскости, это норма. Минимальные смешения тела в сторону поворота терпимы, но умышленные движения ногами в бок — грубейшая ошибка, после которой не миновать косых махов в и болтанки висе.
Кто-то скажет: но ведь ясно видно, что ноги в таком упражнении уходят в сторону поворота! Верно, уходят. Здесь движение вообще асимметричное. Но при этом оно динамически уравновешенно и очень интересно своей геометрией: по мере выпрямления тела, стопы гимнастки, «ввинчиваясь в пространство», удаляются вперед от опоры по суживающейся спирали, как бы обматывающей продольную ось тела. При этом, если стопы, уходя от жерди, смещаются, например, налево, в сторону поворота, то таз гимнастки (тело разгибается, но еще согнуто) компенсаторно отходит вправо, а ОЦТ, как было сказано, продолжает удаляться от опоры строго в плоскости, перпендикулярной опорной жерди.
Как действовать руками! Очевидно, что в «дуге Бурды», по крайней мере к окончанию поворота, должна иметься возможность дохвата, а кистям гимнастки положено находиться в зоне опоры. Причем, чем прямее и ближе руки будут друг к другу, тем лучше для поворота.
Действительно, у лучших исполнителей руки мягко сведены над головой, ни в коем случае не разбросаны, а кисти «полощутся» у самой жерди, «пассируя» ее. Это технично, но это и лишает такую «дугу» впечатления полетности. Было бы эффектнее как-то убирать руки от опоры в полетной фазе, но... это ухудшает условия вращения «по винту»...
Интересна работа рук при дохвате. Обычно всегда рука, одноименная повороту, фиксирует опору первой, это и понятно. А вторая ставится на жердь позже, приходя на нее уже с окончанием поворота. То есть кисти, вторя повороту, как бы перекатываются по жерди. Но такая техника небезупречна. Она приводит к тому, что быстрый поворот в «бурде» не гасится сразу, а приводит к перекосам на опоре, к «проваливанию» разноименного плеча. Однако этого можно избежать, если опускать разноименную руку на жердь пораньше, опережающим движением, и жестко упираться ею в жердь, стремясь быстрее остановить инерционное движение в повороте и не допустить перекоса.
Как действовать головой .?Все исполнители ищут опору взглядом и поэтому обычно поднимают голову, а это провоцирует прогиба-
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ________________________________________
ние тела. Идеальна закрытая осанка в повороте, и надо, все таки, отвыкать от естественного желания пораньше увидеть жердь. Это простительно в обучении, но в дальнейшем нужно от этого избавляться.
Итак, «дуга Бурды» — целая шкатулка с маленькими техническими секретами (или, если угодно — «ящик Пандоры» со скрытыми в нем неприятностями). Полезно на этом примере детально анализировать различные движения, не только махи и соскоки дугой.
ТАЙНЫ ДУГИ НАЗАД
Мах дугой назад — редкий гость в комбинациях гимнасток, хотя движение интересное, и на фоне подавляющего преобладания «больших махов» может внести в упражнение приятное разнообразие.
Но дуга назад — движение тонкое и не без капризов.
Первое, с чем сталкиваются исполнители всех «простых» дуг назад, это, конечно, проблема виса сзади. В современной гимнастической практике — даже мужской и, тем паче, женской — сложные висы сзади находятся на грани «вымирания», а вместе с ними в том же состоянии находится и практика подготовки аппарата плечевого пояса к работе в висах сзади (12). А обращение к упражнениям в висах сзади без должной подготовки плеч не только чревато травмами, но и не даст никогда достойного результата. Поэтому, как ни парадоксально, наиболее доступны, а заодно и эффектны усложненные формы этих движений — с поворотами, перехватами, так как они позволяют обойтись без неприятных висов сзади, а главное — более удобны в соединениях.
