История переворотов: рождение
— расцвет...
в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие исполнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в полете недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тогда как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное прогибание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземления. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом».
Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х годов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысокого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникающее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натягивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в тазобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало характер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индикаторным положением для такого «лёта» было горизонтальное положение ног гимнаста конце «кипы» (к. 2).
По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46,47). Традиционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техника «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46,47).
Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гимнастки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено
было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворотом вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достойном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комитетах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопросами структуры, техники и реальной трудности гимнастических движений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды.
138. ИСТОРИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ПЕРЕРОЖДЕНИЕ...
Прыжки переворотом делались испокон веков, но до 70-х годов нисколько не выделялись по трудности в сравнении с «прямыми» прыжками. Прыжки лётом, имевшие в 50—60-х годах широкое распространение, даже предпочитались как более достойные. И действительно, простые перевороты вперед по своим структурным признакам —упражнения более простые и физически легкие, чем «лёты» (несмотря на вращение через голову — вещь, в общем-то, для подготовленного гимнаста элементарную).
Нов 70-х годах произошла революция. Молодое поколение гимнастов-мужчин, дерзая, прорвалось на качественно иной уровень переворотов, добавив в эти прыжки одноименное сальто.
Этот переход дался мужчинам, а несколько позднее и женщинам, очень нелегко: чтобы ввести сальто в переворот, понадобился целый порядковый скачок, означавший формирование, по сути дела, совершенно новой модели гимнаста-прыгуна. При всем почтении к таким титанам как Чукарин, Оно, Муратов, Шахлинидаже более молодым, таким как Воронин, нужно сказать, что они бы не смогли в принципе освоить такой прыжок нового класса. Для этого нужна была изначально другая технико-физическая подготовка, ориентированная на более высокий уровень: нужно было научиться иначе бегать, иначе толкаться ногами и руками, по-другому вращаться. И это произошло, но произошло не вдруг. Между поколением ветеранов и новой плеядой прыгунов, которые стали все более успешно осваивать «переворот-сальто» , должна была «лечь» прослойка из прыгунов-пионеров, энтузиастов, которые захотели бы дерзнуть и разучить совершенно новые прыжки рискуя если не здоровьем, то — сиюминутным успехом и престижем. Впрочем, так оно всегда и бывает.
ПРЫЖОК
Не только руками
Сейчас ординарные прыжки типа «переворот-сальто» стали для мастеров не только доступными, но и довольно банальными, едва ли не элементарными. Это означает, что на смену естественным начальным формам должны были придти и пришли более сложные и разнообразные формы переворотов: «куэрво», «роче», «цукахара» и др. На рубеже 90-х годов эволюция прыжков этого класса подошла к уровню, на котором развитие вообще всяких полетных движений может стать особенно плодотворным и богатым. Это уровень освоения движений выпрямившись (26,28,156).Стало возможным освоение переворотов вперед и сальто с прямым телом, а, значит, и вполне доступное, без лишнего «героизма», исполнение двойных вращений, наиболее сложных поворотов и т. д. То же самое относится ко всем прыжкам типа «цукахара», а также к прыжкам с рондатовым наскоком на мостик, боковым сальто и т. п.
Но исторические пути неисповедимы. Развитие гимнастических упражнений, конечно, подчиняется определенным законам, но идет дорогой времени подобно рыцарю, который на распутье выбирает лишь один из возможных путей, тогда как есть и совсем другие... Гимнасты могли бы и дальше плодотворно развивать, например, «лётовЫё» прыжки, но предпочли более легкие и зрелищные прыжки переворотом. И это понятно, естественно и, в общем, предсказуемо. Советский гимнаст А. Углев впервые показал прыжок, который позднее стал называться «цукахара», и можно было дальше успешно развивать это направление (что и осуществили женщины), но довольно скоро прыжок «цукахара» переродился в движение другого типа, и это не сразу заме-тили даже судьи и деятели ФИЖ, не говоря о тренерах и гимнастах. Сейчас подлинный «цукахара» мужчинами почти не исполняется, а его место (часто с тем же названием) занял совсем другой прыжок (145).
НЕ ТОЛЬКО РУКАМИ
Комментируя эволюцию «лётов» (137),мы видели, что совершенствование отталкивания руками там протекало за счет вовлечения в работу — кроме рук и звеньев плечевого пояса — еще и других отделов двигательного аппарата. Достаточно вспомнить столь характерную для модернизированного лёта «кипу» — акцентированное сгибание в тазобедренных суставах.
А что же перевороты? Как там исполнялось и исполняется отталкивание руками?
