Переполох с румынским фляком
Прыжковая акробатика проникала на бревно медленно, с известными потрясениями, но верно. Если плеяда Ларисы Латыниной не знала ничего более сложного, чем «колесо» и «перекидки», то ее преемницы были просто вынуждены рисковать и идти дальше.
Первой ласточкой «настоящей» акробатики стал, естественно, переворот назад, «фляк». Естественно не только потому, что он проще сальто, но и потому, что это — ключ к дальнейшему развитию акробатических прыжков на бревне.
Впрочем, первые исполнители фляка на бревне, конечно, и не думали (не мечтали) использовать его для соединений. Фляк сам по себе призван был стать сенсацией. Достаточно было бы его просто сделать. И не упасть.
Понятно, что поиски техники надежного переворота назад начались сразу же. И поиски эти шли лихорадочно на всех гимнастических фронтах, самыми горячими из которых были в то время совете-
БРЕВНО___________________________________________________________
кий и — румынский. И вскоре выяснилось, что наши основные соперницы, румынские гимнастки, освоили своеобразное движение, позволявшее им действовать более уверенно, надежно и эффектно. Это был феномен «румынского фляка».
Если советские специалисты и их ученицы шли по классическому пути, стремясь прямо перенести технику партерного фляка на узкую опору, то их румынские конкуренты поступили если не умнее, то — хитрее. «Румынский фляк» (рис. 154-а) строился на махово-толчко-вой основе работы ногами (к.к. 1—2). Это, во-первых, означает, что, сохраняя как можно дольше опору о снаряд, гимнастка имеет возможность задать точное направление общего движения не только махом рук и движением туловища, как это имеет место при обычной технике с отталкиванием обеими ногами, но и махом свободной ногой. Во-вторых, при этом сокращается неконтролируемая, безопорная, фаза движения (к.к. 2—3): едва опорная нога покидает бревно (к. 2), как руки опять стоят на снаряде (к. 3), при том, что маховая нога прошла уже значительную часть пути, чего не было бы при отталкивании обеими ногами. В-третьих, сохраняется хорошая «свобода маневра» на случай ошибки: уже поставив на опору руки и одну ногу (к. 5), гимнастка имеет шанс выправить неточное движение другой ноги.
______________ 165. Переполох с румын ским фляком
На ряде «очных ставок» спор между румынскими и советскими гимнастками был, как будто бы, решен в пользу первых, но...
Но триумф «румынского фляка» оказался, как и следовало ожидать44, недолгим. Довольно скоро стало ясно, что эта техническая форма хороша лишь сама по себе, но мало пригодна в плане развития движения, в плане его дальнейшего использования какэнергообес-печивающего, разгонного элемента в связках. В этом смысле «румынский фляк» имеет целый ряд изъянов.
Первый из них — ослабление стартового отталкивания: оно не только делается одной ногой, но и маховая работа руками и туловищем оказывается ослабленной (ср. к.к. /на фиг. а, б).
Второй, прямо вытекающий из первого, низкая общая скорость движения, его вялость.
Третий, едва ли не важнейший, заключается в том, что технические различия в действиях ногами приводят к тому, что маховая нога приходит на опору гораздо раньше толчковой (фиг. а, к. 5). Врезуль-тате этого, при необходимости немедленного темпового отталкивания (последующее сальто! соскоки!) синхронной работы никак не получается, отталкивание выходит поочередным, «двухтемповым», растянутым, а значит — ослабленным.
Таким образом, выиграв «промежуточный финиш», румынки отстали в освоении более прогрессивной техники, что в дальнейшем и сказалось практически.