Но и усложненные формы дуг назад — со своими подводными камнями. Чтобы эти движения оправдали вложенный в них труд, следует позаботиться о ряде вещей, иначе дуга будет суррогатной и принесет только хлопоты и разочарования. Нужно, например, овладеть хотя бы в руках тренера полноценным, достаточно высоким выходом назад-вверх в вис сзади (рис. 188). Нужно, хорошо осознав задачу, прочувствовать и научиться до возможного предела отрабатывать руками (рукой) на опоре в фазе максимального подъема в махе дугой назад. Нужно уметь точно посылать ноги либо прямо назад-вверх (мах без поворота или с поворотом на 360°), либо в сторону опорной руки (при повороте кругом). Нужно уметь пораньше дохва-тываться после поворота и т. д.
Все это, в общем, известно, хотя не часто и не в полной мере реализуется на практике. Остановимся здесь на одной любопытной особенности дуги назад с поворотом на 360°, которая до сих пор мало осознана и почти никогда подробно не описывалась. Речь идет о зависимости, существующей между степенью разгибания рук (то есть разгибания плеча) с их движением назад «за спину» и — характером возможного при этом поворота.
Выполняя мах дугой с поворотом на 360° (или с тем, что принимается за такой поворот), гимнастка, гимнаст, приходят в итоге движения в тот же вис, из которого начали перемах согнувшись. Если при этом все делается более или менее корректно, то вначале (к.к. 1—3), сделав перемах и послав ноги вверх-назад, гимнастка переходит хватом в высокий вис сзади хватом сверху (к.к. 3—6). И только после этого делается весь поворот). Причем, чем позднее и, значит, быстрее поворот выполняется, тем эффектнее он выглядит. В этой связи можно выделить относительно растянутую зону «стандартного» поворота (к.к. 6—8) и более сжатую зону поворота «виртуозного» (к.к. 7—8).
Но понятно, что рыба ищет где глубже, а гимнаст — где легче... Поэтому всегда есть соблазн обойтись поворотом попроще, то есть таким, чтобы начать пораньше и пораньше завершить, не очень-то «углубляясь» в сам мах дугой назад. И вот мы видим, что гимнастка, едва начав разгибание (к.к. 3—5), уже «бросает» опору одной рукой и, проведя ноги этакой боковой дугой, тут же дохватывается вновь за жердь, возомнив, что это и есть «мах дугой назад с поворотом на 360°». Но ничего подобного! Если так действовать, то не будет ни самого истинного маха дугой назад (в лучшем случае будет «полумах»,
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ
С жерди на жердь
пригодный разве что для последующего подъема назад), ни поворота. А будет просто перемах боком с дохватом в вис!
Тут наш читатель-скептик опять настороже; он говорит: как же тогда определить где «дуга назад и поворот», а где «просто перемах»? Где граница?
Да, тут он прав, наш скептик. Границу, действительно, определить трудно, тут количество постепенно переходит в качество... Ну когда, например, утро переходит в день, а день в вечер, кто скажет? Однако мы их как-то различаем.
Но, если серьезно, то в чем причина такого перерождения одного движения в другое?
А причина нами уже разбиралась в главе о перекладине. Там мы рассказывали, что существует совершенно четкая морфологическая связь между вращением руки относительно туловища при сгибании-разгибании плеча и при супинации-пронации (15—16). Когда гимнастка выполняет перемах согнувшись (к. к. 1—3) и далее мах дугой назад (к.к. 3—8), то каждая рука (ее плечо) совершает относительно туловища анатомическое разгибание, которое одновременно приводит кисть и предплечье в пронированное положение, и чем дальше рука отводится назад за спину (то есть чем больше оттяжка в висе сзади, чем шире мах дугой!), тем больше пронируются кисти, остающиеся на опоре. И чтобы, отпустив опору одной рукой, вернуть тело из этого положения (виса сзади) в обычный вис, нужно повернуть тело вокруг продольной оси в сторону супинации руки настолько, насколько она «скрутилась» во время пронации58. Иначе говоря, насколько «глубокой» была дуга назад, настолько и выражен последующий «обратный» поворот в этой дуге. Отсюда ясно, что если полноценного маха дугой не было, то не будет и никакого поворота. Вот почему при суррогатной дуге отсутствует подлинный поворот, а вместо него получается обычный боковой перемах.
