Как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку

Работать на бревне без падений еще никому не удавалось, а огрехи в устойчивости случаются то и дело. Вспомним здесь несколько ха­рактерных способов борьбы с относительно небольшими нарушени­ями равновесия, когда еще остается возможность восстановить ус­тойчивое равновесие тела в стойке на ногах, не прибегая к наиболее грубым приемам.

Если не считать явных сбоев, с которыми уже ничего не подела­ешь, самое неприятное — это внезапное возникновение критических ситуаций, грозящих падением или схождением с места (например, сразу после прыжка), но еще поправимые, если быстро и точно на них среагировать. Как?

Самый эффективный, хотя и не самый изящный способ «спас­тись», это движения типа экстренного сгибания илиразгибаниятела, в зависимости от характера нарушения равновесия.

На рис. 160-а — случай, когда гимнастка падает вперед. В этой ситуации требуется довольно резкое сгибание с наклоном вперед и, конечно, с последующим выпрямлением тела (но гораздо более спо­койным!).

Почему такое движение останавливает падение? Дело в том, что при подобном изменении позы ноги гимнастки, стоящие на опоре, толкают ее, опору, по горизонтали в направлении падения тела с си-


лой Р, а тело, соответственно, по­лучает ответную опорную реак­цию 14, направленную в противо­положную сторону. Иначе говоря, быстро сгибаясь, гимнастка оттал­кивается ногами назад и тем самым останавливает сваливание тела вперед. Парадоксально, но факт: падая вперед, вы можете спастись, быстро наклонившись туловищем с руками и головой в ту же сторону! Принципиально то же самое можно сделать и при падении на­зад {рис. 161 на с. 424). Но здесь уже потребуется быстрое и доволь­но сильное прогибание тела с дви­жением животом вперед {б). По анатомическим причинам дается

                   
    как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
      как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
  как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
 
    как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
    как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
 
 

как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru

это труднее, чем сгибание, и поэто­му шансов на восстановление ус­тойчивости здесь поменьше.

Более элегантный, но более сложный по координации и, увы, менее эффективный, способ кор­рекции равновесия показан на рис. 162. Он строится на том же ме­ханизме отталкивания от опоры ногами, но срабатывает этот меха­низм не сразу, как в предыдущем способе (где действует как бы всего два звена, то есть одна кинемати­ческая пара — ноги и туловище с руками и головой), а постепенно, последовательно. Так, при падении назад, вначале экстренно посыла­ются вперед колени (к.к. 1—2), за­тем вперед выходит таз (к. к. 2—3)*& в финале к опорной вертикали под-

тягиваются и самые верхние звенья (к.к. 3—5). То есть получается волна\ Эта механическая волна пробегает от опоры к периферии тела и постепенно смещает все его массы дальше от опорной зоны. К сожа­лению, волна удается, в основном, лишь при падениях именно назад, поскольку, ноги сгибаются только коленями вперед... Поэтому при

как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru


как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru

опасном смещении тела вперед гим­настке придется, скорее всего, дей­ствовать как на рис. 160-а, применяя технику быстрого наклона (которой, как правило, и не нужно учиться, все происходит как бы инстинктивно). Еще один способ предотвраще­ния нежелательного смещения впе­ред проиллюстрирован на рис. 163: если гимнастка стояла на всей стопе, и ее тянуло вперед, может немного помочь энергичный подъем на полу­пальцы. Здесь происходит следую­щее: сгибание стопы с жестким упо­ром пальцами о бревно заставляет все тело гимнастки смещаться назад, так как стопа и остальные звенья тела (взятые как одно целое звено) вращаются здесь в разные стороны. Некоторую роль играет и еще один фактор: чем выше поднимается тело на носках, тем больше становится

его, так называемый, момент инерции (мера сопротивления враще­нию) относительно оси, проходящей через стопы, и поэтому движе­ние относительно этой оси замедляется. По той же причине в данной ситуации выгодно предельно вытягиваться вверх, поднимая руки надголовой.

Все предыдущие способы «спасения утопающих» основывались наэнергичном взаимодействии с опорой, «шли снизу». Ноестьспо-соб, позволяющий оказать помощь гимнастке, теряющей равнове­сие, воздействуя сразу на периферию, верхние звенья тела. Способ этот хорошо известен, так как непроизвольно применяется всеми, кто теряет равновесие. Это круги руками {рис. 164нг с. 426). Эффект этого, в общем-то грубого, приема основывается на законе реактив­ного движения: если вы будете достаточно быстро вращать руки в плоскости падения тела в одну сторону, то смежное с ними звено, туловище, а за ним и другие звенья будут стремиться вращаться в противоположном направлении. Поскольку масса рук (точнее — их момент инерции относительно плечевой оси) во много раз мень­ше, чем у остальных звеньев, вместе взятых, то и скорости вращения будут соответственно разными — обратно пропорциональными




       
    как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru
  как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru

как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru

массам. Не случайно спаситель­ные круги руками всегда носят быстрый, лихорадочный харак­тер, тогда как тело восстанавли­вать равновесие не торопится...

