Отдовиг - суррогат и «н1-р1»

В высшей гимнастике движения махом вперед в упоре на ру­ках следуют, как правило, за «отодвигом» из стойки или, по край­ней мере, высокого упора. Как и в других случаях с исполне­нием энергонасыщающих движений типа спадов (59, 60, 65), к современному отодвигу предъявляются высокие требования, кото­рые можно обобщить так: действовать на максимально доступной «оттяжке», достигая возможно более мощного, но управляемого дви­жения.

Если прямо следовать этому требованию, то отодвиг из стойки на руках должен выглядеть как нарис. 61-а: гимнаст падает назад с пря­мыми (!) руками, и, лишь подходя кжердям, сгибает руки лишь ров­но настолько (и не больше), насколько это требуется, чтобы полу­чить надежный упор на руках не «проваливаясь» в вис. Только при





отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru

таком спаде становится возможным исполнение широких, мощных и эффектных движений.

Но что мы видим на практике?

Очень часто гимнаст начинает сразу же со сгибания рук, умень­шая тем самым высоту потенциального движения вниз, а также мо­мент силы тяжести, «разгоняющий» движение спада (б). И уж совсем неприлично для продвинутого спортсмена выглядит робкий шко­лярский отодвиг, когда гимнаст, еще сохраняя баланс в стойке, вер­тикально опускается на согнутых руках (иногда чуть ли не в плечи!), а затем делает буквальный «отодвиг» (в). Именно от этих старых форм данный вид спада и получил свое название). Если это делается осознанно (и гимнаст знает, что существует более эффектная и эф­фективная форма спада), то — зачем?

Одна из причин здесь, увы, недостаточная силовая подготовка гимнаста, слабость мышц плечевого пояса, которые не справляются с перегрузками, возникающими при быстром спаде, вызывая, дей­ствительно, опасное «проваливание» в плечах, чреватое травмами в области грудины. Но и помимо угрозы травм, непосильные пере­грузки сковывают действия гимнаста, «залавливают» его, лишая воз­можности энергичного, точного действия.

Однако, можно с уверенностью сказать, что современный гим­наст достаточно высокого класса заведомо должен обладать достаточ­ной физической подготовкой, чтобы без опасения и особых затруд­нений действовать в условиях перегрузок, падающих на плечевой пояс при смелых отодвигах. Но, несмотря на это, суррогатные отодвиги по-прежнему нередки даже у сильных исполнителей. Почему?

Ответ на этот непростой вопрос — в следующем сюжете.

67. Жерди — коварный трамплин 67. ЖЕРДИ - КОВАРНЫЙ ТРАМПЛИН

Каждый знает, что жерди — упругая опора, которой можно иногда воспользоваться как трамплином, хотя и не всегда это получается. Порой упругая «отдача» жердей выходит несообразной, и движение срывается. Попробуем этом несколько прояснить.

Многое можно прояснить, если сравнить работу на жердях с от­талкиванием хотя бы от прыжкового мостика. Действительно, там, где в прыжках разбег и наскок, на брусьях — спад и приход в упор на руки. Амортизации мостика, вызванной инерционным напором пос­ле наскока, на брусьях соответствует аналогичное прожимание жер­дей после спада. Дополнительная деформация опоры там и там связа­на с действиями в фазе активного выталкивания. Наконец, в обоих случаях успех отталкивания зависит от достижения резонансного ре­жима работы, при котором временной период колебания мостика, нагруженного весом спортсмена, совпадает с периодизацией дей­ствий отталкивания. Если в мостик, что называется, нужно «по­пасть» (то есть точно уловить и активно использовать его упругую отдачу), то и в действиях на жердях требуется то же самое.

Однако, общие закономерности — одно, а частности — другое: если отталкивание в прыжках очень быстротечно, и совмещение нужных акцентов по времени там вопрос точности действий, то на брусьях аналогичные фазы гораздо больше отставлены друг от друга во времени и поэтому более вариативны в управлении.

Обычно проблема заключается в том, чтобы, действуя на упру­гих жердях и вынужденно провоцируя их отдачу, по возможности больше сблизить, а в идеале — слить по времени «прожимание» жердей, вызываемое спадом и активными действиями при отталки­вании.

На практике, однако, решение этой задачи зачастую неприятно затягивается: гимнаст долго бьется в поисках нужного ему «темпа»; при этом движение (чаще всего — упражнения типа кувырка в стой­ку на руках) легко идет с небольшого подстроечного отодвига, но как только высота спада наращивается, начинается непонятное: гимнаста преждевременно «бросает» вверх, сносит по жердям вперед и т. п. Как с этим бороться?