Но переход к более мощному фляку, выполняемому по модели настоящего акробатического, не был простым. Более того, этот пере-ходдоныне не вполне завершился; кое что в технике даже современных переворотов назад оставляет желать лучшего. Например, на фиг. «"показан фляк, выполняемый гораздо современнее, чем «румынский» (а), но легко и здесь заметить пороки последнего. Главный из них — явная последовательная постановка перед следующим отталкиванием (к.к. 7—8). Причина применения такой техники понятна и простительна: такой приход на опору надежнее. Однако надо помнить, что наращивание мощности фляка возможно только на пути его настойчивого и смелого сближения с обычным фляком на акробатической дорожке (160,161), а это означает: энергичный подсед с замахом (к. 1), низкое, очень быстрое полетное движение с под-
44 Автор этих строк, консультируя в тот период сборную СССР, настаивал на том, что «румынская техника» бесперспективна, и не имеет никакого стратегического смысла. Но соображения соревновательной тактики тогда все же перевесили...
БРЕВНО___________________________________________________________
черкнутым движением «в ход», вдоль бревна; постановка рук на опору с некоторым «сваливанием» плеч назад, по ходу движения (см. рис. 149-6, к.к. 4—5); курбет, снимаемый заметно «под себя» (если есть второй фляк) и — с возможно более синхронной, одновременной постановкой стоп, особенно если следует сальто. Такая постановка стоп требует особой работы, направленной на достижение максимально плотной, «впритирку» друг к другу, точной постановки стоп на опору (172).
166. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОМЕНТ: КОГОТОК УВЯЗ...
Одна из ситуаций, в которой проверяется устойчивость тела гимнастки на бревне — быстрые повороты в стойке или из стойки на ногах. Правда, наиболее яркие образцы такихдвиженийдемонстри-руют, скорее, не гимнастки, а артисты балета, особенно тогда, когда делают так называемые «туры» — повороты в прыжке (обычно не меньше, чем на 720° и нередко подряд неоднократно, «в темп»). Впрочем, еще более подчеркнутыми физические особенности этих движений становятся при их исполнении фигуристами, у которых слож* ность прыжков с поворотами — один из основных элементов состязания.
Наблюдая выполнение таких движений, порой можно видеть (у спортсменов нередко, у танцовщиков — как показательное исключение), что исполнителя, начавшего от опоры быстрое вращение, вдруг «ломает» и «сбрасывает», порой буквально, как если бы некая изрядная сила сорвала человека с ног. У фигуристов это сплошь и рядом вызывает откровенные падения на лед, у гимнасток — потерю устойчивости и схождение со снаряда.
В чем здесь дело? Откуда берется внезапно эта свирепая сила, комкающая всё движение?
Действительно, сила эта есть, действительно, появляется она как бы неожиданно и называется она «центробежным моментом». Чтобы понять природу этого явления, нужно вспомнить для начала, что такое «центробежная сила инерции».
Сила эта всем хорошо известна, так как возникает едва ли не на каждом шагу и в быту, и при работе технических механизмов, и в спортивной практике. Это она, центробежная сила, не дает жидкости пролиться, если мы, забавляясь, вращаем ведерко с водой над головой. Это она прижимает нас боком к стенке автомобиля при быстрых поворотах, отжимает белье в стиральной машине или... стремится разорвать группировку при многократных сальто, изгибает при
166. Центробежный момент: коготок увяз...
оборотах гриф перекладины с силой 300 и более килограммов, поднимает тело гимнаста над полом при кругах на коне или полу и т. д. и т. п.
Теперь представим себе гимнастку, заставившую свое тело довольно быстро вращаться вокруг его продольной оси (рис. 155-а). Здесь тоже действуют условия, при которых обязательно возникнет центробежная сила инерции. Сила эта будет действовать на каждую частицу массы тела гимнастки, стремясь «оттащить» эту частицу кнаружи от оси вращения (здесь — вертикальной). Поскольку массы тела располагаются по разные стороны от оси, центробежная сила будет тянуть каждую частицу масс в разных направлениях, по разным радиусам, и чтобы сохранить ранее заданную осанку, нужно в каждый данный момент времени держать тело так, чтобы все компоненты центробежной силы уравновешивались друг с другом. В простейшем случае это означает, что поза гимнастки должна иметь ось симметрии.