... Между прочим, все это можно проследить и по аналогии с движениям типа «диомидовского». Особенно показателен «обратный диомидовский» — махом назад. Если гимнаст идет, как и положено, через стойку на руках, ему, чтобы далее попасть в упор сзади (то есть в высокий упор, предшествующий маху назад), нужно повернуться на «чистые» 360°. Если тот же переход из одного упора в другой совершить боковым перемахом вперед, то никакого поворота и не потре-
буется. Наконец, если на тех же мужских брусьях представить себе все более высокий перемах боком, то тело гимнаста, чтобы попасть в упор сзади, должно будет поворачиваться вокруг продольной оси, и тем больше, чем выше был перемах...
С ЖЕРДИ НА ЖЕРДЬ
Так называемые «махи изгибами» и в прежние времена занимали в практике гимнасток старших разрядов минимальное место, а теперь, казалось бы, они совсем ушли в прошлое. Однако элементы этих движений все же сохранились в арсенале гимнасток, поскольку сохранилась потребность в организации темповых перескоков с в/ж на н/ж, особенно при исполнении перелетов. И тут порой возникают задачи, заводящие гимнастку в тупик, как то: сальто в вис получилось, а удобно перейти с него без потерь темпа на н/ж не удается.
Действительно, организация нужного темпоритма движений в таких перескоках — дело тонкое и зависит от целого ряда факторов, связанных с величиной и направлением скорости вращения тела в момент дохвата за в/ж, с положением, унаследованным от предшествующего движения, с характером текущих суставных движений и др. Чтобы разобраться в каждой такой ситуации, нужно владеть именно конкретной ситуацией во всех ее деталях.
Однако облегчить себе поиск нужного технического решения можно с учетом некоторых общих закономерностей построения движений этого рода. Их основная особенность в том, что они строятся как махи, выполняемые без существенных смещений тела в целом (ОЦТтела), то есть как последовательные сгибания-разгибания «на месте» {рис. 189-а на с. 486)59. Но при этом гимнастка имеет возможность, используя «изгибы» и определенным образом акцентируя их, получать разнообразные формы вращения тела, включая особенно важные здесь возможности тонкой подстройки вращательного движения, возникающего после очередного перехода в безопорное положение.
На фиг. а показана стандартная форма размахиваний в висе. Используя эти махи обычным образом, гимнастка может, в принципе, получить вращение любого направления. Например, можно махом вперед сделать сальто назад в вис углом на н/ж (а-г) или, прибегнув к контрдействиям, выполнить на том же махе вперед перелет вперед в
5* Интересующиеся или сомневающиеся должны внимательно обдумать этот момент, анализируя рис.13 и текст к нему. В противном случае возможны недоразумения.
59 Ср. с размахиваниями в висе на кольцах. Там тоже тело в целом перемещается минимально (87).
упор на н/ж или даже движение типа сальто вперед (а-д). Нечто аналогичное можно выполнить и на махе назад. Но нас сейчас интересует другое, а именно возможность исполнения подстроечных движений, необходимых при организации перескоков с одной жерди на другую. Рассмотрим два принципиальных случая.
На фиг. б показано, как гимнастка, используя отмах назад, получает с его помощью «подкрутку» вперед. Для этого мах притормаживается, и немедленно после этого опора отпускается, благодаря чему туловище, получив от ног вращение и освободившись от связи с опорой, начинает вращаться вперед-вниз. Разумеется, степень такой «подкрутки» вперед может как угодно регулироваться и быть более или менее явно выраженной.
На фиг. в—противоположная ситуация, когда, после того же маха назад, начав торможение ног, гимнастка не «бросает» опору, а, напротив, используя ее, добивается некоторого «подконтривания» маха. Возможно, например, сделав мах назад (он может быть вынужденным), затем полностью погасить его контртемпом, показанным на рисунке. В этом случае тело в перелете на н/ж будет сохранять заданное положение и не будет вращаться ни вперед, ни назад.
Петушиное словцо
Естественно, между всеми показанными случаями (сочетания а-б, а-в, а-г, а-д) существует неограниченное количество переходных градаций, оттенков, поиск которых и составляет необходимую подстройку движения при «перескоках» с жерди на жердь.