Наконец, отметим, что почти все описанные способы экстрен­ного восстановления равновесия тела связаны друг с другом и час­то используются одновременно. Так, падая вперед, можно, после быстрого одноименного наклона (рис. 160), выпрямляясь, поднять­ся на носки (рис. 163). «Волну», можно сочетать с круговыми дви­жениями руками (рис. 162) и т. д.

Однако понятно, что мастер­ство гимнастки во всех этих слу-

чаях будет тем выше, чем лучше она научится скрадывать эту техни­ку, чем меньше будет ее обнаруживать, вуалируя, по возможности,* декоративными движениями.

169. «ОНА ПО ПРОВОЛОКЕ ХОДИЛА...»

Уже упоминалось что так называемое «статическое равновесие» при удержании «неподвижных» поз или в движениях, соответствую­щих этим условиям (56,116), есть, по сути дела, равновесие динами­ческое. То есть оно не может обеспечиваться одним лишь подходя­щим расположением ОЦТтела над опорной площадью, каку стула, стоящего на полу, так как это не просто статическое положение и соответствующее ему состояние, а. управляемый процесс, в ходе кото­рого гимнаст, гимнастка непрерывно отслеживают ситуацию равно­весия, противопоставляя сбивающим воздействиям свои контрдей­ствия, восстанавливающие устойчивость — балансируют. То есть и на бревне двигательный аппарат гимнастки, включая как его вос­принимающие органы (суставные, мышечные, кожные рецепторы, глаза, вестибулярный аппарат), так и органы исполнительные — мышцы и управляющие ими центрально-нервные механизмы, нахо­дятся в постоянной работе.

Балансировочные действия гимнастки, их необходимый харак­тер, зависят от многих конкретных факторов — рациональности

_____________________ 169. «Она по проволоке ходи л а... »

осанки, распределения мышечного тонуса, характера попадания на опору после предыдущего упражнения и связанных с этим рабочих положений (включая высоту ОЦТ тела над опорой), способа опоры и др. Характерное место в этом перечне факторов занимает и сам сна­ряд, его опорные свойства.

Считается, что бревно — снаряд жесткий. Так оно, в общем, и есть, если не считать того, что в центральной своей части оно способно несколько амортизировать, проявляя определенные упругие свой­ства47. Это означает, что в идеале гимнастка должна учитывать эти свойства снаряда, несколько по-разному отталкиваясь, приземляясь и балансируя в середине бревна и, например, над опорными стойка­ми, где жесткость опоры наибольшая.

В этой связи возникает вопрос об особенностях сохранения рав­новесия на неподвижной и подвижной опорах.

Мы уже приводили пример с цирковыми артистками (167), кото­рые практически с одинаковым успехом действовали как на свобод­ной проволоке, так и на туго натянутом тросе или бревне. Означает ли это, что механизм балансирования там и там одинаков?

В самом общем смысле это, действительно, так. Ведь любое балан­сирование это возвратно-колебательные движения около положе­ния наилучшего равновесия, выполняемые в системе, включающей в себя подвижные и фиксированные, опорные элементы. Только при работе на бревне или жестком тросе все уравновешивающие, компен­саторные движения совершают исключительно звенья тела гимнаст­ки, а при балансировании на опоре типа свободной проволоки эти колебания вместе с гимнасткой совершают и подвижные элементы снаряда, тогда как жесткая опора начинается «дальше», в точках крепления троса48. Иначе говоря, в последнем случае к системе под­вижных звеньев лишь добавляется еще одно звено. С точки зрения общефизической, разницы никакой, но в смысле координации дей­ствий гимнастки здесь есть очень существенное различие. Ни много, ни мало — меняется весь навык балансирования!

На бревне гимнастка стоит «со связанными ногами» и вынуждена для сохранения равновесия совершать компенсаторные действия вы­шерасположенными, более свободными звеньями, действуя соответ-

47 Если бы не соображения экономического порядка, давно следовало бы отка­
заться от жестких конструкций бревна. Придание вообще всем гимнастическим
снарядам оптимально рассчитанных упругих свойств, в том числе управляемых
и индивидуально перестраиваемых, несомненно, генеральное направление раз­
вития мировой снарядовой гимнастики.

48 Ср. с балансированием на кольцах.

как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru как схватиться за соломинку 168. как схватиться за соломинку - student2.ru БРЕВНО


Наши рекомендации