Увы, несмотря на ясность общей стратегии построения подобных движений, это тот случай, который не поддается стандартным реше­ниям, так как успех здесь зависит от целого ряда факторов. Это:

— реальная жесткость жердей (разная для разных брусьев и для разных зон опоры о жерди);

отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru БРУСЬЯ___________________________________________________________

—жесткость опорного аппарата гимнаста, прежде всего — степень напряжения мышц плечевого пояса во время активного взаимодей­ствия с жердями;

—вес тела спортсмена;

—общая энергия спада, зависящая (помимо веса тела) от высоты движения и степени «оттяжки»;

—мощность и характер активных действий в положении упора на руках и др.

Нетрудно заметить, что только один из названных факторов, а именно вес тела гимнаста — величина (в масштабах занятия) посто­янная. Остальные показатели могут, так или иначе, изменяться — как по воле гимнаста, так и помимо нее. Целый калейдоскоп причин!

Что же возможно сделать, если у гимнаста возникли проблемы с работой «на отдаче» жердей? Рассмотрим ряд примеров, дающих пищу для размышлений. Возьмем наиболее типичный случай — ото-двиг в упор на руках и последующие в нем действия.

Уже комментировавшийся спад на полной «оттяжке» (рис. 61-а) превосходен, если гимнаст с ним физически и технически справляет­ся. Такой спад дает сильную деформацию жердей и, при прочих рав­ных условиях, несколько более позднюю и мощную отдачу. Но вмес­те с тем, физически слабых гимнастов при таком спаде «залавливают» инерционные перегрузки, а в результате необходимые активные действия на опоре здесь могут запаздывать и терять в мощности.

Возможен, а часто просто вынужден более спокойный спад-ото-двиг (б), при котором гимнаст до поры сдерживает падение в упор на руках, свободно «отпуская» себя на жерди только с определенной вы­соты, найденной эмпирически. При этом жерди меньше деформи­руются, быстрее «отдают», а гимнаста не так сильно «зажимает» инер­ционными силами. Для тех, кто мучается с такими движениями, поиск нужной активности спада (включая его высоту и степень от­тяжки тела) может стать решением вопроса. Однако ясно, что по эф­фектности, стильности, этот вариант уступает первому.

В обоих упомянутых случаях важную роль играет мышечный то­нус мышц всего тела, но в особенности мышц плечевого пояса. Общее правило здесь очевидно: чем энергичнее спад, тем «жестче» должны быть «плечи», но главное, чтобы упругие характеристики мышечно­го аппарата (зависящие от напряжения мышц) и жердей соответ­ствовали друг другу, и возникал все тот же параметрический резонанс. При этом оказывается, что в случае спокойных спадов рамки вариа­тивности в подстройке мышц к условиям работы шире, чем при фор­сированных движениях, так как в последнем случае гимнаст работает

отдовиг - суррогат и «н1-р1» - student2.ru

на пределе возможностей, и управляемость движением падает. Но отсюда естественным образом вытекает все тот же банальный вывод: хочешь действовать мощнее, эффективнее, свободнее — работай над физической подготовкой, будь сильнее!

Парис. 62даны также для сравнения два разных способа сближе­ния с жердями при спаде. Они различаются степенями «прогона» тела при его вращении назад. В первом из них (а) к моменту прихода в упор на руках ноги и туловище значительно отстают в движении от рук, и можно ожидать, что упругая отдача произойдет раньше, чем гимнаст сделает нужный ему мах вперед в упоре на руках. Во втором варианте (б) тело гораздо больше продвинуто вперед в махе, и вероят­ная отдача жердей может удачнее совмещаться с действиями на опо­ре, имеющими отношение к исполнению основной стадии упражне­ния, хотя внешняя эффектность такого спада сомнительна.

Итак, существует целый ряд факторов, участвующих в организа­ции рессорного взаимодействия тела гимнаста с жердями. Манипу­лируя этими факторами, можно найти свою технику. Но вот совет: сталкиваясь с движениями, порождающими трудности взаимодей­ствия с упругой опорой, подумайте, прежде всего, не о поисках более тонкой индивидуальной техники, а о специальной физподготовке. Как правило, у гимнастов с мощными плечевым поясом описанных проблем — гораздо меньше!

Наши рекомендации