ПЕТУШИНОЕ СЛОВЦО
Так в народе говорят о «заветном» слове, творящем чудеса. Как важно тренеру владеть таким «петушиным словцом» хотя бы иногда! Молвил — и ученика словно осенило...
К сожалению, сказка она сказка и есть. В жизни все гораздо сложнее. Как нередко бывает, гимнаст, гимнастка бьются вместе со своим наставником, казалось бы, над пустяком, а толку нет. Заколодило! То ли они не разобрались в ошибке, то ли общего языка нет...
Часто так: тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий — ох, какая большая дистанция! Опытные и, прямо скажем, более умные ученики эту дистанцию преодолевают легче, они сами могут понять и представить себе все то, что нужно конкретно, совершенно конкретно выполнить, чтобы воплотить слово тренера в реальное действие. Но наделе сплошь и рядом бывает иначе.
Однажды автор этих строк, работая на очередном сборе с гимнастками страны в качестве консультанта, участвовал в такой сцене. Гимнастки трудились над новой обязательной комбинацией, в которой был мах дугой из виса ноги врозь вне на в/ж. Мастер экстракласса должен делать это движение, конечно, на максимальной амплитуде. А что такое предельно высокая «дуга» из виса согнувшись ноги врозь вне? Это, фактически, так называемый «штальдер» с прохождением через стойку на руках {рис. 190-бна с. 488). Граница между высокой дугой «в вис» и «штальдером» очень ненадежная: чуть «передал» (а) — и ты за стойкой. Комбинация «завалена».
И вот мы видим гимнастку, которая мучается именно в этой ситуации. «Штальдером» она владела всегда, у нее стойкий навык, а при попытке выполнять мах дугой получается либо недопустимо низкое движение, либо — все тотже «штальдер». А более тонко дифференцировать движение в зоне стойки на руках ей никак не удается. Только грубо!
Тренер требует: «Разгибайся раньше!». Результаттотже. Пробует говорить более определенно: «Ударь ногами вон туда» (показывает куда). Нет результата. Как только гимнастка, начав спад в «закладке», попадает в уже привычный ей ритм действий, в известный поток
ощущений, срабатывает старый навык и получается все тот же «штальдер». Что ж, ситуация очевидная. Называется: «отрицательный перенос двигательного навыка» или интерференция. Прочный старый навык немедленно «вылезает наружу» как только запускается сходный механизм с привычными действиями, движениями и чувственным восприятием.
Как же быть? Действительно, проблема эта традиционная, старая, трудная. И — особая, о ней надо было бы говорить отдельно.
Что же было в нашем случае?
Совместно с тренером решили
копнуть ощущения гимнастки поглубже, подойти ближе к конкретным управляющим действиям гимнастки, нужным для коррекции движения.
В главе о мужских брусьях мы уже рассматривали роль рабочего положения в исполнении оборотовых движений разгибом (61,62). Здесь был применен тот же подход. Гимнастке разъяснили: если у тебя в висе согнувшись таз расположен высоко, и ты активно «накрываешься» ногами при сгибании {а), то, скорее всего, получится именно «штальдер». Опустишь таз пониже (б) — будешь на грани «дуга-штальдер»; это уже лучше, но еще не надежно. Попробуй для начала опустить таз сразу низко (в), сравни ощущения и результат.
Результат оказался обнадеживающим, но нестойким: пока гимнастка сознательно контролировала рабочее положение в висе согнувшись, выходила неплохая, высокая дуга, но при повторах старый навык то и дело смешивал карты, грозя вернуть гимнастку на прежние позиции.
Нужны были еще более определенные, четкие чувственные ощущения для контроля движения.
Гимнастке напомнили о том, что в висе согнувшись важно положение головы. В данном случае, если голова наклонена назад, к спине («разогнута»), стимулируются мышцы-разгибатели плеча, тянущие жердь «к себе», и тогда таз поднимается (а). И, напротив, наклонив 488
_____________________________________ 191. Петушиное словцо
голову вперед, «согнув» ее (в), мы поощряем работу мышц-сгибателей и тогда есть вероятность, что таз будет опускаться.