А что получится, если тело не уравновешено относительно оси вращения? На фиг. ^гимнастка допустила отклонение масс тела преимущественно в одну сторону (например, позволила одной или обеим рукам «отскочить» вбок). Ясно, что центробежная сила инерции, действуя на это неупорядоченное звено и не встречая никакого противодействия по другую сторону оси, потянет в сторону все тело, бу-
БРЕВНО
Перешагивая через стандарты
дет его поворачивать45 вокруг горизонтальной оси и произведет сброс.
Еще более неприятная ситуация на фиг. в. Здесь не стабилизированы и верхний, и нижний отделы тела, и возникающие при этом центробежные моменты будут ломать тело еще сильнее.
Возникновение сбрасывающих центробежных моментов особенно неприятно тем, что они действуют по принципу «коготок увяз, всей птичке пропасть»: как только возник хотя бы небольшой, но ощутимый разбаланс в расположении звеньев тела, так тут же центробежная сила начнет «вытаскивать» неправильно поставленное звено еще дальше, провоцируя еще более грубое нарушение движения. И если этому вовремя не воспротивиться, не выправить осанку, сброс неминуем. Чем выше при этом была начальная скорость вращения тела, тем труднее предотвратить сброс и тем катастрофичнее будут его последствия.
Естествен вопрос: означает ли все сказанное, что повороты на опоре и в прыжке должны выполняться только в строжайшей прямой осанке, как на фиг. а?
Нет, это не совсем так. Конечно, наиболее трудны и ответственны особенно быстрые вращения, такие, как у фигуристов. Четырехкратный поворот потребовал бы от исполнителя не только чрезвычайной мощности работы (высота и время полета, начальная «закрутка»), но и феноменальной точности, чистоты действий. Нужно было бы не только очень плотно и быстро сгруппироваться (то есть привести к телу руки, жестко соединить ноги, выпрямиться и, по возможности, оттянуться по продольной оси), но и достичь равновесного распределения симметричных звеньев относительно продольной оси тела. Однако чем ниже скорость поворота, и чем больше эффективная связь с опорой, тем больше допустимые вольности в движении, так как могущие возникать при этом сбрасывающие моменты не велики, и могут подавляться.
Однако отметим, что и при асимметричных позах возможны достаточно быстрые вращения. Ведь здесь важна не столько видимая симметрия позы сама по себе, сколько фактическое расположение масс тела относительно оси поворота.
И все-таки, главный практический вывод из всего сказанного сводится к требованию строгой осанки в быстрых поворотах. На-
45 Слов «момент» показывает, что центробежная сила инерции действует в описанной ситуации как «момент силы», то есть как сила, вызывающая вращательное движение.
сколько вам это удается, вы сразу поймете, если попытаетесь проверить себя, вращаясь побыстрее...
ПЕРЕШАГИВАЯ ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ
Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физической культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артисток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стойках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площадкой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала задумчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...
Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопросы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразумительно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и постоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, чтобы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».
Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, которые должны лежать в основе специальной равновесной подготовки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принципом перешагивания через стандарты».
О чем идет речь?
Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяется тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над полом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сразу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвижений вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьшение высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает
Исследования И. И. Розена.
БРЕВНО___________________________________________________________
гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нужно освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без ножек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классический принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступному».
Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения главного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?
Казалось бы—да, чего же еще?
Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным упражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теоретически обосновано и постоянно используется в тренировочной практике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4,6,10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл>г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!
Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на турнирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?
В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечивается особенно ярко.
Парис. 156—159 схематически развернуты возможности постепенного наращивания трудности учебных и тренировочных упражнений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с работы на полу (а) , затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавливаясь на этом, предлагать гимнастке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)
элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая максимальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, технически и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.
Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, поставленной на ребро (г, д).
Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существенно, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наиболее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).
БРЕВНО___________________________________________________________
Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Условно можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные задания, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.
Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомогательные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьируются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Таких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Нижняя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая площадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минимальной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на усложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.
Внимательный читатель поймает автора на упоминании об именно жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае тренироваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.