Срывное? задернутое? китайское?
Продолжим разговор о проблеме техники отходов «большим махом» на брусьях р/в на примере сальто назад. На рис. 173 на с. 452 показаны две характерные формы, отражающие полярные технические тенденции в исполнении соскоков сальто (по преимуществу двойных) на женских брусьях.
БРУСЬЯ РАЗ НОЙ ВЫСОТЫ___________________________________
Одна из этих форм — раннее сальто (а), при котором гимнастка уходит в полет, не доходя до опорной горизонтали. Такое движение сопровождается относительно быстрым вращением, но, как уже отмечалось, всегда имеет невысокий растянутый полет. Неприглядная особенность этого отхода также — в сочетании, казалось бы, высокой энергетики с невозможностью как следует ею воспользоваться. Благодаря раннему переходу в полет, гимнастка сохраняет сильный «накат», но низкая траектория сводит это преимущество на нет: длительность полета сокращена, и даже при быстром вращении по сальто времени едва хватает, чтобы выполнить всё движение. К этому добавляются неприятные подробности движения в виде «срывного»
179. Срывное? Задернутое? Китайское?
отхода, неудобного приземления (сносит вперед), не говоря уж о «несолидном» общем виде такого движения.
Однако, это сальто можно «подработать».
Во-первых, ранний отход — это отход не обязательно слишком уж ранний, срывной. По мере освоения соскока (но до окончательного закрепления навыка!) можно постепенно «подтягивать» положение отхода вверх, заметно улучшая тем самым условия движения, перестраивая траекторию полета и нормализуя вращение {а). Если же при этом увеличить активность броскового движения, то можно существенно восполнить и вероятные потери в «крутке» и высоте вылета. Одной из возможностей является в этом случае обращение к «китайской» технике, рассмотренной нами в главе по перекладине (7). При этом, однако, эффектное увеличение параметров траектории полета по высоте и дальности смещения вперед будет сопровождаться снижением активности «крутки», и к этому надо быть готовым.
Особо подчеркнем, что при относительно раннем отходе с мощным броском вообще можно добиться очень хорошего результата — с высоким вылетом и, главное, с превосходным временем в полете (31). Дело в том, что общее время безопорного движения в существенной степени зависит не только, и даже не столько от абсолютной высоты вылета над уровнем приземления, сколько от относительной высоты подъема над положением перехода в полет. Ведь общее время складывается из времени подлета (см. «п» на рис. 173) и времени движения вниз из высшей точки движения до приземления («Н»)51. Эти особенности кинематики движения позволяют рационально выстроить движение на сальто.
Наиболее успешно техникой умеренно раннего отхода могут воспользоваться относительно низкорослые, быстрые гимнастки, проходящие над нижней жердью в прогнутом положении (176), а в случае использования «китайского» варианта спада (7) — и более рослые исполнительницы.
Другая характерная форма, как говорилось, — позднее, «задернутое» сальто, при котором гимнастка высоко забрасывает ноги перед отходом и затем движется по траектории, близкой к вертикали (б). Следствие такого движения — относительно большая абсолютная высота полета при умеренном вращении и с близким к опоре призем-
51 Поэтому возможны парадоксальные ситуации, когда соскок из высокого положения, например стойки на руках, даст гораздо меньшее время полета, чем невысокий соскок из относительного низкого виса, так как в последнем случае много времени дает предварительный подъем по траектории полета.
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ________________________________
лением. Этот технический вариант довольно долго использовался в практике, особенно, в эпоху суженных брусьев. Сейчас положение изменилось к лучшему, и малоприятное «задернутое» движение встречается реже. Вместе с тем отметим, что технику такого отхода, взятую как модель, полезно иметь в виду, так как постепенное приближение к этой форме в процессе работы над относительно ранними отходами — необходимый элемент совершенствования сальто. Если гимнастка умело распоряжается броском, точно чувствует действия в фазе отхода и верно выбирает момент перехода в полет, то на этом пути можно добиться впечатляющих результатов. Этот вариант можно рекомендовать гимнасткам, имеющим хороший накат в больших оборотах и владеющим высоким броском, но с четким отходом вперед-вверх от опоры. Неплохо это может получаться, в частности, у относительно рослых гимнасток, использующих перемах согнувшись через нижнюю жердь.
Читатель, однако, спросит — что же, в конце концов, лучше?
Что ответить? Если иметь в виду явные формы «срывного» и «задернутого» сальто, то — ничего не лучше... Оба варианта — технические крайности, в которых не используются те, или иные возможности движения, о чем сказано выше. И оптимальный вариант дви* жения (в значительной степени индивидуальный!) должен «нащу-пываться» где-то «в промежутке» междутой и другой формами.