После этого работа пошла еще более сознательно, и число удачных исполнений возросло. Однако должной уверенности в действиях гимнастки все же не было. Пришлось еще больше конкретизировать указание в надежде на формирование нужных ощущений. Как? Атак, что движения головой ведь тоже осуществляют мышцы. Гимнастке посоветовали: «расслабь шею, особенно почувствуй расслабление со стороны спины». И после серии удачных и нескольких неудачных попыток еще точнее: «Расслабь, совсем расслабь вот эти мышцы, почувствуй, как ты это сама, сознательно делаешь». При этом гимнастку заставили принять вис согнувшись ноги врозь вне на н/ж и, «разминая» ей пальцами заднюю поверхность шеи, дали прочувствовать, что расслабление именно этой группы мышц провоцирует наклон головы вперед и, как следствие, опускание таза со всеми вытекающими из этого техническими последствиями. И дело пошло.
Итак, в процесс работы по коррекции движения здесь пришлось все глубже погружаться от слов к все более предметным двигательным представлениям и ощущениям. При этом тренер и тот, кто помогал гимнастке, как бы брали на себя труд, «додумывать» систему управления движением, который другая, более понятливая гимнастка, могла бы проделать и сама. В этом же случае успех пришел только тогда, когда гимнастку вплотную подвели к абсолютно конкретным ощущениям, от которых зависит построение движения.
...Иногда во время соревнования тренер дает утомившемуся ученику съесть шоколадку или выпить натурального сока, богатого глюкозой. «Прямо в кровь», говорят в этом случае, то есть гимнаст сразу получает то, что не требует долгого переваривания...
Так и в освоении техники. Гимнасты с богатым опытом и хорошей головой легко и быстро «переваривают» любые указания тренера, даже если они представляют собой пищу не вполне удобоваримую. А иным нужно помочь «петушиным словцом».
Предметный указатель
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
«Бурда» см. мах дугой
Акцентировка движенийв висе согнувшись —13,62,191 Амортизацияпри отталкиваниях — ногами
—в акр. в связках -149
—в стрикоссате —159
—в оп. прыжках — 133 —руками в оп. прыжках
—традиционных— 136,139
— «ямасита» —143
Амплдитудамахов, конь — 112
Антикурбет,обр. курбет — 20,77,149,154
Асимметриядвижений — при отталкиваниях, акр. — 150
— функциональная — 38,73
«Ауэрбах»см. сальто.
Базовые упражнения—акробатика— 153,157,158,160 -конь-108, 111,120
—перекладина — 18,24,25,26,28 Балансирование— бревно — 163,169
—подвижная опора — 169
—кольца
—в висе (баланс качей) — 87
—в стойке на руках — 106 Бег,техника —130
«Бланш»см. сальто
— стойка силой, брусья — 78
— кольца— 102
Большие оборотысм. обороты
Бросковое движение,«бросок»
—брусья — 69,75
—брусья р.в. — 178
—кольца — 86
—конь— 118
—перекладина —7,10,27,31,33,52
Вариативность движенийпараметрическая — 25,157
—в связи со сложностью — 36
—темпоритма на коне — 119 Ведущая и ведомая нога,конь — 121 «Вертолет»— конь — 111
—см. сальто
«Вертушка»,м.н. подлет с поворотами — 49,183
«Верхний темп»в сальто см. «отходы толчковые»
Взаимодействие звеньев тела —44,50,182
Взаимосвязь характеристик— вариативность — сложность — 36
— вращений в сальто и поворотах — 189
«Винт»см. круги, повороты
Виртуозность—157
Вис— брусья р.в. — 175
—кольца — 89
—перекладина —1,4
— сзади— 12
Возврат в обучении — 153
Волна— механический импульс — 8,22,43,64,86
— при балансировании — 168
Вращение-в полете -20,28, 38, 78,141,142,143