Строго говоря, никакое (никакое вообще!) отталкивание, с какой опорой оно бы ни исполнялось (ногами, руками, тазом т. п.), выпол-
няется не только и не столько действиями в приопорных звеньях, сколько всем двигательным аппаратом. Думать (и, что самое главное — пытаться делать) по-другому значит совершенно не понимать сути этого важнейшего двигательного действия. С этой точки зрения, отталкивание в опорных прыжках всегда было и остается генерализованным действием, знаем мы об этом или не знаем.
Другое дело, насколько эти тотальные действия всем телом выражены и как они технически выстроены!
Поколения гимнастов и гимнасток, не знавших прыжков класса «переворот — сальто», во всех фазах прыжка, включая разбег, действовали, с современной точки зрения, довольно вяло, маломощно, так, что и отталкивание руками чаще выглядело как изолированная работа рук и плечевого пояса (рис. 121-а). Не слишком активно разбегаясь, гимнаст наскакивал на руки с высоким замахом (136),с прямым телом, и далее, стремясь сохранить это «правильное» положение, «переваливал» вперед, за вертикаль с финальным доталкивани-ем кистями и с посильными действиями в плечах. Такая техника была удовлетворительной для 50-х, начала 60-х годов, но ныне казалась бы очень тяжеловесной и примитивной, а главное — совершенно бесперспективной в отношении возможного усложнения движения. Но даже эта техника содержала в себе (не могла не содержать) зачаточные элементы генерализованного отталкивания, правда, плохо выраженные из-за низкой мощности действий в целом, начиная с разбега.
Но с годами произошло то, что и должно было произойти: гимнасты-мужчины и гимнастки стали действовать мощнее, напористее, и двигательный аппарат стал работать при переворотах иначе. На фиг. б— типичная картина отталкивания при современном перевороте вперед. Исполнитель наскакивает на руки с нарочито низким замахом (гимнастки напрыгивают на коня, ставя руки на его ближний скат — во избежание соскальзывания кистей); тело при этом практически прямое или едва прогнутое32 (к. 1). Затем следует хорошо выраженная фаза амортизации (к.к. 1—2), когда тело прыгуна жестко, но
32 Начальное прогибание биомеханически необходимо как технический элемент, заранее задающий направление будущего изменения формы тела и смягчающий компрессию, возникающую при наскоке на руки. Низкий наскок на большой скорости с совершенно прямым и жестким телом вызывал бы опасный, направленный вдоль позвоночника удар. Любопытная аналогия: фехтовальщики в ходе схватки все время подгибают лезвие оружия, чтобы при лобовом столкновении оно сразу более мягко амортизировало, не провоцируя опасных прокалывающих ударов.
ПРЫЖОК____________________________________________________________
упруго «подседает», подчиняясь инерционному напору. При показанной на рисунке технике это происходит за счет движения плечами вперед (но без «сваливания» ими!) с одновременным прогибанием тела в грудной и поясничной частях туловища и одновременным рессорным «проваливанием» плечевого пояса. Окончание этой фазы обычно сопровождается максимальным давлением руками на опору (к. 2).
Немедленно после упругого «подседания» на опоре начинается выталкивание тела вверх от нее (к.к. 2—5). В описываемом случае эта выталкивание связано с мощным выпрямлением тела, по возможности синхронным во всех суставах. Обратим внимание и запомним, что физически, и анатомически это однонаправленные действия, они дают удаление масс тела от поверхности коня при одновременном сгибании в плечевых, межпозвонковых и тазобедренных суставах. Поэтому здесь вполне уместен столь же быстрый, как само отталки -вание, перевод головы на грудь, который не только удобен для ориентировки в пространстве, но и рационален как средство стимуляции мышц-сгибателей.
Иногда, в ответ на рассказ о технике такого (казалось бы, для всех очевидного) отталкивания, можно слышать: неужели для хорошего толчка нужно вот так специально подседать, прогибаться, а потом выпрямляться?
Нет, конечно, специально делать этого ни в коем случае не следует хотя бы потому, что все это происходит непроизвольно и очень быстро (все отталкивание, особенно мощное, вообще длится чуть больше одной десятой секунды; за это время можно только моргнуть). Главная задача прыгуна при исполнении подобных действий — все время удерживать высокий мышечный тонус, действовать достаточно «жестко», и тогда все остальное получится «само собой» (сравните с жестко-упругим приходом на опору при отталкивании ногами). Поэтому тренеру следует, хорошенько разобравшись в описанной картине, подумать — о чем следует гимнасту сказать, а о чем лучше до времени умолчать (см. также 154)...
Итак, описанное мощное отталкивание выпрямлением, казалось бы, весьма рационально и естественно. Однако и тут есть свои оговорки, о которых также следует знать.