—вокруг мгновенной оси («вокруг плеч») — 157
—лимитированное —23,28,38,140
—факторы, управление — 20, 79,141,147,190
— на опоре, конь — 108
— см. отходы
Время
—отхода см. отходы
—полета —29,31,157
Вход — на коне (выход)—122,124
— на перекладине — 52
Выпрямление тела в полете —24,157
Высота— броска
—в движениях дугой — 50
—в оборотах — 27,175,179
—вылета — 31
—маха руками при отталкиваниях ногами — 155 Выталкиваниеот оп. при мах. отходах см. отходы
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Предметный указатель
«Гейлорд»см. сальто «Гингер»см. сальто Группирование—20,50,141,157
—полугруппировкой —25,147,157
—преждевременное —32,150
—прогибанием — 156
Двигательная единица,конь — 109,110 Движение— «в ход», акр. — 149
—инерционное — 52,84,170
—маятникообразное — 112
—мощность — 28
—смешение плоскости — 17
—физический потенциал — 28
—энергетика — 28,29,147,175 Двухопорная фаза(ДОФ), конь — 110 Действия— дубльцикла — 97
—непроизвольные, спонтанные — 11,156
—одновременные — 43
—подготовительные, стадия — 50,59,83,110,176,188
—последовательные звеньями — см. волна
—произвольные (вспомогательные)
-головой-74,158,161,171,175,188,191 -кистями-86,89,90,125, 161,182,188
—локтевыми суставами — 58,68,104
—ногами — 174
—плеч, поясом — 113 -руками- 17,46,80,93,102,103,157
—туловищем — 148
—усложняющие см. перемахи, перехваты, повороты, сальто
— правило локализации см. локализация усложняющих действий
—реализацииси. стадии действий
«Делчев» см. сальто
«Деф» см. сальто
Динамическое равновесиеси. равновесие
«Дожим из креста»см. подъемы силой
Дугой движения
—махи см. махи
—соскоки — 50,187
«Задний темп»см. отходы толчковые Завершающие действия см. стадии движений Замах—в мах. дв. — 7,10,13, 18,27,176
—в оп. прыжках —136,139 Замедленный большой оборотсм. обороты «Затяжное» движение— пр. лётом — 140
—акр. сальто — 158
Иллюзии восприятия
—вращений в сальто см. вращение вокруг мгновенной оси
—поворотов
—акробатика —161
—конь-108,127
—перекладина — 15 Инерционность — 52,84 Индикаторное положение
—тела в полете —10,37,43,46,85,86
—таза в опорных положениях — 62,191 «Итальянские» оборотысм. обороты
«Касамацу»см. прыжки опорные
Кач- 87
Качества двигательные,конь— 107
Кинетический момент — 29
Кипа-47,137,139
Классификация движений,конь — 111
«Кобра»см. прыжки
«Ковач»см. перелеты
Компенсаторные движенияпри поворотах на опоре
—ногами — 150
—руками — 188 «Комэнеч»см. сальто
Конституция,размеры тела, техн. фактор кругов— 107,112
—перемахов — 177
—поворотов — 151 Контркач —87
Контрдействияна опоре, «контртемп» — 20,69,72,79,140,186
—Брусья - 62,69,72,73,75,79
—Брусья р.в. - 180,182,186,190 -Кольца-96,98,92
—Оп. прыжок — 137,140
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
П р е д м етныи указатель
— Перекладина- 20,23,28,33,41,43,46,47,49,51
Конь,специфика вида— 107,108,112
«Кража» поворотасм. повороты «Крест» см. упор руки в стороны Круги,конь
— двумя
—«вертолетом» — 111,122
—«винтом» — 111,122,124
—время —119
—«выходы-входы» — 122,124
—«деласал-томас» — 115,121
—«дрейф» осей тела — 122
—переходы, противоходы, проходы — 125
—прогнувшись —111,122
—отягощения на ноги — 112
—регуляция темпа — 112
—«русский» — 11
—состав и свойства — 109,111,122,124
—«стойкли» прямой и обратный — 111,122,124
—техника— ПО, 118 -углом-111,122,124
—универсальный — 120
—«чешский» — 111
— одной— 168,115,121
Кувырок,брусья — 68,72
Курбет сгибанием в тазоб. сует.
— в махах — 20,31,38
-в прыжках- 137,140, 141,144,154, 158, 160 —разгибанием в тазоб. сует., см.— «антикурбет» —разгибанием в плечах—49,92
Лёт, соскоки
— перекладина — 46
—«обратный» — 40
—с поворотом, лёт-сальто назад — 48
— оп. прыжок — 137,138
—«затяжной» —140
—лёт-сальто — 137
Локализация усложняющих действий— 32,71,150,152 «Лунное» сальтосм. сальто «Люкин»см. перелеты
Люфтпаузасм. отходы
«Маринич»см. подлеты «Марченко»,оборот, брусья — 62 Мах — технич. действие
— ногами
—акробатика, бревно — 155
—брусья, брусья р.в., кольца, перекладина —7,10,13,18,
20, 27, 31, 38, 51, 83, 86, 96, 100,165, 175,179,182,183, 185,186
— конь— 110,114,115,118
—руками— 133,148,155
—упражнение
— дугой с поворотом
— кругом — 15
-на 540° («бурда») -188
— дугой назад — 13
— с поворотом на 360° — 189
Маховое сальтосм. сальто
Маятник перевернутый,механизм создания вращения —141
Маятникообразное движениесм. движение
Мгновенная ось вращениясм. вращение
«Миграция»см. повороты
Модуль структурный,конь — 110
Морфологияопорных звеньев — 15,90
Мостик,оп. пр. — опорные зоны — 132
—расстановка со снарядом — 134
—механические свойства — 131,132 Мощностьдвижения — 28
Навык-25,28,35,95,120,153,156,157, 167 Нагрузки механическиена кисти — 3
— на опорно-двигательный аппарат — 2,4,65,87,89
Надежностьисполнения — 25,157
Накат
—техника маха назад— 11,20,21,177,178
—фактор мощности движения в разбеге — 141 Наскокна мостик — 135
Небазовые движения—145,156 Непроизвольные действиясм. действия Номинал упражнения,изменения — 187
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Предметный указатель
Оберучный поворот — 83 «Обкрутка» —32,33 Обороты
— большие
— брусья р.в.
—назад— 175
—вперед — 177
— кольца
—действия кистями — 90
—«как на перекладине» — 91
—с поворотами — 99
— перекладина
— вперед
—бросковые —10
—накатом — 11
— назад
—бросковые — 7
—замедленные — 9
—«итальянские» —14
—«китайские» — 7
—разгонные — 5,27
—форсированные — 8
—«японские» — 6
— из упора продольно
— вперед — 54
-назад —51,185,186
— с «контртемпом» — 186
—разгибом
— назад— 13,61,62
— вперед — 54,62 («марченко»)
Обратный«винт» —124
—курбет — 154
—лёт —40,45
—стрикоссат — 159 Обрывы —89 Обучающие цепочки —153
Обучение«от сложного к простому» — 153 Одноименные (разноименные) движения
—перемахи— 108,121
—повороты— 108,123, 124 Одноопорная фаза — 110
Опора— ногами — 169,172
—руками —87,169,173 Ориентировкав пространстве — 33,35 Ориентациякруга — 120 Ориентировочная основа действий—164,191 Осанка— бревно — 164,166
—брусья — 57
—конь— 113
Оси вращения тела— 110,122
— мгновенная см. вращение
Основные действия,структурная стадия — 32,59,83, ПО, 147,150 Основные опорные точки, ООТ—164,191 «Отвертки»см. обратный винт Отмах
—вперед с переворотом назад «через голову» — 13
—назад — 182
—в сальто «комэнеч» см. сальто
—с перехватом — 184 Отодвиг —66 Оттяжка—1,4,70 Отталкивание
— ногами
—в связках— 149
—резонансное — 131,132
—секторы— 158
—стрикоссированное —159
—фазы — 133
— плечами — 67,69
—руками
—при махах- 19,20,114,117
—при прыжках
—генерализованное — 139,154
—о разные части коня — 134
—раз